Медико-социальная экспертиза -8

1.1. Порядок направления на МСЭ - 8

1.2. Порядок переосвидетельствования инвалидов -9

1.3. Определение групп инвалидности-10

1.4. Установление причины инвалидности -15

Реабилитация инвалидов -15

3. Контрольные вопросы -18

Ситуационные задачи -19

5. Тестовые задания -20

Эталоны ответов -25

Приложения -26

Список литературы -38

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель настоящего учебно-методического пособия – научить студентов старших курсов своевременно, грамотно и обоснованного направлять больных на медико-социальную экспертизу (МСЭ), прогнозировать экспертное решение федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

В учебно-методическом пособии изложены функции учреждений МСЭ, распределение полномочий между учреждениями разного уровня, а также порядок направления больных на медико-социальную экспертизу с оформлением учебной медицинской статистической документации

(«Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» ф.088/у-06).

Пособие состоит из введения, целей и задач занятия, теоретического раздела, включающего подробную информацию по организации и технологи проведения медико-социальной экспертизы, учебных медицинских статистических форм, контрольных вопросов, ситуационных задач и тестовых заданий.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АГ – артериальная гипертензия

БМСЭ – бюро медико-социальной экспертизы

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ГБМСЭ - главные бюро медико-социальной экспертизы

ИБС – ишемическая болезнь сердца

ИПР - Индивидуальная программа реабилитации инвалида

МКФ - Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

МСЭ – медико-социальная экспертиза

ОЖД – ограничение жизнедеятельности

УЗИ – ультразвуковое исследование

ФБМСЭ - Федеральное бюро медико-социальной экспертизы

ФВД – функция внешнего дыхания

ХОБЛ – хроническая обструктивная болезнь легких

ЭКГ - электрокардиография

ЭхоКГ – Эхо-кардиография

«»

ВВЕДЕНИЕ

Стойкая утрата трудоспособности является одним из важнейших показателей здоровья и социальной защиты населения. Ежегодно впервые инвалидами в нашей стране становятся около 1 млн. человек и этот показателей остается достаточно стабильным (Н.К. Гусева, 2007). Инвалиды являются социальной категорией населения, которая имеет низкий уровень качества жизни, нуждается в разноплановой реабилитации, требует предоставления им равных возможностей с другими контингентами населения. Существует четкая зависимость: чем ниже качество жизни населения, тем выше уровень инвалидности. Ситуация должна быть контролируемой путем своевременного выявления причин инвалидности у больных, особенно трудоспособного возраста, обоснованным установлением им статуса инвалида, качественной разработкой и своевременной реализацией реабилитационных программ.

Основная роль в решении этих проблем отводится государственным федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы, основная цель которых – обоснованная оценка медико – социального и психологического статуса больного, претендующего на особые меры социальной защиты, и обеспечение его оптимальной жизнедеятельности. Для реализации этих задач существует многоуровневая экспертная служба, оснащенная современными подходами и методами экспертной работы.

В настоящее время важное значение приобретает повышение образовательного уровня студентов-выпускников как будущих специалистов амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения, что диктует введение самостоятельного практического занятия по медико-социальной экспертизе в программу подготовки студентов-выпускников медицинских ВУЗов по предмету «Поликлиническая терапия». Для реализации этих задач подготовлено предлагаемое учебно-методическое пособие.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

Учебное время- 5 часов.

Цель занятия и ее мотивационная характеристика: научить методам оценки соматического статуса больного, проведению на основании этого экспертизы стойкой утраты трудоспособности и составлению плана реабилитационных мероприятий.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ и УМЕТЬ

Студент должен знать: Студент должен уметь:
1. Понятие о стойкой нетрудоспособности, способах ее оценки. 2. Виды бюро медико-социальной экспертизы, их состав, функциональные обязанности. 3. Специализированные (главные) бюро МСЭ: психиатрические, офтальмологические, фтизиатрические, онкологические, их задачи. 4. Правила направления на МСЭ, необходимую документацию. 5.Классификацию основных функций организма и основных категорий жизнедеятельности, используемых при осуществлении МСЭ. Виды и степени ограничения жизнедеятельности, их клиническую интерпретацию. 6. Причины инвалидности. Группы инвалидности. Критерии определения группы инвалидности, их клиническую интерпретацию, сроки переосвидетельствования. 7. Виды реабилитации и порядок разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов. 8. МСЭ при заболеваниях органов кровообращения: АГ, ИБС (стенокардии, перенесенном инфаркте миокарда). 9. МСЭ при заболеваниях органов пищеварения: осложненной язвенной болезни, болезнях оперированного желудка, хроническом панкреатите, хронических гепатитах и циррозах печени. 10.МСЭ при заболеваниях почек: хроническом гломерулонефрите, специфических поражениях почек, хронической почечной недостаточности. 11. МСЭ при заболеваниях органов дыхания: ХОБЛ, бронхиальной астме. 12. Структуру «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья». 1. Оформить соответствующую медицинскую документацию при направлении больного на МСЭ: ф. 088/у-06, листок нетрудоспособности, заключение в амбулаторной карте, решение экспертной комиссии. 2. Разработать план реабилитационных мероприятий для инвалидов 1,2,3 групп при: АГ, ИБС (стенокардии, перенесенном инфаркте миокарда); осложненной язвенной болезни, болезнях оперированного желудка, хронических гепатитах и циррозах печени; хроническом пиелонефрите, гломерулонефрите, хронической почечной недостаточности; ХОБЛ, бронхиальной астме.  

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ (ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ):

1. Методикой объективного исследования, интерпретации данных лабораторных и функциональных тестов, оценки критериев инвалидности, принятия правильного экспертного решения.

2. Правилами оформления соответствующей медицинской документации (ф. 088/у-06).

1. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Медико-социальная экспертиза- определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) гражданина проводится в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы: Федеральное бюро (ФБМСЭ) и главные бюро (ГБМСЭ), имеющие филиалы – бюро МСЭ (БМСЭ) в городах и районах. БМСЭ являются наиболее значимыми учреждениями МСЭ, обеспечивающими доступность и качество экспертизы, которая проводится по месту жительства гражданина или по месту прикрепления его к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.

Функции учреждений МСЭ:

· установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

· разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

· изучение уровня и причин инвалидности населения;

· участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

· определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

· определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Формирование бюро МСЭ осуществляется из расчета: 1 бюро на 70 – 90 тысяч человек при условии освидетельствования 1,8 – 2 тысячи человек в год. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего профиля, специализированного и смешанного профиля. В Краснодарском крае функционирует 52 бюро общего профиля и 10 – специализированных (5 - для больных с психоневрологическими заболеваниями; 2 – для больных туберкулезом; 2 - для больных с заболеваниями органов зрения; 1 – для онкологических больных). Освидетельствование детей до 18-летнего возраста осуществляется территориальными бюро МСЭ.

В штатный норматив бюро входят специалисты, принимающие экспертное решение (три врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. Кроме того, штатным расписанием предусматривается должность старшей медицинской сестры, медицинского регистратора и шофера. При необходимости в штат бюро могут вводиться: врач-педиатр, специалист по функциональной диагностике, по профориентации, по эргономике, физиологии труда, педагог, сурдопереводчик и другие специалисты.

Порядок признания лица инвалидом определен Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», в соответствии с которым определены три условия признания гражданина инвалидом:

1. Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

2. Ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью).

3. Необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Для признания гражданина инвалидом необходимо наличие всех трех указанных условий.

Порядок направления на МСЭ

На МСЭ направляются граждане, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, признаки стойкого ограничения жизнедеятельности, в том числе трудоспособности, и нуждающиеся в социальной защите:

· при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев;

· при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояние после реконструктивных операций, туберкулез – до 12 месяцев) для решения вопроса о продолжении лечения или установления группы инвалидности;

· работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза;

· для установления причин инвалидности;

· для определения времени фактического наступления инвалидности при наличии направления пенсионного фонда;

· для установления степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

· для определения причинной связи пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием и др., при которых законодательством РФ предусмотрено предоставление льгот семье умершего.

Направлять на МСЭ имеют право:

· организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь после проведения диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий и при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

· органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, и органы социальной защиты населения при наличии у больного медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

При направлении на МСЭ больными или инвалидами должны быть представлены следующие документы: заявление, паспорт, листок нетрудоспособности, направление на МСЭ ф.088/у-06 (приложение 1).

При установлении группы инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой регистрации направления в БМСЭ (датой начала экспертизы). Если пациент признается трудоспособным, в графе листка нетрудоспособности «Приступить к работе» указывается дата, следующая за днем освидетельствования. Случаи, когда больной не является в указанный срок на МСЭ, расцениваются как нарушение режима, о чем делается соответствующая отметка в больничном листке.

Экспертное заключение должно включать в себя:

· 1 клинико – функциональный диагноз и клинический прогноз;

· психологический диагноз, содержащий любые отклонения от нормального функционирования или развития личности;

· социальный диагноз, включающий социально-бытовые и профессионально-трудовые факторы;

· потребность больного в социальной помощи и защите;

· реабилитационный прогноз, т.е. возможность восстановления социального статуса инвалида, достижение им социальной независимости, социальной адаптации;

· заключение о группе, причине инвалидности, сроках переосвидетельствования.

Наши рекомендации