И.А. Аршавский Ваш малыш может не болеть.
Если мама заболела...
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРИВИВКИ
Первое знакомство с миром.
Психолог-перинатолог Ж.В.Цареградская
Статья опубликована в журнале "Няня", январь 2000 г.
Адаптационный период в жизни новорожденного длится около шести недель. Оттого, как прошли первые часы после родов, зависят дальнейшие отношения между мамой и малышом. Вовремя и правильно установленный контакт пробуждает у женщины материнский инстинкт, а у новорожденного в этот критический период закладывается привязанность к матери. Зрение новорожденного настроено таким образом, что он ясно видит предметы на расстоянии 20-25 см, а лицо мамы при кормлении грудью находится от него именно на таком расстоянии. В течение первых суток жизни малыш узнает и запоминает свою маму; благодаря чему у него возникает любовь к ней. Хотя первый час — очень короткий период, но новорожденный проявляет себя за это время по-разному.
Первые 20 минут после родов кроха расслабляется, это необходимо для восстановления сил после недавнего напряжения. Сообщив криком о приходе в этот мир, малыш тихо лежит, и отдыхает. В это время он обычно откашливается, чихает и сопит, освобождая дыхательные пути от слизи и привыкая к новому способу дыхания.
Спустя 20 минут после рождения ребенок начинает поворачивать голову; двигает руками и ногами. Если дать малышу возможность, он поползет по направлению к матери, ориентируясь на знакомый запах. Хорошо, когда в этот момент мама берет его на руки. Первым телесным контактом матери и ребенка, который называют “кожа к коже”, становится прикосновение их тел. Его значение трудно переоценить: в мире млекопитающих он является вручением вверительных грамот и выражается в облизывании самки своего детеныша. Таким образом, мать признает свое дитя, а дитя — свею мать. Для новорожденного он является сигналом “ты в безопасности”, а для мамы — это сигнал о том, что ребенок жив, и его надо кормить. У женщины стимулируется выработка гормонов, которые активизируют лактацию. В движении у малыша проявляется поисковый рефлекс, и он самостоятельно, без посторонней помощи может найти материнскую грудь. Во многих родильных домах Европы и Америки здорового новорожденного не уносят от матери до тех пор, пока он не проявит поисковую активность, и не начнет сосать грудь. Поисковая активность новорожденного проявляется в том, что он открывает рот, сжимает и разжимает ладони. Затем он ползет, поднимая голову; работая локтями и толкаясь ногами, чтобы добраться до соска. Совершив несколько движений, новорожденный отдыхает. Важно, чтобы мама помогла ему; а не взирала на его попытки добраться до груди с видом постороннего наблюдателя. На следующем этапе поискового рефлекса новорожденный, добираясь до груди, широко открывает рот, сосет свои пальцы и “клюет” носом. Затем он высовывает язык так, что сосок оказывается у него глубоко во рту Дело сделано! Малыш сам определяет, сколько ему необходимо времени, чтобы все получилось, поэтому не следует ему мешать и торопить его. Когда малыш справится со своей задачей, он бросает грудь и засыпает. Первое прикладывание малыша к груди — это продолжение внутри-утробного телесного контакта, оно имеет огромное значение, так как дает устойчивую лактацию. Именно в это время кроха пытается заглянуть в мамины глаза. А потом новорожденный засыпает. Это происходит примерно через час после родов, Как правило, к этому моменту женщина тоже испытывает непреодолимое желание расслабиться.
В первый день жизни ребенок ведет себя как пришелец с другой планеты: осматривается, издает ухающие звуки, практически не закрывает глаз и не мигает, при этом темнота воспринимается как родная стихия.
Первые три дня мимика малыша выражает его впечатления от родов. Чем тяжелее они были, тем печальнее и серьезнее выражение его лица. Во сне малыш может беспричинно плакать, при этом на его лице видна печать безысходного страдания. В периоды бодрствования ребенок недоуменно осматривается. О том, что роды были легкими, свидетельствует бессознательная улыбка во время сна и блуждающая улыбка в состоянии бодрствования.
К концу первой недели у ребенка может появиться сознательная улыбка во время бодрствования — как реакция на голос мамы или на какое-либо другое доброе проявление со стороны внешнего мира. Кроме этого, при пробуждении малыш сладко покряхтывает и попискивает. Мама должна успеть насладиться этими милыми звуками, поскольку скоро они бесследно исчезнут.
На десятый день малыш может проявлять сознательную радость при появлении мамы, звуках ее голоса. Чуть позже активные эмоции, требующие непременного внимания со стороны, малыш выражает частым сопением.
С четырнадцатого дня уже может происходить осознанное общение малыша с мамой, и она должна использовать этот важный момент. Кроху хорошо поглаживать, ласкать, приветливо с ним разговаривать, целовать. В это время у него формируется то или иное отношение к внешнему миру.
Посколькуадаптационный период традиционно ограничивается сороковым днем жизни малыша, мы подробнее остановимся на “дости-жениях” именно этого возраста.
В начале второго месяца кроха уже хорошо держит голову; высоко поднимает ее из положения лежа на животе, а также делает попытки передвигаться ползком — но пока безрезультатно. Переворачивается с живота на бок, и кажется, что для переворота на спину не хватает совсем немного. На руках сидит “столбиком”, но нуждается в поддержке, поскольку мышцы еще слабые и не способны самостоятельно держать спину.
К концу первого месяца практически все дети начинают гулить. Ребенок активно включается в общение и иногда, страстно желая ответить на обращенные к нему слова, начинает покашливать, что имеет следующий смысл: “Очень хочется что-нибудь сказать тебе на вашем языке, но я не могу, поэтому хотя бы покашляю!” Разговорный кашель отличается от болезненного, поэтому если в возрасте 25—40 дней малыш начал покашливать, то это еще не означает, что он заболел. Учащенное дыхание и сопение малыша тоже становится одним из средств для выражения эмоций. Когда взрослый попадает в поле зрения младенца, и он хочет привлечь к себе внимание взрослого, то начинает часто сопеть, как бы сообщая: “Я тебя вижу!” Помимо этого ребенок проявляет огромный интерес к окружающей обстановке и просит, чтобы его носили на руках для обзора места, где он находится. Малыш внимательно рассматривает окружающие его предметы. К этому времени он хорошо фокусирует взгляд, следит глазами за движущимся предметом. О значительном скачке в психоэмоциональном развитии говорит то, что кроха уже может различать чужих и своих.
К концу адаптационного периода спектр переживаемых эмоций необычайно богат. Причем малыш может выражать их доступными средствами. Когда мама наклоняется над ребенком, он начинает улыбаться, как бы говоря: “Я так рад тебя видеть!” Если мама угадывает его желания и чувства, малыш начинает смеяться и всем своим видом показывает: “Как хорошо, что мы друг друга понимаем!” Но если мама задержалась с правильным решением, то ребенок начинает нервничать и раздраженно покрикивать, а следующей реакцией на ее недогадливость бывает отчаянный плач. Способность крохи выражать обиду особенно ярко выражается, когда мама подходит к нему и вместо того, чтобы взять на руки, снова уходит. Тогда малыш начинает плакать резко, вдруг. Ребенок с большим удивлением прислушивается к процессам, которые происходят в его теле. При этом он тихо лежит, сосредоточенно и удивленно слушает себя. После пробуждения кроха издает специфичные звуки, похожие на тихий зов, адресованный маме. Начиная с двухнедельного возраста, малыш довольно выразительно зовет маму; и особенно ясно он это делает, когда долго лежит один и теперь ему необходимо общение. Ребенок умеет выражать просьбы, например, когда ему пора спать или когда он хочет на руки. Причем малыш может просить как о том, чтобы его взяли на руки, так и о том, чтобы его положили. Если у малыша болит животик или есть другие причины, он может выражать даже мольбу: “Помоги мне!” Жалобы выражаются также и в менее конкретной ситуации: “Я лежу тут такой маленький, а меня никто не берет на ручки!” Ребенок способен выражать и требования, при этом он не плачет, а кричит командным голосом: “Есть хочу!” Если мама взяла малыша на руки и не дала грудь вопреки его ожиданиям, он начинает требовать: “Давай скорее, а то сейчас заплачу!”
На втором месяце малыш уже способен ждать, если мама подходит не сразу, — лежит, терпит, при этом напряженно сопит. Если его заставить ждать долго, то сопение перейдет в плач. Если мама не угадывает, что нужно малышу; он начинает “ругаться”: раздраженно или назидательно покряхтывает и при этом ждет, когда же маму осенит верная догадка. Когда младенец полностью доверяет своей маме, он начинает важничать. Это выражается в том, что на ее обращение он отворачивается и делает вид, что не замечает, поскольку занят совершенно другими делами. В эти моменты маме необходимо поддерживать игру ребенка, продолжая доказывать ему свою надежность.
|
Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская
Статья опубликована в журнале
«Наш малыш», август 1998 г.