Неоперативная хирургическая техника.

Методические рекомендации

для преподавателей лечебного факультета

Пермь, 2009

ТЕМА: «ДЕСМУРГИЯ (ПОНЯТИЕ О ПОВЯЗКАХ, ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ ПОВЯЗОК. СПОСОБЫ И МЕТОДЫ БИНТОВАНИЯ И НАЛОЖЕНИЯ ПОВЯЗОК)»

1. содержание темы

Наложение различных повязок является неотъемлемой частью хирургии и неразрывно связано с оперативными вмешательства­ми, повреждениями и заболеваниями. Первые сведения о приме­нении повязок относятся к глубокой древности. Нам известна со времен Гиппократа (У-1У вв. до н.э) его классическая бинтовая повязка на голову.

Многообразны назначения повязок, применяемых врачом, но все они могут быть сведены к нескольким моментам: защита от неблагоприятных внешних воздействий, удерживание перевязоч­ного материала на поверхности тела (фиксация), давление с целью остановки кровотечения, иммобилизация какой-нибудь части тела, вытягивание костных фрагментов с целью устранения их смеще­ния. Современная десмургия или учение о повязках покоится на некоторых классических принципах, выработанных к концу XIX столетия. В XX веке получили распространение клеевые повязки (коллодий, клеол, клей БФ-6, липкий пластырь, пленкообразую­щие вещества и сетчато-трубчатые повязки /чулочные/), что по­зволило значительно экономить перевязочный материал. От мед­ленно высыхающих крахмальных и клеевых повязок хирурги пе­решли к быстро отвердевающим гипсовым повязкам. Новые дости­жения современной медицины, хотя и не обошли стороной эту ста­ринную область науки о повязках (десмургию), однако не принесли принципиально новых изменений. До настоящего времени бинто­вые повязки являются основой десмургии. Без знания учения о повязках, их правильного применения и наложения при различ­ных повреждениях и заболеваниях не может быть оказана полно­ценная медицинская помощь пострадавшим и больным. Повязки составляют основу лечения большинства ран мирного времени. Следует помнить, что правильно наложенные повязки являются

благом для больного и пострадавшего, так как предохраняют от серьезных осложнений и способствуют быстрейшему выздоровле-;нию. Плохо наложенная повязка причиняет двойные страдания, вызванные, с одной стороны, раной или другим патологическим процессом, с другой — неудачно выполненным пособием. От каче­ства наложенной повязки нередко зависят результаты лечения. Еще Р. Вреден говорил, что каждый медицинский работник должен уметь правильно наложить повязку, а каждый хирург обязан быть мас­тером в этом деле. Неправильное наложение фиксирующей повязки может иметь такие же печальные последствия, как и плохо прове­денная операция. В связи с вышесказанным правильно наложить повязку обязан уметь врач любой специальности, особенно хирург, фельдшер и медицинская сестра.

2. цель занятия

Изучить виды и функции повязок. Освоить технику наложения безбинтовых и бинтовых повязок. В зависимости от вида и лока­лизации повреждения научить студентов применять различные виды бинтовых, клеевых, косыночных и других повязок.

Студент должен знать: перевязочные материалы, изделия из них, их свойства, возможности применения. Классификации повязок по назначению и способу закрепления.

Студент должен уметь: накладывать бинтовые и безбинтовые повязки на различные участки тела больного или пострадавшего.

3. хронокарта практического занятия и ее пояснение

Последова­тельность этапов Наименование этапов Длительность этапа в зависимости от продолжительности занятия (мин) Оснащение, обо­рудование, на­глядные учебные пособия и обес­печение занятия
Установка цели и задач, знакомство с графом логиче­ской структуры, контроль над ис­ходными знания­ми Граф, стенды, наглядные посо­бия, перевязоч­ный материал
Индивидуальная работа студентов с перевязочным материалом Перевязочный материал (бинты, косынки, лейко­пластырь, бинты и др.), ножницы, гипс
Работа в палатах, раэбор больных с различными ви­дами повязок Предварительно подобранные больные
Работа в перевя­зочных (приемни­ке). Перевязка больных Больные, а также перевязочный материал, клеол и по.
Решение тесто­вых ситуационных задач Учебная комната. Ситуационные задачи
Обобщение прак­тического занятия, домашнее зада­ние Учебная комната

Преподаватель знакомит студентов с целью практического за­нятия. Для установления исходного уровня знаний преподава­тель проверяет домашнее задание, данное на предыдущем заня­тии, отмечает ошибки и недостатки. Студентам предлагают отве­тить на следующие вопросы:

а) что такое десмургия?

