Профилактика негативных состояний.
Задание 1.
Познакомьтесь с несложным комплексом упражнений для профилактики зрительного утомления :
а) движение глазами слева- направо;
б) движение глазами снизу – вверх;
в) при открытых глазах голова поворачивается вправо и взгляд переводится влево; голова опускается вниз, а глаза подымаются вверх, затем аналогичные движения проделываются симметричным образом;
г) без движения головы взгляд направляется вправо, вверх, влево, вниз.
Задание 2.
Длительное сидение за письменным столом вызывает позотоническое утомление, снять которое можно с помощью несложных упражнений. Попробуйте сами :
Задание 3.
Это упражнение – эффективное средство, успокаивающее нервную и сердечно-сосудистую системы, психику, способствует контролю за эмоциями. Применяется до ожидаемой психической напряженности или в период разыгравшегося стресса, а также постоянно с профилактической целью.
1. Сядьте в наиболее удобное положение, скрестив ноги.
2. Держите правую руку перед собой.
3. Приложите слегка правый большой палец к правому крылу носа, но не закрывайте носовой ход. Слегка приложите безымянный палец той же руки к левому крылу носа, но не закрывайте его. Это исходное положение. Придерживайтесь главного правила – естественного дыхания: при вдохе живот выпячивается, при выдохе подтягивается.
4. Слегка выдохните.
5. Зажмите правое крыло носа большим пальцем, сделайте глубокий вдох через левую половину носа в течение 8 отсчетов.
6. Зажмите обе половины носа, задержите, считайте до 8. Рот не открывайте.
Схема тренировки.
Наиболее полезным это упражнение является, когда его выполняют незадолго до сна. Каждый раз продолжайте его 7 раз, 2-3 раза ежедневно.
Задание 4.
1. Быстро потрите ладони друг о друга……………………………………………………….5сек.
2. Теперь быстро потрите разогретыми пальцами щеки вверх-вниз……………………….5сек.
3. Часто постучите пальцами барабанной дробью по макушке головы…………………….5сек.
4. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и
внешнюю стороны предплечья…………………………………………………………….3 раза
5. Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже кадыка) большим
и указательным пальцами…………………………………………………………………3 раза
6. Найдите на шее пульс сонной артерии, осторожно нажмите на артерию,
дышите глубоко, сосчитайте до 5.
7. Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа ( у места соединения
головы с позвоночником), нажмите, сосчитайте до 3, отпустите………….. Повторите 3 раза.
Что Вы почувствовали ? Если по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего за 60 сек. Вы включили основные системы организма на полные обороты.
Тема 2.2. «Психологические особенности овладения профессией».
Упражнения к 2.2.
I. Приведите примеры понятий : профессия, специальность, должность для медицинской сестры для врача, для провизора. Результаты своей работы обсудите в группе.
II. По аналогии с формулой профессии « инспектора ГИБДД» представленной на стр. 46. напишите формулу Вашей будущей профессии, на которую Вы сейчас учитесь.
III. Ответьте с максимально возможной для вас искренностью на ниже перечисленные вопросы. Со своими ответами, если Вы этого захотите, Вы сможете ознакомить учебную группу в ходе групповой дискуссии.
1. Обязательно ли в наше время работать (мужчине, женщине ) ?
2. Зачем учиться после школы , если и так можно хорошо устроиться в жизни?
3. Сейчас разные «бумажки» из учебных заведений не нужны. Важно уметь что-то делать и иметь сильную волю, чтобы пробиться в жизни. Вы согласны с этим мнением ?
4. Какие на сегодняшний день у Вас главные ценности в жизни ? Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь?
5. Какими Вы видите себя в профессиональной жизни через 20 лет? Где Вы работаете ? Какой пост занимаете ? как Вы выглядите ? Как разговариваете с людьми ? Как Вы себя чувствуете ?
