Организация работы отделения скорой медицинской помощи
1. Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляется фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче вызовов диспетчерской отделения скорой медицинской помощи.
2. Пострадавшие (больные), доставленные выездными бригадами отделения скорой медицинской помощи, должны быть безотлагательно переданы дежурному персоналу приемного отделения стационара с отметкой в "Карте вызова" времени их поступления.
3. В целях координации лечебно-профилактической работы, улучшения преемственности в обслуживании больных администрация больницы, в состав которой входит отделение скорой медицинской помощи, проводит регулярные совещания с руководством лечебно-профилактических учреждений, расположенных в зоне обслуживания.
4. Отделение скорой медицинской помощи не выдает документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, и судебно-медицинских заключений, не проводит экспертизу алкогольного опьянения. Выдает устные справки при личном обращении населения или по телефону о месте нахождения больных и пострадавших. При необходимости выдает справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных исследований, оказанной помощи и рекомендаций по дальнейшему лечению.
5. Контроль за деятельностью отделения скорой медицинской помощи осуществляет администрация больницы, структурным подразделением которой оно является.
Служба скорой медицинской помощи находится на переднем крае борьбы за здоровье человека.
Накопленный за годы ее функционирования в бывшем СССР, а ныне Российской Федерации опыт позволил установить, что существует прямая зависимость исходов тяжелых травм и неотложных болезненных состояний от времени прибытия врача к пострадавшим больным, а также от качества и объема оказанной им медицинской помощи на месте и по пути следования в стационар.
Оказание неотложной медицинской помощи в достаточном объеме в самые ранние сроки при травмах, несчастных случаях и внезапных заболеваниях является решающим фактором для спасения жизни пострадавших и больных.
Следует также отметить, что своевременность и качество оказанной помощи существенно влияют на продолжительность госпитализации, сроки временной нетрудоспособности и инвалидизацию.
Эффективность оказания такой помощи доказана многолетним опытом работы специализированных бригад в нашей стране, а для некоторых высокоразвитых стран этот опыт стал образцом для подражания.
Однако за последние годы на фоне негативных социально-экономических тенденций наблюдается значительный рост обращаемости населения за экстренной медицинской помощью.
На сегодняшний день при численности населения РФ 147,1 млн человек станции скорой медицинской помощи выполняют до 48 млн вызовов в год.
При этом интенсивный показатель обращаемости соответствует 321 вызову на 1 тыс. населения в год, в то время как 10 лет назад этот показатель в целом по стране не превышал 280.
Существенные изменения произошли в структуре заболеваемости.
Увеличивается число пострадавших с тяжелыми травмами, ранениями, отравлениями, осложнениями при острых сердечно-сосудистых заболеваниях, существенным образом повышающими летальность, в том числе на догоспитальном этапе.
В настоящий момент мы стали свидетелями значительного смещения вектора оказания экстренной медицинской помощи с госпитального этапа на службу скорой помощи.
К сожалению, почти в 60 % случаев служба скорой помощи выполняет не свойственные ей функции, помогая амбулаторно-поликлинической службе по оказанию помощи на дому и транспортировке больных.
Это приводит к тому, значительное количество выездов бригад скорой медицинской помощи больным и пострадавшим, действительно нуждающимся в экстренном поддержании жизненно важных функций, выполняется несвоевременно.
Недостаточно эффективно используются возможности специализированных бригад медицинской помощи, нередко вынужденных выполнять обязанности линейных врачебных бригад.
Положение усугубляется нарастающими в условиях финансового дефицита проблемами оснащения службы скорой медицинской помощи санитарнымавтотранспортом, современными средствами связи, обеспечением лекарствами и медицинским оборудованием.
Следует также признать, что оказание первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики, способное (по прогнозам специалистов) снизить обращаемость в "Скорую помощь" на 30-40 %, в силу "незрелости" этой службы в целом по Российской Федерации в настоящее время нереально.
Негативно сказываются на конечных результатах оказания скорой медицинской помощи отсутствие системы обучения населения оказанию первичной медицинской само- и взаимопомощи, недостаточная готовность к ее оказанию работников милиции, Государственной инспекции безопасности дорожного движения, пожарной службы.
Все это свидетельствует о насущной необходимости комплексного решения вопросов организации оказания экстренной медицинской помощи, гарантированной населению Конституцией и Законом об охране здоровья.
Организация этой помощи зависит от степени проработки этих вопросов законотворческой властью.
В последние годы ее развитию было уделено должное внимание со стороны Правительства Российской Федерации.
Однако целевая Федеральная программа "Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению РФ", принятая Правительством Российской Федерации в 1994 г. и направленная в основном на переоснащение службы санитарным автотранспортом, средствами связи, медицинским оборудованием, из-за скудного финансирования не была выполнена.
По этой же причине не был организован и Федеральный научно-практический центр скорой медицинской помощи, на который возлагалось научное обоснование дальнейшего развития и совершенствования службы.
В последние годы федеральные органы исполнительной власти осуществляют мероприятия по созданию необходимых условий для реализации Федеральной целевой программы совершенствования оказания скорой медицинской помощи населению РФ.
Подготовлен новый приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, в котором закреплены организационные основы службы.
Закреплены положения о ее подразделениях, введено положение об оперативном отделе, обновлены штатное расписание и перечень обязательного оснащения станций медицинским оборудованием и лекарственными средствами, ориентированными на оказание помощи в достаточном объеме.
Дополнительные возможности по реорганизации предпринимаются усилиями исполнительной власти регионов, где разработаны и осуществляются региональные целевые программы совершенствования оснащения скорой медицинской помощи населению территории (Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.).
Мероприятия по разработке и реализации местных целевых программ совершенствования оказания скорой медицинской помощи осуществляются органами местного самоуправления.
Однако этого недостаточно.
Реформирование службы скорой медицинской помощи и успешное решение многих ее проблем требует комплексного подхода и неотложного изменения нормативной базы, законотворческой инициативы федеральных органов законодательной власти.
В сохранении и преумножении всего лучшего, что было накоплено службой скорой медицинской помощи,— залог грядущих успехов.
Глава 2