Профессиональная пригодность (профригодность).
Факторы, влияющие на профессиональную деятельность
(факторы профпригодности)
При выборе профессии, в ходе профобучения, в процессе выполнения трудовой деятельности и построения карьеры на субъекта действуют 2 группы факторов: объективные и субъективные.
Объективные факторы профдеятельности – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к труду субъекта и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).
Субъективные факторы профдеятельности – это имеющиеся у данного конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.
Теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии с субъективными особенностями и возможностями человека. Тогда профессиональная деятельность возможна.
В реальной жизни возможны различные варианты взаимодействия объективных и субъективных факторов профдеятельности. Обобщенно можно выделить 2 основных варианта их соотношения.
1 вариант – типичный, характерный для большей части людей, выражающий стандартную ситуацию профессионального становления, под которую подстроена система профобучения. В этом случае в ходе профессионального обучения и набирания опыта человек «подстраивается» к профессиональным требованиям, изменяет, развивает и преобразует самого себя до уровня заданных в профессии требований.
2 вариант – редкий, нестандартный, проявляется как исключение. В этом случае человек ни по каким меркам, на первый взгляд, не отвечает профессиональным требованиям и длительное время не воспринимается профессиональным сообществом. Однако позже, демонстрируя продукты своего труда, он становится признанным и создает новые профессиональные образцы и систему новых профессиональных требований. В этом случае человек перестраивает систему профессиональных требований под себя, под свою индивидуальность и тем самым создает в принципе новую профессию. Так бывает в случаях профессионального новаторства, нововведений, профессионального творчества.
Термин «профпригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны «приспособления» его к объективным требованиям профессии.
Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в данной профессии общественно приемлемой эффективности труда.
Профпригодность определяется на основе наличия у субъекта специальных знаний, умений и навыков, полученных в ходе профессионального обучения. Т.е. профпригодность обеспечивает высокую эффективность труда на основе специальных знаний, умений и навыков.
Профпригодность – это динамическое качество, она формируется в условиях выполнения реальной трудовой деятельности практически на протяжении всего трудового периода жизни человека. В ходе длительного трудового стажа, во-первых, совершенствуются знания и умения и формируются отдельные функциональные системы и психические процессы человека, что позволяет ему достигать высоких результатов в работе. Во-вторых, изменяется личность человека: развивается профессиональное мышление, складывается профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями профессионального поведения, общения и образа жизни. Меняется даже внешний вид человека (считается, что легко узнать представителей таких профессий, как педагог, юрист, художник, артист).
Существует 2 способа определения профпригодности, точнее, в более широком смысле, 2 способа установить соответствие между объективными требованиями профессии и субъективными особенностями личности.
Первый способ – профессиональный отбор.
Профессиональный отбор – это система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией (или группой профессий), достижению в ней требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.
Это отбор человека под профессию.
Выделяют 4 аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический.
Медицинский профотбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем.
Физиологический профотбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности.
Педагогический профотбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков.
Психологический профотбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентаций, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.
Реализуется при помощи целого арсенала средств: вербальных тестов и опросников, собеседования, проективных тестов, аппаратурных методик.
Целесообразен и эффективен при выполнении следующих условий:
1) наличие объективной социально-экономической необходимости (например, наличие большого количества претендентов на определенные вакансии);
2) наличие определенного круга профессий, в которых психологическая профпригодность имеет большое значение для достижения высокой эффективности труда (например, труд оператора как напряженная и стрессовая деятельность);
3) наличие разработанной и апробированной системы отбора (разработанный арсенал надежных методик проверки претендентов);
4) наличие специалистов, подготовленных для проведения профотбора и имеющих практический опыт в этой сфере.
Второй способ – профессиональный подбор.
Профотбор – не панацея при определении профпригодности.
Во-первых, факт «соответствия-несоответствия» профессиональных требований и индивидуальных особенностей человека достаточно трудно определить.
Достаточно четко определяются физические и физиологические параметры. Менее очевидна оценка по фактору познавательной деятельности. Трудно прогнозировать, насколько успешен будет человек с тем или иным складом ума в неподходящей ему на первый взгляд сфере деятельности. Например, человеку с практическим складом ума придется решать теоретические задачи, а теоретику – общаться с людьми и реализовывать управленческую деятельность. На первый взгляд, в этих примерах налицо профнепригодность. Однако возможно, что практик внесет в теорию свою смекалку, сделает ее более понятной и придаст ей прикладное значение. А теоретик сможет организовать консолидированный коллектив при помощи логического убеждения подчиненных, теоретически продуманной организации труда и системы мотивации.
Трудно и зачастую невозможно установить «соответствие-несоответствие» по параметрам личных особенностей, ценностных ориентаций, мировоззрения человека. Человек может руководствоваться сугубо материальными интересами и достичь высоких результатов в творчестве (Бальзак). Или иметь мрачный характер, быть нелюдимым или смертельно больным, и при этом создать светлые и увлекательные произведения (А. Грин, А. Беляев, автор «Человека-амфибии»).
Поэтому выделенные аспекты профотбора, при всей их значимости, не могут в полной мере решить вопрос определения профпригодности и прогнозирования успешности человека в той или иной профдеятельности.
Во-вторых, система профотбора разработана с позиции приоритета профессии, когда человек оценивается с точки зрения подходимости его индивидуальных характеристик требованиям профессии.
Такой подход не учитывает очень важный признак соответствия человека его профессиональной деятельности: удовлетворенность работника своим трудом, получаемая радость в процессе труда, преобладание позитивных внутренних состояний в ходе выполнения профессиональной деятельности.
Поэтому, определяя профпригодность, вопрос можно поставить по-другому: следует не человека подбирать к профессиональным требованиям (профотбор), а, наоборот, профессии подбирать к человеку (т.е. осуществлять профподбор).
Профессиональный подбор – это подбор профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному человеку, его индивидуально-психологическим особенностям с тем, чтобы он смог полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой деятельности и получить профессиональное удовлетворение.
Основная идея психологии: