Нарушение интеллекта и памяти.

Интеллект– совокупность всех познавательных процессов, способность к приобретению знаний и навыков, а также способность их использовать в практической деятельности. В структуре интеллекта различают собственно интеллект (способность к абстрактно-логическому мышлению) и предпосылки интеллекта: память, внимание, активность волевых процессов, запас знаний и т.д.

Расстройства интеллекта:

Олигофрении – группа стойких, непрогредиентных патологических состояний, характеризующихся наследственным, врожденным или приобретенным в первые годы жизни (до 3 лет) слабоумием, выражающимся в общем психическом недоразвитии с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта и вследствие этого в затруднении социальной адаптации. Выделяют 3 степени олигофрении:

  • Идиотия (отсутствует способность к самообслуживанию, грубые нарушения развития, речь не развита)
  • Имбецильность (способны к самообслуживанию, не обучаемы).
  • Дебильность (обучаемы, грамотная речь, внушаемы, отсутствует способность к абстрактному мышлению).

Деменция – приобретенное слабоумие (после 3 лет жизни).

Различают два типа деменций: лакунарную (частичную, парциальную) и тотальную (глобарную).

При лакунарной деменции страдают предпосылки интеллекта, в первую очередь – память (гипомнезия), присутствует осознание болезни и критическое отношение к своему состоянию, «ядро личности» сохранено. Данный тип деменции наиболее свойственен сосудистым заболеваниям головного мозга (церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь), но может встречаться и при других заболеваниях.

Тотальная деменция проявляется относительно равномерным снижением всех познавательных процессов: мышления, памяти, внимания и др. Расстройства мышления проявляются в невозможности образования логических связей, абстрагирования. Резко снижается доступный больному уровень обобщения понятий, выявляется слабость суждений. Постепенно нарастает расстройство как кратковременной, так и долговременной памяти, нарушается активное внимание. Больные не способны сосредоточиться на задаваемых вопросах. Снижение высших нравственных чувств обнажает и делает бесконтрольными низшие, инстинктивные эмоции. Преобладающий эмоциональный фон может быть угрюмо-раздражительным, эйфорически-благодушным либо апатическим. Очень быстро больные теряют критику к своему состоянию, суждения и поступки становятся нелепыми. Быстро утрачиваются индивидуальные психические особенности, ценностные установки, навыки поведения (распад «ядра личности»).

Тотальное слабоумие характерно для грубоорганических процессов, при которых поражается преимущественно кора головного мозга. Оно может наблюдаться при дегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера, Пика, старческое слабоумие), при сифилисе головного мозга и прогрессивном параличе. В некоторых случаях к аналогичному исходу приводит локальный патологический процесс, например, при травмах, опухолях мозга.

Память — психический процесс отражения, способность к фиксации (запоминанию), сохранению (ретенции) и воспроизведению (репродукции) прошлого опыта.

  • Различают: краткосрочную (кратковременную), долгосрочную (долговременную), оперативную память.
  • По участию анализаторов: зрительная, слуховая, двигательная, смешанная.
  • По участию сигнальных систем: наглядно-образная и словесно-логическая.
  • По механизму запоминания: механическая, смысловая.
  • По степени вовлечения внимания и волевого усилия: непроизвольное запоминание и произвольное.

Расстройства памяти могут касаться всех ее основных компонентов (фиксации, ретенции, репродукции) и проявляются в дисмнезии (повышение, снижение и выпадение участков памяти) и парамнезии (искажение или извращение памяти).

Дисмнезии.

Гипермнезия — кратковременное усиление памяти.

  • Психопатологическая гипермнезия (при маниакальном состоянии)
  • Эпизодическая гипермнезия (личностно значимые, эмоционально окрашенные события запоминаются лучше).
  • Эксцентрическая (улучшение отдельных видов памяти у отдельных индивидуумов: фотографическая память, музыкальная память и т.д.)

Гипомнезия— болезненное ослабление запоминания настоящего или воспроизведения прошлых событий. Легкая степень гипомнезии проявляется слабостью воспроизведения дат, имен, терминов, цифр и т. п. Встречается при невротических, наркоманических, психоорганических синдромах, паралитическом и слабоумии.

· Органическая (стойкий дефект)

· Функциональня (при депрессии, тяжелом невротическом состоянии) – исчезает после выхода из состояния.

Амнезия— отсутствие воспоминаний о пережитом, ограниченное тем или иным периодом времени, той или иной ситуации.

По отношению периода, подвергшегося амнезии, к периоду болезни (расстройству сознания) выделяют:

  • ретроградная — выпадение из памяти событий, предшествовавших острому периоду болезни («человек, перенесший травму головы с потерей сознания в течение пяти часов, после прояснения сознания никак не мог вспомнить не только того, при каких обстоятельствах он получил травму, но и всего, что было в течение трех дней перед этим. Совершенно не помнил, что он в этот период делал, где был, кого видел»).
  • антероградная — утрата воспоминаний на тот или иной период течения болезни;
  • антероретроградная (тотальная)

По преимущественно нарушенной функции памяти:

  • фиксационная — резкое ослабление или отсутствие способности запоминания новой информации, текущих событий, является одним из основных признаков Корсаковского амнестического синдрома («больная никак не может запомнить, где стоит ее кровать, хотя находится в этой палате уже в течение нескольких лет: не помнит имени своего лечащего врача, не смотря на то, что ей сообщают его каждый день; никак не может вспомнить, что она только что ела, чем занималась»).

По динамике:

  • прогрессирующую — распад памяти в соответствии с законом Рибо, от текущего ко все более давнему прошлому («больная, ничего не помнящая из событий последних лет, забывшая даже, как зовут ее дочь, в то же время хорошо помнит, какую чудесную куклу ей подарили в шестилетнем возрасте, хотя было это 60 лет тому назад. Помнит, какое на этой кукле было платье, какие волосы, как она не расставалась с ней, даже ночью»).
  • стационарная, регрессирующая — постепенно улучшается усвоение текущих событий и воспроизведение прошлого

По объекту:

  • аффектогенная (кататимная) амнезия — пробелы памяти после ярко выраженных аффективных неприятных и неприемлемых для личности впечатлений и событий; близко к ней истерическая амнезия, когда фрагментарно выпадает из памяти только неприемлемые для личности события

Парамнезии –ошибки памяти.

Псевдореминисценции — перемещение воспоминаний во времени, события, имевшие место в другой период, переносятся на текущий период времени. Чаще всего носят замещающий характер, заполняя пробелы памяти, обусловленные фиксационной амнезией. Входят в состав Корсаковского синдрома, частичной и тотальной деменции, псевдодеменции и пуэрилизма (Больной, в прошлом преподаватель, при встрече с врачом торжественно сказал: «Вчера я принимал экзамен у школьниц старших классов, хотя в действительности это происходило более 50 лет назад. В другой раз он сообщил: «Какое наслаждение я получил от «Лебединого озера» вчера, ведь вчера я был в Большом театре». Хотя это событие состоялось 4 года тому назад).

Криптомнезии — искажение памяти, при котором ослабляются или исчезают различия между событиями личной жизни и событиями общественной жизни, увиденными во сне, прочитанными и т. п. Путается источник информации (Больной с возмущением говорит: «Ужасные безобразия творятся в этой клинике. Вчера, например, меня посадили в клетку с тигром, а потом заставили вылезать на улицу через форточку».)

Конфабуляции — вымыслы, искаженные воспоминания о событиях, которых не было ни в период времени, о котором говорит больной, ни в прошлой его жизни.

  • замещающие конфабуляции — вымыслы, которые заполняют провалы памяти, преимущественно обусловленные фиксационной амнезией;
  • фантастические конфабуляции—искаженные воспоминания о невероятных фантастических событиях, якобы имевших место в отдаленном и недавнем прошлом, обусловленные бредовыми переживаниями, конфабулезом;

Корсаковский амнестический синдром был впервые описан С.С. Корсаковым в 1887г. как специфическое проявление алкогольного психоза. Описание корсаковского психоза наряду с мнестическими расстройствами включало неврологические нарушения в виде алкогольной полиневропатии. В дальнейшем оказалось, что наблюдающиеся при этом алкогольном психозе расстройства кратковременной памяти не являются специфическими и наблюдаются при самых разных органических заболеваниях мозга.
Клиническими проявлениями прогрессирующего снижения кратковременной памяти являются следующие симптомы: 1. Фиксационная амнезия, которая представляет собой невозможность ретенции событий, происходящих в настоящем. 2. Амнестическая дезориентировка является следствием невозможности сохранить в памяти информацию о событиях, происходящих в реальной действительности. 3. Парамнезии (псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии)
Корсаковский синдром, возникший вследствие длительно текущих хронических мозговых заболеваний, обычно имеет плохой прогноз. В случаях же острого поражения мозга надежды на положительную динамику остаются достаточно реалистичными, хотя полного восстановления функций памяти, как правило, не происходит.

Органический синдром (психоорганический) – триада Вальтер – Бюеля: эмоциональная лабильность, расстройство памяти, снижение интеллекта (при поражении головного мозга, соматогениях, алкоголизме, наркомании, атрофических процессах головного мозга).

Варианты:

  • астенический
  • эксплозивный (злоба, агрессия, конфликтность).
  • эйфорический
  • апатический

Расстройства мышления.

Мышление - специфичная для человека способность отражать в собственном сознании окружающий мир в полноте существующих связей, внутренних закономерностей; не только наблюдать, но и понимать суть происходящего. Мышление является основным и специфическим для человека познавательным процессом, в ходе которого диалектически устанавливаются внутренние (семантические) связи, характеризующие структуру объектов реальной действительности, их отношения между собой и к субъекту познавательной деятельности.

Понятия – основной элемент мышления - это выработанные человечеством категории, отражающие самые существенные признаки предметов и явлений.

  • конкретные (названия предметов, действий, явлений)
  • абстрактные, содержащие характеристики и качества, общие для множества различных конкретных предметов и явлений.

Речь - главный способ выражения мышления. Полноценность речи человека определяется наличием суждений, представляющих собой отдельные высказывания о предметах и явлениях, и умозаключений, являющихся логическим выводом из сопоставления нескольких суждений. Суждения и умозаключения составляют содержание мышления.

Ассоциации- установление связей между понятиями - важнейшие элементы процесса мышления. Расстройства ассоциативного процесса приводят к нарушению способа мышления, что делает его в целом непродуктивным, хаотичным, нецеленаправленным.

Различают:

- Расстройства мышления по форме

- Расстройства мышления по содержанию.

Наши рекомендации