Тема: Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания
(продолжительность занятия – 3 часа).
Мотивация: овладеть этапами сестринского процесса при заболеваниях органов дыхания.
Цель занятия:изучить основные симптомы заболеваний органов дыхания. Овладеть алгоритмом наблюдения за пациентом, правилами измерения температуры тела, частоты дыхания, правилами подготовки к лечебно-диагностическим процедурам при заболеваниях органов дыхания. (ПК – 1, ПК – 7, ПК - 19)
В результате обучения студент будет:
Знать: Основные проявления заболеваний органов дыхания, Основные симптомы заболеваний органов дыхания. Алгоритм наблюдения за пациентом. Измерение частоты дыхания и его оценка. Измерение температуры тела и ее оценка. Лечебно-диагностические процедуры и правила подготовки к ним, периоды лихорадки.
Уметь: выявить и проанализировать основные этапы (содержания) работы, особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями органов дыхания системы с позиций младшего медицинского персонала.
Определить наличие жизнеопасных проявлений нарушения дыхания, гипертермии.
Владеть: алгоритмом выявления и анализа особенностей наблюдения и ухода за больными с заболеваниями органов дыхания с позиций младшего медицинского персонала.
Методами выявления нарушения дыхания, измерения температуры тела (оценка пульса, дыхания, сознания, измерение АД), техникой применения дозированного аэрозоля для купирования бронхиальной обструкции.
Исходные знания по теме: анатомо-физиологические особенности органов дыхания, знание дыхательных объемов, нарушений дыхания по глубине, частоте, ритму.
Основные положения темы: сестринское обследование, сестринский диагноз, особенности планирования ухода, реализация плана ухода при заболеваниях органов дыхания, оценка результатов.
Вопросы для обсуждения:
1. приоритетные проблемы пациентов с заболеваниями органов дыхания;
2. виды мокроты;
3. правила сбора мокроты;
3.правила сбора мокроты по рекомендациям ВОЗ;
4. правила сбора мокроты на баканализ;
4.подготовка больного к спирометрии;
5.правила проведения пикфлоуметрии и ее оценка;
6.признаки легочного кровотечения, доврачебная помощь;
7.пульсоксиметрия и ее диагностическое значение;
8. астматический статус, доврачебная помощь;
9. техника применения небулайзера;
10.особенности планирования сестринского процесса при заболеваниях органов дыхания;
11. постуральный дренаж;
12. диетические и питьевые рекомендации (сестринская педагогика);
13.доврачебная помощь в различные периоды лихорадки;
14.техника применения дозированного ингалятора, техника применения небулайзера;
15. оценка эффективности ухода: своевременность выявления ухудшения в течение заболевания, понятие о внутрибольничном инфицировании (нозокомиальная пневмония, застойная пневмония).
Методическое оснащение:
1. Лекция: сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания
2. В.Н. Ослопов, О.В. Богоявленская Общий уход за больными в терапевтической клинике. «ГЭОТАР-Медиа» 2006. С.133-144; 271-287.
3. Павлов В.В., Двойников С.И., Осипов В.В. Сестринское дело в терапии. –Самара: Издательство ГП «Перспектива»,2009.- 208с.
4. Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи : практикум: учебное пособие для студентов среднего профессионального медицинского образования: (гриф) МО РФ.-Ростов н/Д:Феникс,2006.-508с.
б) Дополнительная литература
Лычев В.Г. Основы сестринского дела в терапии: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 040600 «Сстринское дело» .-Ростов н/Д: Феникс, 2006 -508с
2.Сестринское дело, том I / под ред. А.Ф.Краснова.-Самара, 1998
3.Сестринское дело, том II / под ред. А.Ф.Краснова.-Москва, 1998
в) Учебно-методические разработки кафедры:
1. Т.В.Рябчикова, А.В. Смирнов, Л.А.Егорова, Т.И.Рупасова, И.В. Карманова, А.Ш.Румянцев. Практическое руководство по пропедевтике внутренних болезней.- Москва,2004г.-С.190.
Формы и методы оценки усвоения темы:
Оценка правильности ответов студентов при опросе преподавателем, обсуждение в группе результатов наблюдения больного; проверка преподавателем правильности выполнения отдельных манипуляций по уходу и их коррекция, оценка решения клинических ситуационных задач.
Кафедра пропедевтики внутренних болезней.
Методические рекомендации для студентов для подготовки к
Практическим занятиям.
9. Тема: Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения (продолжительность занятия – 3часа).
- Цель занятия: Изучить основные симптомы заболеваний органов пищеварения.
Овладеть алгоритмом сестринского процесса при заболеваниях органов пищеварения, Лечебно-диагностические процедуры и правила подготовки к ним.
