Методическая разработка для преподавателей
Курс -VI семестр
Факультет:лечебный
Продолжительность занятия: 4 академических часов
Место проведения:хирургическое отделение.
Цель занятия:
На основании единого подхода, с учетом общепринятых методов, обучить студентов общим принципам диагностики доброкачественных и злокачественных опухолей.
Студент должен знать:
1 Основные принципы и методы диагностики онкологических больных.
2 Общие принципы диагностики в онкологии.
3 Общие принципы лучевой терапии.
4 Общие принципы специфической медикаментозной терапии в онкологии.
6 Основы организации онкологической помощи в Poccийской Федерации.
7 Клинические группы онкологических больных и оценка эффективности их лечения.
Студент должен уметь:
1 На основании данных объективного исследования и специальных методов диагностики составить анатомо-топографическое описание расположения опухоли.
2 На основании данных объективного исследования, а так же результатов дополнительных и специальных методов диагностики онкологического больного определить показания к операции и срочность ее выполнения.
3 На основании данных объективного исследования, а также результатов дополнительных и специальных методов диагностики определить объем оперативного лечения у онкологического больного.
4 Провести клиническую оценку эффективности диагностики больных злокачественными опухолями.
Содержание, длительность, место проведения занятия:
Тема рассчитана на 4- часовое занятие, которое проходит в приёмном отделении, в хирургическом отделении, в отделении анестезиологии и реанимации хирургического стационара, в кабинете ультразвуковой диагностики, рентгенологическом и эндоскопическом кабинетах, в операционной. Студенты присутствуют на обходах, проводят курацию, составляют план обследования и лечения больных с онкологическими заболеваниями. Под контролем преподавателей кафедры осваивают практические навыки.
Оснащение занятия:наборы ситуационных задач, тестовых контролей, оборудование, компьютеры, слайд- проекторы.
Работа на занятии:
1Организационные вопросы 15 мин
2.Проверка исходного уровня знаний -15 мин
3.Коррекция исходного уровня знаний-15 мин
4.Семинар по теме-60 мин
5.Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя для овладения практическими навыками, например: курация больных, работа с блоком информации, историями болезни, таблицами, схемами, данными обследованиями, алгоритмами диагностики и лечения, решение типовых ситуационных задач с ответами- 60 мин
6.Клинический разбор больных- 30 мин
7.Итоговый контроль: тестирование, решение ситуационных задач- 30 мин
8.Подведение итогов занятия- 15 мин
9.Литература для преподавателя:
Основная:
1.Эволюция вирусо- генетической теории возникновения опухолей. Зильбер Л.А., Ирлин И.С., Киселев Ф. Л. «Наука».2005.
2 Патфизиология: Черешнев В.А., Юшков Б.Г. Учебник.-М.:Вече,2000.-704 с.
Общеизвестно: чем больше теорий придумано, тем меньше ясности в чем-либо. Описанные ниже теории объясняют лишь отдельные этапы формирования опухолей, но не дают целостной схемы их возникновения (онкогенеза). Здесь я привожу самые понятные теории:
· теория раздражения: частая травматизация тканей ускоряет процессы деления клеток (клетки вынуждены делиться, чтобы рана зажила) и может вызвать опухолевый рост. Известно, что родинки, которые часто подвергаются трению одеждой, повреждениям при бритье и т.д., могут со временем превращаться в злокачественные опухоли (по-научному — малигнизироваться; от англ. malign — злобный, недобрый).
· вирусная теория: вирусы внедряются в клетки, нарушают регуляцию деления клеток, что может закончиться опухолевой трансформацией. Такие вирусы называют онковирусами: вирус T-клеточного лейкоза (приводит к лейкозу), вирус Эпштейна-Барр (вызывает лимфому Беркитта), папилломовирусы и др.
Лимфома — это местная опухоль из лимфоидной ткани. Лимфоидная ткань является разновидностью кроветворной ткани. Сравните с лейкозами, которые происходят из любой кроветворной ткани, но не имеют четкой локализации (развиваются в крови).
· мутационная теория: канцерогены (т.е. факторы, вызывающие рак) приводят к мутациям в генетическом аппарате клеток. Клетки начинают делиться беспорядочно. Факторы, которые обусловливают мутации клеток, называются мутагенами.
· иммуннологическая теория: даже в здоровом организме постоянно происходят единичные мутации клеток и их опухолевая трансформация. Но в норме иммунная система быстро уничтожает «неправильные» клетки. Если же иммунная система нарушена, то одна и более опухолевые клетки не уничтожаются и становятся источником развития новообразования.