К зачатию и рождению ребенка

Матхура Мандал даса

Ведический подход

К зачатию и рождению ребенка

Часть 1.

НАМААМИ ДХАНВАНТАРИМААДИ

ДЭВАМ СУРАСУРАИРВАНДИТА ПАДАПАДМАМ

ЛОКЭ ДЖАРААРУГБХАЙА МРИТЬЙУНААШАМ

ДАТААРАМИШАМ ВИВИДХАУШАДИНААМ

Я припадаю к лотосным стопам Господа Дханвантари, который служит сурам и асурам, исцелителя болезней пожилых людей, психических и физических болезней, покровителя лекарственных трав и минералов.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Уже достаточно давно меня начали посещать мысли о том, что необ­ходимо написать книгу, посвященную вопросу зачатия, рождения, вос­питания и лечения ребенка с позиции аюрведической науки. Если гово­рить о большей книге, столь необходимой всем желающим родить и вы­растить здорового ребенка, как специалистам-акушерам и педиатрам, так и родителям, то на ее издание потребуется достаточно круглая сумма, которой я не располагаю, поэтому приходится довольствоваться изда­нием нескольких небольших книг на эту тему. Первая из них - та, кото­рую вы держите в руках, следующая будет посвящена новорожденному, уходу за ним, болезням и способам их лечения, а также обрядам, совер­шаемым на первом году жизни ребенка; еще одна будет о дошкольном этапе жизни ребенка и последняя - о младшем школьном возрасте. Я на­деюсь, что все-таки придет то время, когда вся эта информация увидит свет.

Вполне естественно, что тема родов не нова и существует достаточное количество литературы по этому вопросу, но эти книги не полностью ох­ватывают и объясняют весь мистицизм этого удивительного процесса - обретения Душой Тела. В основном эти книги пишут люди, желающие привнести в это знание что-то свое, что-то новое, забывая, что новое - это хорошо забытое старое.

Я надеюсь, что эта брошюра поможет всем искренне желающим вос­пользоваться тысячелетним опытом Аюрведы. Я не советую Вам само­стоятельно, без знающего свое дело акушера принимать роды, это вели­чайшая ответственность, однако Вы можете правильно подготовиться к появлению на свет Вашего ребенка и помочь ему это сделать с макси­мальным приближением к ведическим стандартам. Если у Вас есть воз­можность, найдите частнопрактикующего акушера, который поможет Вам родить дома с соблюдением описанных здесь обрядов, если нет, то рожайте в роддоме, попросив ребенка к себе на грудь сразу же после ро­дов. Не стоит из древнего знания делать повод для фанатизма и мракобе­сия.

Я решил привести здесь и некоторые древние мантры и гимны на сан­скрите, которыми можно пользоваться для защиты ребенка от болезней, увеличения силы трав и для других целей. Некоторые особо выдающиеся личности, несомненно, сочтут их неавторитетными, на это не стоит об­ращать внимание, они взяты не только из аюрведических текстов, но и из Дамара Тантры, Ригведы и Атхарваведы.

К сожалению, ограниченный объем брошюры не позволяет мне цити­ровать необходимые места на санскрите и приводить перекрестные ссылки на аюрведические тексты, однако все желающие могут найти ин­тересующие их шлоки из соответствующих текстов в оригиналах1. Изо­бражение йоговских асан, о которых пойдет речь, можно также найти в соответствующей литературе (например, Свами Вишнудэвананда, "Иллюстрированная книга Йоги").

На аюрведическое знание никто не имеет право получить патент и ни­кто не может обладать на него эксклюзивным правом, оно принадлежит всем людям. Единственная просьба - при перепечатке или цитировании ссылаться на источник.

Я буду очень рад всем вашим вопросам, предложениям, идеям и по­желаниям, а также характеристике тех книг по Аюрведе, которые Вы чи­тали. Пишите мне в редакцию журнала «Гауранга» по адресу:

105203, г. Москва, Измайловский проспект 113-2

редакция журнала «Гауранга» (для Матхура Мандал даса)

С уважением,

Матхура Мандал даса адхикари. 29.11.1997.

___________________________________________
1 В данный момент на русский язык переводится Аштанга Хридайам, написанная Вагбхатой в начале нашей эры.

Энергетическое поле семьи.

Точно так же, как любая структура, объединяющая двух и более лю­дей, будь то класс, коллектив, группа друзей, соратников или религиоз­ное объединение, семья имеет свое энергетическое поле, называемое эгрегором. Общее энергетическое поле семьи складывается из суммы по­лей ее членов, в том числе растений и животных, живущих в доме. Сила и прочность этого семейного поля зависит не только от показателей ин­дивидуальных полей, но и от отношений в семье. Если в семье все любят друг друга и держатся друг за друга, то поле такой семьи очень большое. Оно способно выдержать любые провокации со стороны окружающих и поддержать равновесие, если, по тем или иным причинам, между члена­ми семьи возникнет ссора или непонимание. Если же в центре семьи сто­ит не семья как идеал, а кто-то из членов семьи, то энергетический ак­цент смещается в его сторону и общее поле недополучает подпитку. Если каждый стремится захватить эту нишу, то семья как семья прекращает свое существование. На ее месте вырастает просто клубок взаимоотно­шений не разваливающийся только по причине привычки, страха за бу­дущее, нежелания что-либо менять, отсутствия веры в собственные силы и человека, который мог бы все это изменить.

Громадную роль в образовании единого поля семьи играют семейные обряды, ритуалы и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Именно они представляют собой тот столп, на котором покоится весь энергетический костяк семьи. Заведенные раз и навсегда традиции явля­ются сильнейшим энергетическим источником. Обладая большим потен­циалом, они не позволяют человеку выйти за рамки их выполнения, за рамки семейного долга и блага семьи. Они, как хорошие гипнотизеры, держат членов семьи в своей власти. Чем старее они, чем больший про­межуток времени они существуют, тем больший потенциал они приобре­тают. В старые времена семьи были крепки своими традициями, именно они позволяли соединяться и жить вместе вроде бы разным людям. В наше время семейные традиции теряются, поэтому с каждым днем уве­личивается число разводов. Одним из важных ритуалов является еже­дневное подкармливание птиц и животных, особенно зимой. Он является обязательным для домохозяев, желающих процветания и счастья своей семье.

Помимо традиций, самих членов семьи и ее «иждивенцев» - растений и животных, воздействие на семью оказывают невидимые попутчики - домовые. От их благосклонности, хоть и в не очень большой степени, также зависит благополучие в семье. Чтобы их задобрить, надо предла­гать им остатки пищи, просить о помощи в выполнении домашних дел, помнить о них и уважительно отзываться. Существуют специальные за­говоры и заклинания, направленные на соискание благосклонности не­видимых хранителей домашнего очага. При переезде на новую квартиру домового обязательно приглашают переселиться вместе с новоселами.

Очень часто, сами того не замечая, люди принося в дом растения, жи­вотных или предметы, подтачивающие благополучие семьи. Они не обя­зательно обладают какими-то мистическими свойствами или прокляты. Нет. Просто они не совместимы с энергией семьи. К ним относятся пе­рья, изделия из крыльев бабочек, некоторые ракушки, ритуальные маски. Из растений это всевозможные плющи и вьющиеся растения. С живот­ными сложнее. Они обладают достаточно высоким сознанием, поэтому способны проявлять не только привязанность и любовь, но и ревность и ненависть. Подчас трудно сразу разобраться, какое влияние оказывает ужик, принесенный ребенком из ближайшего болотца.

Очень неприятно, когда в семье образуется так называемое погранич­ное состояние. Давайте попробуем представить семью как маленькую вселенную, имеющую только одну точку соприкосновения со всеми ос­тальными вселенными и мирами. Каждый из членов этой маленькой все­ленной несет на себе те или иные энергетические обязанности, чем-то напоминающие обязанности по дому и поддержанию семьи. Кто-то дом охраняет, кто-то убирает, кто-то готовит, кто-то добывает пищу. В быту эти обязанности распределить легче, чем на энергетическом уровне. Если семья не живет душа в душу, в ней идет энергетическая война. Наиболее сильный (не обязательно эта роль выпадает мужчине) занимает главенст­вующее положение и перестает выполнять свои обязанности. С этого мо­мента вся энергия и внимание семьи направляется на него. Остальные члены подсознательно чувствуют и понимают сложившееся положение, но у них не хватает энергии на то, чтобы изменить его. К слову, изменить его они хотят не как-нибудь, а в свою пользу, поставив себя в энергети­чески выгодную позицию. Если же они не хотят этой власти, то им не хватает энергии и решимости пойти на разрыв. Они не понимают, что сила-то есть, надо ее просто напрячь. Но в нас на протяжении многих со­тен, а, может, и тысяч лет культивировали непротивление и смирение со своим жалким положением. Мы превратились в жалкие подобия людей, которые не привыкли, чтобы их уважали и любили. Наши матери научи­ли нас терпеть, как научили их когда-то их матери. Терпеть научили, а жить достойно - нет. Не научили жить в семье, выполняя свои функции и обязанности, отдавая себя другому и полностью беря его себе. Человек привык брать, но не отдавать себя. Он всегда оставляет для себя кусочек свободы, лишая ее другого. Если бы этого не было, браки были бы креп­кими. Так вот, тот, у кого самая слабая (в смысле самовыпячивания) энергетика или кто не хочет воевать за место под солнцем, становится точкой соприкосновения с другими вселенными. Через него осуществля­ется контроль и отфильтровывание пагубного влияния окружающего ми­ра на семью. Чаще всего это ребенок, женщина или слабый мужчина. Ес­ли это ребенок, то в большинстве случаев это первый ребенок, но, если у него есть локти, а через некоторое время рождается еще один, то на КПП становится второй ребенок. Все самое плохое достается «пограничнику», он обычно бывает хилый и больной, капризничает, плохо спит. Самое обидное в том, что на этом месте как раз должен находиться тот, у кого самая сильная энергетика и кто действительно способен оберегать семью от внешних воздействий. В худшем случае такая семья тянет лямку без­радостной жизни, муж гуляет, женщина страдает, затухает, старится и чахнет. Или они разводятся, и счастье той женщины, которая нашла че­ловека, который действительно понимает всю описанную выше ситуа­цию, и хочет создать крепкую семью, базирующую на принципах любви и гармонии.

Давайте попробуем подвести итоги. Дом, в котором не живет любовь и гармония, нельзя назвать домом. В нем ночуют, едят, хранят вещи. Это не дом. Дом - это место, где люди любят, уважают и доверяют друг дру­гу, где тепло не от батареи, плиты или обогревателя, тепло всем, живу­щим в нем. Дом должен приносить радость и счастье, а не привязанность к жилплощади, так привычную для многих из нас...

Что такое доша.

Вся система аюрведической медицины покоится на двух китах - под­держании тела и его компонентов в равновесном балансе и лечение дис­балансов, если они все же возникли.

Что же такое компоненты тела? К ним относятся три доша, семь тка­ней и нечистоты. Давайте на некоторое время примем аксиому, что все в этом мире состоит из пяти наимельчайших кирпичиков - первоэлемен­тов. Они называются Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля. Это не просто какие-то взятые с потолка названия. У каждого из них есть свои, свойст­венные только им качества. Во время зачатия первоэлементы группиру­ются попарно (Эфир с Воздухом, Огонь с Водой и Вода с Землей), обра­зуя тем самым три наиглавнейших компонента тела - доша. Названия доша идут от названия основного первоэлемента, создающего их. Вата переводится как Воздух, Питта — как Огонь и Капха - как Вода или Слизь. Доша обладают теми же качествами, что и образующие их перво­элементы. Все в человеке зависит от них - его индивидуальная конститу­ция складывается из пропорционального количества доша, составляю­щих тело, его здоровье - зависит баланса тридоша, а болезни - от дисба­ланса; характер, привычки, сила или слабость - все без исключения. В каждом человеке от природы заложено определенное "количество" каж­дой из доша. Содержать в балансе все три доша очень сложно, поэтому Аюрведа и называет их болезненными началами3. В большинстве своем люди находятся под смешанным влиянием трех доша, поэтому их черты присутствуют в каждом человеке, но в разных пропорциях, обостряясь при усилении влияния соответствующей доша на человека.

Вата доша занимает главенствующее положение среди тридоша, так как она самая активная и подвижная из них. Еще бы - она состоит из Эфира и Воздуха - самых "неуловимых" из первоэлементов. Безусловно, каждая клеточка нашего тела состоит из всех трех доша, но все же основ­ными местами пребывания Вата доша в организме являются прямая кишка, да и вообще нижняя часть тела, таз, поясница и бедра. Подвижная Вата доша отвечает за все виды движения в организме, поэтому, где. движение, там и Вата. Она способствует биению сердца, пульсу, движе­нию импульсов по нервным стволам, костей в суставах, морганию, дыха­нию, глотанию и т.д. Вата доша не имеет в себе ни капли влаги - она очень сухая. Поэтому засуха, сухая пища, холодная морозная погода в сочетании с ветром, главным образом по утрам на рассвете, или вечером на закате, увеличивают Вата доша.