(ПК – 1, ПК – 7, ПК - 19)
2. В результате обучения студент будет:
Знать: Основные проявления заболеваний органов пищеварения, Основные симптомы заболеваний органов пищеварения. Алгоритм сестринского процесса. Измерение частоты стула и его оценка. Измерение температуры тела и ее оценка. Лечебно-диагностические процедуры и правила подготовки к ним.
Уметь: выявить и проанализировать основные этапы (содержания) работы, особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями органов пищеварения с позиций медицинской сестры. Провести подготовку к диагностическим исследования, проведение дуоденального и желудочного зондирования, очистительные, лекарственные и сифонные клизмы.
Определить наличие неотложных и жизнеопасных проявлений (боли, кровотечение).
Владеть: алгоритмом выявления жалоб и анализа особенностей наблюдения и ухода за больными с заболеваниями органов пищеварения с позиций медицинской сестры.
Методами выявления нарушения деятельности системы пищеварения (оценка стула, аппетита, измерение веса тела). Подготовить пациента к ФЭГДС, УЗИ, иррригоскопии, колоноскопии, ректороманоскопии, желудочное и дуоденальное зондирование, анализ мочи на диастазу, биохимический анализ крови.
Методика овладения (этапы занятия):
вводная часть; цели и задачи занятия, домашнее задание (5 минут);
знакомство с основными симптомами заболеваний органов пищеварения, методами диагностики и наблюдения (25 минут);
овладение методами выявления нарушения пищеварения , (оценка частоты стула, оценка боли ), обсуждение вопросов темы с разбором клинических ситуаций (60 минут); демонстрация преподавателем методики наблюдения (60 минут);
Методическое оснащение:
В.Н. Ослопов, О.В. Богоявленская Общий уход за больными в терапевтической клинике. «ГЭОТАР-Медиа» 2006. С. 185-212; 306-324.
1. Павлов В.В., Двойников С.И., Осипов В.В. Сестринское дело в терапии. –Самара: Издательство ГП «Перспектива»,2009.- 208с.
2. Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи : практикум: учебное пособие для студентов среднего профессионального медицинского образования: (гриф) МО РФ.-Ростов н/Д:Феникс,2006.-508с.
б) Дополнительная литература
Лычев В.Г. Основы сестринского дела в терапии: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 040600 «Сстринское дело» .-Ростов н/Д: Феникс, 2006 -508с
2.Сестринское дело, том I / под ред. А.Ф.Краснова.-Самара, 1998
3.Сестринское дело, том II / под ред. А.Ф.Краснова.-Москва, 1998
План занятия:
- Основные заболевания органов пищеварения в терапевтической клинике:
- острый гастрит (как проявление отравления и гастропатия – как проявление побочного действия лекарств)
- Язвенная болезнь желудка и 12 перстной кишки
- Хронический панкреатит
- Синдром мальадсорбции (как проявление патологии тонкого кишечника)
- Синдром раздраженного толстого кишечника 9Римские критерии)
- Хронический гепатит (алкогольный и вирусный (В,С)
- Циррозы печени (понятие)
2. Основные симптомы в гастроэнтерологии: боли, синдром желудочной и синдром кишечной диспепсии), желтуха, асцит.
3. Неотложные состояния в гастроэнтерологии: язвенное кровотечение, печеночная колика, печеночная кома. Острый живот
4. Сестринский процесс:
А) Сестринское обследование:
Наблюдение за состоянием сознания, внешним видом, поведением, тошнота и рвота, аппетит, характеристика стула.
Признаки желудочно-кишечного кровотечения –(индекс Альговера), рвота кофейной гущей, мелена.
Признаки и стадии печеночной комы. Характеристика печеночной колики. Принципы оказания неотложной помощи при желудочном кровотечении, печеночной колике, печеночной коме.
Б) Сестринский диагноз: проблемы пациента: нарушение питания, нарушение апппетита, диспептические явления, запоры и поносы. Существующие приоритетные и потенциальные проблемы (физиологические, психологические, социальные).
В)Планирование сестринских диагностических и лечебных манипуляций:
Диагностические: ФЭГДС, УЗИ, иррригоскопия, колоноскопия, ректороманоскопия, желудочное и дуоденальное зондирование, анализ мочи на диастазу, биохимический анализ крови.
Г) Лечебные манипуляции: диетические рекомендации (сестринская педагогика), характеристика основных диет, очистительная и лечебная клизма, лечебное питание и его варианты.
Д) Манипуляционная техника: подготовка к диагностическим исследования, проведение дуоденального и желудочного зондирования, очистительные, лекарственные и сифонные клизмы.
5. Оценка эффективности ухода: своевременность выявления ухудшения в течение заболевания.
Формы и методы оценки усвоения темы:
Оценка правильности ответов студентов при опросе преподавателем, обсуждение в группе результатов наблюдения больного; проверка преподавателем правильности выполнения отдельных манипуляций по уходу и их коррекция.