Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
Мероприятия по защите населения в ЧС мирного и военного времени осуществляют на основе использования следующих основных принципов защиты:
- рассредоточение и эвакуация людей из очагов и зон возможного поражения (заражения);
- временное укрытие населения в коллективных средствах защиты;
- использование индивидуальных средств защиты;
- использование медицинских средств защиты. Планируют мероприятия по защите населения органы управления
ГО и ЧС на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться в результате аварий, стихийных бедствий и катастроф в населенных пунктах и на объектах экономики.
Для защиты населения проводят следующие мероприятия:
- прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;
- непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;
- оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;
- эвакуация людей из опасных зон и районов;
- инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита;
- применение специальных режимов защиты населения на загрязненной (зараженной) территории;
- оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, прогнозируемых и возникших ЧС, порядке действий;
- подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;
- обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;
- создание финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧС.
Важнейшее значение в предупреждении населения о возникновении ЧС играет своевременное оповещение.В экстремальной ситуации время - главный фактор, терять который нельзя. В настоящее время в целях обеспечения своевременного и надежного оповещения населения в ЧС мирного времени и в условиях войны установлен сигнал «Внимание всем!».Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Услышав его, нужно немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и прослушать экстренное сообщение комиссии по предупреждению и порядку действий в ЧС, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях.
Оповещение населения о возникновении ЧС должно отвечать следующим основным требованиям:
- быть своевременным, чтобы дать населению время для подготовки к защите;
- исключать возникновение паники, способствовать четкому и организованному проведению мероприятий;
- проводиться только тогда, когда характер опасности достоверно установлен;
- касаться только той части населения, которая может подвергнуться воздействию поражающих факторов в данной ЧС;
- осуществляться централизованно (вышестоящими органами исполнительной власти или комиссиями по ЧС всех уровней).
Для защиты населения можно использовать заблаговременное перемещение людей в безопасную зону, за пределы предполагаемого очага поражения (эвакуация и рассредоточение), и различные средства защиты.
ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.
Эвакуация населения- комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).
• Упреждающая эвакуацияпроводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения служит краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
• Экстренная эвакуациянаселения осуществляется в случае возникновения ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.
В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.
• Локальная эвакуацияпроводится тогда, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает несколько тысяч человек. Эвакуированных в данном случае размещают обычно в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.
• Местная эвакуацияпроводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируют население обычно на ближайшие безопасные территории региона.
• Региональная эвакуацияпроводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую и частичную эвакуацию. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.
Медико-санитарное обеспечение эвакуации населения.Значение медико-санитарного обеспечения при проведении эвакуационных мероприятий определяется тем, что, во-первых, необычные для повседневной жизнедеятельности населения условия могут привести к увеличению заболеваемости; во-вторых, резко ухудшаются санитарно-гигиенические условия жизни и быта населения; в-третьих, нарушается действующая система медико-санитарного обеспечения.
Медицинские мероприятия при эвакуации следует организовывать и проводить дифференцированно по отношению к следующим контингентам:
- население, эвакуируемое из района ЧС;
- больные, эвакуируемые вместе с лечебными учреждениями, в которых они находятся на лечении;
- нетранспортабельные больные;
- рабочие и служащие предприятий, находящихся в районе ЧС и продолжающих производственную деятельность.
Подготовку к медико-санитарному обеспечению эвакуируемого населения осуществляют заблаговременно. Ее организуют по территориально-производственному принципу. Подготовка включает:
- планирование медико-санитарного обеспечения эвакуации и подготовку соответствующих (необходимых) сил и средств здравоохранения;
- организацию своевременного оказания медицинской помощи эвакуируемому населению на сборных эвакуационных пунктах, пунктах посадки, в пути следования, на промежуточных пунктах эвакуации, в пунктах высадки, на приемных эвакуационных пунктах и в местах расселения населения в загородной зоне;
- проведение санитарно-профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения,
предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
Непосредственное руководство медико-санитарным обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов управления здравоохранением и службой медицины катастроф административно-территориальных образований в тесном взаимодействии со штабами по делам ГО и ЧС.
На период проведения эвакуационных мероприятий на маршрутах эвакуации разворачивают медицинские пункты с круглосуточным дежурством на них медицинских работников. Медицинские пункты разворачивают в лечебно-профилактических учреждениях по заданию соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС.
Задачи медицинского пункта:
- оказание неотложной медицинской помощи заболевшим;
- направление в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в госпитализации;
- выявление и кратковременная изоляция инфекционных больных;
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В местах размещения медико-санитарное обеспечение населения осуществляют исходя из следующих расчетов: в военное время на участке с населением 2500 человек, в мирное время на 600 человек - 1 врач и 2 средних медицинских работника; в поликлинике в военное время на 100 больных - 1 врач и 2 средних медицинских работника, в мирное время на 50-60 больных - 1 врач и 1 медицинская сестра.
Эвакуации подлежат не только здоровые люди, но и амбулаторные больные. Особое внимание должно быть обращено на детей, стариков, беременных и на другие категории населения, требующие медицинского наблюдения.
Большое значение для повышения эффективности защиты людей имеют мероприятия, в выполнении которых активное участие принимает служба медицины катастроф:
- обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, в том числе способам оказания первой помощи и мерам профилактики инфекционных заболеваний;
- морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью формирования психологической устойчивости и готовности к активным действиям при ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, нередко усугубляющей последствия ЧС;
- использование защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспосабливаемых помещений) как средств коллективной защиты населения, в том числе и для развертывания и обеспечения работы медицинских учреждений в условиях радиоактивного или химического загрязнения территории и др.;
- использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи от загрязнения радиоактивными, химическими веществами, бактериальными средствами;
- соблюдение соответствующих режимов противорадиационной и противохимической защиты, правил поведения;
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при проживании (пребывании) на территории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами, или в очагах инфекционных заболеваний, представляющих опасность заражения населения и спасателей при ликвидации последствий ЧС;
- проведение мероприятий медицинской защиты - составной части медико-санитарного обеспечения населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС.