Xiv. психическая энергия и искусство
Искусство – конденсированная психическая энергия.
Любой возвышенный творческий труд есть проявление духовного огня или вдохновения, природного таланта или запечатленной в душе красоты. Действие вдохновения временами бывает столь удивительно, властно и неожиданно, и, как говорит Платон в диалоге "Ион": "Все хорошие эпические поэты не благодаря уменью слагают свои прекрасные поэмы, а только когда становятся вдохновенными" (533 е).
Поэтому иногда случается, что посредственному поэту удается написать такое благозвучное и идейно богатое произведение, словно он писал не фокусом сознания, но в трансе. Не напрасно Ницше советовал писать кровью сердца либо вообще не писать, то есть творить нагнетением сердечной энергии. И, конечно, не только поэты, но и философы и ученые должны вкладывать искру высшего огня в свои труды, и тогда появятся великие идеи, огненные открытия истины.
С другой стороны, когда поэт всецело находится во власти высокого Агни, сам творческий процесс формирует и очищает, но только в том случае, когда поэт действительно служит Агни и следует за ним, как за священной путеводной звездой своей жизни.
С огненной мерой психической энергии нужно подходить к каждому труду и к каждому творцу. И чем выше художник, тем мощнее его психическая энергия. И все же, мне кажется, решающей оценкой искусства будет не сила энергии или вдохновения, но высшее качество психической энергии. Высшая, вечная ценность искусства зависит не только от взрывной силы духовного огня, но и от тончайших качеств, или того, что называют синтезом духовности. Могут быть сильные, но грубые поэтические произведения, романы, которые служат низкому вкусу и затемняют дух возвышенных чувств; при утончении человеческого сознания они уйдут в пыль архивов истории культуры. Конечно в сердце творцов этих произведений не было ключа к сокровенным вибрациям света духовной культуры Будущего.
Истинно, искусство есть наглядное, точное доказательство существования высокой энергии в человеке.
Великие мастера красок, звуков, поэзии просто кипели – бурлили в наплыве своих энергий и вдохновения. Поэтому иной из них всю жизнь, можно сказать, непрерывно звучал или импровизировал, как Моцарт или Бетховен, который, быть может, свои лучшие композиции запечатлел не на бумаге, но в пространстве. С другой стороны, такие как Чайковский и Римский-Корсаков дисциплиной воли и ритмичным, систематическим трудом умели пробуждать вдохновение или божественные звуки из глубин сердца.
Все великие композиторы, как и поэты, прорывались через ограничения условностей. В творчестве они чувствовали себя освобожденными от жизненных страданий и несчастий, хотя нередко писали в болезни, в тяжелых условиях.
Гендель достиг своих вершин, когда, разбитый параличом, чувствуя дыхание смерти и борясь со страданиями и тягостями, писал бессмертные оратории. Моцарт, со своей небесно просветленной энергией, кажется, прожил бы еще столетие, несмотря на нужду и болезнь, если бы его не уничтожила человеческая зависть. Начиная с первой своей работы, написанной им в четырехлетнем возрасте и до заключительного аккорда своей жизни – Реквиема, он прозвучал как прекрасная мелодия.
Напомнить ли всем известный факт, что Бетховен именно в самые тяжелые свои годы, в вихре невзгод, с начала потери слуха, написал величайшие свои произведения и уже совершенно оглохший – Девятую симфонию. Оду человеческой радости и заре Братства. Без рояля, внутренним слухом, высоко прозвучал его Агни. Да, это была психическая энергия, победа вихря огненной воли над человеческим телом и его несчастиями, подобно чудесам, которые совершали великие Целители. "Когда я творю, со мной говорит Дух, – сказал он, – и я неспособен думать, что это могла бы выразить какая-то жалкая скрипка". "Страна Духа для меня самая любимая, она выше всех царств". Из этой области духа, сферы утонченных величественных энергий Бетховен черпал огненные идеи, гармонию звуков для создания своих бессмертных симфоний.
Подобные примеры встречаются и в поэзии. Шиллер написал свои лучшие трагедии во время физических страданий, болезни легких. Мильтон начал диктовать "Потерянный рай", когда окончательно ослеп. Можно только поражаться его огненной силе, ясности духа и спокойствию, с которым он творил свою бессмертную космогоническую поэму. Божественную "Гитанджали" Тагор написал после того, как потерял самое любимое существо – свою жену. Шелли, Байрон, Райнис и многие другие свои лучшие произведения написали в изгнании, вдали от родины, конечно, не в благополучии и достатке. Актриса Элеонора Дузе всю жизнь таила в себе зачатки туберкулеза, однако болезнь не ослабила ее поразительной энергии.
