Особенности группового снаряжения в водном и лыжном путешествиях
Основными предметами группового снаряжения у туристов-водников являются байдарки, лодки или плоты. Каждое из них имеет свои разновидности и типы, однако все они должны обладать определенными мореходными качествами — плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, управляемостью, прочностью и т. п.Разборная байдарка. Наиболее универсальное судно для путешествия. Обладает большой легкостью, транспортабельностью и отличными ходовыми качествами, позволяющими использовать ее также под парусами и с бортовым мотором.Неразборные 2—5-местные деревянные или стеклопластиковые лодки используют в тех районах, где их можно взять напрокат на туристской базе или у местного населения. Лодка должна быть укомплектована запасными веслами, уключинами, ковшом для отливания воды, фалинями и спасательными средствами.В групповое снаряжение туристов-лыжников входят валенки. В зависимости от количественного состава группы их может быть 1—3 пары. Поскольку валенки нужны для костровых и кухонных работ на привале, а также как запасная обувь на случай порчи лыжных ботинок, их размер должен быть рассчитан на самую большую ногу в группе.Необходимо иметь также набор лыжных мазей (в особенности мазь для оттепели), пробки для их растирания, жировую смазку для пропитки обуви, запасные крепления.На маршрутах, проходящих вдали от населенных пунктов а также при отсутствии у туристов практического опыта ремонта лыж в походной обстановке или при сильных морозах рекомендуется взять одну-две запасные лыжи. При достаточно плотном насте и сравнительно равнинном рельефе целесообразно иметь несколько. нарт-волокуш, роль которых могут играть пластмассовые санки.Для походов второй и выше категорий сложности желательно иметь специальную палатку и переносную печку. Эти предметы снаряжения обычно изготовляются самими туристами или по их чертежам и раскрою различными мастерскими.Палатки, Утепленную зимнюю палатку можно сделать с двойным потолком и двойными стенками, отделенными друг от друга на 5-8 см. Внутренние стенки шьют из перкаля, наружные из непромокаемого материала. Вход в палатку представляет собой отверстие с рукавом. Рукав затягивается шнуром. Над входом имеется отверстие для дымовой трубы, на которую в месте соединения ее с тканью, палатки надевают асбестовую рубашку.Другой вариант — однослойная шатровая палатка. Она может иметь вертикальные боковые стенки высотой 50—70 см и шатровый верх с крутизной скатов в 40°. В центре палатки в качестве центрального кола ставят связанные лыжи. Вместо пола на снег стелят большой лист полиэтилена. Закраины палатки подгибают внутрь, а прижимают вещами. Для теплоизоляции под спальные мешки подкладывают пенопластовые коврики.
Общие требования к зимним палаткам: они должны быть достаточно просторными для размещения всей группы, достаточно высокими и легко просушиваться у костра (палатки легко обмерзают). В безлесной зоне дополнительными требованиями являются ветростойкость и воздухонепроницаемость палаток.
Подготовка снаряжения к путешествию и уход за ним
Перед путешествием необходимо проверить комплектность снаряжения и уточнить, подходят ли отдельные предметы снаряжения я другим. Снаряжение у всех туриотов в группе должно быть однотип» ным, что обеспечивает его взаимозаменяемость и облегчает прохожденив маршрута. Надежность снаряжения, соответствие его назначению должны проверяться в обстановке, близкой к походной. Выявленные недостатки сразу же устраняются и проводится профилактический ремонт. Испытание снаряжения проводится при максимально допустимых нагрузках. Так, лыжные палки (две вместе) должны выдерживать вес лыжника и не гнуться. Ледоруб не должен ломаться при статической нагрузке в 80—90 кг. При испытании ледоруба его кладут на опоры головкой и обоймой штычка и встают на середину рукоятки. При испытании байдарки проверяют ее остойчивость, доводя судно на безо-* пасном месте до оверкиля, умышленной перегрузкой определяют пределы плавучести и т. п.Подготовка снаряжения к путешествию выражается также в его доводке, подгонке, переделке или оборудовании дополнительными устройствами и приспособлениями для обеспечения лучшей эксплуатации и создания определенных удобств в пути.
Так, подготовка одежды состоит в подгонке ее по росту участников группы, укреплении петель, пуговиц, если надо, в утеплении, пропитке. Например, для продления срока годности шерстяных носков рекомендуется перед выходом на маршрут нашить на них заплаты из тонкого перкаля, старого капронового чулка или подследника. Можно также существенно продлить срок пользования носками, если вязать их пятку, подошву и нос сочетая шерстяную и капроновую нитки.
К штормовой куртке следует пришить дополнительные карманы, а уже имеющиеся снабдить застежками. Для зимних походов рукава штормовой куртки желательно изнутри обшить шерстяными манжетами, на краях рукавов сделать петли для подвязки рукавиц (варежек). Тем, кто собирается в горное путешествие, рекомендуется сзади и на колени брюк нашить непромокаемые накладки, в узкие штанины вшить снизу до колен «молнии», чтобы можно было не разуваясь снимать брюки, а к головному убору пришить небольшой марлевый полог для защиты от солнечных ожогов.
