Ключ : за ответ «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.
Суммируйте количество баллов.
Интерпретация результатов на обратной стороне листа.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
30-32 очка – Вы явно не коммуникабельны и страдаете от этого больше всего сами. Но и близким Вам людям нелегко с Вами ! Вам трудно участвовать в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков – Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, потому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь таким недовольством; в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает так , что при какой-нибудь сильной увлеченности Вы «вдруг» приобретаете полную коммуникабельность? Стоит не бояться пробовать.
19-24 очка-Вы скорее замкнуты, чем коммуникабельны. Ваша недостаточная общительность скорее результат недостаточной любознательности, порой равнодушия к окружающим. Возможно, ваше нежелание участвовать в коллективных решениях, вызвано эгоистическими намерениями. Проявляйте больше интереса к окружающим Вас людям, так как Ваша отстраненная позиция может когда-нибудь обернуться против Вас.
14- 18 очков –У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без запальчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков – Вы весьма общительны ( порой , быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, никому не отказываете в просьбе, хотя не всегда можете её выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными трудностями. При желании, однако, Вы сможете себя заставить не отступать.
4-8 очков-Вы, должно быть, « рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководитель и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами!
3 очка и менее-Ваша коммуникабельность чрезмерна. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вам необходимо заняться самовоспитанием в этом направлении.
Тема 1.5. Эмоциональные процессы и состояния.
Упражнения к теме 1.5.
1.5.1. Приведите пример, когда:
страх – эмоция……………………………………………….
страх – чувство………………………………………………
1.5.2. Приведите примеры, когда астенические эмоции играют в жизни человека положительную роль……………………………………………………………………
1.5.3. Прокомментируйте с точки зрения эмоций следующие выражения :
«оцепенеть от ужаса»…………………………………………………………………………
«слезы радости»……………………………………………………………………………….
1.5.4. В приведенных ниже ситуациях определите, какие формы переживаний имели место. Объясните почему.
b. В больницу поступил пациент с жалобами на сильные боли в эпигастральной области. Проведя необходимые исследования, врачи ставят диагноз – язва желудка и говорят о необходимости оперативного вмешательства. Пациент принял это сообщение спокойно. Однако на следующий день у него наблюдается учащение пульса, он не может сосредоточить свое внимание при разговоре с врачом , не может вспомнить, когда появились первые боли, хотя накануне говорил об этом. Излишняя жестикуляция, речь отрывистая…………………………………….
c. Молодой человек , 16-ти лет, с золотой медалью закончил школу. Через 10 дней начинаются вступительные экзамены в институт. Заболел внезапно и остро, с подозрением на скарлатину отправлен в больницу. В больнице диагноз подтвердился. У молодого человека наблюдается повышенная двигательная активность, жестикуляция, жалобы на несчастную жизнь, некоторая озлобленность. Через несколько дней его эмоциональное состояние изменилось. Появилось безразличие ко всему и всем, безынициативность…………………………………..
d. Подросток , 15 лет, не подготовился к уроку и получил двойку. После урока учительница сделала ему замечание. Подросток стал кричать, ругаться и насмехаться над учительницей………………….
1.5.5. Определите, какие переживания имели место у французского императора Наполеона в каждой строфе приведенного ниже отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Воздушный корабль»
a. И, топнув о землю ногою,
Сердито он взад и вперед
По тихому берегу ходит
И снова он громко зовет……………………………………………………………….
b. Зовет он любезного сына,,
Опору в превратной судьбе,
Ему обещает полмира,
А Францию только себе………………………………………………………………..
c. Но в цвете надежды и силы
Угас его царственный сын,
И долго его поджидая,
Стоит император один…………………………………………………………………..
d. Стоит он и тяжко вздыхает,
Пока озарится восток,
И капают горькие слезы
Из глаз на холодный песок……………………………………………………………...
1.5.6. Определите, какие переживания , на Ваш взгляд, проявились у автора в каждой строфе в приведенном ниже стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»
a. Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы , будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную…………………………………………………
b. Кто же вас гонит: судьбы ли решение ?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?………………………………………………………….
c. Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания……………………………………………………
1.5.7. Определите каждую из фундаментальных эмоций
1.5.8. Раскрасьте каждую из фундаментальных эмоций. Объясните, почему Вы выбрали именно такой цвет.
1.5.9. Откройте в своей тетради Упражнения к 1.3. и найдите задание 1.3.10. Назовите, какие переживания имели место у каждого из участников диалога во всех 11 случаях ( рис. 30-40).
1.5.10. В задании 1.5.10. схематично с помощью цвета или мимических схем изобразите соответствующие переживания у участников диалогов.
1.5.11. В приведенных в приложениях репродукциях опишите, какие они вызвали :
a. у вас переживания
b. какие переживания у изображенных персонажей выразили художники.
Приложения к пункту 1.5.11. :
1. Ф.П. Решетников (р.1906г.) «Опять двойка» . Государственная Третьяковская галерея.
2. Репин Илья Ефимович. «Иван Грозный и сын его Иван» .Государственная Третьяковская галерея.
3. Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967). «За туалетом. Автопортрет». Государственная Третьяковская галерея.
4. Перов Василий Григорьевич ( 1834-1882). «Охотники на привале». Государственная Третьяковская галерея.
5. В.П.Боровиковский (1757-1825) Портрет М.И.Лопухиной. Государственная Третьяковская галерея.
6. Н.Н.Ге (1831 – 1894) « Петр1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Государственная Третьяковская галерея.
7. В.А. Серов « ( 1865-1911) « Девочка с персиками». Государственная Третьяковская галерея.
8. Д.П.Корин ( 1892 – 1967) Портрет художника М.В. Нестерова . Государственная Третьяковская галерея.
9. Н.Е.Рачков ( 1825- 1895) . «У калитки.» Государственная Третьяковская галерея.
10. Н.И.Крамской ( 1837 – 1887). «Неизвестная». Государственная Третьяковская галерея.
11. В.Г.Перов. ( 1833 – 1882) « Рыболов». Государственная Третьяковская галерея.
1.5.12. Как Вы считаете, влияет ли на эмоциональное состояние и, тем самым, на состояние тела то, что происходит у человека :
a. Дома…………………………………………………………………………..
b. На работе…………………………………………………………………….
c. В общении с друзьями………………………………………………………
1.5.13. То, как воспринимает человек себя, свое окружение ( концентрирует внимание преимущественно на негативных или позитивных аспектах жизни), окружающий мир ( например, в зависимости от степени религиозности, принадлежности к той или иной конфессии) влияет ли на состояние его тела?
1.5.14. Что на что влияет : состояние тела на эмоциональные переживания или эмоциональные переживания на состояние тела ?
1.5.15. Стоит ли медицинскому работнику обращать внимание на семейные конфликты своего пациента и его успехи в работе ?
1.5.16. Зависит ли продуктивность профессиональной деятельности медицинского работника от его настроения, переживаемых им хронических эмоций ( обиды, страха, гнева и др.)?
1.5.17. как Вы обычно справляетесь со своим: страхом
1.5.18. Обсудите результаты выполнения пункта 17 в своей учебной группе, с преподавателем, медработниками, со своими родителями.
Что из опыта других Вы можете позаимствовать ?
1.5.19. Какие свои типичные реакции, связанные с указанными выше эмоциями ( слезы, ругань, держать все в себе, уход и прочее ) , Вы хотите изменить ?
1.5.20. Оцените Ваше настроение на протяжении последней недели. Вам предложена шкала ( от –5 до +5 ), проставьте крестик на том показателе, который дает оценку Вашего общего настроения.
+5 0 - 5
Как Вы считаете, влияет ли Ваше настроение на успехи в учебной деятельности ?
Как Вы можете улучшить свое настроение? Вы считаете, общее настроение в Вашей учебной группе влияет ли на Ваше личное настроение?
Что Вы можете сделать, чтобы Вам было приятнее учиться в своей учебной группе?
1.5.21. Как Вы считаете, настроение преподавателя влияет на Ваше настроение?
Кто успешнее может «заразить» своими эмоциями?
а) преподаватель учащихся
б) учащийся преподавателя
1.5.22. Какой лично Вы можете внести вклад в общий эмоциональный настрой Вашего училища?
1.5.23. Помогает или мешает стресс медсестре в её работе?
1.5.24. По каким своим субъективным ощущениям, поведенческим реакциям Вы можете определить, находитесь ли Вы состоянии эустреса или дистресса?
1.5.25. Что Вы можете сделать, чтобы снизить уровень дистресса?
1.5.26. Понаблюдайте, что чувствует Ваше тело, какие группы мышц напряжены, когда Вы вспоминаете реальную ситуацию, вызвавшую у Вас ту или иную эмоцию.
Итак, закройте глаза, сядьте удобно. Руки и ноги не перекрещены. Почувствуйте свое тело. А теперь вспомните ситуацию, когда Вы испытывали гнев. Что чувствует Ваше тело? Вернитесь в свое теперешнее состояние и затем вспомните ситуацию, когда Вы испытали страх. Пронаблюдайте , что чувствует при этих воспоминаниях Ваше тело. Вернитесь в свое обычное теперешнее состояние и затем вспомните ситуацию, когда Вы испытали обиду. Запишите свои телесные ощущения при всех перечисленных выше переживаниях :
гнева…………………………………………………………………………………….
страха…………………………………………………………………………………..
обиды………………………………………………………………………………..
Представьте, что эти эмоции могут быть хроническими. Как Вы думаете, тело отзовется на эти переживания - здоровьем или болезнью ?
1.5.27. Если Вы испытываете дистресс на экзамене , то что Вы можете сделать, чтобы его снизить и тем самым способствовать повышению своей эффективности ?
Например :
а) вообще не сдавать экзамен ( перестать учиться), чтобы не заболеть от перенапряжения;
б) лучше готовиться к экзамену;
в) изменить отношение к экзамену; рассматривать эту ситуацию как вызов, как возможность продемонстрировать себя с лучшей стороны;
г) попросить у родителей, чтобы они объединились и попросили у преподавателей снизить уровень требований ( дети перегружены, могут заболеть);
д) изменить диету;
е) больше заниматься спортом;
ж) другое ( что именно)
1.5.28. Побеседуйте с успешными медиками, имеющими стаж работы, что поддерживает их настрой в работе, ровное позитивное настроение. Ведь каждый день они видят боль, страдание, смерть. Запишите, что из услышанного Вы можете взять на вооружение.
Обсудите результаты своего опроса в своей учебной группе.
1.5.29. Сядьте удобно, закройте глаза, ноги и руки не скрещены. Вспомните ситуацию, когда Вы чувствовали, что Вас переполняет счастье, что Вы находитесь в ситуации безопасности, любви. Детально вспомните эту ситуацию. Пронаблюдайте своим внутренним взором, что при этом чувствует Ваше тело.
Запишите свои наблюдения………………………………………………..
В своем воображении Вы всегда можете вернуться к этому своему состоянию через воспоминание выбранной Вами ситуации счастья и безопасности.
1.5.30. Определите каков у вас уровень тревожности и подвержены ли Вы стрессу. Ответьте на вопросы теста, выбрав один из ответов («да» или «нет» ).
Вопрос | да | нет |
1. Успеваете ли Вы каждый день обедать ? | ||
2. Спите ли Вы 7-8 часов в сутки? | ||
3. Спокойно ли протекает Ваша жизнь ? | ||
4. Есть ли у Вас друг ( подруга), готовый помочь в любую минуту ? | ||
5. Занимаетесь ли регулярно спортом ? | ||
6. Курите ли Вы ? | ||
7. Любите ли спиртное ? | ||
8. Соответствует ли вес Вашему росту ? | ||
9. Хватает ли Вашей зарплаты на покрытие всех расходов ? | ||
10. Имеете ли твердые убеждения ? | ||
11. Регулярно ли ходите в театр , на концерты. | ||
12. Много ли у вас знакомых, друзей ? | ||
13. Делитесь ли с ними назревшими проблемами ? | ||
14. Жалуетесь ли на свое здоровье? | ||
15. Сохраняете ли спокойствие во время ссоры ? | ||
16. Рассказываете ли о своих проблемах соседям или сослуживцам ? | ||
17. Находите ли время для отдыха? | ||
18. Умеете ли организовать свое время ? | ||
19. Пьете ли ежедневно крепкий чай или кофе ? | ||
20. Любите ли спать днем ? |
Теперь подсчитайте баллы, сложив их вместе.
Результаты :
Менее 30 баллов- Вы вообще не поддаетесь стрессу;
30 - 40 баллов -легко относитесь к стрессовым ситуациям;
50 – 74 балла- с трудом справляетесь со стрессами;
более 75 баллов- чтобы выйти из стресса, Вам требуется помощь друзей или медицины