Выразителями огненной воли и мощной психической энергии были и титаны Ренессанса. Когда мы смотрим на картины огненных мастеров – Леонардо, Рафаэля, Тициана и Микеланджело, кажется, что каждый мазок кисти создан укрощением духовного огня, выкристаллизованного в гигантских жизненных битвах и победах, исканиях и неисчерпаемом терпении художника.
Если мы говорим о психомагнитах, насыщенных энергией великих личностей, об их истинном научном значении, то тем более мы можем утверждать о мощном магнетическом воздействии произведений искусства и поэзии.
Бесспорно, что возвышенная, полная вдохновения поэзия есть кристаллизация психической энергии автора. Истинная поэзия рождается из огня сердца поэта, и этот огонь он передает душе читателя. Поэтому почитатель поэзии невольно поддается магнетическому воздействию художественного произведения, как бы насыщенным сам зажигается, воодушевляется, чувствует себя излучениями красоты поэзии и возвышенными идеями.
Еще с большим основанием это можно сказать о картинах великих художников, в которых духовное объединяется с материальным (красками, полотном). Посетитель выставки или музея с сердечной радостью и интересом приближается к картине, погружается в ее созерцание, вызывает вибрации огненной энергии мастера, наслоившиеся на картине, и воспринимает их, усваивает и переживает. Так совершается второй акт творчества – в душе зрителя. Он уходит с выставки с как бы звучащей, обновленной душой.
Кто посещал музеи художников Ренессанса, пережил множество незабываемых мгновений. Научно это объясняется просто: сознание зрителя соприкасается с вложенным в картину психомагнитом художника, который пробуждает в зрителе божественные вибрации души и вызывает высокий взлет волны его психической энергии.
Вспомним, например, "Сикстинскую Мадонну" Рафаэля, расположенную в отдельном зале Дрезденской галереи, или "Тайную Вечерю" Леонардо да Винчи в трапезной монастыря в Милане, – какими истинно сияющими духовными магнитами они служили для сознаний бесчисленных поколений! Почему зритель, входя в эти помещения, чувствует себя, как в прекрасном храме? Какие эманации мыслей и чувств наслоились в самой атмосфере и на картинах! Сколько огня восхищения загоралось и разливалось в этих залах! Здесь реальное искусство сияет в духовной сущности сознательного наблюдателя, и этот свет, возможно, будет сиять в нем и позже, в жизненной борьбе среди повседневных забот.
Кто знает, сколько душ получили обновление в огнях очистительной силы искусства! В самые мрачные периоды человечества, когда правящие сословия преследовали и гасили все эволюционные и гуманные идеи, человек искал спасение именно в свете искусства и в культуре.
Поэтому Агни-Йога высоко ценит миссию искусства, живописи, поэзии и музыки в восхождении человечества.
"В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным. <...> ...Чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить дух". "Потому жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, дает человечеству насыщение тем огнем, который возжигает дух и насыщает все миры. Потому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества. Мы видели, как творения искусства преображали человека..." (Иерархия, 359, 366).
Истинно, в истории культуры человечества произведения искусства были источником вдохновения и исцеления. Издалека к ним тянулись бесчисленные сердца, искавшие духовную поддержку, ибо красота есть конденсация огненной энергии. Произведения искусства передают искру из горнила творчества мастера, гармонию и мир.
Из современных художников, особенно много говорят о магнетической чарующей силе картин Николая Рериха. Картины Рериха последних лет так насыщены оттенками красок и светом, что издали кажутся горящими и сияющими. По существу, в этих картинах горит огонь сердца мастера, его огненная энергия. Но огонь близок цвету и звуку, ибо существуют оттенки огня и звучание пламени.
Можно было бы привести отзывы иностранных критиков-искусствоведов о психотерапевтическом, гармонизирующем воздействии картин Рериха, о том, что переживали зрители перед его картинами. Известны случаи, когда врачи развешивали в своих больницах картины Рериха, чтобы воздействовать на состояние нервнобольных, поднять их самочувствие и жизнерадостность. Но не надо искать так далеко. Мне самому приходилось не один раз слышать во время выставки картин Рериха в Рижском музее, как посетители говорили об их успокаивающем и возвышающем влиянии. До сих пор звучат в ушах слова: "Да, была бы у меня дома хоть одна картина Рериха, я никогда не заболел бы".
Без сомнения, некоторые произведения искусства, созданные великими, одаренными высокой огненной энергией лицами, обладают целебными свойствами. Особенно в музеях, где таких произведений много, излучение гармонических токов создает особую целительную атмосферу. Знаю случай, когда девушка поехала за границу лечить свои совершенно больные нервы. Несколько часов в Дрезденской галерее, проведенных в большом восхищении, при подъеме психической энергии, совершенно ее излечили. Подобные случаи общеизвестны в истории культурной жизни, только никто не подумал – почему ни один ученый не обратил на них внимания?
К сожалению, современное искусство утопает в диссонансах – аритмичности. Исчезает героизм, как ведущий мотив искусства. Это особенно относится к искусству Запада. Такая бессодержательность ведет к хаосу. Конечно, подобное произведение не может дать зрителю мажорной энергии, ибо сам творец полон моральной дисгармонии. Должен наступить ренессанс во всех формах жизни, возвращение возвышенных гармонических ритмов, и, прежде всего в культуре и искусстве.
Люди часто не умеют воспринимать произведение искусства творчески, активно. Например, слушая музыку, они погружаются в пассивные, безмятежные сны, не воспламеняется их воображение и мысль, не пробуждается сердечная энергия. Между тем из всех видов искусства именно музыка больше всех должна пробуждать в человеке лучшие божественные силы, сияние его огненной энергии.
Действительно, нужно учиться пользоваться искусством, как способом излучения и накопления энергии. Творчество должно давать душе человека не только сердечную радость и подъем духовной активности, но и мощь новых, лучших сил. Поэтому к произведению искусства следует подходить сознательно, так же как к созерцанию прекрасного и вообще ко всему в жизни, учиться усваивать и кристаллизовать в себе эманации света высоких произведений.
__________________
XV. МУЗЫКА И МЕДИЦИНА
Теперь обратимся к значению музыки в лечении. Современная медицина в поисках новых, эффективных средств для лучших достижений во врачевании, особенно для уравновешивания нервного и психического состояния, все больше и больше начинает применять музыку.
Всем известен факт глубокого влияния музыки и пения на тончайшие струны человеческой души. Ни одна область искусства не может так быстро вызвать у человека оптимистическое, жизнерадостное настроение, пробудить бодрость и успокоить сердце, гармонизировать не только сознание, но и нервную систему, и вместе с тем благоприятно влиять на все функции организма.
Поэтому не случайно музыка названа "моральным феноменом", или, говоря языком исследуемой нами проблемы, – музыка самым непосредственным образом влияет на душу слушателя и пробуждает его психическую энергию. У каждого была возможность наблюдать бесчисленные случаи целительного влияния музыки на человека или слышать о них. Например, многие шли на концерт с тяжелым сердцем, в подавленном настроении, и возвращались обновленными. Сколько физически отягощенных направлялись туда очиститься неземными звуками, иногда в самом начале болезни, с температурой, и возвращались, получив облегчение или даже выздоровев. Жаль, что никто не писал об этих замечательных случаях, никто не собирал статистического материала. Концертные и оперные залы, где виртуозные исполнители вкладывают весь духовный огонь, высшее проявление психической энергии в свое исполнение, можно рассматривать как настоящие учреждения "массовой терапии".
По существу, все в природе есть латентная или кинетическая музыка, различные тончайшие звуки и гаммы, или вибрации на космической шкале, начиная с пульса организма человека, консонансов и диссонансов его души, с расцветающих цветов и радостно зеленеющих деревьев, и кончая далекой сияющей планетой, мчащейся в гармоническом ритме космической эволюции. Все проникает высшее огненное дыхание пространства, гармонично проявляющееся в прекрасной душе. Созвучать с симфонией эволюции Вселенной, вечно очищаясь и обновляясь в ней, – высшее достижение жизни. Поэтому человеку следует искать любые средства, чтобы поддерживать в себе возвышенный гармонический ритм, будут ли это возвышенные идеи, чистое чувство любви, искусство, музыка...
Так в новой медицине возвышенная гармония музыки может стать самым лучшим подспорьем для психотерапевтических методов, помочь больному человеку обновить свое естество, вернуть утраченную гармонию – упорядочить ритмы звучания своей сущности.
