Тема 7. Медицина и фармация Нового времени в Западной Европе (17-19 вв.).
Цели: Формирование ОК – 1, ОК- 3, ОК – 8.
Дать анализ великих естественнонаучных открытий 18 – 19 века и оценку их влияния на развитие медицины. Обсудить основные достижения медико-биологических дисциплин их значение для развития клинической медицины. Показать влияние философских течений на развитие медицины.
План семинара:
1.Понятие “новое время”. Влияние французского материализма 18 века на развитие медицины.
2.Выдающиеся естественно-научные открытия 18 – 19 вв., тесно, связанные с развитием медицины (М. В. Ломоносов, Л. Гальвани, М. Шлейден, Т. Шванн, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц, Ч. Дарвин, Г. Мендель, В. Рентген, А. Беккерель и др.).
3.Развитие нормальной и патологической анатомии (Дж. Б. Моргании, М. К. Биша, К. Рокитанский, Р. Вирхов) Борьба двух направлений в патологии: гуморального и целлюлярного.
4.Развитие физиологии и экспериментальной медицины. (В. Гарвей, Ф. Мжанди, К. Бернар и др.).
5.Внедрение клинического преподавания в передовых медицинских центрах Западной Европы. (Г. Бурхааве). Первые методы физической диагностики: перкуссия, аускультация, термометрия и т.д.
6.Развитие хирургии. История открытия и введения наркоза. Создание учения об антисептике и асептике. Развитие полостной хирургии.
7.Зарождение и развитие медицинской микробиологии. Эмпирический и экспериментальный периоды. Значение работ Л. Пастера для развития медицинской микробиологии. Р. Кох - основоположник современной микробиологии.
Основная литература:
1. Семенченко В.Р. История фармации. Учебник. - М., 2011.
2. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник для медицинских вузов. М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.
4. Лекционный материал.
Темы рефератов, литература:
- История вакцинопрофилактики: заслуги Э. Дженнера
- Фёдоровский Г. Шеренга великих медиков. – Варшава, 1975.
- Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004.
- Калугин В. И. Э. Дженнер – основоположник вакцинации людей против оспы. К 225-летию со дня рождения // Ветеринария. – 1974. - №2. – С. 118 – 119.
- Тажибаева Р. М. Научный подвиг Э. Дженнера // Здравоохранение Казахстана. – 1973. - 7. – С. 21 – 22.
- Удовицкая Е. Ф. Э. Дженнера и история его научного подвига (к 170-летию открытия) // Врачебное дело. – 1966. - № 11. – С. 111- 115.
- Зыкова Л. С. Из истории борьбы с эпидемиями оспы в 19 и 20 вв // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. – 1973. - №1. – С. 138 – 140.
- Поединок с болью. Открытие методов обезболивания.
1. Островский В.Ю. Борьба с болью, или человек на операционном столе – М.: Знание – 1983.
2. Кованов В.В. Хирургия без чудес: очерки, воспоминания. – М.: Советская Россия. 1981.
3. Семёнов–Спасский Л.Г. Вечный бой. – Л.: Детская литература, 1989.
4. Шингарёв Г.М. Необыкновенный консилиум. Рассказы о профессии врача. – М., «Детская литература». – 1975.
5. Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004.
6. Юдин С.С. Размышления хирурга. – М.: Медицина, 1968.
7. Яновская М.И. Очень долгий путь (из истории хирургии). – М., «Знание». – 1977.
- Этапы развития хирургического лечения: борьба с раневой инфекцией
- Кованов В.В. Хирургия без чудес: очерки, воспоминания. – М.: Советская Россия. 1981.
- Шингарёв Г.М. Необыкновенный консилиум. Рассказы о профессии врача. – М., «Детская литература». – 1975.
- Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004.
- Юдин С.С. Размышления хирурга. – М.: Медицина, 1968.
- Яновская М.И. Очень долгий путь (из истории хирургии). – М., «Знание». – 1977.
- Жербин Е.А., Чухловин А.Б. Река жизни: что нужно знать о крови – М.: Знание, 1990
- Этапы развития хирургического лечения: чужая кровь
- Кованов В.В. Хирургия без чудес: очерки, воспоминания. – М.: Советская Россия. 1981.
- Шингарёв Г.М. Необыкновенный консилиум. Рассказы о профессии врача. – М., «Детская литература». – 1975.
- Яновская М.И. Очень долгий путь (из истории хирургии). – М., «Знание». – 1977.
- Жербин Е.А., Чухловин А.Б. Река жизни: что нужно знать о крови – М.: Знание, 1990
- Поповский М. Панацея – дочь Эскулапа – М.: Детская литература – 1973.
- История становления микробиологии как науки. Опыты на себе.
- Греб К. Шеренга великих биологов. – «Наша Ксенгарня», 1975.
- Яновская М. Роберт Кох. – М., «Молодая гвардия», 1962.
- Токаревич К.Н., Грекова Т.И. По следам минувших эпидемий. – Лениздат, 1986.
- Глязер Гуго «Драматическая медицина» - М., 1962.
- Семёнов–Спасский Л.Г. Вечный бой. – Л.: Детская литература, 1989.
- Фёдоровский Г. Шеренга великих медиков. – Варшава, 1975.
- Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004.
- Могилевский Б. Жизнь Пирогова. Жизнь Мечникова. – М., «Детская литература», 1979.
- Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей (Очерки и портреты). – М., медицина, 1990. – с. 89-98
- Крайор Поль де. Охотники за микробами. Борьба за жизнь. – Молодая Гвардия. – 1957.
- Блинкин С. А. Поиски и открытия (по страницам иммунологии) . – М.Знание. – 1964.
Тестовые задания
1. Хронологические рамки Нового времени:1)476-1640гг; 2)640-1918гг.; 3)1838-1918гг; 4)1918 – начало 21в.
2. Характерная черта Нового времени: 1)рационализм; 2)сциентизм; 3)технократизм; 4)всё перечисленное.
3. Автор целлюлярной теории:1)Р.Вирхов; 2)К. Рокитанский; 3)Т. Шванн; 4)Т.Шлейден.
4. Основоположник гистологии как науки:1)Морганьи; 2)Биша; 3)Блюменбах; 4)Ксавье.
5. Метод перкуссии предложил:1)Корвизар; 2)Лаеннек; 3)Ауэнбруггер; 4)Ламетри.
6. Сторонник клинического метода преподавания в медицине:1)Симпсон; 2)Земмельвейс; 3)Бургаве; 4)Пинель.
7. Автор метода эфирного наркоза:1)Уоррен; 2)Уэльс; 3)Мортон; 4)Монтано.
8. Наркоз с использованием хлороформа предложил:1)Симпсон; 2)Фрейд; 3)Уэльс; 4)Дэвид.
9. Первая удачная операция с применением метода эфирного наркоза состоялась в: 1)1788г.; 2)1846г.; 3)1896г.; 4)1905г.
10. Основоположник метода антисептики (обеззараживания): 1)Бильрот; 2)Листер; 3)Паре; 4)Кохер.
11. Первая в Западной Европе Хирургическая академия была открыта в 1731 году в:1)Падуе; 2)Париже; 3)Лондоне; 4)Лейдене;
12. Открытие групп крови системы АВ0 принадлежит: 1)Янскому; 2)Ландштейнеру; 3)Вольфу; 4)Бландеру;
13. Характерная черта западноевропейской культуры:1)секуляризация; 2)индустриализация; 3)технократизм; 4)всё перечисленное.
14. Основоположник патологической анатомии как самостоятельного направления в медицине: 1)Морганьи; 2)Шталь; 3)Блюменбах; 4)Ламетри.
15. Метод посредственной аускультации предложил: 1)Ауэнбруггер; 2)Ленек; 3)Корвизар; 4)Земмельвейс..
16. Закись азота для обезболивания впервые предложил использовать для общего обезболивания:1)Джексон; 2)Симпсон; 3)Мортон; 4)Уэльс.
17. Горячий поборник мытья рук раствором хлорной извести с целью предупреждения родильной горячки:1)Пастер; 2)Листер; 3)Земмельвейс; 4)Фракасторо.
18. В борьбе с инфекцией Листер широко использовал:1)сухую хлорную известь; 2)раствор сулемы; 3)раствор карболовой кислоты; 4)кипячение.
19. Полостная хирургия станет доступной: 1)в середине 18 в.; 2)в начале 19в.; 3)во второй половине 19в.;4)в начале 20в.
