Общественное здоровье и здравоохранение

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Дальневосточный государственный медицинский университет»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

для студентов 3 курса стоматологического факультета

общественное здоровье и здравоохранение - student2.ru

Хабаровск, 2017

Авторы-составители:

Проф. Дьяченко В.Г.

Доц. Лемещенко О.В.

Доц. Кирик Ю.В.

Рецензенты:

Проф. Кораблев В.Н.

Проф. Антонова А.А.

СОДЕРЖАНИЕ

Темы № п/п Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля Стр.
Введение ……………………………………………………………
1. Общественное здоровье и факторы, влияющие на него
2. Основы медицинской статистики. Методика организации статистического исследования
3. Статистические методы оценки здоровья населения. Относительные величины в медицинской статистике. Анализ динамических рядов
4. Средние величины в медицинской статистике. Вариационные ряды и их параметры. Оценка достоверности средних величин
5. Измерение связи между изучаемыми явлениями. Корреляция и регрессия. Стандартизация относительных величин
6. Заболеваемость населения. Здоровье и болезнь как основные категории медицины. Медико-социальные проблемы здоровья и болезни
7. Медицинская демография как наука о демографических процессах. Статика и динамика
8. Экспертиза нетрудоспособности. Временная и стойкая нетрудоспособность. Врачебная комиссия медицинской организации и медико-социальная экспертная комиссия, структура и функции
9. Зачетное занятие

ВВЕДЕНИЕ

Цель и задачи освоения дисциплины

Цель освоения учебной дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение» состоит в овладении знаниями показателей и факторов, характеризующих и определяющих общественное здоровье, организационно-медицинских технологий, управленческих процессов, включая экономические, правовые, административные, организационные и др. внутриотраслевые и межсекторальные отношения, а также принципами организации медицинской помощи населению, системы, обеспечивающей сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения, лечения и профилактики социально-значимых болезней, тенденции развития здравоохранения в зарубежных странах.

При этом задачамидисциплины являются:

ü - приобретение студентами знаний медико-статистического анализа при изучении показателей здоровья различных возрастно-половых, социальных, профессиональных и иных групп населения;

ü - изучение студентами факторной обусловленности здоровья населения, роли образа жизни в формирования показателей здоровья населения и системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения;

ü - изучение студентами теоретических основ организации здравоохранения, особенностей организации медицинской (в т.ч. стоматологической) помощи взрослому и детскому населению, работникам промышленных предприятий и сельским жителям;

ü - обучение студентов принципам организации труда медицинского персонала в стоматологических учреждениях амбулаторного и стационарного типа;

ü - обучение студентов ведению учетно-отчетной медицинской (стоматологической) документации в лечебно-профилактических учреждениях, медико-статистический анализ показателей деятельности стоматологических учреждений;

ü - изучение студентами организации проведения экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности;

ü - обучение студентов управленческим процессам, правовым, организационным, осуществляемым в стоматологических учреждениях;

ü - изучение студентами вопросов экономики здравоохранения и деятельности стоматологических учреждений различных форм собственности;

ü - оценка качества оказания стоматологической помощи населению;

ü - формирование у студентов навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

ü - формирование у студента навыков управления персоналом.

Место учебной дисциплины в структуре ооп университета

Учебная дисциплина «общественное здоровье и здравоохранение» относится к циклу профессиональных дисциплин.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

& история медицины

Знания: выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину.

Умения: самостоятельно анализировать историческую литературу, формировать исторические обзоры.

Навыки:изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов.

& экономика

Знания: основных терминов и понятий, используемых в экономической теории.

Умения: анализировать и оценивать социальную ситуацию в России, а также за ее пределами; ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях.

Навыки:изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов.

& медицинская информатика

Знания: теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;

Умения: проводить статистическую обработку экспериментальных данных;

Навыки:пользоваться сетью Интернет для профессиональной деятельности.

