Б. Метод фракционного введения малых доз инсулина
При отсутствии шприцов-автоматов можно использовать метод фракционного введения малых доз инсулина.
Рабочие дозы инсулина при данном методе введения аналогичны вышеуказанным и вводятся в/в струйно через каждый час.
В. Метод фракционного введения больших доз инсулина
В настоящее время данный метод не употребляется и представляет интерес только с исторической точки зрения.
Суть его состояла в многократном введении больших доз инсулина (однократная доза 40—60 ЕД и более) без должного внимания к инфузионной терапии, что довольно часто приводило к гипогликемии, отеку головного мозга, гипокалиемии, лактатацидозу, вызывавших высокий уровень смертности.
Лечение инфекционных и воспалительных заболеваний, при их наличии, осуществляется антибиотиками широкого спектра действия.
Если в основе инфекции и воспаления лежит острая хирургическая патология, например гангрена пальцев стопы на фоне диабетической ангиопатии, то совершенно бесспорным условием лечения кетоацидоза будет экстренное хирургическое вмешательство, однако перед его проведением больного нужно будет перевести из состояния декомпенсации хотя бы в субкомпенсированное состояние.
Выявление и лечение других заболеваний и состояний, вызвавших кому (см. соответствующее разделы), проводится с учетом основного фактора.
Симптоматическая терапия осуществляется по общепринятым методикам.
Гиперосмолярная кома
Гиперосмолярная кома наиболее часто встречается у лиц старше 50 лет с легким или среднетяжелым течением сахарного диабета, хорошо компенсируемым диетой или препаратами сульфанил-мочевины.
Гиперосмолярная кома встречается 1:10 по отношению к кетоацидотической коме, а смертность при ее развитии составляет 40—60%.
Этиология.
Данное патологическое состояние возникает при метаболической декомпенсации сахарного диабета и характеризуется крайне высоким уровнем глюкозы крови (55,5 ммоль/л и более) в сочетании с гиперосмолярностью (от 330 и до 500 и более мосмоль/л) и отсутствием кетоацидоза.
Патогенез.
В патогенезе на сегодняшний день существуют 2 нерешенных вопроса:
1. Почему столь безудержно растет гипергликемия?
2. Почему в этих условиях отсутствует кетоз?
Механизм данного патологического состояния до конца не изучен.
Предполагается, что большое значение в развитии высокой гликемии (до 160 ммоль/л) имеет блокада выделения глюкозы почками.
Гипергликемия сочетается с потерей жидкости, наступающей вследствие осмотической стимуляции диуреза, угнетения продукции антидиуретического гормона нейрогипофизом и снижения реабсорбции воды в дистальных канальцах почек.
При быстрой и значительной потере жидкости снижается ОЦК, происходит сгущение крови и повышение осмолярности за счет увеличения концентрации не только глюкозы, но и других содержащихся в плазме веществ (например, ионы калия и натрия).
Сгущение и высокая осмолярность (более 330 мосмоль/л) ведут к внутриклеточной дегидратации (в том числе и нейронов головного мозга), нарушению микроциркуляции в мозге, снижению ликворного давления, что является дополнительными факторами, способствующими развитию комы и появлению специфической неврологической симптоматики.
Клиника.
Провоцирующие факторы аналогичны причинам, вызывающим развитие кетоацидотической комы (см. выше).
Коматозное состояние развивается постепенно.
В анамнезе течение сахарного диабета до возникновения комы обычно было легким и хорошо компенсировалось приемом пероральных сахароснижающих препаратов и диетой.
За несколько дней до развития комы больные отмечают нарастающую жажду, полиурию, слабость.
Состояние постоянно ухудшается, развивается дегидратация (см. раздел 3.3.3. Дегидратация гипертоническая).
Появляются нарушения сознания — сонливость, заторможенность, постепенно переходящие в кому (см. главу 5. ОБМОРОК, КОЛЛАПС, КОМА).
Характерны неврологические и нейропсихические нарушения, галлюцинации, гемипарезы, невнятная речь, судороги, арефлексия, повышение мышечного тонуса, иногда появляется высокая температура центрального генеза.
Лабораторная диагностика.
