Расстройства мышления по форме.

По темпу:

Ускорение мышления – увеличение числа аасоциаций в единицу времени. Это приводит к тому, что больные легко отвлекаются от основной темы разговора, речь приобретает непоследовательный, "скачущий" характер. Чрезвычайно выраженное ускорение обозначается как "скачка идей" (fuga idearum). При этом речь распадается на отдельные выкрики, понять связь между которыми очень трудно ("словесная окрошка"). Характерное проявление маниакального синдрома, может также наблюдаться при приеме психостимуляторов.

Замедление мышления – уменьшение числа ассоциаций в единицу времени. Характерен замедленный темп речи, бедность возникающих ассоциаций. Речь становится односложной, в ней отсутствуют развернутые определения и объяснения. Наблюдается у больных в состоянии депрессии, а также при легком расстройстве сознания (оглушении).

По форме:

Патологическая обстоятельность (вязкость) - проявление тугоподвижности мышления, постоянный уход по боковым ассоциациям. Невозможность отделить главное от второстепенного. Больной склонен к излишней детализации. Обилие в его речи несущественных уточнений, повторов, случайных фактов, вводных слов мешает слушающим понять основную мысль. Хотя он постоянно возвращается к теме беседы, но застревает на подробных описаниях, добирается до конечной мысли сложным, запутанным путем ("лабиринтное мышление"). Чаще всего патологическая обстоятельность наблюдается при органических заболеваниях мозга, особенно при эпилепсии, и указывает на длительное течение заболевания, а также наличие необратимого дефекта личности.

Клинический пример: Больная эпилепсией, желая сообщить врачу об очередном приступе, описывает свое состояние следующим образом: «Так вот, когда я встала, то пошла умываться, полотенца еще не было, его, наверное, Нинка – гадюка взяла, я ей это припомню. Пока я полотенце искала, уж на завтрак надо было идти, а еще и зубы не чистила, мне няня говорит: «Иди скорее», а я ей про полотенце, тут как раз и упала, а что потом было, не помню».

Резонерство (бесплодное мудрствование) - проявляется многословием, но мышление теряет целенаправленность. Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял ли их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становится аморфным, лишенным четкого содержания (шизофрения, психопатии).

Клинический пример: Больная должна сравнить понятия "часы и термометр"; она отвечает: "Это жизнь! Градусник-это жизнь! И часы — это жизнь! Ибо градусник нужен, чтобы измерять температуру людей, а время измеряют часы. Не было бы жизни, если не было бы часов и не было бы градусника, а не было бы градусника, больным бы не мерили температуру и не мерили бы температуру воздуха; не мирили бы температуру воздуха — не могли бы предсказывать погоду, прогноза не могло быть, а если бы не было часов, то люди были бы как стадо: они не всегда выходили бы на работу, только по солнцу, а солнце не всегда видно — зимой его нет".

Разорванность- при грамматически правильно построенном предложении отсутствует смысловая связь между его отдельными частями. Употребляемые больным ассоциации хаотичны и случайны. Пример: «Солнце светит, потому что журнал о природе».

Бессвязность (инкогерентность) - грамматическая структура речи разрушена, отсутствуют законченные фразы, можно услышать только отдельные обрывки фраз, словосочетания и бессмысленные звуки. Бессвязность речи обычно возникает на фоне тяжелого расстройства сознания - аменции. Больной при этом недоступен контакту, не слышит и не понимает обращенной к нему речи. Отсутствует как грамматическая, так и смысловая структура речи.

Стереотипии - повтор мыслей, фраз или отдельных слов:

  • персеверации - при слабоумии, вызванном сосудистым поражением мозга, при возрастных атрофических процессах в мозге. При этом вследствие нарушения интеллекта больные не могут осмыслить очередной вопрос и вместо ответа повторяют сказанное ранее. «Застревание» на предшествующих ассоциациях.

Клинический пример: Больного, страдающего тяжелой формой церебрального атеросклероза, спрашивают, где он лечится. Больной отвечает: «В больнице имени Соловьева». – «Сколько времени Вы здесь?» - «Больница Соловьева». – «Ваша специальность до болезни?» - «Больница Соловьева». – «Чем Вы сегодня занимались?» - «Больница Соловьева».



  • Вербигерации - Больные стереотипно, ритмически, иногда в рифму повторяют отдельные слова, порой бессмысленные сочетания звуков. Часто этот симптом сопровождается ритмическими движениями (кататонический или гебефренический синдромы при шизофрении).

Наплыв мыслей (ментизм) - тягостное для пациента состояние хаотичного потока проносящихся в голове мыслей, обычно возникающее в виде приступа. В этот момент больной не способен продолжать обычную работу, отвлекается от беседы. Болезненные мысли не представляют собой какого-либо логического ряда, поэтому человек не может связно их изложить, жалуется, что "мысли идут параллельными рядами", "скачут", "пересекаются", "цепляются одна за другую", "путаются". Ментизм - это проявление идеаторного автоматизма, наблюдающегося чаще всего при шизофрении.

Перерывы в мышлении (шперрунг, остановка, или закупорка мыслей) - ощущение, что "мысли улетели из головы", "голова пустая".

Символическое мышление - больные употребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Это могут быть хорошо известные слова, которые используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Нередко пациенты выдумывают собственные слова (неологизмы).

Наши рекомендации