Тема № 1

Рис. 1. Граф логической структуры темы

«Общественное здоровье и факторы, влияющие на него»

Общественное здоровье нельзя сводить к совокупности, сумме здоровья отдельных людей. Это иной уровень здоровья, который можно рассматривать как социологический.

Общественное здоровье отражает интегральное комплексное здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Оно - характеристика одного из важных (важнейших) свойств, качеств, аспектов общества как социального организма. Таким образом, общественное здоровье - такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для активного, продуктивного образа жизни, что и обуславливает направления его изучения (рис.2.).

общественное здоровье и здравоохранение - student2.ru

Рис. 2. Схема изучения общественного здоровья

Поскольку общественное здоровье примыкает к понятиям богатство, потенциал общества и др. для его измерения предполагается возможным применить понятие «потенциал общественного здоровья», «индекс здоровья». Этот индекс можно представить как соотношение факторов здорового и нездорового образа жизни. Потенциал общественного здоровья - это мера количества и качества здоровья людей, накопленного обществом, и его резервов, создаваемых активным здоровым образом жизни.

Понятие общественного здоровья, как функции общества, одного из сторон его качества имеет прямое отношение к стратегии и социальной политике в области охраны и улучшения здоровья населения. Оно позволяет полнее, всесторонне вскрыть социальную обусловленность здоровья людей, разработать действенные меры профилактики заболеваний, укрепления здоровья, развития здравоохранения.

Ведущими факторами, обуславливающими здоровье (и индивидуальное и общественное) выступают образ жизни - 50%, состояние окружающей среды - 15-20%, наследственность - 15-20% и здравоохранение (деятельность его органов и учреждений) - 10-15%. Эти данный социальная медицина выстроила на основе исследований Ю.П. Лисицы­на (табл. 1). Все эти факторы действуют в конкретных социальных и природных условиях, которые в свою очередь определяют, обуславливают их.

Таблица 1

Группировка факторов риска обусловливающих здоровье

общественное здоровье и здравоохранение - student2.ru

Согласно медицинской терминологии фактор риска здоровью - это определяющий здоровье фактор, влияющий на него негатив­но.

Факторы риска заболеваний – это факторы, увеличивающие вероятность возникновения того или иного заболевания.

Из табл. 1 видно, что более 50% факторов риска связаны с образом жизни человека. Такая же тенденция сохраняется и при изучении влияний на отдельные хронически протекающие заболевания, такие как сердечно-сосудистые, болезни органов дыхания, обменные, аллергические, эндокринные, онкологические, нейропсихические и другие расстройства (табл. 2).

Эти и другие заболевания, характерные для современной цивилизации, часто называют “болезнями цивилизации”, как правило, они не имеют строго определенной этиологии, т.е. конкретной причины заболевания, в отличие, например, от инфекционных или паразитарных болезней, где выявлена микробная природа. Причинами “болезней цивилизации” являются сумма факторов – социальных, психологических, генетических, объединяемых понятием неадекватного, нездорового образа жизни..

Таблица 2

Модель обусловленности общественного здоровья

(Ю.П.Лисицын, 1992)

Факторы риска в % Образ жизни Внешняя среда Генетиче­ский риск Здраво­охранение
В целом в популяции 50-55 20-25 15-20 8-10
В возникновении за­болеваний: ИБС (ишемическая болезнь сердца)
Сосудистые пораже­ния мозга
Рак
Диабет
Пневмония
Эмфизема легких, бронхиальная астма
Цирроз печени
Транспортные травмы
Самоубийства

По своей природе, происхождению факторы риска бывают первичные, вторичные, третичные и т.д. К категории первичных факторов риска относят такие, которые обычно действуют первично, являясь причиной заболевания.

Выделяют также различные патологические состояния, которые сами по себе являются заболеваниями и имеют свои первичные факторы риска. Они являются вторичными факторами по отношению к различным заболеваниям, например, артериальная гипертония является вторичным фактором для атеросклероза, ишемической болезни сердца.

В табл. 3 приведены данные ВОЗ о первичных и вторичных больших факторах в риска здоровью (с учетом их “рейтинга”).

Таблица 3

Факторы риска

общественное здоровье и здравоохранение - student2.ru

Кроме отдельных факторов риска, выделяют еще группы риска, т.е. группы населения, в большей степени, чем другие, предрасположенные к различным заболеваниям. К ним могут быть отнесены старики, дети, беременные женщины, лица, работающие на вредных производствах и пр. (табл. 4).

Число факторов риска здоровью согласно исследованиям со­циальной медицины велико и растет с каждым годом: в 1969 г. их насчитывалось не более 1000, сейчас — примерно 3000.

Сре­ди них в качестве главных, так называемых больших факторов риска, выделяют: курение, гиподинамию, избыточную массу тела, несбалансированное питание, артериальную гипертензию, психо-эмоциональные стрессы.

Таблица 4

Вариант 1

Данные изучения медико – социальной характеристики семей со здоровыми детьми и детьми-инвалидами представлены в табл.1,2.

Таблица 1

Вариант 2

Таблица 1

Вариант 3

Таблица 1

Субъективная оценка взаимоотношений между членами семей (в % от числа обследованных в данной группе)

Взаимоотношения в семье Контингенты Плохие Хорошие
Семьи с детьми – инвалидами (n -1200) 5.14 64.48
Семьи со здоровыми детьми (n -450) 2.88 70.92

Рассчитайте атрибутивный и относительный риск.

Таблица 2

Влияние семейного положения на приверженность грудному вскармливанию (%)

  Замужем (N -250)   Не замужем (N -280)
Грудное 69,0 45,0
Смешанное 24,0 30,0
Искусственное 7,0 25,0

Определите относительный и атрибутивный риск влияния семейного положение на приверженность грудному вскармливанию. Сделайте вывод.

Вариант 4

Данные изучения медико – социальной характеристики семей со здоровыми детьми и детьми-инвалидами представлены в табл.1,2.

Таблица 1

Вариант 5

Таблица 1

Вариант 6

Таблица 1

Субъективная оценка взаимоотношений между членами семей (в % от числа обследованных в данной группе)

Взаимоотношения в семье Контингенты Плохие Хорошие
Семьи с детьми – инвалидами (n -143) 15.14 74.48
Семьи со здоровыми детьми (n -458) 12.88 71.85

Рассчитайте относительный и атрибутивный риск.

Таблица 2

Влияние семейного положения на приверженность грудному вскармливанию (%)

  Замужем (N -750)   Не замужем (N -431)
Грудное 69,0 45,0
Смешанное 24,0 30,0
Искусственное 7,0 25,0

Определите относительный и атрибутивный риск влияния семейного положение на приверженность грудному вскармливанию. Сделайте вывод.

Вариант 7

Таблица 1

Литература.

1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).

2. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К., Лучкевич В.С. Социальная медицина и организация здравоохранения / Руководство для студентов, клинических ординаторов и аспирантов: в 2-х томах./ Т. 1. СПб – 1998. Стр. 42-45;115-135.

3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье. – М.: «Медицина»; 2003. Стр. 11-27;245-277.

4. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Пер. с англ.1994.

Контрольные вопросы:

1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания, основные задачи, объект и методы изучения.

2. Понятие об общественном здоровье и факторах, его определяющих.

3. Образ жизни, понятие и его структура.

4. Здоровый образ жизни.

5. Роль врача в формировании здорового образа жизни семьи.

6. Понятие медицинской активности членов семьи.

7. Основные принципы и виды профилактики.

8. Факторы риска: определение, классификация, методы оценки.

9. Факторы антириска.

10. Относительный и абсолютный риск.

11. Основные группы риска населения, их классификация

12. Концепция риска возникновения патологии.

13. Стратегия высокого риска, популяционная стратегия.

Тема № 2

Вариант №1

Ситуация: в городе Дальнегорске Приморского края широко распространен кариес зубов среди детей дошкольного возраста, на этом фоне наблюдается рост числа детей школьного возраста с декомпенсированным кариесом, а уровень КПУ у 12-летних школьников превысил показатель 5,5. Администрация муниципального образования г. Дальнегорск просит разобраться в ситуации и предложить программу действий..

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №2

Ситуация: в городе Холмске Сахалинской области за последние годы резко увеличилось число лиц, страдающих парадонтитом. На этом фоне увеличился уровень невынашивания беременности, мертворождаемость и преждевременное рождение детей. Администрация муниципального образования г. Холмск просит разобраться в ситуации.

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №3

Ситуация: в Амурской области на протяжении последних десяти лет имеет место некоторое увеличение случаев рождения детей с расщелинами верхней губы, мягкого и твердого нёба. Департамент Амурской области озабочен сложившейся ситуацией и просит помощи у стоматологов.

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №4

Ситуация: в Магаданской области у жителей поселков в местах дислокации горнообогатительных комбинатов и приисков на протяжении ряда лет имеет место прогрессирующее увеличение случаев флюороза зубов. Администрация Магаданской области просит разобраться в ситуации и предложить программу действий..

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №5

Ситуация: в Сахалинской области у жителей поселков, расположенных в месте дислокации нефтедобывающих предприятий и платформ (Охинский район) на протяжении ряда лет имеет место прогрессирующее увеличение случаев онкологических поражений слизистой полости рта. Администрация Сахалинской области просит разобраться в ситуации и сформировать план решения проблемы.

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №6

Ситуация: в Еврейской автономной области у жителей поселков, расположенных в месте дислокации шпалопропиточтоного завода (ст. Аур) на протяжении ряда лет имеет место прогрессирующее увеличение случаев онкологических поражение зубочелюстной системы. Администрация ЕАО просит разобраться в ситуации и предложить программу действий..

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №7

Ситуация: в Хабаровском крае у жителей поселков, расположенных в северных районах (Ульчский, Николаевский, им. П.Осипенко, Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский и Охотский р-ны) на протяжении ряда лет имеет место прогрессирующий рост распространения кариеса (до 100%) во всех возрастных группах населения. Уровень КПУ у детей 12-летнего возраста достиг 5,34 ±0,92. Правительство Хабаровского края просит разобраться в ситуации и предложить программу действий.

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №8

Ситуация: в Магаданской области у жителей поселков, расположенных в северных и восточных районах (Сусуманский, Ольский и др.) на протяжении ряда лет имеет место прогрессирующий рост распространения кариеса (до 100%) во всех возрастных группах населения. Уровень КПУ у детей 12-летнего возраста достиг 7,03 ±0,54. Правительство области просит разобраться в ситуации и предложить программу действий.

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Ориентировочная основа действий:

1. Необходимо определить цель и задачи проводимого исследования.

2. Разработать план статистического исследования, т.е. определить объект и единицу наблюдения; время и место проводимого исследования; силы (кадры), с помощью которых будет осуществляться исследование; инструментарий.

3. Разработать программу статистического исследования:

а) программу наблюдения, для чего из имеющихся в вашем распоряжении статистических документов выбрать 3-4 признака, характеризующих объект наблюдения;

б) программу разработки - по выбранным признакам составить комбинационную таблицу в строгом соответствии с правилами оформления статистических таблиц;

в) определить вид и метод наблюдения;

г) формы организации статистического исследования;

д) виды контроля;

е) подготовить схему программы статистического исследования.

Литература:

1. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения под редакцией академика РАМН Ю.П. Лисицына.- Казань, 1998.

2. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К. Социальная медицина и организация здравоохранения. Т.1, – Санкт-Петербург, 1998.

3. Методические указания к выполнению курсовых работ для студентов IY - V курса стоматологического факультета. Утверждено научно-методическим советом стоматологического факультета ДВГМУ. Составители: В.Г. Дьяченко, И.Ф. Служаев ─ Хабаровск. Изд. Центр ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава. 2007.

4. Основы медицинской статистики. / Учебное пособие для студентов и выпускников стоматологического факультета для специальности 040400 – «Стоматология»:. В.Г. Дьяченко, В.Б. Пригорнев. ─ Хабаровск. Изд. Центр ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава. 2007. 174 с.

5. Петри А., Сэбин К. Наглядная статистика в медицине. Пер. с англ. М: Гэо­тар-мед. 2003.

6. Белицкая Е. Я. Учебное пособие по медицинской статистике. «Медицина». Ленинградское отделение. 1972, с. 173.

Тема № 3 (А)

Вариант №1

Задача 1. В городе А. численность населения – 200.000 человек. Общая численность врачей-стоматологов в городе в 2006г. – 100. Показатели обеспеченности населения врачами стоматологического профиля составили на 10.000 населения в 1986г. – 2,5, в 1996г. – 3,9. Вычислите обеспеченность населения города врачами-стоматологами в 2006 году, определите вид этого показателя и его достоверность. Представьте обеспеченность врачами-стоматологами в виде показателя наглядности и рассчитайте показатели динамического ряда.

Задача 2. Нуждаемость в санации полости рта среди обследованных школьников старших классов, проживающих в городе А. и сельской местности, в возрасте 15 лет и старше:

Место проживания % нуждающихся в санации m
Город 58,4 1,2
Сельская местность 52,6 1,4

Оцените достоверность разности относительных величин и сделайте выводы.

Задача 3. При анализе деятельности лечебного учреждения города А., рассчитанный на 38 выписанных больных показатель летальности в стационаре составил 9%, ошибка его составила ±4,6%.

Оцените достоверность показателя летальности. Какое минимальное количество больных должно быть выписано из стационара, чтобы показатель летальности считался достоверным.

Задача 4. В хирургическом отделении городской больницы города А. применили в 54 случаях новое антисептическое средство и добились ликвидации нагноений после операций.

Значит ли это, что новое антисептическое средство абсолютно эффективно? Доказать, что отсутствие послеоперационных нагноений случайно.

Вариант №2

Задача 1. В городе В. численность населения – 300.000 человек. Общая численность врачей-стоматологов в городе в 2006г. – 150. Показатели обеспеченности населения врачами стоматологического профиля составили на 10.000 населения в 1986г. – 2,8, в 1996г. – 3,7. Вычислите обеспеченность населения города врачами-стоматологами в 2006 году, определите вид этого показателя и его достоверность.

адача 2. Частота достоверности диагнозов при ревматоидном артрите на основе экспертной оценки медицинской документации в стационарах города В. составила 58,8 % ± 4,0 %, а в поликлиниках 23,3% ± 3,0 %.

Оцените достоверность разности относительных величин и сделайте выводы.

Задача 3. Определите минимальное число девушек 16-19 летнего возраста, проживающих в городе В., у которых необходимо осмотреть полость рта с целью установления интенсивности поражения зубов кариесом (индекс КПУ) с точностью среднего результата, не превышающего 0,3 (D £ 0,3) при доверительной вероятности (р) равной 0,95.

Задача 4. В хирургическом стационаре освоили новый метод оперативного вмешательства при пороках сердца, однако все 18 больных, прооперированных в течение года по этой методике погибли. Доказать, что полученный результат послеоперационной летальности случаен.

Вариант №3

Задача 1. Из 2840 женщин, обратившихся в платную стоматологическую поликлинику города К. за неотложной помощью, у 475 был поставлен диагноз «пульпит». Рассчитайте относительный показатель, определите его вид и доверительные границы в генеральной совокупности.