В крови отмечается крайне высокий уровень гликемии и осмолярности, кетоновые тела не определяются.
Неотложная помощь.
Принципы оказания неотложной помощи при данном состоянии аналогичны таковым при лечении кетоацидотической комы и заключаются в устранении дегидратации, гиповолемии и восстановлении нормальной осмолярности плазмы, а правильная инфузионная терапия при гиперосмолярной коме приобретает еще большее значение, чем при кетоацидозе.
Инфузионная терапия.
В течение 1—2 первых часов в/в капельно, быстро вводят 2—3 литра 0,45% раствора хлорида натрия (гипотонический раствор), с последующим переходом на инфузию изотонического раствора и продолжают его введение на фоне инсулинотерапии до тех пор, пока уровень глюкозы плазмы не снизится до 12—14 ммоль/л.
После этого для профилактики развития гипогликемического состояния переходят на в/в введение 5% раствора глюкозы с назначением инсулина для ее утилизации (4 ЕД инсулина на 1 г глюкозы).
Оценка адекватности объема инфузионной терапии проводится по общепринятым критериям.
Довольно часто для купирования дегидратации у данной группы больных требуются очень большие объемы жидкости в размере до 15—20 л/24 часа.
Естественно, что инфузионная терапия должна включать в себя и коррекцию уровня электролитов (см. главу 3. ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНЫЙ ОБМЕН).
Учитывая, что при данной патологии отсутствует кетоацидоз, а следовательно, нет и метаболического ацидоза, использование буферных растворов не показано.
Инсулинотерапия
При проведении лечения данной патологии врача не должны смущать исходные крайне высокие величины уровня глюкозы крови.
Нужно всегда помнить о том, что гиперосмолярная кома возникает, как правило, у больных с легкой или средней степенью тяжести сахарного диабета, поэтому они очень хорошо реагируют на вводимый инсулин.
Исходя из этого, не рекомендуется использовать большие дозы данного препарата, а пользоваться методом постоянной в/в инфузии малых доз инсулина, причем первоначальную рабочую дозу не следует увеличивать более 10 ЕД/час (0,1 ЕД/кг).
Лактацидемическая кома
Развитие лактацидемической комы относится к редким и тяжелым осложнениям.
Ее возникновение возможно у больных сахарным диабетом с сопутствующими заболеваниями ССС, печени, почек при тяжелых формах шока, анемиях, лечении салицилатами, отравлениях этанолом или метанолом.
Патогенезобусловливается высокой гликемией на фоне дефицита инсулина, в ответ на массивный выброс катехоламинов в кровь.
Дефицит инсулина способствует накоплению пировиноградной кислоты, избыток которой, в свою очередь, вызывает усиление продукции молочной кислоты, а дефицит кислорода, неизбежный в данной ситуации, затрудняет переход пирувата в ацетил-СоА.
Кроме этого, катехоламины активируют анаэробный гликолиз, при котором увеличивается превращение пирувата в лактат.
В результате происходит накопление большого количества пирувата и лактата, что вызывает быстрое развитие молочно-кислого ацидоза, характеризующегося большим дефицитом бикарбонатных буферов, основной опасностью которого является угнетение функций сердечно-сосудистой системы с развитием брадикардии и падением минутного объема сердца.
Кроме этого, при лактацидозе возникает блокада адренергических рецепторов сердца и сосудов, нарушается хронотропное и констриктивное действие катехоламинов, что в конечном итоге может привести к возникновению необратимого шока.
Клиникаразвивается быстро, в течение нескольких часов.
Реже возможно медленное развитие данного состояния, которое будет проявляться постепенным нарастанием потери аппетита, появлением тошноты, болей в животе, рвоты, мышечной слабости, болями в мышцах при физической нагрузке, апатией, сонливостью или бессонницей.
Возможно возникновение психомоторного возбуждения, появление бреда.
При отсутствии лечения больной впадает в коматозное состояние.
Клинически отмечаются признаки дегидратации.
Дыхание становится глубокое, шумное, типа Куссмауля.
Отмечается тахикардия, гипотония.