20. Первая Хирургическая академия была открыта в Париже в:1)1640г.; 2)1731г.; 3)1831г.; 4)1888.
21. Карл Ландштейнер открыл группы крови системы АВ0 в: 1)740г.; 2)1873г. 3)1900г.; 4)1905г.
22. Четвёртая группа крови была открыта:1)Янским; 2)Морганьи; 3)Монтана; 4)Вольфом.
23. Автор учения о гомеопатии:1)Флеминг; 2)Ганеман; 3)Розен; 4)Шванн;
24. Создатель пенициллина:1)Пастер; 2)Кох; 3)Флеминг; 4)Листер.
25. Какой препарат рекомендовал Д. Листер для обеспечения «антисептического принципа в хирургии»1)Раствор карболовой кислоты 2)Раствор уксуса 3)Слабый раствор соляной кислоты 4)Формалин
26. Учение о наследственности и изменчивости разработал:1)Дарвин; 2)Мендель; 3)Швебс; 4)Ламетри.
27. Кто провел первые количественные эксперименты в биологии? 1)Р. Бойль при изучении горения и дыхания 2)С. Санторио при изучении общего обмена веществ 3)А. Лавуазье при изучении окисления органических веществ 4)А. Цельсий, измеряющий температуру тел с помощью стоградусного термометра
28. Кем была установлена природа спиртового, уксусного, молочного и др. видов брожения?1)Д. Листером 2)Р. Кохом 3)Л. Пастером 4)И. И. Мечниковым
29. Кто является создателем фагоцитарной теории иммунитета?1)Кох Р. 2)*Мечников И. 3)Пастер Л. 4)Эрлих П.
30. В 1908 г. И. Мечников и П. Эрлих были удостоены Нобелевской премии за разработку теории1)Антисептики 2)Асептики 3)Клеточно-гуморальной теории иммунитета 4)Химиотерапии
31. Когда и кем были открыты вирусы - новый тип возбудителей болезней?1)Д. Фракасторо в 1546 г. 2)Д. И. Ивановским в 1892 г. 3)Дж. Солком в 1955 г.
32. Становление микробиологии как науки:1)вторая половина 17в.; 2)середина 18в.; 3)конец 18в. - начало 19в.; 4)вторая половина 19в.
33. И.И. Мечников – основатель: 1)бактериологического института (г. Москва); 2)городской бактериологической станции с антирабическим отделом (г. Одесса); 3)кафедры эпидемиологии (г. Одесса); 4)института экспериментальной медицины (Петербург); 5)бактериологического института Харьковского медицинского общества.
34. Первая в мире антирабическая станция была открыта в:1)Лондоне; 2)Париже; 3)Риме; 4)Одессе.
Письменные вопросы и задания
1. Заполните таблицу.
Основные черты Нового времени | Влияние на развитие медицины |
Антропоцентризм, акцент на права человека | |
Разочарование в религиозном восприятии мира, секуляризация | |
Развитие науки и техники, индустриальный характер культуры | |
Социализация | |
Вера в прогресс, динамичность развития общества, «информационный бум» |
2.Заполните таблицу.
Основные характеристики | Метод преподавания | |
схоластический | клинический | |
Ведущая форма обучения | ||
Ведущий метод научного познания | ||
Место проведения занятий | ||
Формы проявления активности студентов (участие в диспутах, курация больных, проведение аутопсий, приготовление лекарств и др.) | ||
Соотношение теории и практики в обучении | ||
Характер учебных записей |
3.Впишите имя.
12.1.Первымпредложил метод перкуссии ______________________________________
12.2.Первымнаучно обосновал методику противооспенной вакцинации_____________
12.3.Первым изобрёл ртутный термометр и использовал его в медицинской практике____________________________________________________________________
12.4. Первым использовал метод посредственной аускультации _____________________
12.5.Первым обнаружил более 200 ошибок в трудах Галена______________________________________________________________________
12.6.Первымвысказал предположение о существовании капилляров_________________
12.7.Первым сформулировал законы наследственности ____________________________
12.8.Первым предложил и научно обосновал концепцию распространения инфекционных заболеваний____________________________________________________
12.9. Первым предложил использование ваты в медицинских целях__________________
12.10.Первымпредложил метод перевязки сосудов в ране, использование мазевой повязки при лечении ран_______________________________________________________