Задача 2. Динамика заболеваемости сифилисом детского населения Города К. за 2002–2006гг. характеризуется следующими показателями (на 100.000 населения).

год заболеваемость сифилисом
2002г. 1,0
2003г. 2,2
2004г. 3,9
2005г. 6,0
2006г. 11,9

Представьте изменение уровня заболеваемости сифилисом в виде показателя наглядности

Задача 3. Определите, произошло ли достоверное изменение показателя заболеваемости сифилисом в 2006 году по сравнению с предыдущим годом, если известно, что численность населения города К. в 2005г. составляла 300000 жителей, а в 2006г. – 320000.

Задача 4. Испытание в клинике нового лекарственного препарата дало эффект в 15 случаях при 15 проведенных испытаниях. Следует ли отдать этому препарату преимущество перед другим, давшим при испытании только 85% эффективности?

Вариант №4

Задача 1. В городе М. из 1600 обследованных детей в возрасте 7 лет у 600 были выявлены осложненные формы кариеса зубов. Рассчитайте относительный показатель, определите его вид и доверительные границы в генеральной совокупности.

Задача 2. Динамика показателя младенческой смертности в городе М. за 2002-2006 гг. характеризуется следующими показателями на 1000 родившихся живыми.

Год Показатель младенческой смертности
2002г. 19,0
2003г. 17,8
2004г. 15,7
2005г. 17,2
2006г. 20,1

Представьте изменение уровня младенческой смертности в виде показателя наглядности.

Задача 3. Определите, произошло ли достоверное изменение показателя младенческой смертности в 2006 году по сравнению с предыдущим годом, если известно, что численность населения города М. в 2005г. составляла 480000 жителей, а в 2006г. – 500000.

Задача 4. В больнице города М. применили новую методику лечения остеомиелита верхней челюсти и в 8 случаях из 8 добились положительных результатов.

Значит ли это, что новая методика абсолютно эффективна? Если нет, то доказать, что отсутствие осложнений случайно.

Вариант №5

Задача 1. В районе Лазо проживает 49 932 жителя, в течение 2007 года родилось 681 ребенок, работает 383 средний медицинский работник, рассчитать:

а) показатель рождаемости на 1000 населения;

б) показатель обеспеченности средними медицинскими работниками на 10000 населения;

в) достоверность полученных результатов;

г) определить вид полученных показателей.

Задача 2. Определить, произошло ли достоверное изменение рождаемости в 2007 г. районе Лазо по сравнению с 2003 г., когда он составил 13,0 рождений на 1000 населения при m = ±0,5 на 1000 населения. Расчет произвести двумя способами.

Задача 3. Материнская смертность на 100000 родившихся детей в Российской Федерации составила (приведены фактические данные):

в 1985 - 54,0
в 1989 - 49,0

в 1997 –50,2

в 2006 – 25,0

Представить изменения уровня материнской смертности в виде показателя наглядности.

Задача 4. В хирургическом отделении городской больницы применили в 45 случаях новый метод лечения и добились ликвидации нагноений после операции. Доказать, что отсутствие послеоперационных нагноений случайно. Определить ошибку и доверительный интервал.

Вариант № 6.

Задача 1. В городе М. из 3260 обследованных детей в возрасте 7 лет у 760 были выявлены осложненные формы кариеса зубов. Рассчитайте относительный показатель, определите его вид и доверительные границы в генеральной совокупности.

Задача 2. Число медицинских сестер на 10 000 населения в Российской Федерации составила (приведены фактические данные):

в 1985 - 94,0
в 1989 - 99,0

в 1997 –97,2

в 2006 – 93,0

Представить изменения уровня обеспеченности медицинскими сестрами в виде показателя наглядности.

Задача № 3. При анализе деятельности стоматологической поликлиники города М. показатель частоты встречаемости заболеваний пародонта составил 15% при обследовании 160 пациентов, ошибка показателя составила ±3,6 %.