Тридоша тесно связаны с психической деятельностью человека. Вата доша выходит их состояния равновесия из-за сладострастия, тревоги и страха, и, как в замкнутом круге, способствует их усилению. Тревога по­рождает беспокойство, беспокойство - нетерпение, нетерпение перерас­тает в страх за будущее, страх вызывает метание, вот в целом типичный пример возникновение Вата дисбаланса. Но с другой стороны, у Вата доша много и положительных сторон. Она дает умственную и физиче­скую неутомимость, выносливость, быстроту реакции, подвижность, гибкость, развитое воображение. Излишек Вата доша из организма выво­дят с помощью клизмы, масляного массажа, всевозможных масел.

Если Вата доша в организме выходит из равновесия, у человека прояв­ляются следующие симптомы: спазмы, судороги, дрожание конечностей, дрожь в теле, боли, бессонница, запоры, газы, невроз, повышенное арте­риальное давление, менструальный синдром, артриты, люмбаго, псориаз, рассеянный склероз, одышка, истощение и др. Пожилые люди находятся под влияния этой доша, поэтому им противопоказано все то, что способ­ствует ее увеличению. Зимой они должны избегать переохлаждения, сквозняков, беспокойства и волнения. Людям Вата конституции проти­вопоказаны длительные голодания, особенно сухие.

Преобладание Вата доша дает человеку хорошую, но короткую па­мять. Люди, находящиеся под ее влиянием, быстро запоминают, но и бы­стро забывают информацию. Они очень редко бывают злопамятны, и не могут долго хранить обиду на сердце. Так как Вата доша самая подвиж­ная из всех доша, она чаще всего выходит из равновесия. Все заболева­ния начинаются с дисбаланса Вата доша. Это объясняется ее громадной подвижностью и активностью.

Первой доша, которая выходит из равновесия, всегда является Вата доша. Ее дисбаланс может возникнуть из-за малейшего пустяка - холод­ной ветряной погоды, долгого и нудного смотрения телевизора, беспо­койства за мужа или ребенка, поздно возвращающихся домой с работы или прогулки, нерегулярного питания. Переутомление и курение тоже вызывают дисбаланс этой доша. Людям с

____________________________________

3 Дословно - то, что постоянно выходит из равновесия

обостренной Вата доша не рекомендуется есть холодную (мороженое, холодное молоко или коктейль) или не разогретую пищу, все жареное и старое, пить холодную воду из-под крана, есть печенье, вафли, крекеры без должного количества жидкости. Острая, горькая и вяжущая пища также может вести к дисбалансу Вата доша.

Для того чтобы привести расстроившуюся Вата доша в равновесие, необходимо или снизить ее, или увеличить, в зависимости от вида нару­шения. Чтобы снизить ее уровень в организме надо придерживаться дие­ты, увеличивающей Питта доша, а чтобы увеличить - заняться пранаямой или соблюдать режим, увеличивающий ее.

Каждая доша начинает разбалансироваться со своего более тонкого, психологического или тонкопсихического проявления, к которому ведет неправильная, неадекватная реакция на людей или проявления окружаю­щего мира - адхарма, греховная деятельность. Все негативные эмоции, такие как злоба, ругань, ревность, зависть, блуд или гордыня приводят к тонким нарушениям тридоша. Эти нарушения при накоплении до опре­деленного уровня вызывают болезни.

Питта доша состоит из Огня и Воды, впитав в себя основные качества этих первоэлементов - жар и влажность. Концентрируясь в основном в сердце, печени, желчном пузыре, желудке и тонком кишечнике, Питта доша пребывает в средней части организма. Все горячее возбуждает и без того жаркую Питту - острая, богатая специями еда, соусы, жаркая, летняя погода, "горячительные" напитки и острые ощущения. Где огонь, жара там и Питта - это огонь пищеварения и огонь горячей крови, пот в жаркий полдень, желчь в печени, а так же глаза - это наиболее излюб­ленные ее места. Ее дисбаланс чаще всего возникает в полуденную жару и в полночь - во время наибольшей активности этой доша. Жаркая Питта доша не любит лето, и от всей души радуется наступлению осенней про­хладцы и зимних морозов, пригнетающих ее влияние. Излишек Питта доша из организма рекомендуется удалять с помощью слабительного и топленого масла.

Питта - достаточно активная доша, она управляет людьми в самом расцвете сил - от 20 до 55 лет.

Если Питта доша выходит из равновесия, у человека проявляются следующие симптомы: неприятный запах от тела, кожные заболевания, язвы (как наружные, так и внутренние), геморрой, болезни крови, изжо­га, болезни печени, гастриты, нарушение кожной пигментации, снижение зрения, повышение температуры тела, обмороки, раздражительность, злоба и гневливость.

Основными психологическими причинами дисбаланса Питта доша яв­ляются гнев, злоба, ненависть, нетерпимость.

Человек, имеющий Питта конституцию, имеет много положительных качеств - его предприимчивость не знает границ, а уверенность в себе может соперничать разве что с интеллектом, он очень любит рисковать. Твердость и целеустремленность в жизни - главные положительные ка­чества этого человека. Главный недостаток заключается в том, что такой человек движется к своей цели напролом, не выбирая средства, сшибая все и всех на своем пути.

Основное проявление дисбаланса Питта доша - повышение температу­ры тела. Питта доша - вторая по активности в организме, поэтому она в два раза реже, чем Вата доша, выходит из равновесия. Горячая и острая пища, запитая кислым яблочным или смородиновым соком или вином, приводит к выходу Питта доша из состояния баланса. На ее равновесие также влияет ваше отношение с окружающими: если вы злы, раздражи­тельны или у вас напряжения на работе или дома, можно твердо и увере­но сказать, что нарушен баланс Питта доша. Особенно часто это проис­ходит летом, в полдень или полночь, на голодный желудок.

Если случаи дисбаланса тридоша представить в виде дроби, то мы по­лучим следующую закономерность: число дисбалансов Вата доша будет составлять одну вторую от их общего числа, число Питта дисбалансов -одну треть, а число Капха дисбалансов - только одну шестую часть от общего их числа.

Люди, находящиеся под влиянием Капха доша достаточно редко по­сещают докторов - у них отменное здоровье и закаленный организм. В основном они оббивают пороги диетологов или эндокринологов в связи с избыточным весом или гормональными нарушениями. Капха доша со­стоит из Земли и Воды. Если смешать эти два первоэлемента, то полу­чится нечто тяжелое, тягучее, медлительное и сладкое, как патока; это и есть основные качества Капхи.

Капха доша - это слизь тела, поэтому основным местом ее локализа­ции являются легкие, полости в костях и слизистые оболочки. Одна из основных ее функций - смазывание и смягчение, поэтому жировые тка­ни, а так же семя находятся под ее управлением. Помимо этого, ей под­чиняются все эндокринные железы, потовые железы, ротовая полость. Много этой доша и в желудке. Капха доша медлительная и тяжелая, и поэтому все тяжелое влияет на нее: большое количество съедаемой пищи (и просто тяжелая еда), свинцовые тучи на небе, тяжелая физическая ра­бота. Капха доша очень сладкая, и если человек, находящийся под ее влиянием, будет есть много сладкого, то Капха доша обострится, и он может заболеть Капха заболеваниями, например диабетом.

Из психологических причин Капху обостряют невежество и лень, что приводит к продолжительным депрессивным состояниям. Медлительная Капха доша проявляется также в отсутствии быстрой реакции на резкие изменения окружающей среды.

Если Капха доша выходит из равновесия, у человека проявляются следующие симптомы: ожирение, гормональные нарушения, диабет, слабость при пробуждении, фронтиты и гаймориты, болезни верхних дыха­тельных путей, включая астму и аллергии, нарушения микроциркуляции крови, отеки, опухоли, давление, исчезновение аппетита, бледность ко­жи, слизь в моче и кале. Чтобы вернуть вышедшую из равновесия Капха доша в норму, необходимо или уменьшить ее с помощью средств, увели­чивающих Питта доша, или Вата доша, или увеличивать непосредствен­но ее саму посредством правильной диеты, в зависимости от вида дисба­ланса.

Капха доша отвечает за детские годы жизни человека, все дети нахо­дятся под ее влиянием. Им рекомендуется дневной сон после обеда, пи­ща, увеличивающая Капха доша, строго установленное четырехразовое питание, пребывание в тепле и т.д. Все это необходимо для того, чтобы она поддерживалась на необходимом уровне и не выходила из равнове­сия.

Люди Капха доша неповоротливые и ленивые, но, зато доброжела­тельные, мягкие и основательные в суждениях. Если за что-то берутся - обязательно доводят до конца с твердым упорством. У них медленная, неторопливая речь и мягкие манеры, так подкупающие окружающих. Они быстро отходчивы, могут сначала обругать, а потом сразу идти ми­риться.

Для удаления излишков Капхи из организма рекомендуется лечебная рвота, баня, потение и мед.

Каждая из доша подразделяется на пять субдоша, выполняющих бо­лее конкретные функции в теле человека.

Чистые конституции, где преобладает только одна из трех доша, встречаются достаточно редко, ведь человеческое тело состоит из комбинации всех трех доша, поэтому чаще всего встречаются люди с двумя или всеми тремя преобладающими доша.

