Исследование слухового восприятия. Аудиометрические методы
В возрастной группе детей от 3 до 5 лет для исследования слуховой функции у детей 3—5 лет широко применяется игровая тональная и речевая аудиометрия. Эффективным методом подкрепления реакции на звук служит игра с активным двигательным участием ребенка.
Заинтересованность ребенка в игре заставляет его активно участвовать в процессе исследования, отодвигает реакцию утомления. Наиболее простые из методик заключаются в выполнении им определенных игровых заданий с использованием двигательных реакций в ответ на звуковое раздражение (звук ксилофона, звучащей игрушки и т.д.).
При помощи зрительно-кинестетического рефлекса у ребенка вырабатывается ответная двигательная реакция, заключающаяся в том, что на каждый удар по ксилофону он снимает одно кольцо игрушечной пирамиды. После некоторой тренировки у ребенка вырабатывается двигательная реакция при помощи зрения, а через 2—4 недели регулярных занятий он уже снимает кольцо пирамиды в ответ лишь на звуковой раздражитель.
А.В. Егоров (1966) предложил методику, заключающуюся в том, что в ответ на подачу звука той или иной высоты ребенок должен отыскать картинку, изображение на которой, по его мнению, ассоциируется с высотой подаваемого тона. Например, на звучание низкого тона ребенок должен выбрать картинку с изображением животного, издающего низкий звук — слона, среднего — автомобиль, высокого — птичку и т.д.
Понятно, что применение данной методики в значительной мере зависит от уровня умственного развития обследуемого. Ее преимуществами являются простота исполнения, возможность произвести оценку слуховой функции ребенка на разных частотах.
Обследуемый усаживается напротив ящика, в котором имеется окошечко. Аудиометром подается тон. Одновременно с его восприятием ребенок должен нажать на сигнальную кнопку. При этом в ящике загорится свет и в окошечке появится картинка. Если ребенок нажимает на кнопку в отсутствие звукового сигнала аудиометра, то свет не загорается.
После нескольких сочетаний звукового сигнала с освещением все время меняющихся картинок постепенно снижают интенсивность тона до тех пор, пока у ребенка не исчезнет двигательная реакция, что и будет определять порог его слуха на данной частоте. Своевременное выявление патологии слуховой функции, связанной с восприятием речи, имеет большое практическое значение при дальнейших реабилитационных мероприятиях.
В целом методы медицинской диагностики слуха и слухового восприятия достоверно отражают степень сохранности слухового анализатора при имеющемся органическом поражении органа слуха. Однако применение их изолированно, вне всего комплекса психологических методик, не позволяет достоверно судить о степени и характере нарушений. Все предложенные выше методики являются методами исследования сурдологии и информативны лишь в комплексном исследовании слуховой функции.
Психолого-педагогические методы
Эмпирические методы диагностики слухового восприятия наиболее часто применяются у детей с сохранным слуховым анализатором. С их помощью выявляются более тонкие нарушения слухового восприятия, как фонетико-фонематического, так и обусловленного поражением слухоречевых зон коры головного мозга.
Общая цель диагностики — определение уровня фонематического восприятия с выделением нечеткости различения фонем, неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза, затруднений при анализе звукового состава речи. Дифференциальная диагностика важна при разграничении дефектов слухового восприятия с дизартрическими нарушениями и умственной отсталостью. В некоторых случаях диагностика представляется весьма затруднительной и требует комплексного подхода с использованием медицинских и психолого-педагогических методов исследования, что позволяет дифференцировать логопедическую патологию с тугоухостью и глухотой.
Эти методики удобнее рассматривать на примере конкретных состояний недостаточности слухового восприятия, в рамках логопедической науки. Наглядным примером диагностики с точки зрения педагогической классификации нарушений является ФФНР.