Н.Т. Ерегина, Е.М. Смирнова, Ж.А. Шелия
УДК 61(075.8)
ББК 5гя73
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ярославская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ
Н.Т. Ерегина, Е.М. Смирнова, Ж.А. Шелия
МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Ярославль, 2013
Авторы-составители:
Ерегина Н.Т - доктор исторических наук, зав. кафедрой истории и философии Ярославской государственной медицинской академии, доцент
Смирнова Е.М. – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Ярославской государственной медицинской академии
Шелия Ж.А. - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Ярославской государственной медицинской академии
Рецензент:
Г.Н. Канинская - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова;
Медицина и фармация древнего Востока: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов лечебного факультета. Ярославль: Изд-во «Аверс плюс», 2013.
Учебное пособие предназначено для студентов медицинского вуза, изучающих историю медицины в качестве базовой дисциплины гуманитарного блока наук. В пособии дается материал к занятию, в котором отражена специфика врачевания в цивилизациях древнего Востока.
Рекомендовано к изданию:
Методическим советом по гуманитарному образованию
(протокол № 1 от 25 ноября 2012 г.)
Центральным координационным методическим советом
(протокол № 7 от _18 июня_2013 г.).
© Ярославская государственная медицинская академия
© Ерегина Н.Т., Смирнова Е.М., Шелия Ж.А.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина История медицины входит в базовую (обязательную) часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «История медицины» подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и призваны помочь в подготовке высококвалифицированных специалистов, знающих о последних достижениях мировой науки и техники.
Изучение закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций и сводится к следующим задачам:
— обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;
— показать общие закономерности всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;
— раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;
— показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
— ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;
— прививать этические принципы врачебной деятельности; показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;
— воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;
— расширить общий научный и культурный кругозор учащихся.
В результате освоения темы «Медицина и фармация древнего Востока» дисциплины история медицины формируются следующие компетенции:
• способность и готовность получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);
• способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
• способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, к самосовершенствованию (ОК-2);
• способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
Весь курс истории медицины разбивается на условные модули, включающие в себя разнообразные формы обучения и контроля.
Содержание лекций носит проблемно-установочный характер, так как модульный принцип преподавания предусматривает активизацию самостоятельной работы студентов. Эта же идея лежит и в основе организации практических занятий.
Для проблемного осмысления исторического материала студенту необходимо обратиться к исследовательской литературе и к источникам.
Семинары проводятся в форме дискуссий, дебатов, мини-конференций, обсуждения представленных презентаций. По завершении конкретного модуля предполагается проведение тестового контроля, дающего возможность проверить уровень усвоения студентами проблемно-теоретического и фактического материала, охваченного данным модулем. Одновременно оценивается степень участия студентов в различных устных формах практических занятий.
За каждый модуль студент набирает определенное количество баллов, которые суммируются в конце семестра и являются своеобразным зачетным рубежом, допуском к зачету, который является итоговой формой контроля по курсу «История медицины».
В курсе «История медицины» выделяются 2 модуля:
Модуль 1 – «История зарубежной медицины»;
Модуль 2 – «История медицины в России»
(см. кафедральное положение о балльно-рейтинговой системе).
План занятия
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ
Древний Восток – это колыбель человеческих цивилизаций. Здесь раньше, чем в других регионах совершился переход от первобытнообщинного строя к рабовладению.
Общие черты развития врачевания в странах Древнего Востока:
1. Появление письменности (с IV тыс. до н.э.) и создание первых текстов медицинского содержания
2. Формирование двух направлений лечебной практики: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте и культового врачевания, основанного на религиозных верованиях
3. Развитие представлений о происхождении болезней
4. Подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах)
5. Создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков и традиций
6. Развитие классового подхода к врачеванию
7. Формирование основ врачебной этики
8. Взаимное влияние и преемственность в области врачевания между различными древними цивилизациями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для медицинских и фармацевтических вузов. Издательство «Академия». М., 2009.
2. Лисицин Ю.П. История медицины. Учебник для медицинских вузов. Издательство Гэотар Мед. М., 2004.
3. Марчукова С. Медицина в зеркале истории. Издательство «Европейский дом». Санкт-Петербург, 2003.
УДК 61(075.8)
ББК 5гя73
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ярославская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ
Н.Т. Ерегина, Е.М. Смирнова, Ж.А. Шелия
МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА