Тема 2. Чувствительность и ее нарушения. МОЗЖЕЧОК
Введение (актуальность темы)
Рецепция является одной из важнейших функций организма. Сенсорные расстройства сопровождают большинство заболеваний нервной системы и являются важным критерием топической диагностики. Знание симптоматики, развивающейся при поражении структур, отвечающих за чувствительность, необходимо для правильной постановки диагноза и дальнейшей терапевтической тактики.
Выполнение произвольных и автоматизированных движений невозможно без нормального функционирования мозжечка, который отвечает за равновесие, поддержание мышечного тонуса и координацию. Поражение мозжечка вызывает разнообразные нарушения, знание которых необходимо в подготовке студентов. Дифференциальная диагностика различных видов атаксии является необходимым знанием для специалиста любого профиля.
2. Цель:
· обучение студентов основам топической диагностики поражений нервной системы, сопровождающихся нарушениями чувствительности и патологией мозжечка, методике исследования чувствительности, мозжечковых нарушений, а также дифференцировке различных форм атаксий.
3. Задачи:
Студент должен знать:
·анатомо-физиологические принципы организации чувствительной сферы человека;
·симптомы натяжения для определения степени выраженности болевого синдрома;
·принципы топической диагностики поражений различных отделов проводящих путей глубокой и поверхностной чувствительности;
·строение мозжечка, его восходящие и нисходящие связи;
·синдромы поражения полушарий и червя мозжечка;
·виды атаксий.
Студент должен уметь:
· исследовать различные виды поверхностной чувствительности (болевую, температурную, тактильную);
· исследовать глубокомышечное чувство, вибрационную чувствительности;
· определять симптомы натяжения (Ласега, Нери, Вассермана, Мацкевича);
· исследовать мышечный тонус;
· исследовать симптомы поражения полушарий и червя мозжечка.
Студент должен владеть:
· методикой опроса и исследования поверхностной чувствительности и глубокомышечного чувства;
· методикой специального опроса и обследования пациентов с поражением мозжечка.
4. Основные учебные вопросы (план)
· Определение чувствительности.
· Схема строения чувствительного анализатора.
· Классификация (поверхностные, глубокие, сложные виды чувствительности).
· Проводники системы поверхностной чувствительности.
· Проводники системы глубокой чувствительности.
· Виды и типы чувствительных расстройств.
· Синдромы расстройств чувствительности при поражении периферических нервов, сплетений, спинномозговых корешков, сегментов спинного мозга, ствола мозга, полушарий.
· Симптомы натяжения при заболеваниях, травмах и других повреждениях нервных стволов.
· Строение мозжечка.
· Функциональное значение связей мозжечка с другими структурами нервной системы.
· Симптомы поражения мозжечка, признаки атаксии.
· Варианты атаксии: мозжечковая, статическая, динамическая, статико-локомоторная, сенситивная, вестибулярная, корковая, истерическая.
· Симптомы поражения червя мозжечка.
5. Вспомогательные материалы по теме:
· муляж головного мозга, макеты черепа и позвоночника, муляжи топических срезов головного и спинного мозга;
· наборы учебных рентгенограмм, ангиограмм, миелограмм, компьютерных томограмм по основным разделам частной неврологии;
· таблицы и схемы строения нервной системы;
· приспособления и наборы для исследования неврологического статуса (кисточка, иголочка, наборы гирек, пробирки с теплой и холодной водой);
· методические рекомендации для преподавателей по общей и частной неврологии;
· учебные задачи для студентов по курсу общей неврологии;
· тексты лекций по общей неврологии;
· компьютерная программа для проведения тестового контроля студентов по топической диагностике заболеваний нервной системы;
· учебно-методическое пособие к практическому занятию для студентов;
· компьютерные и магнитно-резонансные томограммы пациентов с сенсорными и координаторными нарушениями при заболеваниях и травмах головного и спинного мозга.