Лабораторная диагностикастроится на определении высокого уровня пирувата, лактата (норма 0,62-1,3 ммоль/л) и смещения показателей КЩС в кислую сторону.
Неотложная помощь
1. Коррекция КЩС (см. главу 4. КИСЛОТНО-ЩЕЛОЧНОЕ СОСТОЯНИЕ).
2. Восстановление водно-электролитного обмена (см. главу 3. ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНЫЙ ОБМЕН).
3. С целью нормализации нарушенной энергетики клеток показано в/в введение 400—500 мл 5 % р-ра глюкозы с адекватным количеством инсулина.
4. Симптоматическая терапия.
Примечание. При данной патологии применение прессорных аминов неэффективно.
Гипогликемическая кома
Данное патологическое состояние возникает при уменьшении уровня глюкозы крови до 2,77 ммоль/л и ниже.
Этиология.
Самовольная передозировка препаратов инсулина, нарушение диеты, прием алкоголя, чрезмерное психическое напряжение, острая инфекция, голодание, повышенный метаболизм углеводов (тяжелая физическая работа, длительная лихорадка), печеночная недостаточность, гиперсекреция инсулина на фоне опухоли поджелудочной железы и т. д.
Клиника.
Предвестниками гипогликемической комы являются страх, тревога, ощущение сильного голода, головокружение, обильное потоотделение, тошнота, повышение АД, резкая слабость.
В предкоматозном состоянии отмечается психомоторное возбуждение, больной может стать агрессивным, появляются зрительные галлюцинации, наблюдается разобщение движения глазных яблок, положительный симптом Бабинского, обильное пото- и слюноотделение.
При развитии коматозного состояния характерно появление поверхностного дыхания, гипотонии и брадикардии.
Лабораторная диагностикастроится на определении низкого уровня глюкозы крови.
Неотложная помощь.
Лечение заключается в струйном в/в введении 40-60 мл 40% раствора глюкозы.
Если первоначальный диагноз был правильным и на фоне коматозного состояния не развилось никаких осложнений (прежде всего неврологических!), больной на «кончике иглы» приходит в сознание.
Как быть в тех случаях, когда требуется неотложная помощь а в наличии нет ничего для ее оказания?
Описаны случаи, когда в подобных ситуациях удавалось вывести больных из состояния гипогликемической комы, нанося им сильные болевые раздражения, например, щипание кожи, интенсивные удары по мягким тканям и т. д.
Как объяснить этот феномен?
При поверхностной коме сохраняется неспецифическая ответная реакция на сильное болевое раздражение (см. главу 5. ОБМОРОК, КОЛЛАПС, КОМА), что вызывает ответную реакцию организма — происходит массивный выброс в кровоток катехоламинов, которые в свою очередь осуществляют быстрое превращение эндогенного гликогена в глюкозу, благодаря чему и купируется гипогликемия.
После выхода из коматозного состояния пострадавший должен получить углеводы внутрь в форме быстро (сахар) и медленно (хлеб) усваиваемых продуктов, так как если гипогликемия возникла под влиянием пролонгированных форм инсулина, возможен рецидив.
ГЛАВА 16.
ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ
В данной главе рассматриваются вопросы лечения острых отравлений барбитуратами и транквилизаторами, фосфорорганическими соединениями, угарным газом, прижигающими ядами: уксусной кислотой, минеральными кислотами, щелочами; этиловым спиртом и его производными, суррогатами алкоголя: метиловым спиртом, этиленгликолем; ядовитыми грибами, дихлорэтаном.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТОКСИКОЛОГИИ
Токсикология (от греческого toxicon — яд и logos — учение) изучает острые и хронические отравления и решает широкий круг задач с привлечением многих смежных естественных наук, общей и органической химии, биохимии, физиологии, иммунологии, генетики и др.
Отравленияопределяются как заболевания химической этиологии, возникающие вследствие токсического воздействия химических соединений окружающей среды на организм человека.
Яд — это вещество, которое будучи введено в организм извне в минимальных дозах, вызывает расстройство здоровья или смерть.
Этиология отравлений определяется специфическим воздействием конкретного токсического вещества (Е. А. Лужников, Л. Г. Костомарова, 1989).