Образ божий и религиозная приспособляемость
Программа заморозки представляет собой мост для ныне живущих в приближающийся Золотой Век, в котором мы будем оживлены, чтобы стать сверхлюдьми с неограниченными сроками жизни. На самом деле, даже термин «сверхчеловек» может в какой-то момент перестать соответствовать действительности, так же как человеку не подходит название «сверхамеба», несмотря на то, что мы эволюционировали из одноклеточных организмов.
На первый взгляд, такая перспектива должна сильно беспокоить христиан, мусульман и иудеев, поскольку она обещает оставить Иисуса, Мухаммеда и Моисея в предрассветном тумане. Тем не менее, не стоит недооценивать приспособляемость современных религий; я думаю, что они смогут успешно интерпретировать священное писание и традиции в соответствии с научными достижениями и требованиям общества, что они уже многократно делали в прошлом.
Прежде наука и религия открыто противостояли друг другу. Как напоминает нам известный лютеранский теолог, доктор М. Джей. Хейникен, «когда бы ни совершалось новое открытие, идущее в разрез с традиционной верой, церковь и ее лидеры всегда сопротивлялись этому... Джордано Бруно был сожжен на костре в 1600 г. за то, что он больше не верил в ограниченную и закрытую Вселенную... В 1632 г. Галилея заставили отречься от убеждения, что Земля вращается вокруг Солнца... Мартин Лютер плохо думал о Копернике, поскольку тот противоречил библейской космологии... [и] ... церковь боролась с прививками, анестезией, контролем над рождаемостью, и, прежде всего, теорией эволюции». (41)
К счастью, те дни давно прошли, и современные христианство и иудаизм в целом поразительно человечны и дальновидны. Человечность и приспособляемость остроумно показана в двух анекдотах, которые я услышал от своих друзей-католиков.
Первый рассказывает о священнике, которого его друг раввин попросил пожертвовать денег для проекта еврейской общины — строительства новой синагоги на месте старой. «Я боюсь, — сказал священник, — что епископ будет недоволен, если я помогу построить новую синагогу». Он подумал немного, и продолжил. «Однако, какая-то часть затрат будет связана со сносом старой синагоги, а вот для этого я могу пожертвовать денег».
Вторая касается священника во французской деревушке после битвы, в которой атака нападавших была отражена, но один из защитников, протестантский солдат, погиб. Закон запрещал хоронить протестантов внутри церковной ограды, и этот солдат был обречен быть похороненным отдельно от всех. Но добрый священник спокойно отнесся к проблеме: он похоронил солдата сразу же за оградой, а потом работал всю ночь, пока не перенес всю ограду, так что утром новая могила была уже на территории кладбища. Эта история не так забавна, как первая, но более важна для нас, поскольку она связана с гибкостью в отношении традиций, касающихся избавления от тел.
Большинство христианских конфессий примирились с теорией эволюции Дарвина в применении к прошлому. Доктор Е. С. Мессенджер писал: «... многие полагают, что есть серьезные причины не понимать слова Писания „прах земной“ буквально, что материалом для тела первого человека действительно была неживая материя. Нет видимых причин, почему тело первого человека не могло быть сформировано из какого-то животного, и эта гипотеза официально признана руководством католической церкви как открытая для обсуждения». (71)
Согласиться с теорией будущей эволюции человека, как отдельных личностей, так и вида в целом, может оказаться значительно сложнее. Но тот же автор цитирует слова Святого Августина: «Все, что не противоречит законам природы, мы сможем согласовать с нашим Священным Писанием...» (71) Это довольно ясно подводит итог нашему обсуждению, хотя это и не более, чем трюизм, где непонятно, к тому же, означает ли «сможем» также и «захотим».
Проблема с «образом Божьим» не должна вызвать трудностей. В самом деле, люди изначально могли «создать» Бога в каком-то образе — в частности, древние евреи, по-видимому, представляли Бога как сверх-пастуха, но наши образованные верующие современники не настаивают на каком-то определенном физическом облике для своего божества. Иисус физически был евреем, но никто не будет утверждать, что негр или азиат не так близок к Богу, как еврей; или что Бог похож на некоторые безобразные тела, в которых находятся отдельные человеческие души. «Образ», о котором мы говорим, — это, безусловно, духовный образ. Морис Р. Холлоуэй, писатель-иезуит, сказал: «... душа ... создана по образу и подобию Божьему». (44)