Рассчитайте, какое минимальное количество пациентов необходимо обследовать, чтобы показатель частоты встречаемости заболеваний пародонта считался достоверным.

Задача 4. В больнице города М. применили новую методику лечения перелома верхней челюсти и в 28 случаях из 28 добились положительных результатов.

Значит ли это, что новая методика абсолютно эффективна? Если нет, то доказать, что отсутствие осложнений случайно.

Вариант № 7.

Задача 1. В городе А. численность населения – 280.000 человек. Общая численность врачей-стоматологов в городе в 2016г. – 125. Показатели обеспеченности населения врачами стоматологического профиля составили на 10.000 населения в 1986г. – 2,8, в 1996г. – 3,7., в 2006 – 4,2. Вычислите обеспеченность населения города врачами-стоматологами в 2016 году, определите вид этого показателя и его достоверность.

Задача 2. При анализе деятельности стоматологической поликлиники города А. показатель частоты встречаемости заболеваний пародонта составил 18,75% при обследовании 160 пациентов, ошибка показателя составила ±3,61 %.

Рассчитайте, какое минимальное количество пациентов необходимо обследовать, чтобы показатель частоты встречаемости заболеваний пародонта считался достоверным.

Задача 3. Из 743 женщин, обратившихся в платную стоматологическую поликлинику города М. за неотложной помощью, у 14,6% был поставлен диагноз «пульпит», ошибка показателя составила ±1,5%. Из 762 женщин, обратившихся в государственную стоматологическую поликлинику города М. за неотложной помощью, у 12,8% был поставлен диагноз «пульпит», ошибка показателя составила ±1,4%. Рассчитайте достоверность разницы показателей двумя способами.

Задача 4. При применении нового метода исследования у 53 больных показатель частоты выявления злокачественных новообразований составил 100 % . Докажите, что точность нового метода неслучайна.

Тема № 3(Б)

Рис. 2. Графическое представление динамического ряда (доходы населения)

Точки с координатами (yt,t) соединяются отрезками прямых. Полученная ломаная дает наглядное представление о динамике исследуемого показателя. Статистические кривые, показывающие динамику изучаемых явлений, различаются по использованию координатных сеток, которые определяют характер графического представления, характер динамики. Различие состоит в выборе масштабов построения вертикальных и горизонтальных шкал, что приводит к изменению конфигурации кривых.

В статистической практике чаще всего применяются графические изображения с равномерными шкалами. По оси времени (абсцисс) отрезки шкалы берутся пропорционально числу периодов времени или дат По оси уровней (ординат) шкалы пропорциональны либо самим уровням, либо их логарифмам. Логарифмические шкалы применяются для рядов с резко изменяющимися уровнями, показывающих развитие явлений за длительный период времени.

Основная цель изучения и анализа динамических рядов – выявление тенденций, закономерностей в изменении явления. Если таковые будут выявлены за известный (базисный) период, то можно предположить, что они сохранятся какое-то время и в будущем. На основании этого возможно прогнозирование развития явления, а следовательно – и планирование определенных видов работ, связанных с данным явлением.

Прежде чем прогнозировать, необходимо проанализировать ряд, определить его параметры, по которым и выявляются закономерности изменения величин ряда.

Показатели оценки динамического ряда:

Абсолютный прирост — разность уровней данного года и предыдущего.

Темп прироста — процентное отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню.

Темп роста — процентное отношение последующего уровня к предыдущему уровню.

Используя статистический метод для характеристики динамических рядов, следует всегда исходить из необходимости предварительного качественного анализа сущности изучаемого явления. Без этого не может быть осмыслена статистика динамических рядов.

В связи с тем, что в значительной части случаев интерес к анализу динамических рядов имеет своей целью рассмотрение вопроса, а что же дальше?, то это выражается в нашем стремлении построить прогностические модели.

В большинстве случаев в клинической практике врача уровень исследования состояния пациента связан

Наши рекомендации