Семенченко В. Ф. История фармации: Учебное пособие. €

Вопросы для контрольной работы по теме:

Медицина и фармация в Древнерусском и Московском государствах. Становление научной медицины, и медицинского образования в России в 18 веке. Фармация в России 18 века. Медицина и фармация России в XVIII-XIX веках. Развитие научной медицины, фармации и аптечного дела в России в 19 в. Развитие общественной медицины во второй половине ХIХ - начале ХХ вв. Земская медицина. Фармацевтические наука и образование, производства и аптечное дело в России в ХХ веке.

1. Основные виды медицины на Руси. Монастырская медицина, ее роль в развитии отечественной медицины.

2. Организация и функции Аптекарского приказа в Москве.

3. Преобразования и нововведения в российской медицине в эпоху Петра I. Реформы в области стоматологии.

4. Открытие первой в России лекарской школы. Первый военный сухопутный госпиталь и госпитальная школа при нём.

5. Роль М.В. Ломоносова в становлении российской медицинской науки. Российская Академия наук (история основания, роль и значение для отечественной науки и медицины, первый президент академии).

6. Становление высшего медицинского образования в России (медицинский факультет Московского университета, Медико-хирургическая академия). Первый русский профессор - С.Г. Зыбелин.

7. Противоэпидемические мероприятия по борьбе с заразными заболеваниями в России 18-го века. Заслуги Д. С. Самойловича.

8. Становление и развитие анатомии и хирургии в России 18 – 19 вв. Заслуги П.А. Загорского, И.Ф. Буша, И.В. Буяльского, Е. О. Мухина. Их вклад в развитие стоматологии.

9. Н. И. Пирогов (основные этапы биографии, заслуги, вклад в отечественную медицину). Развитие военно-полевой медицины. Вопросы стоматологической помощи в его трудах.

10. И. М. Сеченов (основные этапы биографии, направление исследований, труды, вклад в медицину).

11. И. П. Павлов (биография, труды, вклад в медицину, развитие учения о высшей нервной деятельности, нервизм)

12. Становление и развитие гигиены (Заслуги М. Петтенкофера, А.П. Доброславина, Ф.Ф.Эрисмана).

13. Понятие общественной медицины и её составляющие. Земская медицина. Причины возникновения, роль земской медицины в здравоохранении. Основные принципы земской медицины. Тип земского врача-подвижника.

14. Понятие научной медицинской школы. Критерии научной школы. М. Я. Мудров - основоположник первой отечественной терапевтической школы, его вклад в развитие отечественной медицины. Основные характеристики и достижения школ Г.А. Захарьина и С.П. Боткина.

15. Развитие фармацевтического образования в 19 веке

16. Российская фармация во второй половине ХIХ века и начале ХХ века. Развитие аптечной сети, фармацевтической и химической промышленности.

17. Вклад российских ученых – химиков второй половины ХХ и начала ХХ века в развитие фармации в России (А.М. Бутлеров, Д. И. Менделеева, А.М. Зайцев, Н.Д.Зелинский, А.Е. Фаворский и др.).

18. Значение работ Л. П. Нелюбина и В.А. Тихомирова для развития отечественной фармации.

19. Особенности медицины и фармации советского периода. Организационная структура фармации в СССР. Развитие аптечной сети за годы советской власти (1917 – 1991).

20. Организация и развитие химико-фармацевтической и галеновой промышленности в СССР. Научные исследования в области фармации в СССР.

21. Фармацевтическое образование в СССР. Государственные фармакопеи СССР

22. Научные школы и достижения современной отечественной фармации.

Приложения.

Приложение 1.

Контрольные вопросы к итоговому занятию по истории медицины и фармации

1. Перечислите причины открытия медицинского факультета в составе Смоленского государственного университета (СГУ).

2. Назовите периоды становления СГМА.

3. Охарактеризуйте трудности становления медицинского факультета Смоленского университета в 20-е годы.

4. Перечислите традиции СГМА, каково их значение.

5. Преобразование медфака университета в СГМИ. Первый директор СГМИ. Открытие новых факультетов.

6. Назовите первых руководителей Смоленского университета и его медицинского факультета.

7. СГМИ в годы войны. Примеры патриотизма и самоотверженности. Возобновление занятий. Первый послевоенный выпуск.

8. Назовите основные направления научных исследований в СГМА на современном этапе.

9. Дайте определение культуры. Как соотноситься культура и медицина. Дайте определение медицины. Когда зарождается медицина?

10. Дайте определение фармации. Когда зарождается фармация?

11. Назовите и охарактеризуйте факторы, определившие развитие первобытного человеческого общества.

12. Какие коллективные представлениягенетически связанные между собой, оказали определяющее влияние на становление и развитие человеческой культуры и медицины?

13. Что такое табу? Укажите особенности института табу. Каково значение института табу для развития культуры и медицины?

14. Дайте определение понятия «тотемизм». Каково значение тотемизма для развития и становления человеческого общества, медицины?

15. Дайте определение понятия «магия», назовите её виды. Какова роль магии в развитии медицины? В чем проявилось рациональное начало магической практики.

16. Назовите причины заболеваний с точки зрения магической медицины? Какие методы использовала магическая медицина в лечении? Какие виды медицины Вы знаете?

17. Дайте определение народной медицины, назовите ее виды, охарактеризуйте ее современное значение.

18. Дайте понятие альтернативной медицины, перечислите ее виды, приведите примеры.

19. Приведите классификации цивилизаций. Назовите основные черты культуры и медицины Древних цивилизаций

20. Охарактеризуйте истоки культа мертвых в Древнем Египте. Назовите и охарактеризуйте основные черты культа мертвых.

21. Что было необходимо с точки зрения древних египтян для посмертного существования. Как культ мертвых повлиял на развитие медицины Древнего Египта?

22. Охарактеризуйте отношение древних египтян к сохранению здоровью. Гигиена и косметология древних египтян.

23. Какие Вам известны медицинские папирусы в Древнем Египте. Каково их содержание. Приведите примеры.

24. Охарактеризуйте представления древних египтян о строении человеческого тела. Что такое "мету", и каково значение их в организме с точки зрения древних египтян?

25. Что такое бальзамирование и как оно повлияло на развитие научных знаний в древнем Египте.

26. Лекарствоведение в Древнем Египте.

27. Мифология и её связь с врачеванием в Месопотамии. Приведите примеры. Какие два основных направления врачевания существовало в Месопотамии.

28. Лекарствоведение в Месопотамии

29. Охарактеризуйте приёмы врачевания асу.

30. Охарактеризуйте приёмы врачевания ашипу.

31. Назовите характерные черты традиционных восточных систем врачевания.

32. Проведите сравнительную характеристику традиционных народных систем врачевания и научной медицины.

33. Проведите сравнительную характеристику народных и традиционных систем врачевания.

34. Назовите основные религиозные учения в Древнем Китае. Как они повлияли на развитие медицины.

35. Охарактеризуйте теорию пяти элементов в Древней Индии и в Древнем Китае. Её роль в традиционных медицинских системах.

36. Энергия «ци» как фундаментальная категория китайской натурфилософии. Понятия «инь» и «ян». Их роль в развитии медицины Китая.

37. Что такое чжень-цзю терапия, и каково её современное значение.

38. Принципы лекарственной терапии в Древнем Китае.

39. Охарактеризуйте основные аюрведические принципы сохранения и укрепления здоровья.

40. Аюрведические принципы здорового питания и лекарственной терапии.

41. Йога и её место в традиционной системе врачевания Древней Индии.

42. Поясните что такое «Чжут-Ши»? Петр Александрович Бадмаев, его роль в истории.

43. Назовите характерные особенности древнегреческой культуры.

44. Культ тела в Древней Греции и его значение.

45. Мифология и врачевание в Древней Греции. Приведите примеры.

46. Медицинская символика древнегреческого происхождения.

47. Какие виды медицины были распространены в Древней Греции?

48. Охарактеризуйте храмовую медицину в Древней Греции.

49. Становление врачебных школ в Древней Греции. Дайте характеристику основным медицинским школам.

