Н.Т. Ерегина, Е.М. Смирнова, Ж.А. Шелия

УДК 61(075.8)

ББК 5гя73

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

Н.Т. Ерегина, Е.М. Смирнова, Ж.А. Шелия

МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Н.Т. Ерегина, Е.М. Смирнова, Ж.А. Шелия - student2.ru

Ярославль, 2013

Авторы-составители:

Ерегина Н.Т - доктор исторических наук, зав. кафедрой истории и философии Ярославской государственной медицинской академии, доцент

Смирнова Е.М. – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Ярославской государственной медицинской академии

Шелия Ж.А. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Ярославской государственной медицинской академии

Рецензент:

Г.Н. Канинская - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова;

Медицина и фармация древнего Востока: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов лечебного факультета. Ярославль: Изд-во «Аверс плюс», 2013.

Учебное пособие предназначено для студентов медицинского вуза, изучающих историю медицины в качестве базовой дисциплины гуманитарного блока наук. В пособии дается материал к занятию, в котором отражена специфика врачевания в цивилизациях древнего Востока.

Рекомендовано к изданию:

Методическим советом по гуманитарному образованию

(протокол № 1 от 25 ноября 2012 г.)

Центральным координационным методическим советом

(протокол № 7 от _18 июня_2013 г.).

© Ярославская государственная медицинская академия

© Ерегина Н.Т., Смирнова Е.М., Шелия Ж.А.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина История медицины входит в базовую (обязательную) часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Методические рекомендации для студентов по дисциплине «История медицины» подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и призваны помочь в подготовке высококвалифицированных специалистов, знающих о последних достижениях мировой науки и техники.

Изучение закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций и сводится к следующим задачам:

— обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

— показать общие закономерности всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

— раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

— показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

— ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

— прививать этические принципы врачебной деятельности; показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;

— воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

— расширить общий научный и культурный кругозор учащихся.

В результате освоения темы «Медицина и фармация древнего Востока» дисциплины история медицины формируются следующие компетенции:

• способность и готовность получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);

• способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

• способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, к самосовершенствованию (ОК-2);

• способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

Весь курс истории медицины разбивается на условные модули, включающие в себя разнообразные формы обучения и контроля.

Содержание лекций носит проблемно-установочный характер, так как модульный принцип преподавания предусматривает активизацию самостоятельной работы студентов. Эта же идея лежит и в основе организации практических занятий.

Для проблемного осмысления исторического материала студенту необходимо обратиться к исследовательской литературе и к источникам.

Семинары проводятся в форме дискуссий, дебатов, мини-конференций, обсуждения представленных презентаций. По завершении конкретного модуля предполагается проведение тестового контроля, дающего возможность проверить уровень усвоения студентами проблемно-теоретического и фактического материала, охваченного данным модулем. Одновременно оценивается степень участия студентов в различных устных формах практических занятий.

За каждый модуль студент набирает определенное количество баллов, которые суммируются в конце семестра и являются своеобразным зачетным рубежом, допуском к зачету, который является итоговой формой контроля по курсу «История медицины».

В курсе «История медицины» выделяются 2 модуля:

Модуль 1 – «История зарубежной медицины»;

Модуль 2 – «История медицины в России»

(см. кафедральное положение о балльно-рейтинговой системе).

План занятия

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ

Древний Восток – это колыбель человеческих цивилизаций. Здесь раньше, чем в других регионах совершился переход от первобытнообщинного строя к рабовладению.

Общие черты развития врачевания в странах Древнего Востока:

1. Появление письменности (с IV тыс. до н.э.) и создание первых текстов медицинского содержания

2. Формирование двух направлений лечебной практики: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте и культового врачевания, основанного на религиозных верованиях

3. Развитие представлений о происхождении болезней

4. Подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах)

5. Создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков и традиций

6. Развитие классового подхода к врачеванию

7. Формирование основ врачебной этики

8. Взаимное влияние и преемственность в области врачевания между различными древними цивилизациями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для медицинских и фармацевтических вузов. Издательство «Академия». М., 2009.

2. Лисицин Ю.П. История медицины. Учебник для медицинских вузов. Издательство Гэотар Мед. М., 2004.

3. Марчукова С. Медицина в зеркале истории. Издательство «Европейский дом». Санкт-Петербург, 2003.

УДК 61(075.8)

ББК 5гя73

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

Н.Т. Ерегина, Е.М. Смирнова, Ж.А. Шелия

МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Наши рекомендации