Восприятие как психическая характеристика

Основные понятия

Восприятие — это система процессов приема и преоб­разования информации, обеспечивающая организму от­ражение объективной реальности и ориентировку в окру­жающем мире. Восприятие вместе с ощущением выступа­ет как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал.

Будучи необходимым условием процесса познания, вос­приятие опосредуется деятельностью мышления и прове­ряется практикой. Вне такого опосредования и проверки восприятие может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии.

Существует несколько видов восприятия, которые объ­единяются по определенным признакам.

1. По ведущему анализатору:

—зрительное;

—слуховое;

—осязательное;

—обонятельное;

—вкусовое;

—кинестетическое.

2. По форме существования материи:

—восприятие пространства;

—восприятие времени;

—восприятие движений.

3. По форме псхической активности:

—преднамеренное;

—непреднамеренное.

4. По структуре:

—симультанное;

—сукцессивное.

У восприятия, как у психической характеристики че­ловека, есть свои свойства.

1. Осмысленность и обобщенность: воспринимая пред­меты и явления, человек осознает, понимает то, что вос­принимается.

2. Предметность: психические образы предметов чело­век осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.

3. Целостность: в предметах и явлениях действительности отдельные их свойства и признаки находятся в постоянной устойчивой зависимости. В восприятии от­ражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления.

4. Структурность: человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета.

5. Избирательность: из бесчисленного количества ок­ружающих предметов и явлений человек выделяет в дан­ный момент лишь некоторые из них в зависимости от того, на что направлена его деятельность, потребности и интересы.

6. Константность: одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях (при различной освещенности, с разных точек зрения, разного рас­стояния и т.п.). Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизмененном виде.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процес­сов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет со сфор восприятие как психическая характеристика - student2.ru восприятие как психическая характеристика - student2.ru мированными органами чувств. Но их нормальное функционирование представляет собой лишь предпосылку для восприятия окружающего мира.

Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, не­обходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслуши­ванию объектов, т.е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение вы­явленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Это сенсорные эталоны, которые сложились исторически и позволяют сравнивать, сопоставлять результаты воспри­ятия. К ним относятся системы геометрических форм шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка.

Все эти эталоны должны быть своевременно усвоены ребенком. В процессе восприятия он постепенно накапли­вает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отно­шения предметов, которые ребенок воспринимает, были обозначены словом, что помогает закрепить в представле­нии образы предметов, сделать их более точными, стойки­ми. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка даже тогда, когда от мо­мента восприятия прошло некоторое время. Для этого до­статочно произнести соответствующее слово-название.

Наши рекомендации