В начале мы говорили, что тело состоит из трех компонентов - доша, тканей и нечистот. Главенствующее влияние на индивидуальную консти­туцию оказывают именно доша. Ткани и нечистоты являются участни­ками патологических процессов в организме, вызванных дисбалансом доша, поэтому все, что касается их, имеет значение только для аюрведического врача.

Тканей, формирующих тело человека, - семь. К ним относятся хилус4, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг и семя (яйцеклетка). Все они последовательно образуются из съеденной пищи. Каждая из семи тканей порождает несколько субтканей - тупиковых компонентов своей транс­формации. В процессе формирования семи тканей возникают побочные продукты - нечистоты. Это кал, моча, пот, выделения из глаз, ушей, но­са, половых органов, налет на зубах и языке и другие субстанции. Нечис­тоты не только являются побочными продуктами, которые немедленно должны выводиться за пределы организма. Они выполняют также мно­жество полезных функций, начиная от охлаждения тела до поддержания тонуса кишечника. При нарушении их образования могут возникать не­которые очень тяжелые болезни.

Если же Вам интересно узнать более подробно обо всех компонентах тела, индивидуальной конституции человека и методах аюрведического лечения болезней, то мы вынуждены Вас направить к другим источникам - оригинальным санскритским текстам или более популярным и напи­санным на русском языке «Введению в аюрведические методы лечения5» и книге, выход в свет которой планируется в начале 1998 года. Она назы­вается «Фундаментальные понятия Аюрведы».

Большая часть информации, которую вы найдете в этой книге, отно­сится к аюрведической педиатрии, или Кумара Тантре. К сожалению, большая часть знаний по этому вопросу уничтожена Временем, поэтому ее приходится по крупицам выискивать не только в аюрведических тек­стах, но и в других священных писаниях. Из аюрведических текстов на данный момент имеется только один педиатрический трактат - Кашйапа Самхита.

4 Только что переваренная пища.

5 Издана фондом «Помоги себе сам» в 1996 году.

Болезни влагалища.

Основной физической причиной возникновения болезней влагалища является прием нездоровой пищи. К более второстепенным факторам относятся неправильное положение тела во время сна, очень интенсивная половая жизнь, интенсификация процесса образования яйцеклетки, кармические предпосылки, применение искусственных заменителей полово­го члена из некачественного материала и другие причины. Если рассмат­ривать изначальные, психологические причины этих, да и всех болезней женской половой сферы, то одной книги не хватит. Давайте остановимся только на некоторых из них.

Нежелание быть женщиной, идущее из глубокого детства, является, пожалуй, главной и изначальной психологической причиной, тянущей за собой, как на веревочке, все остальные. Если в семье мама не любит па­пу, а папа не любит маму, отношения между ними, понятное дело, не са­мые прекрасные. Маме все равно как она выглядит, за собой она не сле­дит. В ее семье нет гармонии, поэтому на ее лице не сияет улыбка, а гла­за потухшие. Девочка, родившаяся в такой семье, из года в год смотрит на недовольное и несчастное мамино лицо и внутри нее возникает то­ненький, чуть слышный протест - я не хочу быть мамой. Она не замечает его, а если и замечает, то, в страхе, не обращает на него внимание. Мало того, она всячески стремиться избавиться от него, заставить замолчать.

Протестующий голос вроде бы исчезает, хотя на самом то деле он просто ушел еще глубже и перестал быть слышен. Вместо того, чтобы разобрать­ся с ним и понять истинную причину его возникновения, она затыкает уши. Да, она имеет в виду совсем другое, она хочет думать, что говорит, что не хочет быть как мама, а не мамой, но получается слишком буквально. Подсознание не воспринимает ни сравнений, ни отговорок, ни слова «как». Оно включает механизм, направленный на постепенное выведение из психики, поведения и склада ума женских качеств. В де­вочке начинает расти психологический «мальчик9». В этот момент есть две типичных манеры поведения. Следуя первому сценарии, женщина начинает доказывать себе, что она на самом деле женщина. Для этого есть множество способов. Второй сценарий более прост и прозаичен. Мальчик начинает брать верх. Слышатся крики об эмансипации, появля­ется запах дыма и перегара, исчезает утонченность и женственность. Ес­тественно, глубина процесса зависит от индивидуальной психической силы и сопротивляемости, а также от того, как глубоко он зашел...

Сложившаяся ситуация является безвыходной. Потому что женщина не ищет выхода. А если и ищет, то не предпринимает никаких попыток для того, чтобы порвать гордиев узел. Состояние вошло в привычку, за­костенело. Она плачет в подушку, считая, что ничего нельзя поделать, забывая, что сама руководит своей жизнью.

Совковский (простите за сленг, но другое слово подобрать невозмож­но) человек не правильно понял слово карма (как и многие другие санск­ритские слова). Для него карма это то, что не подлежит изменению, мо­нолит, фатум, мешок камней, который невозможно сбросить с плеч, кар­ма, одним словом. Для индуса карма это жизнь, которую он не только со­творил когда-то в прошлом своими греховными деяниями и она наступа­ет ему на пятки своими кознями, перекрывая кислород и лишая пути к отступлению, мстя. Карма это то, что он творит каждую минуту, меняя ее своими сильными поступками в ту или иную сторону. Карма не оторвана от человека, она его часть. Если человек захочет, он сможет изменить не только какие-то мелочи, но и всю ее, всю свою жизнь, вплоть до перено­са момента смерти10.

Вернемся, однако, к нашим женщинам. Данная проблема ведет к по­явлению целого букета болезней и недугов, в первую очередь урогенитального направления, вплоть до бесплодия. В этой главе давайте оха­рактеризуем болезни влагалища, а остальные рассмотрим в следующих главах. Мне не представляется возможным подобрать для всех двадцати соответствующие названия по классической номенклатуре, поэтому я ос­тавлю для них санскритские названия.

Атичарана. Возникает при чрезмерно интенсивной половой жизни (Вата дисбаланс). Характеризуется сухостью и жжением во влагалище. Пред началом лечения необходимо снизить на всю оставшуюся жизнь интенсивность сексуальных отношений.

Пракчарана. Возникает при раннем начале половой жизни (Вата дис­баланс). Характеризуется болями в боку, икрах, бедрах, крестце.

Удавритта. При сознательной задержке мочеиспускания или дефека­ции Вата доша выходит из равновесия, порождая раздражение влагали­ща. Симптомом этого заболевания является ярко выраженный менстру­альный синдром.

Джатагхни. Сухость влагалища, возникающая в результате Вата дис­баланса. Одновременно может совпадать с аменореей или гипоменореей.

Сачимукхи. Это заболевание возникает при приеме пищи, увеличи­вающей Вата доша во всем теле. Симптомы - сужение и сухость влага­лища.

Шущка йони. Возникает у женщины, имеющей привычку задерживать реализацию естественных потребностей организма к мочеиспусканию и дефекации, особенно во время месячных. Характеризуется появлением болей во влагалище. Вата нарушение.

Вамини. Появление звуков во влагалище во время менструации. Мо­жет сопровождаться болевыми ощущениями. Вата дисбаланс.

Сандха. Заболевание, характеризующееся проявлением симптомов накопления Ваты во влагалище, всех вместе или каждого по отдельно­сти, особенно у женщины со слабо развитой грудью и ненавидящей мужчин.

Махайони. Это увеличение Вата доша, характеризующееся сухостью во влагалище, мочеиспускательном канале, во рту, растрескиванием губ, расширением влагалища, болью и слабостью мышц. Лечится это, да и все остальные заболевания, вызванные дисбалансом Вата доша, путем снижения Ваты в малом тазу и во влагалище. Это может достигаться пу­тем приема сладкой, мучной и маслянистой пищи, прогреванием, масляным массажем, масляными

______________________________________________
9
Это является также одной из причин появления женского комплекса «кастра­ции».

10 Шри Ишопанишад, 2.

клизмами и спринцеваниями (доза масла должна быть небольшой). Для спринцевания подходит настойка Трипхалы или Трипхала гхрита.

Паиттики. Увеличившаяся Питта доша порождает жжение, изъязвле­ние стенок, жар, запах, изменение окраски (пожелтение, потемнение или посинение) и повышение температуры менструальной крови, увеличение ее количества. Все болезни, вызванные Питта нарушениями, лечатся с помощью трав и процедур, снижающих Питта доша. Из готовых препа­ратов рекомендуется Шатавари гхрита. Для масляного массажа можно использовать кокосовое масло, смесь оливкового масла и масла мяты. В качестве ароматерапии подходят сладкие масла, эвкалиптовое и мятное масло. Хорошо принимать отвар пастушьей сумки, подорожника. Обяза­тельны прохладные гигиенические ванны. Из рациона исключить кис­лые, острые и соленые блюда, жареную, старую и тяжелую пищу. Быст­рый эффект достигается с помощью гирудотерапии.

Рактайони. Влагалищные кровотечения. Лечение усложняется тем, что необходимо выявить первопричину возникновения кровотечения. В качестве полумеры можно принимать настой пастушьей сумки, а также Чйаванпраш, гречку, яблоки. Из рациона исключить жареную, кислую, острую и старую пищу.

Шлайщмики. Заболевание вызывается дисбалансом Капха доша и проявляется как слизистые выделения из влагалища, боль, чесотка и чув­ство холода. Все Капха заболевания лечатся приемом субстанций сухих и горячих. Для спринцевания используется настой солодки. Быстрых ре­зультатов дает уринотерапия. В рацион добавить ячмень, черный перец, семя сельдерея, мед. Исключить сладкую, крахмальную, старую, холод­ную и тяжелую пищу, молоко, бананы и кокос. На ночь влагалище сма­зывать медом, смешанным с Трипхалой.

Лохитакщайа. Аменорея или гипоменорея, вызванная совместным увеличением Вата и Питта доша. Во влагалище ощущается жжение, обесцвечиваются ткани, мышцы стенки влагалища слабеют.

Париплута. Если женщина Питта конституции во время полового акта сдерживает позывы к чиханию и отрыжке, происходит совместное нару­шение баланса Вата и Питта доша. Оно проявляется как влагалищные боли при прикосновении, отсутствие чувствительности, вздутие, легкое посинение или пожелтение стенок. Одновременно ощущается тяжесть в животе и мочевом пузыре, потеря аппетита, боль в боку, субфебрильная температура.

Упаплута. Молочница. Причина - дисбаланс Вата и Капха доша. Мо­жет сопровождаться жжением, небольшой болью, чувством переполнености.

Виплута. Если женщина не занимается личной гигиеной, во влагали­ще скапливаются нечистоты, привлекающие к себе всевозможные мик­роорганизмы. Основной симптом - чесотка влагалища.

Карнини. При совместном нарушении баланса крови, Вата и Капха доша, слизистая пробка блокирует яичники. Один из основных симпто­мов - аменорея, слабость, ригидность мышц влагалища, побледнение стенок.

Саннипатики. Совместный дисбаланс тридоша. Симптомы данного заболевания могут совпадать с несколькими болезнями, перечисленными выше. Болезни, имеющие двойную или тройную природу, лечатся препа­ратами и процедурами, снижающими проявление обоих доша.

Хотя большинство болезней влагалища оказывают на процесс зачатия лишь опосредованное влияние, они являются показателем дисбаланса всего организма, а в частности, половой сферы. Поэтому, если женщина хочет родить здорового ребенка, она должна устранить все эти симпто­мы, но, не забив их с помощью таблеток, а вылечив внутреннее состоя­ние дисбаланса, как физическое, так и психологическое.

Меноррагия.

Аюрведа считает главными причинами меноррагии прием несовмес­тимой пищи, переедание, алкоголь, недоваренную пищу, аборты, интен­сивную половую жизнь, переходы на длительные дистанции, стоячую работу, горе, истощение, волнение, ношение тяжестей, травмы, дневной сон, переохлаждение и т.д. Меноррагия бывает четырех видов - возни­кающая от дисбаланса Вата, Питта, Капха доша по отдельности, и всех трех доша вместе. Основным симптомом являются обильные месячные, сопровождаемые болью внизу живота и во всем теле.

Большая кровопотеря ведет к слабости, головокружению, обморокам, жажде, анемии, побледнению кожи и другим симптомам, характеризую­щим Вата нарушения.

При меноррагии, возникающей совместно с увеличением Капхи, в ор­ганизме наблюдаются признаки отравления, месячные имеют желтоватый или желтовато-белый оттенок, смешаны со слизью, неприятно пах­нут. Женщина быстро устает и чувствует тяжесть в теле.

При меноррагии, возникающей вследствие увеличения Питты, месяч­ные имеют желтый, голубой, черный или темно-красный цвет, горячие и льются подобно потоку.

При меноррагии, возникающей при увеличении Вата доша, месячные вязкие, кремового цвета, пенятся, кровотечение относительно скудное, сопровождаемое болями.

При меноррагии, возникающей при совместном дисбалансе всех трех доша, месячные выходят, словно течет жидкий мед или разогретое топ­леное масло, цветом напоминают костный мозг и ужасно зловонны.

Лечение этого заболевания зависит от вида дисбаланса. Основных на­правлений в его терапии четыре - остановка кровотечения, очищение ор­ганизма, нормализация баланса доша и лечение анеми<

Наши рекомендации