6. Как через 20 лет Ваша профессиональная жизнь согласуется с другими аспектами Вашей жизни ? Будет ли у Вас семья , дети ( опишите подробнее Вашу будущую семью)? Как много у Вас будет друзей и как часто Вы с ними будете встречаться? Как обстоят дела с заботой о своем теле ( отдых, занятия спортом, прохождение психотерапии и пр. )? Есть ли у Вас хобби, интересуетесь ли Вы искусством, религией, любите ли задумываться о смысле жизни?
7. Через 20 лет какое по счету место занимает Ваша работа среди других аспектов Вашей жизни? Отметьте наиболее вероятный ответ :
Первое………………………………….
Второе………………………………….
Третье………………………………….…
………( укажите другое , если перечисленные не подходят)
последнее………………………………
8. Какой бы Вы хотели видеть свою работу через 20 лет ( Ваша мечта ) ? Что Вы делаете ( и это Вам очень нравится делать) ? сколько Вы зарабатываете ? какие возможности для общения для Вас открыты ? Какой властью Вы обладаете ? Насколько престижна Ваша работа ? Насколько эстетична обстановка ? Представляет ли работа возможность духовного поиска, самовыражения ?
9. Выделите основные 5-7 этапов на пути к Вашей профессиональной мечте ( что надо сделать, чтобы мечта стала реальностью) ?
10. насколько ваша сегодняшняя учеба приближает Вас к профессиональной мечте ? Приближает или , может быть наоборот – отдаляет ?
11. Напишите три самых неприятных момента, связанных с Вашей сегодняшней учебой:
12. Напишите три самых приятных момента, связанных с Вашей сегодняшней учебой :
13. Что Вы уже сегодня можете сделать , чтобы Ваша учеба в училище приближала Вас к профессиональной мечте ?
14. Какие Ваши собственные психологические ресурсы не задействованы сегодня в полную меру, чтобы приближать Вас к профессиональной мечте? Может , Вы ленивы, невнимательны, стеснительны или др. ?
15. Как Вы уже с сегодняшнего дня собираетесь работать над собой, чтобы реализовать свою профессиональную мечту ?
16. Может у Вас не хватает уверенности в себе или Вы убеждены, что мечты никогда не достигнешь ?
17. Как Вы думаете, откуда пришло убеждение ( если оно у Вас есть) , что невозможно реализовать свою профессиональную мечту ?
- так говорят родители;
- пример большинства окружающих, которые не смогли реализовать свою мечту;
- взрослые говорят, чтобы «не витал в облаках», а жил обычной жизнью;
- друзья смеются, когда я говорю о своей мечте, не поддерживают меня ;
18. Что ( кто) наиболее Вам мешает сегодня двигаться в направлении к соей профессиональной мечте ?
19. Что ( кто) помогает Вам двигаться в направлении своей профессиональной мечты ?
20. Как Вы намереваетесь преодолевать имеющиеся на сегодняшний день препятствия на своем профессиональном пути ?
21. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай неудачи продвижения по основному профессиональному пути ( например, если не поступите сразу в институт; если не возьмут на ту работу, на которую Вы хотите ; если в семье не будет средств, чтобы Вы могли закончить обучение; если подведет здоровье; если придется сосредоточиться на семейных делах и на какой-то период отойти от профессиональной деятельности; если на какой-то период придется сосредоточиться на заработке и не думать о карьере; если …)
22. Насколько Вы верите в возможность реализации своей профессиональной мечты ? Выразите в % ( например, на 100%, на 5% и т.д.)
23. Что в Вашем понимании означает «карьера»? Стыдно ли заниматься своей карьерой ? а может плохо ею не заниматься ?
IV. Какие элементы структуры личности по К.К.Платонову (стр. 13), в первую очередь могут быть подвержены профессиональной деформации ? Обсудите результаты в рабочей группе.
V. Какую профессиональную деформацию Вы для себя «допускаете» ? А какую нет ?