50. Что такое «Клинический метод» Гиппократа? Каково его значение.

51. Перечислите основные заслуги Гиппократа.

52. Что такое «Гиппократов сборник», каково его значение в истории медицины? Фармакотерапия Гиппократа.

53. Каково содержание работ «Гиппократова сборник»: «Эпидемии», «Прогностика», «О воздухах, водах и местностях»?

54. Учение о телесных соках в Древней Греции. Учение Гиппократа о 4-х типах темперамента.

55. Врачебная этика в Древней Греции. Работы по врачебной этике в «Гиппократовом сборнике».

56. Характерные особенности культуры и медицины Александрии и Древнего Рима.

57. Герофил как один из первых анатомов, сторонник анатомо-физиологического направления в медицине. Эразистрат и его заслуги.

58. Охарактеризуйте санитарную культуру Древнего Рима.

59. Труды Корнелия Цельса и их роль в развитии медицины и фармации.

60. Гален и значение его исследований для медицины и фармации.Что такое галенизм?

61. Ислам как одна из мировых монотеистических религий. Догматы ислама. Гигиенические предписания Корана. Запреты ислама и их влияние на особенности медицины.

62. Влияние арабоязычной культуры на средневековую европейскую культуру. Основные достижения арабской медицины.

63. Известные врачи арабского Средневековья. Труды Ар-Рази и их значение. Ал-Бируни, его роль в развитии фармации.

64. Авиценна: основные этапы биографии, труды. «Канон врачебной науки»: содержание, современное значение.

65. Развитие офтальмологии, фармации в Арабских халифатах.

66. Фармация в Византийской империи

67. Характеристика эпохи Средневековья. Монастырская культура и её значение для развития медицины. Влияние христианства на развитие европейской культуры и медицины

68. Эпоха Возрождения: основные черты и особенности культуры, основные направления в естествознании – ятромеханическое, ятрофизическое, ятрохимическое.

69. Становление первых университетов в Западной Европе. Характер обучения в средневековых университетах Западной Европы. Галенизм.

70. Высшая медицинская школа в Салерно. Салернский кодекс здоровья. Арноль де Виланова.

71. Становление научной анатомии, физиологии, хирургии в Западной Европе. Вскрытия тел умерших в эпоху Средневековья. Роль А. Везалия, заслуги У. Гарвея и А. Паре.

72. Эпидемии в средневековой Европе. Заслуги Д. Фракасторо. Вакцинация против оспы. Роль Э. Дженнера.

73. Парацельс – представитель ятрохимического направления. Заслуги Парацельса. Последователь Парацельса - А. Либавий.

74. Алхимия – цели и задачи, роль в истории химии, медицины, фармации.

75. Понятие Новое время. Дайте характеристику Нового времени. Какие проблемы в этот период возникли в медицинском и фармацевтическом образовании?

76. Перечислите основные черты Западноевропейской культуры. Как они отразились на развитии медицины в Западной Европе? 3. Возникновение и становление патологической анатомии в Западной Европе. Роль Д. Б. Морганьи. Основные направления в патологии в Новое время: солидарное, гуморальное, витализм.

77. Клеточная теория Я. Шлейдена, Т. Шванна. Теория Р. Вирхова. Какое влияние на развитие медицины, фармации оказали эти теории?

78. Кратко опишите историю создания и внедрения в клинику первых методов физической диагностики: перкуссии, аускультации, термометрия и др.

79. Кратко опишите историю создания метода общего обезболивания: эфирного, хлороформного наркоза. Роль У. Мортона, Ч. Т. Джексона, Дж. Симпсона и др.

80. Эмперический и экспериментальный периоды в развитии микробиологии. Значение работ Л. Пастера и Р. Коха.

81. Как происходило развитие хирургии в 19 веке в Западной Европе? Эмпирический и научный этап антисептики. Роль И. Земмельвейса, Дж. Листера. Развитие полостной хирургии.

82. Что такое фармакопеи, когда и где они появились? Когда поя­вились государственные фармакопеи?

83. Дайте характеристику открытий А. Лавуазье и их влияния на исследования органических соединении в первой половине ХIХ века.

84. Охарактеризуйте значение теории строения органических со­единений А. М. Бутлерова - Л. Кекуле и появления органического синтеза для прогресса фармации и возникновения химиотерапии.

85. Дайте характеристику первых этапов формирования комплек­са фармацевтических наук в 19 веке. Как повлияло на этот процесс развитие химии?

86. Когда и как сформировалась лекционная система фармацев­тического образования? Где появились первые специализиро­ванные высшие фармацевтические учебные заведения?

87. Дайте характеристику развития фармацевтического рынка на рубеже ХIХ-ХХ вв., определите роль маркетинга в возникновении фар­мацевтических фирм.

88. Как совершенствовалось производство лекарственных форм и какова роль этого процесса в возникновении фармацевтиче­ских фирм? Роль С. Уэлкома в становлении фармацевтического рынка.

89. Становление и развитие микробиологии (периоды, заслуги Э. Дженнера, Л. Пастера, И. И. Мечникова, Р. Коха и др.) История борьбы с бешенством. История оспопрививания в России.

90. И. М. Сеченов (основные этапы биографии, направление исследований, труды, вклад в медицину).

91. И. П. Павлов (биография, труды, вклад в медицину, развитие учения о высшей нервной деятельности, нервизм)

92. Н. И. Пирогов (основные этапы биографии, направление исследований, труды, вклад в медицину).

93. Становление и развитие гигиены (Заслуги М. Петтенкофера, А.П. Доброславина, Ф.Ф.Эрисмана).

94. Понятие общественной медицины и её составляющие. Земская медицина. Причины возникновения, роль земской медицины в здравоохранении. Основные принципы земской медицины. Тип земского врача-подвижника.

95. Понятие научной медицинской школы. Критерии научной школы. М. Я. Мудров - основоположник первой отечественной терапевтической школы, его вклад в развитие отечественной медицины. Основные характеристики и достижения школ Г.А. Захарьина и С.П. Боткина.

96. Развитие фармацевтического образования в 19 веке

97. Российская фармация во второй половине ХIХ века и начале ХХ века. Развитие аптечной сети, фармацевтической и химической промышленности.

98. Вклад российских ученых – химиков второй половины ХХ и начала ХХ века в развитие фармации в России (А.М. Бутлеров, Д. И. Менделеева, А.М. Зайцев, Н.Д.Зелинский, А.Е. Фаворский и др.).

99. Значение работ Л. П. Нелюбина и В.А. Тихомирова для развития отечественной фармации.

100. Особенности медицины и фармации советского периода. Организационная структура фармации в СССР. Развитие аптечной сети за годы советской власти (1917 – 1991).

101. Организация и развитие химико-фармацевтической и галеновой промышленности в СССР. Научные исследования в области фармации в СССР.

102. Фармацевтическое образование в СССР. Государственные фармакопеи СССР

103. Научные школы и достижения современной отечественной фармации.

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Сегодня история медицины не только сфера академической образовательной деятельности, но и мультидисциплинарная область научного исследования условий и последствий научно-технического прогресса.

Эта современная форма традиционной врачебной этики по праву может быть названа «естественнонаучным человекознанием». В связи с этим современный стандарт медицинского образования требует от будущего врача при изучении истории медицины, в рамках овладения профессиональными компетенциями, обязательного выполнения элементов научного поиска. Научный поиск может носить индивидуальный и коллективный характер, осуществляться в учебное и внеучебное время, под руководством преподавателя или самостоятельно.

Формы возможной научно-исследовательской работы студентов:

  • выполнение творческих работ (теоретические исследования в области биоэтики, информационный поиск и реферирование);
  • помощь преподавателю во введении элементов проблемности и научного поиска в семинарские занятия;
  • участие в работе студенческого кружка,
  • участие в проведении предметных конкурсов и олимпиад,
  • выступления с докладами на научно-практических конференциях,
  • публикации научных статей,
  • создание мультимедийных презентаций по актуальным проблемам биоэтики,
  • написание творческих эссе.

Лучшие научные работы поощряются согласно Положению о балльно-рейтинговой оценке знаний студента.

Наши рекомендации