О.Ю. Лютовой - замдиректора по учебной работе
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТА
для студентов
Разработано:
О.Ю. Лютовой - замдиректора по учебной работе
Л. Г. Мининой- старшим методистом
Нижний Новгород
Год
Уважаемый студент!
Реферат является обязательной формой внеаудиторной самостоятельной работы студента, осуществляемой под руководством преподавателя дисциплины, междисциплинарного курса (далее - МДК) согласно плану – графику (Приложение 1). Консультации по выполнению реферата проводятся в рамках учебных часов в ходе изучения дисциплины, МДК.
В нашем понимании реферат – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.
Выполнение реферата направлено на углубление, систематизацию и закрепление теоретических знаний по дисциплине (МДК), а также на привитие Вам умений самостоятельно обрабатывать, обобщать и кратко систематизировать материал.
Настоящие методические рекомендации (далее - МР) определяют порядок работы над рефератом, содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению реферата и практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты.
Подробное изучение рекомендаций и следование им позволит Вам избежать ошибок, сократит время, поможет качественно написать, оформить и защитить реферат и получить положительную оценку.
.
Желаем Вам успехов!
СТРУКТУРА РЕФЕРАТА
Структура реферата включает в себя следующие элементы:
ü титульный лист (Приложение 2);
ü содержание (Приложение 3);
ü введение;
ü основная часть (главы и параграфы);
ü заключение;
ü список источников и литературы;
ü приложения.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РЕФЕРАТА
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
1. Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.
2. Основной – работа над содержанием и заключением реферата.
3. Заключительный – оформление реферата.
4. Защита реферата (на занятии, зачете, дифзачете, экзамене и. т. д.)
Выбор темы реферата
Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Заинтересованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, не стоит спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Надо попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно.
При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.
Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с научными публикациями по определенному вопросу, можно воспользоваться библиографическими указателями. Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы.
Работа над введением
Введение – одна из составных и важных частей реферата. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.
1. Вступление–в этой части работы формулируется проблема.
2.Обоснование актуальности выбранной темы- это, прежде всего, ответ на вопросы: почему я выбрал (а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала, почему это следует изучать? Можно и нужно связать тему реферата с современностью. Актуальность исследования рассматривается с позиций социальной и практической значимости. В данном пункте необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в различных трудах.
3.Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к ним.
4.История вопроса– это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны.
5.Вывод–это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.
Объем 1- 2 компьютерных листа формата А4.
Работа над основной частью
Основная часть реферата содержит материал, который отобран и систематизирован для рассмотрения проблемы. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных научных источников, также должна включать в себя собственное мнение автора и самостоятельно сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
Движение мысли должно быть от описания к объяснению и только потом к результату (прогнозированию или выводу).
Все главы работы должны быть логично взаимосвязаны. Все параграфы и подразделы должны быть подчинены главному направлению темы, органически связаны между собой и являться логическим продолжением один другого. Вместе с тем, каждая глава должна носить самостоятельный законченный характер.
Необходимо обратить особое внимание на формулировки выводов, сделанных в конце каждой главы. Выводы должны отражать в кратком виде существенные конечные результаты, полученные в данной главе, и иметь соответствующее обоснование в тексте.
Объем 8- 10 компьютерных листов формата А4.
2.6. Работа над заключением
Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:
- основные выводы в сжатой форме;
-оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.
Объем 1-2 компьютерных листа формата А4.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТА
Оформление текстового материала
Текстовая часть реферата должна быть представлена в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2,5; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем - 10-14 страниц. Все страницы реферата должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним приложением. Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная с введения и заканчивая последним приложением. Номер страницы ставится на середине листа нижнего поля.
Весь текст реферата должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на разделы (главы) и подразделы (параграфы). В содержании работы не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий глав и параграфов. Названия разделов (глав) и подразделов (параграфов) должны отражать их основное содержание и раскрывать тему.
При делении реферата на разделы (главы) (согласно ГОСТ 2.105-95) их обозначают порядковыми номерами – арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа.При необходимости подразделы (параграфы) могут делиться на пункты. Номер пункта должен состоять из номеров раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта, разделённых точками. В конце номера раздела (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят.
Если раздел (глава) или подраздел (параграф) состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.
Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы (главы), подразделы (параграфы) должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Наименование разделов (глав) должно быть кратким и записываться в виде заголовков (в красную строку) жирным шрифтом, без подчеркивания и без точки в конце. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов.
Нумерация страниц основного текста и приложений, входящих в состав реферата, должна быть сквозная.
Если в тексте реферата присутствуют таблицы, схемы, графики, то они должны сопровождаться соответствующими ссылками и комментариями.
Оформление иллюстраций
Все иллюстрации, помещаемые в реферат, должны быть тщательно подобраны, ясно и четко выполнены. Рисунки и диаграммы должны иметь прямое отношение к тексту, без лишних изображений и данных, которые нигде не поясняются. Количество иллюстраций в реферате должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует размещать как можно ближе к соответствующим частям текста. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми.
Ссылки на иллюстрации разрешается помещать в скобках в соответствующем месте текста, без указания см. (смотри). Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации записывают, сокращенным словом смотри, например, см. рисунок 3.
Размещаемые в тексте иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами, например: Рисунок 1, Рисунок 2 и т.д. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации должен состоять из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации, например Рисунок 1.1.
Надписи, загромождающие рисунок, схему, необходимо помещать в тексте или под иллюстрацией.
Оформление таблиц
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным и кратким. Лишь в порядке исключения таблица может не иметь названия.
Таблицы в пределах всей записки нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией, перед которыми записывают слово Таблица. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово таблица в тексте пишут полностью, например: в таблице 4.
Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении. Допускается помещать таблицу вдоль стороны листа.
Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой, при этом в каждой части таблицы повторяют ее шапку и боковик.
При переносе таблицы на другой лист (страницу), шапку таблицы повторяют и над ней указывают: Продолжение таблицы 5. Название таблицы помещают только над первой частью таблицы.
В графах таблиц не допускается проводить диагональные линии с разноской заголовков вертикальных глав по обе стороны диагонали.
Основные заголовки следует располагать в верхней части шапки таблицы над дополнительными и подчиненными заголовками вертикальных граф. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
Все слова в заголовках и надписях шапки и боковика таблицы пишут полностью, без сокращений. Допускаются лишь те сокращения, которые приняты в тексте, как при числах, так и без них. Следует избегать громоздкого построения таблиц с «многоэтажной» шапкой. Все заголовки надо писать по возможности просто и кратко.
Если в графе таблицы помещены значения одной и той же физической величины, то обозначение единицы физической величины указывают в заголовке (подзаголовке) этой графы. Числовые значения величин, одинаковые для нескольких строк, допускается указывать один раз (см. таблицы 3, 4).
Примечание к таблице помещают сразу под ней, выполняют курсивным шрифтом и сопровождают надписью: «Примечание к таблице…» с указанием номера этой таблицы.
Оформление приложений
В приложениях помещают материал, дополняющий основной текст.
Приложениями могут быть:
– графики, диаграммы;
– таблицы большого формата,
– статистические данные;
– фотографии,
– процессуальные (технические) документы и/или их фрагменты и т.д.
Приложения оформляют как продолжение основного текста на последующих листах или в виде самостоятельного документа.
В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки.
Приложения располагают в последовательности ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу страницы слова Приложение и номера.
Приложения обозначают арабскими цифрами, за исключением цифры 0. Обозначение приложений римскими цифрами не допускается.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой.
Реферата
Реферат должен быть написан логически последовательно, литературным языком. Повторное употребление одного и того же слова, если это возможно, допустимо через 50 – 100 слов. Не должны употребляться как излишне пространные и сложно построенные предложения, так и чрезмерно краткие лаконичные фразы, слабо между собой связанные, допускающие двойные толкования и т. д.
При написании реферата не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. д. Корректнее использовать местоимение «мы». Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее выражать ту же мысль в безличной форме, например:
– на основе выполненного анализа можно утверждать …,
– проведенные исследования подтвердили…;
– представляется целесообразным отметить;
– установлено, что;
– делается вывод о…;
– следует подчеркнуть, выделить;
– можно сделать вывод о том, что;
При написании реферата необходимо пользоваться языком научного изложения. Здесь могут быть использованы следующие слова и выражения:
§ для указания на последовательность развития мысли и временную соотнесенность:
– прежде всего, сначала, в первую очередь;
– во – первых, во – вторых и т. д.;
– затем, далее, в заключение, итак, наконец;
– до сих пор, ранее, в предыдущих исследованиях, до настоящего времени;
– в последние годы, десятилетия;
§ для сопоставления и противопоставления:
– однако, в то время как, тем не менее, но, вместе с тем;
– как…, так и…;
– с одной стороны…, с другой стороны, не только…, но и;
– по сравнению, в отличие, в противоположность;
§ для указания на следствие, причинность:
– таким образом, следовательно, итак, в связи с этим;
– отсюда следует, понятно, ясно;
– это позволяет сделать вывод, заключение;
– свидетельствует, говорит, дает возможность;
– в результате;
§ для дополнения и уточнения:
– помимо этого, кроме того, также и, наряду с…, в частности;
– главным образом, особенно, именно;
§ для иллюстрации сказанного:
– например, так;
– проиллюстрируем сказанное следующим примером, приведем пример;
– подтверждением выше сказанного является;
§ для ссылки на предыдущие высказывания, мнения, исследования и т.д.:
– было установлено, рассмотрено, выявлено, проанализировано;
– как говорилось, отмечалось, подчеркивалось;
– аналогичный, подобный, идентичный анализ, результат;
– по мнению Х, как отмечает Х, согласно теории Х;
§ для введения новой информации:
– рассмотрим следующие случаи, дополнительные примеры;
– перейдем к рассмотрению, анализу, описанию;
– остановимся более детально на…;
– следующим вопросом является…;
– еще одним важнейшим аспектом изучаемой проблемы является…;
§ для выражения логических связей между частями высказывания:
– как показал анализ, как было сказано выше;
– на основании полученных данных;
– проведенное исследование позволяет сделать вывод;
– резюмируя сказанное;
– дальнейшие перспективы исследования связаны с….
Письменная речь требует использования в тексте большого числа развернутых предложений, включающих придаточные предложения, причастные и деепричастные обороты. В связи с этим часто употребляются составные подчинительные союзы и клише:
– поскольку, благодаря тому что, в соответствии с…;
– в связи, в результате;
– при условии, что, несмотря на…;
– наряду с…, в течение, в ходе, по мере.
Необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их в тексте работы было однозначным. Это означает: то или иное понятие, которое разными учеными может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы от начала до конца иметь лишь одно, четко определенное автором реферат значение.
В реферате должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТА
Процедура защиты реферата включает в себя:
– краткое сообщение студента по теме и результатам работы (5 мин);
– ответы студента на вопросы преподавателя.
При подготовке к защите Вам необходимо:
– изучить критерии оценки реферата (Приложение 6);
– внимательно прочитать содержание отзыва преподавателя (Приложение 7);
– внести необходимые поправки, сделать необходимые дополнения и/или изменения;
– подготовить сообщение в виде тезисов, характеризующее цель и задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, выводы и предложения;
– подготовить презентацию (не более 7 слайдов) в программе «Power Point», иллюстрирующую сообщение: тема, цель и задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, выводы и предложения.
На защите студент обязан четко, ясно объявить тему своего исследования и сделать сообщение, а затем ответить на вопросы преподавателя и присутствующих на защите (Приложение 8).
Работа оценивается дифференцированно с учетом качества ее выполнения, содержательности выступления и ответов на вопросы во время защиты. Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Если студент получил неудовлетворительную оценку по реферату, то ему может быть предоставлено право доработки реферата в установленные преподавателем сроки и повторной защиты.
Приложение 1
Образец плана – графика работы над рефератом
ГБОУ СПО НО «НМБК»
План-график работы над рефератом
на тему «___________________________________________________________»
для студента ___________________________________________ группы _________
фио
Этапы работы | Содержание работы студента | Форма отчетности студента | Срок исполнения | Содержание работы преподавателя |
1. Вводный | Выбор темы реферата, поиск и ознакомление с литературой, формулирование цели и задач работы, составление плана | Вариант плана, цель и задачи работы, список литературы | Консультация, коррекция деятельности, проверка плана реферата и списка литературы | |
2.Основной | Работа над основным содержанием и заключением реферата | Краткие тезисы, подробный план работы, черновые записи | Устное собеседование, индивидуальная консультация, коррекция | |
3. Заключительный | Оформление реферата | Завершенный реферат | Проверка, отзыв о работе, возврат реферата на доработку, исправление | |
4. Защита реферата | Подготовка к защите | Защита реферата | Принятие защиты реферата |
Принял студент _________ __________________________________
подпись ФИО
Выдал преподаватель_________ ____________________________________
подпись ФИО
Приложение 2
Коллективные монографии
Название книги: сведения, относящиеся к заглавию / И.О. Фамилия одного автора с добавлением слов [и др.]; сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Сведения о произведении (например: 4-е изд., доп. И перераб.). – Место издания: Издательство, год издания. – Количество страниц.
Пример:
1. Гигиена малых и средних городов / А.В. Иванов [и др.]. – 4-е изд., доп. – Киев: Здоров'я, 1976. – 144 с.
Сборник статей, официальных материалов
Пример:
1. Социальные льготы: сборник / сост. В. Зинин. – М.: Соц. Защита, 2000. – Ч.1. – 106 с.
2. Оценка методов лечения психических расстройств: доклад ВОЗ по лечению психических расстройств. – М.: Медицина, 1993. – 102 с.
Многотомное издание. Том из многотомного издания
Пример:
1. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Астрель, 2000. – 4 т.
2. Регионы России : в 2 т. / отв. ред. В.И. Галицин. – М.: Госкомстат, 2000. – Т.1. – 87 с.
Патентные документы
Обозначение вида документа, номер, название страны, индекс международной классификации изобретений. Название изобретения / И.О. Фамилия изобретателя, заявителя, патентовладельца ; Наименование учреждения-заявителя. – Регистрационный номер заявки ; Дата подачи ; Дата публикации, сведения о публикуемом документе.
Пример:
1. Пат. № 2131699, российская Федерация, МПК А61 В 5/117. Способ обнаружения диатомовых водорослей в крови утонувших / О.М. Кожова, Г.И. Клобанова, П.А. Кокорин ; заявитель и патентообладатель Науч.-исслед. Ин-т биологии при Иркут. Ун-те. - № 95100387; заявл. 11.01.95; опубл. 20.06.99, Бюл. №17. – 3 с.
СТАТЬИ
…из книг (сборников)
Фамилия И.О. одного автора (или первого). Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / И.О. Фамилия одного (или первого), второго и третьего авторов // Заглавие документа : сведения относящиеся к заглавию/ сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Место издания, год издания. – Первая и последняя страницы статьи.
Пример:
1. Кундзык Н.Л. Открытые переломы костей кисти / Н.Л. Кундзык // Медицина завтрашнего дня: конф. – Чита, 2003. – С.16-27.
Если авторов более трех…
Заглавие статьи / И.О. Фамилия первого автора [и др.] // Заглавие документа: сведения, относящиеся к заглавию/ сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Место издания, год издания. – Первая и последняя страницы статьи.
Пример:
1. Эпидемиология инсульта / А.В. Лыков [и др.] // Медицина завтрашнего дня : материалы конф. – Чита, 2003. – С.21-24.
…из журналов
При описании статей из журналов приводятся автор статьи, название статьи, затем ставятся две косые черты (//), название журнала, через точку-тире (.–) год, номер журнала честь, том, выпуск, страницы, на которых помещена статья. При указании года издания, номера журнала используют арабские цифры.
Если один автор:
Пример:
1. Трифонова И.В. Вариативность социальной интерпретации феномена старения // Клиническая геронтология. – 2010. – Т.16, № 9-10. – С.84-85.
Если 2-3 автора:
Пример:
1. Шогенов А.Г. Медико-психологический мониторинг / А.Г. Шогенов, А.М. Муртазов, А.А. Эльгаров // Медицина труда и промышленная экология. – 2010. - №9. – С.7-13
Если авторов более трех:
Пример:
1. Особенности эндокринно-метаболического профиля / Я.И. Бичкаев [и др.] // Клиническая медицина. – 2010. - №5ю – С.6-13.
Твердый носитель
Фамилия И.О. автора (если указаны). Заглавие (название) издания [Электронный ресурс]. – Место издания: Издательство, год издания. – Сведения о носителе (CD-Rom,DVD-Rom)
Пример:
1. Медицина: лекции для студентов. 4 курс [Электронный ресурс]. – М., 2005. – Электрон. Опт. Диск (CD-Rom).
Сетевой электронный ресурс
Фамилия И.О. автора (если указаны). Название ресурса [Электронный ресурс]. – Место издания: Издательство, год издания (если указаны). – адрес локального сетевого ресурса (дата просмотра сайта или последняя модификация документа).
Пример:
1. Шкловский И. Разум, жизнь, вселенная [Электронный ресурс] / И. Шкловский. – М.: Янус, 1996. – Режим доступа: http: // www.elibrary.ru (21 сент. 2009).