В Западной Европе существовали специальные учреждения, в которых делались попытки лечить с помощью музыки. В 1895 году в Лондоне была основана музыкально-терапевтическая гильдия, назначением которой была забота "о музыкальном обслуживании больных столицы". Также итальянский врач Лигити основал под Неаполем лечебницу для психических больных, где применялась музыкальная терапия. Известно, что композитор Ференц Лист на своей родине в Венгрии с большим успехом играл для нервных и психических больных, посещая больницы, и таким образом помогал исцелению меланхолии и апатии. Лечение музыкой применяли в своей практике, в большей или меньшей степени, многие известные врачи. Особенно относится это к немецким врачам, среди которых было не мало выдающихся поэтов и музыкантов. В Берлине в 30-х годах существовал даже хор и симфонический оркестр врачей. Надо отметить, что и у нас в Риге успешно действует хор при Доме медицинских работников.
Заслуживает высокой оценки, что не только врачи, но и выдающиеся ученые соприкасаются с очистительным огнем красоты, сокрытом в музыке и искусстве. Возвышенными вибрациями они осуществляют то, что неспособны были выразить в точной науке, кроме того, чувством красоты они углубляют и одухотворяют науку. Ибо настоящий ученый не может обойтись без музыки в огненном творчестве и воображении, в своих открытиях и гипотезах. Вспомним хотя бы известного физика Макса Планка, который был и выдающимся пианистом, дирижировал хором и вместе с Альбертом Эйнштейном, также одухотворенным музыкантом, скрипачом, создал скрипично-фортепианный дуэт.
Отметим здесь и опыты в области музыкальной терапии выдающегося немецкого хирурга Генриха Клозе, который в книге "Врач, природа и искусство" (1953) описал свою высококультурную деятельность в клинике Фридрихсхайн-Берлин.
Перед операцией больного заставляют делать гимнастику с ритмическим дыханием, чтобы предупредить опасный шок легких. Во время самой операции, при которой применяется местный наркоз, играют лирическую музыку, чтобы отвлечь внимание больного, снять мускульное напряжение и успокоить. После операции, в процессе выздоровления, пациенты вновь занимаются ритмической гимнастикой под аккомпанемент музыки.
Не только медицинскую гимнастику, но даже массаж сопровождают исполнением музыкальных произведений, записанных на патефонных пластинках и соответствующих психическому состоянию больного и его интеллигентности. По воскресным утрам больных и оперированных развлекает песенный ансамбль хора медицинских сестер. В этой терапии Клозе особенно высоко ценит влияние красивых вдохновенных голосов.
Клозе желает, чтобы его больные во время операции или в часы выздоровления испытали то, что Шиллер когда-то назвал сверхмощной силой народной песни, перед которой любая другая сила, даже судьба, должна замолкнуть: "Исчезнет мука каждого страданья, пока волшебство песни царит".
Клозе провел опрос во многих больницах, среди тысяч больных, какие музыкальные произведения они больше всего хотели бы слушать. Большинство высказались за композиции Баха, Моцарта, Бетховена (Апассионата, Лунная соната), Вагнера, Чайковского, Дворжака. Все же Клозе не отрицал, что музыкой в терапевтических целях следует пользоваться очень осмотрительно и под постоянным наблюдением врача, выбирая подходящие музыкальные произведения, соответствующие состоянию и настроению больного.
Клозе столь высоко оценивает верховную власть музыки, что, по его мнению, каждый врач должен быть любителем музыки, ибо немузыкальный врач даже хирургическим искусством едва ли сможет овладеть в совершенстве. Он цитирует предостерегающие слова Шекспира: "Музыка – пища души. Не доверяйся человеку, который не чувствует в себе музыки".
Но все же следует признать, что воздействие музыки в значительной степени зависит от музыкальной культуры человека.
"Лечение музыкой уже применяется, но следствия не всегда ощутимы. Причина в том, что не принято развивать восприятие музыки. Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи. Особенно когда мир содрогается от ненависти, необходимо спешить открыть ухо молодого поколения. Без осознания значения музыки, невозможно понять и звучание природы. <...> Может ли народ совершать свое восхождение без песни? Может ли без песни стоять Братство?" (Братство, 292).
Поэтому пусть не кажется парадоксальной мысль, что всем нужно учиться петь. Конечно, прежде всего, это задача школы – поставить голос детей, зажечь любовь к песне и музыке. Но почему песня не может стать достоянием каждого дома?