К рюкзаку для удобства его переноски за счет возможности вре« менного снижения нагрузки на плечи туриста можно прикрепить головную лямку, состоящую из двух пришиваемых к рюкзаку ремешков и наголовника из прочной ткани с пряжками и прокладкой из фетра или войлока (рис. 29). Ремешки следует пришивать на 5—8 см выше крепления плечевых лямок на расстоянии 22—25 см друг от друга. На станковых рюкзаках ремешки крепят на каркас рядом с плечевыми лямками.
Металлические детали ледоруба (лопатку, клюв, штычок) необходимо периодически затачивать, а во время транспортировки надевать на них чехлы из обрезков резиновых или полиэтиленовых трубок. То же относится и к штычку альпенштока. Деревянные детали (древко) рекомендуется перед походом покрывать тонким слоем лака или эпоксидного клея.Перед путешествием рюкзак, палатку, штормовой костюм, накидку (если они изготовлены не из прорезиненных или других непромокаемых материалов) надо пропитать специальными смесями.Одним из лучших вариантов является использование выпускаемых промышленностью водоотталкивающих палаточных пропиток. На обработку 1 кв. м хлопчатобумажной ткани расходуется 200 г препарата (смесь кремнийорганической смолы, катализатора и растворителя с пропелентом) в аэрозольной упаковке. Для достижения максимального водоотталкивающего эффекта ткань следует выдержать в развернутом виде трое суток.
Обувь пропитывается водоотталкивающей смазкой и при необходимости растягивается по ноге. Для этого ботин-са нужно подержать 10 мин в горячей воде (50—55°С). Температуру следует тщательно контролировать, так как при нагреве до 40° С кожа растягивается плохо, а при 60° С — портится. Вынув ботинки из воды, вкладывают в них стельки и горячими надевают на ноги (на одну-дзе пары толстых шерстяных носков). Походив в ботинках час-два, их снимают, набивают бумагой и смазывают. Пропитывают обувь при небольшом нагревании. Жесткие места ботинок (особенно швы) акку-ратно отбивают молотком.
Для легко бьющихся предметов надо сделать специальные защитные чехлы. Так, термометр для измерения температуры воздуха можно переносить в рюкзаке в металлической трубке диаметром около 2 см с поролоновыми прокладками.
Термос предварительно оберните мягкими вещами, фотоаппарат можно убрать в котелок или завернуть в мягкое и положить ближе к клапану рюкзака. Наиболее удароопасныее места рюкзака — у дна и наружные карманы. Ничего бьющегося класть туда нельзя. В карманы рюкзака, а также под клапан рюкзака кладут вещи, которые могут потребоваться в первую очередь: накидку на случай внезапного дождя, спички, костровую растопку, кружку, ложку и т. п.
Чтобы лекарства в аптечке или другие жидкости не проливались, на горлышки пузырьков рекомендуется надевать резиновые соски илч напалечники.
36)Понятие безопасности при занятиях туризмом.
Безопасность туризма - понятие комплексное и многогранное. Выделяют следующие подходы к определению безопасности:
безопасность туризма как отрасли экономики;
безопасность туристов как субъектов, пользующихся туристическими услугами;
безопасность дистинации от туристов, которые могут нанести ей вред.
Безопасность туристов может включать безопасность транспортную, подразумевающую перемещение туриста с места жительства до планируемого места отдыха, безопасность непосредственно территории, на которой турист предполагает находиться, а также безопасность деятельности, которой турист собирается заниматься. В узком смысле безопасность туризма включает в себя личную безопасность туристов, а также сохранность их имущества. В широком значении безопасность туризма - это защищенность жизненно важных интересов участников туристского процесса (самодеятельных туристов, потребителей услуг туристской индустрии, предпринимателей туристской индустрии, работников туристской индустрии, социальных общностей (население туристских территорий (районов) и т.д.)) от внутренних и внешних угроз безопасности, а также защищенность окружающей среды от негативных факторов, обусловленных развитием туризма.
Опасности, подстерегающие туристов, по своей природе случайны, т.е. подчиняются законам теории вероятности (вспышки опасных инфекционных заболеваний; ураганы, кражи и т.д.); потенциальны, т.е. носят скрытый характер, они неопределенны во времени и в пространстве (извержение вулканов; наводнения, землетрясения и т.д.); перманентны, т.е. существуют постоянно, действуют непрерывно (высокая влажность; загазованность атмосферы города и т.д.); тотальны, т.е. они всеобщи, от них не скрыться, они проявляются везде и всегда. Поэтому каждому туристу угрожает опасность. Если опасность реализуется, то она причиняет вред здоровью, который проявляется в травмах, болезнях, нервных потрясениях, инвалидных и летальных исходах.
Необходимо подчеркнуть, что абсолютной безопасности в туризме не бывает; всегда существует некоторый остаточный риск. Следовательно, безопасность - это такой уровень опасности, с которым на данном этапе экономического и туристского развития можно смириться. Безопасность путешествия - это допустимый риск.