Источник: Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей (Очерки и портреты). €

Первоисточники по теме

Вопросы:

1. Назовите источники народного врачевания.

2. Какие способы наружного лечения применялись в народной медицине?

3. Каким образом нашими предками оказывалась помощь при ушибах и открытых ранениях?

4. Можно ли говорить о народной медицине как об устаревшей форме врачевания, представляющей интерес лишь в историкомедицинском аспекте? Почему?

5. Охарактеризуйте взаимосвязь народной и научной медицины. Из предложенного перечня попробуйте выбрать рациональные приёмы и методы врачевания.

Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия

Собр. М. Забылина 1880 года (фрагменты)

Соняшница -врачевание отъ брюшных болезней. Знахарь требуетъ миску, въ которую бы взошло три штофа воды, пеньки и кружку. Миску съ водой ставитъ больной на животъ; пеньку зажигаетъ. Какъ скоро загорится пенька, онъ обматываетъ ею больную. Часто случается, что больная отъ того остается обожженою въ несколькихъ местахъ; раны по­лученныя на теле, приписываютъ знахари тому, что чрезъ обожженое это место выходитъ болезнь, которая тутъ на­ходилась. Пеньку после того кладетъ знахарь въ кружку, а кружку ставитъ въ миску. Въ это время начинаются наго­воры, между темъ, какъ больная вопитъ отъ болезни, а окружающие считаютъ вопль страдалицы удалениемъ нечистой силы изъ больной. Прочтя наговоры, знахарь даетъ пить эту воду и удаляется».

Отз кашля. Аще кто кашляетъ, давай ему пить воду ячменную съ сахаромъ, и поможетъ.

Отъ водяной. Съ развареннаго или завареннаго сверчка воды выпить.

Отъ лихорадки. Аще кого трясца держитъ, и ты возьми чесноку, да хрену, да истолки обое вместе, да вяжи себе на шею, а какъ станетъ подрогивать, ино по суставамъ чесноковымъ хреномъ мазать и кто станетъ говорить: чеснокомъ де отъ тебя пахнетъ,—и не отпиратися.

Отъ зубной боли. Змею живую добыть, вынуть изъ нее желчь изъ живыя; а (буде) змия живая безъ желчи съ того места сползла, и тою желчью мазати, и въ тотъ часъ жерви (т.-е. черви) пропадутъ; а буде змия съ того места безъ желчи не ползетъ и въ той желчи нетъ пособия.

Заговор против зубной боли.Въ полночь, когда часы начнутъ бить 12, в то время сходи къ церкви, и укуси трижды коренную паперть (у главнаго входа) и три раза скажи: какъ камень сей крепокъ, такъ закаменей зубы мои крепче камня. (При сём три раза плюнь и поди прочь, и не оглядывайся, и прочти три раза «верую».

Отъ глухоты. Сала свинаго, да сала ку­рячья, да соку луковаго укапливай въ ухо и услышитъ

Отъ шелудей. Аще человъкъ шелудивъ, ящерицу сожги на пепел и мажь тело.

Отъ нарывов. Аще варимъ и толчемъ, и прикладываемъ (чеснокъ) къ чирьямъ на теле или къ инымъ болячкамъ, кои бываютъ безъ верху, тогда гной выходитъ.

Отъ ранъ. 1) Раненому кому - желчь медвежья съ яичное зерно, да приложити къ ране, привить платомъ - ино выдетъ кровь. 2) Возьми дрожжей, да вина горелаго, да ладану, да набити яицъ куречьихъ и мазать раны.

Отъ ушиба. 1) Аще у человека изломъ, еловый пепелъ смеси съ желткомъ яичнымъ, прикладывай къ излому; у кого нога гниеть, собачье ребро сожги, истолки, и приложи вверхъ раны листъ капустный. 2) Прививать можжевеловымъ пепломъ съ яичнымъ бълкомъ смеси вельми добро. 3) Противъ кровяной струп, помазывай дрожжами медо­выми, осоли и поможетъ. 4) Масло деревянное, да соль жже­ная - присыпать къ болячкамъ.

Отъ болезней глазъ. Бълаго голубя кровь суши по холоду, а не на солнце и не на ветре; истерши та кровь пущати въ очи рано. 2) Мазати мозгомъ заячьимъ изъ головы сырымъ. 3) Листъ смородиный, да варити въ трехъ водахъ и имъ мажь очи. 4) Добыти сова, да совиною желчью мазать, и сгонитъ. (Это лекарство отъ белъма).

Лекарство отъ стени. (Изнурительная сухотка детей, детская дряхлость, Atrophia infantum). Для этого больное дитя несутъ въ лесъ, ищутъ раздвоеннаго дерева, кладутъ его въ этотъ промежутокъ на двое или на трое сутокъ, со­рочку вешаютъ на дерево, потомъ вынимаютъ его, и ходятъ трижды девять вокругъ дерева. После того приносятъ домой, купаютъ въ воде собранной изъ девяти рекъ, или колодцевъ, обсыпаютъ золою, собранною изъ семи печей, кладутъ на печь. Если дитя после этого засыпаетъ, то это верный признак исцеления, а если кричит, то должно умереть. Часто случается, что дитя умирает в лесу, оставленное обнажённым, или испускает дыхание при обливании холодной водой.

Наши рекомендации