Список литературы
1. Хххххххххххххххххххххххххххх
2. Хххххххххххххххххххххххххххх
Приложение 6
Критерии оценки реферата*
№ | Критерий оценки | I курс | II курс | III курс | IV курс | V курс |
1. | Умение сформулировать цель и задачи работы | |||||
2. | Умение подобрать научную литературу по теме | |||||
3. | Полнота и логичность раскрытия темы | |||||
4. | Степень самостоятельности мышления | |||||
5. | Корректность выводов | |||||
6. | Реальная научная новизна работы | |||||
7. | Трудоемкость работы | |||||
8. | Аккуратность выполнения и культура оформления текста | |||||
9. | Способность отстаивать свою позицию и умение реагировать на критику | |||||
10. | Владение терминологией и знакомство с современным состоянием проблемы | |||||
Максимальное кол-во баллов |
*В таблице указываются максимально высокие баллы, которые могут заработать студенты определенного курса, с учетом степени профессиональной подготовки.
Образец отзыва о реферате
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нижегородской области «Нижегородский медицинский базовый колледж»
ОТЗЫВ
о реферате студента __________________________________________________________
(Ф.И.О. студента, номер группы)
по дисциплине____________________________________________________________________
на тему «_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________»
Соответствие структуры и содержания реферата теме, цели и задачам: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Оценка полноты и логичности раскрытия темы, степень самостоятельности мышления, трудоемкость работы, реальная научная новизна, корректность выводов: _____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка технической и лингвистической правильности оформления реферата:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Предполагаемая оценка реферата, рекомендации: _____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата « _____» ___________ 20 ____ г. Преподаватель ___________________ ________
ФИО подпись
Приложение 8
Советы студенту «Как успешно пройти защиту реферата»
При защите реферата постарайтесь соблюдать приведенные ниже рекомендации.
Ø Готовясь к защите, Вы должны вспомнить материал максимально подробно, это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Но тут же необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом. Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации.
Ø Вступление должно быть очень кратким – 1-2 фразы (если Вы хотите подчеркнуть при этом важность и сложность данного вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность).
Ø Полезно вначале показать свою схему раскрытия вопроса, а уж потом ее детализировать.
Ø Рассказывать будет легче, если Вы представите себе, что объясняете материал очень способному и хорошо подготовленному человеку, который не знает именно этого раздела, и что при этом Вам обязательно нужно доказать важность данного раздела и заинтересовать в его освоении.
Ø Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов.
Ø Не пытайтесь рассказать больше за счет ускорения темпа.
Ø Не демонстрируйте излишнего волнения и не напрашивайтесь на сочувствие.
Ø Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, к малейшим его замечаниям. Он поможет Вам припомнить новый, дополнительный материал. Воспользуйтесь его поддержкой. И уж ни в коем случае его не перебивайте!
Ø Не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время. Если Вас прервали, а при оценке ставят в вину пропуск важной части материала, не возмущайтесь, а покажите план своего ответа, где эта часть стоит несколько позже того, на чем Вы были прерваны.
Ø Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать.
Ø Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу Вы не готовы (это вина не преподавателя).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… | |
1. Структура реферата………………………………………………………. | |
2. Порядок выполнения реферата………………………………………….. | |
2.1. Выбор темы реферата…………………………………………………. | |
2.2. Формулирование цели и задач реферата…………………………….. | |
2.3. Работа над планом…………………………………………………….. | |
2.4. Работа над введением…………………………………………………. | |
2.5. Работа над основной частью…………………………………………. | |
2.6. Работа над заключением……………………………………………… | |
3. Общие правила оформления реферата………………………………….. | |
3.1. Оформление текстового материала………………………………….. | |
3.2. Оформление иллюстраций…………………………………………… | |
3.3. Оформление таблиц…………………………………………………... | |
3.4. Оформление приложений…………………………………………….. | |
3.5. Составление списка литературы……………………………………... | |
3.6. Требования к лингвистическому оформлению реферата | |
4. Процедура защиты реферата…………………………………………….. | |
Приложения…………………………………………………………………… | |
Приложение 1. Образец плана-графика работы над рефератом…………… | |
Приложение 2. Форма титульного листа реферата………………………… | |
Приложение 3. Пример оформление содержания реферата……………….. | |
Приложения 4. Требования по оформлению списка литературы ………... | |
Приложение 5. Пример оформления списка литературы…………………. | |
Приложение 6. Критерии оценки реферата…………………………………. | |
Приложение 7. Образец отзыва о реферате…………………………………. | |
Приложение 8. Советы студенту «Как успешно пройти защиту реферата» | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТА
для студентов
Разработано:
О.Ю. Лютовой - замдиректора по учебной работе