Основные мероприятия режимов функционирования ВСМК.
Режим повседневной деятельности ВСМК включает следующие основные мероприятия:
• участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания на-селения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возмож-ных медико-санитарных последствий ЧС, снижения воздействия на здоровье населения при их возникновении, участие в повышении уровня медицинской защиты населения и в его обучении правилам профилактики поражений и оказания первой медицинской помощи;
· планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении ЧС;
· организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
· обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению и организация их работы;
· организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;
· создание и поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений службы, совершенствование подготовки ее личного состава;
· поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;
· создание резервов медицинского имущества, его накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием;
· разработка и реализация комплекса мероприятий по материально-техническому обеспечению службы и его совершенствованию, включающему оснащение формирований и учреждений необходимыми материальными средствами и техническими приспособлениями, позволяющими организовать работу в условиях любых ЧС;
· создание, поддержание на установленном уровне, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы службы;
· участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС.
В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:
· оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава органов управления, формировании и учреждений службы медицины катастроф,
· усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости па круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью,
· анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложений председателю межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф по содержанию и организации мероприятии,
· уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС с учетом возникшей обстановки и прогноза со изменений, уточнение запланированных мероприятий, участие в подготовке населения к действиям при возникновении возможной ЧС, уточнение потребности в медицинских средствах индивидуальной защиты, подготовка к их выдаче личному составу службы медицины катастроф и населению, обучение порядку их применения;
· проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение; проведение мероприятий по сокращению сроков выдачи имущества медицинским формированиям службы, пополнению недостающим оснащением,
· уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС, а также между органами управления, учреждениями и организациями министерств и ведомств, силы которых входят в состав службы медицины катастроф;
· усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний, анализ информации о санитарно-эпидемиологической обстановке па территории возможной ЧС, разработка предложений по организации и проведению комплекса противоэпидемических мероприятий по
предупреждению возникновения массовых инфекционных заболеваний и их ликвидации.
В режиме чрезвычайной ситуации служба проводит следующие основные мероприятия:
· оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации;
· сбор информации об обстановке в районе (зоне) ЧС, ее оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссии ВСМК, внесение предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС;
· введение в действие (по указанию председателя межведомственной координационной комиссии ВСМК) соответствующих разделов (положений) плана медико-санитарного обеспечения населения (с учетом характера ЧС);
· немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления здравоохранения), формирований и учреждений службы;
· организация взаимодействия с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС, работающими в зоне (очаге) ЧС, участие в оказании пораженным медицинской помощи и их эвакуация из зоны (очага) ЧС;
· организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения (лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических, а также по снабжению медицинским имуществом), возлагаемых на службу медицины катастроф;
· организация и осуществление медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и эвакуируемого населения;
· организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД России);
· организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов и участников ликвидации ЧС, медицинского контроля за состоянием здоровья персонала формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС;
· непрерывное и оперативное управление формированиями и учреждениями службы, участвующими в ликвидации медико- санитарных последствий ЧС, их финансовое, материально-техническое обеспечение и снабжение медицинским имуществом, ведение учетных и отчетных документов
Билет 28
Поражения радиоактивными веществами при их попадании внутрь организма. Оценка поражающего действия радиоактивных продуктов, ядерных взрывов и аварий на атомных энергетических установках при внутреннем заражении. Клиника острой лучевой болезни при попадании радиоактивных веществ внутрь.
В результате поступления радиоактивных веществ в организм могут развиться:
- острая лучевая болезнь от внутреннего облучения;
- хроническая лучевая болезнь;
- злокачественные новообразования;
Клиника ОЛБ.
I. ОЛБ от относительно равномерного внешнего облучения. Особенностями клиники классического (костномозгового) варианта ОЛБ являются:
1) прямая зависимость степени тяжести от дозы облучения;
2) четкая стадийность течения.
В связи с последней особенностью в развитии ОЛБ выделяют четыре периода:
1 - начальный, или период первичной реакции на облучение,
2 - скрытого (мнимого) благополучия,
3 - разгара,
4 - восстановления.
Клиника первого периода. В момент облучения пострадавший не испытывает никаких ощущений. Период времени от момента облучения до появления первых признаков заболевания (так называемый «светлый промежуток») различен в зависимости от предстоящей степени тяжести ОЛБ. При ОЛБ I степени тяжести он превышает 3 часа, ОЛБ II и III степени его длительность от 30 мин. до 3 часов, при ОЛБ IV степени тяжести 10-30 мин., а при молниеносных формах ОЛБ его может не быть. Длительность периода первичной реакции от нескольких часов до 2 суток и более.
Основные синдромы первого периода:
1. Диспепсический: анорексия, тошнота, рвота, понос, кишечная колика. Рвота является первым объективным признаком начала первичной реакции. Для ОЛБ I степени тяжести характерна однократная рвота, II степени – повторяющаяся, III и IV – неукротимая.
2. Нейромоторный: возбуждение (при I и II степени тяжести ОЛБ) или угнетение (при III и IV степени), утомляемость, слабость.
3. Нейрососудистый: потливость, головная боль, снижение артериального давления.
4. Первичной токсемии: повышение температуры, артралгии, слабость.
5. Гематологический: нейтрофильный лейкоцитоз в первые 1-2 дня, лимфопения. Снижение количества лимфоцитов ко 2-3-м суткам после облучения прямо пропорционально степени тяжести ОЛБ: при ОЛБ I степени количество лимфоцитов в 1 мм3 крови превышает 1000, II -500-1000, III – 100-400, IV – менее 100.
Для скрытого периода характерны улучшение самочувствия, уменьшение выраженности симптомов первого периода. Сохраняются астеногиподинамический синдром, не всегда гастроинтестиналъный, при дозе облучения свыше 4 Гр – эпиляция. Гематологические нарушения прогрессируют, имеют место гранулоцитопения, абсолютная лимфопения. В костном мозге уменьшается количество стволовых клеток, бластов.
Период разгара характеризуется ухудшением состояния: вновь возникает лихорадка, общая слабость, диспепсия. Больные угнетены, вялые, отказываются от еды. В этом периоде имеют место следующие синдромы:
1. Гематологический: анемия; агранулоцитоз – один из наиболее важных симптомов периода. Количество лейкоцитов снижается в зависимости от степени тяжести ОЛБ, тромбоцитопения. Ее уровень определяется степенью тяжести ОЛБ.
Содержание лейкоцитов и тромбоцитов в крови больных ОЛБ в период разгара
Степень тяжести ОЛБ Содержание; форменных элементов (тысячи в 1 мм3)
лейкоциты Тромбоциты
I
II
III
IV 3,5-1,5 1,5-0,5 0,5-0,1 менее 0 1 100-60 60-30 30-20 менее 20
2. Инфекционных осложнений. Наиболее часто возникают пневмония, пиелонефрит, ангина и др.
З. Токсико-септический, чаще вследствие аутоинфекции.
4. Геморрагический. Причины: критическое падение числа тромбоцитов, увеличение порозности сосудов, ДВС-синдром. Проявлением геморрагического синдрома являются кровотечения, в том числе из желудочно-кишечного тракта, мелкоточечная геморрагическая сыпь, пурпура, кровотечения из десен, полости носа и т.п.
5. Гастроинтестинальный. Метеоризм, кашицеобразный стул, при язвенно-наркотических поражениях слизистой оболочки – перитонит.
6. Орофарингеальный. Отек слизистой оболочки рта, сухость во рту, нарушение слюноотделения, язвенное поражение.
7. Нейроциркуляторных расстройств. Астения, вестибулярные нарушения.
8. Поражения кожи – лучевой дерматит.
В период восстановления отмечается улучшение самочувствия, нормализация температуры, прекращение кровоточивости, постепенное восстановление гемопоэза. Длительно сохраняются астеногиподинамический синдром, нейроциркуляторные расстройства. Период восстановления длится от 2 месяцев до 1 года в зависимости от степени тяжести ОЛБ.
II. ОЛБ от неравномерного внешнего облучения.
Особенностями этой формы ОЛБ являются:
1) менее отчетливые общие закономерности течения заболевания, такие, как цикличность, поражение костного мозга, характерно отсутствие периода мнимого благополучия;
2) на первый план выступает местная симптоматика, связанная с поражением преимущественно облучаемого органа.
III. ОЛБ от сочетанного облучения.
Эта форма заболевания является чаще всего результатом совместного воздействия гамма-излучения (ведет к развитию острого лучевевого синдрома, аналогичного клинике ОЛБ при изолированном гамма-облучении); внешнего бета-облучения кожи и слизистых оболочек из окружающего объема газов, радиактивного загрязнения покровов и одежды в результате выпадения аэрозолей (формируется лучевое поражение кожи от эритемы до язвенно-некротических изменений); внутреннего радиоактивного заражения за счет ингаляции радиоактивных газов и аэрозолей, в первую очередь изотопов иода (накапливается в щитовидной железе, вызывает нарушение ее функции), цезия (равномерно распределяется во всем теле) и стронция (кумуляция в костях).
В клинике ОЛБ от сочетанного облучения имеют место симптомы общего лучевого воздействия, поражения слизистых оболочек и кожи, а также патология органов и систем, к которым имеют тропность инкорпорированные радионуклиды.
Органы управления ВСМК.
На федеральном уровне органом управления является ВЦМК «Защита» Минздрава России. ВЦМК «Защита» - государственное многопрофильное учреждение службы медицины катастроф Минздрава России особого типа, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздрава России федерального и регионального уровней, образовательного, научно-исследовательского и лечебно-профилактического учреждения.
Основными его подразделениями являются:
- управление, штаб ВСМК, филиалы ВЦМК «Защита»,
- клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ);
- отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация);
- институт проблем медицины катастроф;
- центр медицинской экспертизы и реабилитации,
- отдел медико-технических проблем экстремальной медицины,
- отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях,
- отдел медицинского снабжения со складом резерва Минздрава России для ЧС и другие подразделения.
На региональном уровне органами управления службы медицины катастроф являются филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК).
Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС .
Главными обстоятельствами, определяющими целесообразность существования регионального уровня службы, являются, во-первых, наличие такого уровня в РСЧС и, во-вторых, совпадение границ регионов с границами федеральных округов.
Основными подразделениями региональных филиалов ВЦМК «Защита» являются: штаб, подвижный медицинский отряд с бригадами специализированной медицинской помощи, отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического и транспортного обеспечения.
На территориальном уровне органом управления службой медицины катастроф является территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение здравоохранения Российской Федерации особого типа с правом юридического лица. Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением, а по оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач ТЦМК руководствуется документами территориального штаба (управления, комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В составе ТЦМК имеются: администрация, оперативно-диспетчерский и организационно-методический отделы, отделы медицинского снабжения и материально-технического обеспечения, а также штатные формирования - бригады специализированной медицинской помощи, подвижной госпиталь (отряд), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской
помощи населению (санитарная авиация), а также нештатные формирования службы медицины катастроф.
Подвижные формирования (госпиталь, отряд) создаются на клинической базе центра медицины катастроф.
На местном уровне функции органов управления службы медицины катастроф, выполняют центры медицины катастроф местного уровня, заместители главных врачей центральных районных (городских) больниц, руководители станций (подстанций) скорой медицинской помощи.
Органами управления силами и средствами Госсанэпиднадзора России на местном уровне являются центры Госсанэпиднадзора в городах и районах.
На объектовом уровне управление службой медицины катастроф осуществляется специально назначенными должностными лицами по делам ГОЧС.
В Минобороны, МВД, МПС России, других министерствах и ведомствах органами управления силами и средствами службы медицины катастроф на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях являются руководители (начальники) или специально назначенные ими должностные лица органов управления соответствующих ведомственных медицинских служб.
Билет 29