Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников

Факторы окружающей среды при определенных условиях могут быть факторами риска возникновения заболеваний и травм.

Риск здоровьютакже определяется как ожидаемая частота нежелательных эффектов, возникающих от воздействия загрязнителей. Они могут находиться в воздухе, воде, почве, продуктах питания, строительных и упаковочных материалах и др.

Медицинские работники при исполнении своих профессиональных обязанностей могут подвергаться вредному воздействию физических, химических, биологических и психофизиологических факторов.

К неблагоприятным физическим факторам можно отнести: механические, термические, микроклиматические, радиационные, акустические факторы, вибрацию, воздействие аэрозолей, нарушения естественного и искусственного освещения, поражение электрическим током и др.

Окружающая среда в медицинских учреждениях особенно насыщена потенциально опасными химическими факторами, такими, как дезинфицирующие средства, антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты, средства для ингаляционного наркоза, химические реактивы. Все они при определенных условиях могут вызывать у медицинского персонала различные патологические состояния и приводить к развитию профессиональных заболеваний и поражений.

Потенциально опасные биологические факторы окружающей медицинской среды - патогенные микроорганизмы, переносчики возбудителей инфекционных заболеваний, микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах.

Физические и нервно-психические перегрузки относят к психофизиологическим факторам.

Во время профессиональной деятельности медицинский персонал может испытывать статические и динамические нагрузки или гиподинамию, умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов (зрительного, слухового и др.), монотонность труда, эмоциональные перегрузки при общении с больными, их родственниками и коллегами.

Возникновению профессиональных заболеваний, травм и других поражений способствуют:

- плохое размещение функциональных подразделений и кабинетов в медицинских учреждениях;

- несовершенные и неисправные оборудование и инструменты;

- нарушения технологических процессов и режима работы;

- отсутствие, неисправность и несовершенство средств защиты, повышенная индивидуальная чувствительность персонала к тем или иным факторам.

Факторы, угрожающие жизни и здоровью медицинского персонала, можно определить на примере труда врачей-стоматологов.

• Физические факторы- высокочастотный шум, ультразвуковая вибрация, ультрафиолетовое излучение фотополимеризаторов, быстро меняющееся искусственное освещение рабочей зоны, пылевые аэрозоли.

• Химические факторы- токсичные вещества (ртуть, мышьяк, дезинфицирующие средства) и аллергены (антибиотики, про-каин, композитные материалы, гипс, латекс).

• Биологические факторы- контакт с инфекционными больными и бактерионосителями (больными туберкулезом, венерическими заболеваниями, гепатитом B, инфицированными вирусом иммунодефицита человека), микробными аэрозолями из больных зубов.

• Психофизиологические факторы- статическое напряжение отдельных групп мышц, стереотипные движения рук, напряжение зрения, нервно-эмоциональное напряжение.

У врачей-стоматологов часто наблюдают поражения опорно-двигательного аппарата - остеохондроз с искривлением позвоночника, заболевания суставов, мышц, периферических нервов (миозиты, плекситы, полиневриты).

Более половины стоматологов предъявляют жалобы неврологического характера, на повышенную утомляемость, раздражительность.

Распространены среди врачей-стоматологов заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, холециститы), кожные заболевания (особенно аллергического характера).

Есть существенные различия в заболеваемости врачей различных специальностей, например стоматологов-хирургов и терапевтов. У терапевтов и ортопедов после 3 лет работы часто встречается профессиональная односторонняя тугоухость, в то время как у хирургов это заболевание не наблюдается. Заболевание органа зрения (миопия) в 3 раза чаще встречается у ортопедов и терапевтов по сравнению с хирургами.

СИСТЕМА ОХРАНЫ ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В РФ создана система законодательства по охране здоровья и жизни граждан, основанная на Конституции РФ.

Важнейшие законодательные акты в этой сфере - Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ и Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

Эти и другие документы определяют государственные нормативные требования охраны труда, соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда и порядок проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников.

Труд в медицинских учреждениях должен соответствовать требованиям законодательства о труде в Российской Федерации.

Система охраны труда и техника безопасностив учреждениях здравоохранения - упорядоченная совокупность органов, должностных лиц и организационных связей, предназначенных для управления деятельностью по сохранению жизни и здоровья работников в процессе труда.

Работник как важнейший элемент этой системы обязан:

- правильно применять индивидуальные и коллективные средства защиты;

- знать и правильно выполнять безопасные методы и способы работы;

- уметь оказывать первую помощь пострадавшим на производстве;

- проходить инструктаж и проверку знаний по охране труда, стажировку на рабочем месте;

- незамедлительно сообщать своему руководству о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае на производстве и об ухудшении состояния своего здоровья;

- проходить обязательные предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры.

Направления функционирования системы охраны труда в медицинских организациях:

- управление охраной труда;

- обучение и профессиональная подготовка работников в области охраны труда;

- предупреждение несчастных случаев и нарушения здоровья работников;

- контроль соблюдения нормативных требований охраны труда.

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Управление охраной труда:

- доведение до исполнителей и контроль выполнения норм и правил, направленных на улучшение условий труда;

- организация и финансирование мероприятий по охране труда;

- статистическая отчетность об условиях труда, травматизме и профессиональной заболеваемости.

Управляет системой охраны труда в медицинской организации ее руководитель (главный врач, директор).

Непосредственное управление системой охраны труда возлагается на специальных уполномоченных:

- на начальника службы охраны труда;

- специалиста по охране труда;

- председателя комиссии или комитета по охране труда;

- председателя временной комиссии по проведению разового мероприятия (расследование несчастного случая);

- заместителя руководителя медицинской организации;

- одного из начальников структурных подразделений.

ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Обучение работников, поступающих на работу с вредными и опасными условиями труда, проводят в форме теоретических, методических и практических занятий с последующей стажировкой на рабочем месте.

Проведение вводных, первичных, повторных, внеплановых и целевых инструктажей должно сопровождаться проверкой готовности инструктируемого к работе, оформлением в журнале с подписью работника.

Вводный инструктажпроводят со всеми лицами, вновь принимаемыми на постоянную или временную работу, прикомандированными и обучающимися в медицинских учреждениях, независимо от их образования, стажа работы и должности.

Как правило, вводный инструктаж проводит инженер по охране труда с привлечением руководителя структурного подразделения, имеющего соответствующую подготовку по безопасности медицинского труда.

До начала работы непосредственно на рабочем месте проводят первичный инструктаж с практической демонстрацией безопасных приемов и методов работы.

Не реже 1 раза в полгода все работники медицинского учреждения обязаны проходить повторный инструктаж.

При появлении каких-либо изменений или нарушений в технологическом цикле, при перерыве в работе сотрудника 60 и более дней проводят внеплановый инструктаж.

При ликвидации последствий аварий или стихийных бедствий, при организации работ в нерабочее время проводят целевой инструктаж.

С целью предупреждения несчастных случаев и нарушения здоровья медицинских работников при строительстве и оснащении медицинских учреждений должны соблюдаться строительные нормы и правила.

Расстановку и эксплуатацию оборудования следует осуществлять в соответствии с правилами охраны труда.

Требования к безопасности персонала медицинских учреждений

• Требования к поведению персонала:

- знать и строго выполнять правила техники безопасности при работе с оборудованием и лекарственными препаратами;

- проявлять постоянную бдительность в отношении радиационной, химической и биологической опасности;

- быть готовыми общаться с пациентами и сотрудниками в случае наличия у них психических нарушений.

• Требования к медицинской одежде:

- персонал медицинских учреждений должен быть обеспечен комплектами сменной одежды - халатами, шапочками, масками, сменной обувью (в наличии должен быть комплект одежды для экстренной замены в случае ее загрязнения);

- в хирургических и акушерских отделениях смену одежды следует осуществлять ежедневно и по мере загрязнения, в терапевтических отделениях - 2 раза в неделю и по мере загрязнения; сменная обувь должна быть изготовлена из материала, доступного для дезинфекции;

- стирку рабочей одежды персонала следует осуществлять централизованно и отдельно от белья пациентов;

- одежда персонала должна храниться в индивидуальных шкафах, верхняя одежда - в гардеробе для персонала;

- нахождение в медицинской одежде и обуви за пределами лечебного или родовспомогательного учреждения не допускается (СанПин 2.1.3.1375-03).

• Требования к обработке кожного покрова:

- медицинскому персоналу в целях личной безопасности необходимо содержать кожный покров в чистоте, избегать контактов с загрязненными предметами, защищать кожу и волосы рабочей одеждой и индивидуальными средствами защиты кожи;

- врачи и средний медицинский персонал обязаны мыть и дезинфицировать руки не только перед осмотром каждого пациента или перед выполнением процедур, но и после;

- при загрязнении рук кровью, сывороткой, выделениями необходимо тщательно протереть их тампоном, смоченным кожным антисептиком, после чего промыть проточной водой с мылом и повторно обработать кожным антисептиком;

- при попадании биологической жидкости пациента на слизистые оболочки ротоглотки нужно немедленно прополоскать рот и горло 70% раствором этилового спирта или 0,05% раствором марганцово-кислого калия, при попадании биологических жидкостей в глаза следует промыть их раствором перманганата калия в воде в соотношении 1:10 000;

- при уколах и порезах необходимо вымыть руки, не снимая перчаток, проточной водой с мылом, снять перчатки, вымыть руки с мылом и обработать рану 5% спиртовой настойкой йода;

- при наличии на руках микротравм, царапин, ссадин нужно заклеить поврежденные места лейкопластырем.

• Требования к условиям труда и быта медицинского персонала:

- полное исключение вредных и опасных факторов воздействия на персонал;

- соответствие санитарным нормам устройства и оборудования рабочих мест (например, недопущение нарушения герметичности систем подачи газов, удаление и поглощение средств ингаляционного наркоза из воздуха операционных, установка вытяжных шкафов, раковин и сливов в канализацию);

- создание условий для поддержания высокой работоспособности врачей и среднего медицинского персонала в течение рабочего времени;

- рациональное использование мебели на рабочих местах, снижающее нагрузки при вынужденном положении тела во время работы, а также снижающее напряжение органа зрения;

- оборудование помещений для внутрисменного отдыха персонала, кабинетов психологической разгрузки;

- в каждом отделении должны быть санитарно-бытовые помещения - комната персонала с холодильником, возмож-

ностью разогрева пищи и раковиной, гардеробная, душевые и туалеты;

- оборудование столовой (10-12 мест на 100 сотрудников).

Лечебно-профилактическое обслуживание сотрудников медицинских учреждений

Работники медицинских организаций обязаны проходить профилактические медицинские осмотры: первичный при приеме на работу и периодические в течение работы.

При первичном осмотре определяют пригодность работника к конкретной работе, выявляют соматические и психические заболевания. При необходимости запрашивают сведения из лечебных организаций по месту жительства работника.

Периодические медицинские осмотры проводят с целью динамического наблюдения за состоянием здоровья работающих, выявления и предупреждения профессиональных заболеваний.

После проведения периодических медицинских осмотров для каждого работника определяют необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия, устанавливают диспансерное наблюдение за лицами с отклонениями в здоровье.

В случаях выявления симптомов профессиональных заболеваний медицинских работников направляют в центр профпатологии на специальное обследование и установление связи заболевания с профессиональной деятельностью.

Работники медицинских учреждений в случае эпидемического неблагополучия подвергаются иммунопрофилактике (против гриппа, вирусного гепатита B, дифтерии, кори и других инфекций).

Персонал медицинских учреждений должен знать и постоянно выполнять правила электро-, взрыво-, пожаробезопасности, правила эксплуатации лифтов, грузоподъемных механизмов, газового хозяйства, автомобильного транспорта.

Контроль соблюдения нормативных требований охраны труда

Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства об охране труда в медицинских учреждениях возложен на Министерство здравоохранения РФ.

Производственный контроль, наблюдение за выполнением работниками установленных правил охраны здоровья и безопасности обязан осуществлять каждый руководитель медицинской организации, структурного или функционального подразделения.

Дополнительно плановые и внезапные проверки рабочих мест проводят специалисты по охране труда, административные и хозяйственные работники, представители надзорных и инспектирующих органов.

Расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний в медицинской организации проводит специально создаваемая комиссия, по итогам работы которой выполняют профилактические мероприятия по борьбе с травматизмом и профессиональными болезнями.

Работодателей и должностных лиц, виновных в нарушении законодательных требований по охране труда, привлекают к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

Охрана труда медицинских работников, их безопасность зависят от систематического проведения мероприятий по предотвращению воздействия на работников неблагоприятных факторов медицинской среды и постоянного выполнения всеми должностными лицами правил техники безопасности.

ХАРАКТЕРИСТИКА УГРОЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ПАЦИЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Серьезную угрозу здоровью и жизни пациентов лечебных учреждений могут представлять вредные и опасные факторы внешней среды. Медицинская помощь, лечение больных должны быть безопасными.

Врачи и средний медицинский персонал должны знать основы безопасности жизнедеятельности человека, характер воздействия на пациентов вредных и опасных факторов медицинской среды, методы и способы защиты от них.

На пациентов лечебных учреждений возможно воздействие физических, химических, биологических и психофизиологических факторов и их комбинаций.

Потенциальными источниками угрозы безопасности пациентов могут быть системы жизнеобеспечения лечебно-профилактических учреждений (питания, водоснабжения, отопления, энергоснабжения, газоснабжения, вентиляции, канализации), а также внутрибольнич-ный транспорт (лифты, тележки, каталки) и медицинская техника.

Особую угрозу безопасности пациентов в определенных условиях могут представлять люди: персонал, другие пациенты и посетители лечебных учреждений.

Отрицательные факторы - внутрибольничные инфекции, врачебные ошибки, неадекватные психотические реакции пациентов, их родственников и персонала, террористические акты, хулиганские действия, травмы и другие поражения.

Заражение инфекционными заболеваниями в медицинских учреждениях приводит к внутрибольничным инфекциям. Характер

вспышки принимают респираторные и кишечные инфекционные заболевания. Единичны, как правило, послеоперационные, послема-нипуляционные и постинъекционные гнойно-септические осложнения, ВИЧ-инфекция, гепатиты.

Чаще всего развитие внутрибольничных инфекций возникает в результате неудовлетворительной организации лечебно-диагностического процесса.

Врачебные ошибкибывают диагностическими, лечебно-тактическими, лечебно-техническими, деонтологическими, организационными. Плохое взаимодействие персонала лечебного учреждения и нарушения в оформлении медицинской документации также приводят к врачебным ошибкам.

Неадекватным психическим реакциям пациентов и персонала не всегда уделяют должное внимание, что может привести к излишнему эмоциональному напряжению, травмам и суицидальным попыткам.

Черствость, равнодушие, раздражительность, отсутствие культуры у персонала могут послужить провоцирующими факторами психотических проявлений у пациентов и их родственников.

К трагическим последствиям приводят пожары в лечебных учреждениях.

Ожоги кожи и дыхательных путей, отравление продуктами горения - следствие воздействия на пациентов и персонал термического фактора.

Террористический акт, захват медицинского учреждения можно упредить на стадии их подготовки. Важны устранение возможности беспрепятственного проникновения посторонних лиц в помещения лечебно-профилактического учреждения и бдительность персонала.

Надежной гарантией безопасности пациентов и персонала служит постоянное управление всеми элементами системы безопасности в медицинских учреждениях.

Наши рекомендации