Понятия: доза облучения, мощность дозы, уровень радиации. Единицы измерения и их оценка.
Степень, величина и форма лучевых поражений, развивающихся у биологических объектов при воздействии на них ионизирующих излучений, в первую очередь зависят от величины поглощенной энергии излучения.
Для характеристики этого показателя используется понятие поглощенной дозы, т.е. энергии, поглощенной массой облучаемого вещества. За единицу поглощенной дозы облучения принимается Джоуль на килограмм (Дж/кг) – Грей (Гр).
Грей – поглощенная доза излучения, переданная массе облучаемого вещества в 1 кг и измеряемая энергией в 1 Дж любого вида ионизирующего излучения.
В радиобиологии и радиационной гигиене широкое применение получила внесистемная единица измерения поглощенной дозы – рад (радиационная адсорбированная доза).
I Гр = 100 рад
Для характеристики дозы по эффекту ионизации, вызываемому в воздухе, используется т.н. экспозиционная доза рентгеновского и гамма-излучений.
Внесистемной единицей экспозиционной дозы рентгеновского и гамма-излучений является Рентген (Р).
Рентген – единица экспозиционной дозы фотонного излучения, при прохождении которого через 1 см3 сухого атмосферного воздуха образуется около 2 млрд пар ионов).
При этом существует следующая взаимосвязь доз экспозиционной и поглощенной:
Дэкс= 0,877 Дпогл.
Поглощенная и экспозиционная дозы излучений, отнесенные к единице времени, называются мощностью поглощенной и экспозиционной доз.
Мощность экспозиционной дозы гаммы-излучения измеряется в Рентген/час (Р/ч, мР/ч, мкР/ч). Мощность поглощенной дозы – это количество энергии, поглощенной единицей биологической ткани за единицу времени (Рад/ч, Гр/ч).
2. Медицинская эвакуация. Понятие, цель, факторы, влияющие на медицинскую эвакуацию. Путь и плечо медицинской эвакуации, эвакуационное направление. Транспорт, виды медицинской эвакуации. Порядок эвакуации пораженных. Задачи эвакуационного приемника.
Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных из очага, района (зоны) ЧС и их транспортировку до этапов медицинской эвакуации с целью своевременного оказания необходимой медицинской помощи и возможно ранней доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь и осуществлено лечение,
Медицинская эвакуация - это сложный комплекс организационных, медицинских и технических мероприятий, проводимых во всех звеньях системы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных.
Маршрут, по которому осуществляется вынос (вывоз) и транспортировка пораженных из очага поражения до этапов медицинской эвакуации, называется путем медицинской эвакуации, а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации. Совокупность путей эвакуации, расположенных в
полосе (части) административной территории субъекта Российской Федерации, развернутых на них функционально объединенных этапов медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, как упоминалось, называется эвакуационным направлением.
Основным средством эвакуации пораженных из зоны катастрофы в ближайшее лечебное учреждение является автомобильный транспорт (санитарный и общего назначения).
Места погрузки пораженных на транспорт выбирают как можно ближе к очагу поражения вне зоны загрязнения (заражения) и пожаров.
Для оказания медицинской помощи и ухода за пораженными в местах их сосредоточения до прибытия бригад экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринских, фельдшерских бригад) и других формирований выделяется медицинский персонал из состава скорой медицинской помощи, спасательных отрядов, санитарных дружин, В этих местах (пунктах сбора) подготавливается погрузочная площадка, организуется оказание пораженным медицинской помощи, проводится их сортировка .
В ряде случаев для медицинской эвакуации из зоны ЧС используется авиация, в частности - вертолеты.
При эвакуации важно правильно размещать пораженных в салоне (кузове) автомобиля. Тяжелопораженных размещают на носилках преимущественно не выше второго яруса. Носилочные пораженные с транспортными шинами, с гипсовыми повязками размещаются на верхних ярусах салона. Головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины и находиться на 10-15 см выше ножного, чтобы уменьшить продольное перемещение пораженных в ходе движения транспорта. Легкопораженные (сидячие) размещаются в эвакуационно-транспортных средствах а последнюю очередь на откидных сидениях, а в грузовых автомобилях на деревянных скамейках (досках), укрепленных между боковыми бортами.
Загрузку транспорта необходимо осуществлять по возможности однопрофильными по характеру и локализации пораженными.
При массовой эвакуации пораженных, транспортом большой емкости (воздушным, железнодорожным, водным) в местах погрузки (выгрузки) обычно за счет формирований СМК или местных лечебно-профилактических учреждений развертывается эвакуационный приемник.
При эвакуации пораженных (больных) в состоянии психического возбуждения принимаются меры, исключающие возможность их падения.
Билет 36