б) что такое повязка?

в) расскажите о видах и назначении повязок;

г) опишите общие правила наложения бинтовых повязок;

д) опишите основные варианты бинтовых повязок;

е) каковы особенности наложения повязок в зависимости от
локализации раны;

ж) расскажите о косыночных повязках;

з) расскажите о способах фиксации перевязочного материала;
и) расскажите о повязках из сетчато-трубчатого бинта (РЭТЭ-

ЛАСТ);

к) что такое гипс и его своства?

л) опишите виды гипсовых повязок.

Преподаватель знакомит студентов с графом логической струк-
уры практического занятия, обращает внимание студентов на
;»сновные учебные вопросы,
• V1
' Учебные элементы графа «Десмургия»

'* 1 Повязки
2 Защитная повязка
'• 3 И ммобилизирующая
». 4 Давящая
'' 5 Коррегирующан
Лекарственная
С целью вытяжения
Окклюзионная
Мягкие повязки
. 9.1 Циркулярная
9.2 Спиральная
9.3 Ползучая
9.5 Черепашья
9.6 Колосовидная
9.7 Возвращающаяся
9.8 Сетчато-трубчатые
9.9 Косыночные
Клеевые (клеол, лейкопластырь)
Твердые повязки (гипсовые)
11.1 Лангетная
11.2 Циркулярная
11.3 Лангетно-циркулярная
11.4 Створчатая
11.5 Окончатая
11.6 Моего видная
Правила наложения бинтовой повязки

Преподаватель распределяет группу студентов по 2 человека. Самостоятельно — под контролем преподавателя, пользуясь на-

глядными пособиями, поочередно, студенты друг другу наклады­вают типовые повязки.

Преподаватель предлагает студентам выполнить следующие ти­повые повязки: «чепец» на голову, шапочку «Гиппократа», цирку­лярную и спиральную повязки на предплечье, ползучую на пред­плечье и плечо, черепашью (сходящуюся и расходящуюся) на об­ласть локтевого сустава, колосовидную на плечевой сустав, восьми-образную на голеностопный сустав, повязки Дезо, Вельпо и др.

По ходу работы преподаватель направляет действия студентов, напоминает правила наложения повязок, указывает на ошибки, а при необходимости сам показывает как выполнить ту или иную сложную повязку.

Преподаватель переводит группу студентов в палату, где не­посредственно у постели больных знакомит студентов с различны­ми видами наложенных повязок. Одновременно преподаватель от­бирает больных, которым необходимо произвести перевязку.

1. Группа студентов продолжает работу в перевязочной, где студенты поочередно под контролем преподавателя, самостоятельно выполняют перевязки подобранным ранее в палате больным. При этом интерпретируется назначение повязки, роль и особенности. Преподаватель направляет действия студентов, обращает внима­ние на ошибки, отмечает положительные стороны.

ситуационные задачи

Задача №1

Больной С-в 24-х лет получил травму правого плеча. Жалует­ся на резкие боли в правом плечевом суставе, отсутствие движе­ний. При исследовании обнаружен вывих правого длеча. Вывих плеча вправлен по Кохеру. Какую повязку можно наложить в данном случае для иммобилизации правой верхней конечности?

Ответ: Вельпо.

Задача

Больному А-ва 57-ми лет в порядке экстренной хирургической помощи выполнена операция ушивания перфоративной язвы же лудка. Какую повязку и с какой целью необходимо наложить на лапаротомную рану?

Ответ: Клеевую защитную повязку.

Задача №3

Вы врач бригады скорой медицинской помощи прибыли на место аварии. При обследовании пострадавшего обнаружена рана, проникающая в плевральную полость. Какую повязку необходи­мо наложить?

Ответ: Окклюзиояную повязку. Удобно пользоваться индиви­дуальным перевязочным пакетом (ИПП).

литература

Основная:

3.Гостищев В.К. Руководство к практическим занятиям пообщей хирургии. — М.: Медицина, 1987. С. 156-170.

4. Чернов В.Н. Учебное пособие по общей хирургии. — Рос­тов н/Д: ЗАО «Книга», 2003. С. 120-132.

Дополнительная:

1.Земан М- Техника наложения повязок. — СПб: Питер, 1994. 200 с. ^

2. Шестакова Н.А., Малкис А.И. Гипсовая техника. — л. Медицина, 1987. 204 с.

Наши рекомендации