Йога и контроль сексуальной энергии.

Изначально в системе Хатха йоги существовало несколько тысяч асан, но, методом отбора было выделено восемьдесят четыре классические асаны. Они делятся на две главные категории: (1) асаны для улучшения физического здоровья и контроля ума, чувств и сексуальной энергии, (2) и позы для медитации и пранайамы. Среди асан, помогающих контроли­ровать сексуальную энергию, ведущее положение занимают «переверну­тые» позы. Это Ширасана (стойка на голове), Сарвангасана (поза всего тела) и Халасана (поза плуга). Помимо этих трех асан, для контроля сек­суальной энергии подходят Майурасана (поза павлина), Йога мудра (символ йоги), Ваджрасана (поза ваджры15), Паванамуктасана (поза ос­вобождения воздуха).

Начинать практику контроля сексуальной энергии необходимо с уп­рощенного комплекса асан, зависящего от конечных целей человека, его конституции и наличия дисбалансов в теле. Только по прошествию неко­торого времени можно приступать к выполнению вышеперечисленных асан. Вводить их стоит постепенно, начиная с двадцати - тридцати се­кунд, увеличивая время нахождения в асане на двадцать - тридцать се­кунд каждые полторы - две недели.

Противопоказаниями к выполнению этих асан являются психические расстройства, травмы, опухолевые процессы и некоторые другие заболе­вания. Лучше всего приступать к практике асан под руководством опыт­ного учителя йоги или аюрведического врача. При появлении первых признаков ухудшения состояния необходимо или снизить нагрузку, или приостановить занятия до консультации с авторитетом.

Эффект от применения этих асан достигается не только при их регу­лярном, трехразовом выполнении, но и сочетанием с дыхательными и медитативными техниками.

Дыхательные и медитативные способы контроля сексуальной энер­гии.

Сознательное регулирование глубины дыхания и частоты дыхатель­ных

______________________________________
15 Метательное оружие.

движений является наиболее эффективным способом очищения, об­новления и укрепления тела, ведь интенсивность и правильность дыха­ния, через контроль и балансирование Вата доша, напрямую связана с деятельностью нервной системы, координирующей все функции орга­низма. Древние мудрецы разработали подробную, очень сложную и глубо­кую науку, называемую наукой о Пране. Она объясняет связь между все­ми физиологическими процессами, протекающими в организме, состоя­нием психики, контролем сексуальной энергии, образом мышления и ин­тенсивностью и глубиной дыхательных движений. Это знание выходит за пределы привычной для нас современной науки о нервах, венах, арте­риях и нейрогуморальной регуляции организма или классической психо­логии. Дыхание - это грубое проявление основной жизненной функции организма любого живого существа - обмена Праной с окружающим ми­ром. Непрерывное регулирование дыхания и практика его задержки по­зволяет контролировать сексуальную энергию. Методы, позволяющие регулировать поток поступающей Праны и накапливать ее внутри орга­низма, называются пранайамой.

Не рекомендуется приступать к практике пранайамы до тех пор, пока человек не научится занимать удобное и комфортное положение. Асаны, которые устраняют физическое напряжение и обеспечивают ментальный покой, как раз и предназначаются для выполнения пранайамы. Их всего четыре. Это - Шукхасана (поза удовольствия), Свастикасана (благопри­ятная поза), Падмасана (поза лотоса) и Сиддхасана (поза мистических способностей). Во всех медитативных позах акцент делается на то, чтобы голова, шея и туловище были расположены на одной прямой, и позво­ночник был абсолютно ровным. Ровный позвоночник обеспечивает удобное положение и сводит к минимуму напряжение мышц и пот­ребление энергии организмом, а также облегчает и ускоряет подъем Кундалини.

Из дыхательно-медитативных техник наиболее простой и доступной считается Со-Хум медитация, являющаяся частью Саптана пранайамы.

Для выполнения этой пранайамы необходимо сесть в позу ученика -на колени и на пятки. Слегка прикройте подушечкдй большого пальца правой руки правую ноздрю и сделайте медленный глубокий вдох левой ноздрей. Во время вдоха мысленно пропойте слог «Со». На несколько секунд задержите дыхание. Раскройте правую ноздрю, одновременно с этим прикройте левую ноздрю подушечной среднего пальца правой руки. Сделайте медленный выдох правой ноздрей, равный по времени вдоху. Во время выдоха пропойте про себя слог «Хум». На несколько секунд за­держите дыхание. Задержка на вдохе должна равняться задержке на вы­дохе. Не меняя пальцев, сделайте медленный вдох правой ноздрей, одно­временно медитируя на слог «Со». Задержка дыхания, смена пальцев, выдох. Получается, что мы сначала выдыхаем одной ноздрей, потом ей же вдыхаем, меняем пальцы, и все повторяется с другой ноздрей. Четыре выдоха и четыре вдоха - один цикл. Выполняйте семь таких циклов. По­сле окончания упражнения немного посидите с закрытыми глазами. Лучше всего эту медитацию выполнять в Брахма мухурту - за сорок ми­нут до восхода солнца. Она является очень хорошим предшественником Джапа-медитации.

Можно не ограничиваться Со-Хум медитацией, а выполнять все семь упражнений из Саптана пранайамы. Они все выполняются в том же ис­ходном положении.

Следующим является так называемое «дыхание девушки, вдыхающей аромат жасмина». Разбейте вдох на семь подвдохов - сделайте семь ко­ротких резких вдохов, как будто вы пытаетесь уловить тонкий, чуть слышный запах духов. Задержите на несколько секунд дыхание. Сделай­те семь таких же выдохов. Задержите дыхание. Задержка на выдохе должна соответствовать по продолжительности задержке на выдохе. По­вторите семь таких циклов. По мере совершенствования упражнения, увеличивайте число вдохов и выдохов.

Выполняя следующее упражнение, сделайте глубокий вдох (но не максимальный), задержите дыхание, и, нагнувшись, положите голову на пол. Пола должны касаться и лоб, и нос. Не выдыхая, займите исходное положение. Только после того, как тело станет вертикально, сделайте медленный выдох. Повторите семь таких циклов. По мере совершенство­вания упражнения, постепенно увеличивайте задержку дыхания.

Следующее упражнение похоже на предыдущее, только ложиться следует не вперед, а назад, в Ваджрасану.

Пятое упражнение достаточно просто - медленное глубокое дыхание животом с задержкой на вдохе и на выдохе.

Оставшиеся два упражнения не рекомендуется выполнять без контро­ля аюрведического врача или учителя йоги.

Если происходит резкое обострение сексуального желания, его можно погасить с помощью задержки дыхания. В этом случае задержка дыхания выполняется сначала на вдохе (воздух держать до упора!), а затем на вы­дохе. Обычно необходимо сделать три - четыре цикла (на вдохе и на вы­дохе).

Наши рекомендации