Обычно думают, что песня нужна для веселья, для времяпрепровождения. Нет, песня нужна и для уравновешивания и умиротворения. Но, конечно, только возвышенная, торжественная, сердцем одухотворенная. Чернышевский, изображая в своем романе "Что делать?" людей будущего, подчеркивает, что они, управляя самыми сложными машинами, непременно поют. Песня одухотворяет, делает труд интенсивней, придает ему большую ценность. Помню, как в дни моего детства мать, работая в саду, пела песни. Песни звучали также в окрестных садах, они сотрясали деревенский воздух, соревнуясь с соловьями. Песня приносила жизнерадостность и энергию. Сотни тысяч дайн сохранил латышский народ и пел их. Теперь свиток песен свернут в книгах, заперт в хоровых выступлениях. Но песня должна снова стать достоянием каждого человека, каждого народа, также как любовь к музыке, поэзии и искусству.
Действительно, как древнее предание, звучат в наши дни стихи Уолта Уитмена о том, как все американцы-строители некогда были охвачены ритмом работы. Где же сегодня мы это услышим?
Слышу, поет Америка, разные песни я слышу: Поют рабочие, каждый свою песню, сильную и зазывную.
Плотник – свою, измеряя брус или балку, Каменщик – свою, готовя утром рабочее место или покидая его ввечеру,
Лодочник – свою, звучащую с его лодки, матросы свою – с палубы кораблей,
Сапожник поет, сидя на кожаном табурете, шляпник – стоя перед шляпной болванкой,
Поет лесоруб, поет пахарь, направляясь чем свет на поля, или в полдень, или кончив работу,
А чудесная песня матери, или молодой жены, или девушки за шитьем или стиркой, –
Каждый поет свое, присущее только ему.
Днем – дневные песни звучат, а вечером голоса молодых, крепких парней,
Распевающих хором свои звонкие, бодрые песни.
(Перевод И. Кашкина)
Поскольку врач своей деятельностью помогает сохранить прекрасное и хорошее в человеческом теле и душе, то, по существу, у врача и художника общие возвышенные задачи.
Агни-Йога подчеркивает магнетическую власть музыки и пения над гармонией сознания и здоровьем человека.
Пение, которое сопровождается глубоким вдыханием и наполнением всего организма энергией, прежде всего, успокаивает и укрепляет самого певца. Оно обновляет. Особенно полезно пение согласованного хора, которое является самым мощным средством для гармонических вибраций. Представим себе участников хора, работающих над Девятой симфонией Бетховена или ораториями Баха, часами упражняющихся и находящихся под воздействием возвышенных звуков и гуманистических идей. Разве они не намагничивают свою сущность возвышенными вибрациями, не становятся чище и лучше? А какую целебную гармонию такой благозвучный хор распространяет надуши слушателей!
Вот почему при храмах, с самых древних времен и до наших дней, были хоры. Хоровые песнопения занимают значительное место в церковных ритуалах. Это же относится к специальным церковным инструментам и к колокольному звону, который вызывает торжественное, возвышенное настроение у религиозного человека. Философско-религиозные общины, братства и школы обретают духовную опору и гармоническую силу в хоровых песнях. Символическим стал известный факт, что Пифагор со своими учениками гимнами приветствовал на утренней заре солнце. Особый смысл был и в том, что в древние времена эпос и священные тексты произносились речитативом, делалось это не для лучшего механического усвоения, но для вдохновения и поднятия духа. Мы также знаем, что народ сопровождает работу пением, чтобы в ритме и созвучии избежать усталости.
Так и молитвы иногда произносили как мелодичную формулу мантрама – в речитативном звучании. В некоторых мантрамах не было даже содержания, оставалась лишь торжественная вибрация. Поэтому на Востоке так почитают священное созвучие Аум, которым молящиеся в высшем вдохновении наполняют сердце, оно рождает те же излучения, что и громкое звучание, в молитве сердце поет, оно звучит и наполняет весь организм особой энергией (Аум, 32).
В древние времена ценили не только мелодию, большое внимание обращали на качество голоса, которое сейчас мало ценится.
"Не сила, не выражение, но внутренний магнетизм – то же основание будет нужно при всяком пении", – говорит Агни-Йога. – "Полюбите красоту звучания. Человеческий голос есть уже чудо. Можно видеть, как воздействует голос даже без слов. Каждый слышал хоры на расстоянии — слова уже стерлись, но магия звука жила. Так нужно всегда напомнить, сколько чудес заключается в человеке" (Аум, 33, 34).
Но какая же пленительная сила покоряет слушателя при звучании одного голоса, в то время как другой, при всем его красивом тембре, оставляет слушателя холодным? Это одухотворенность. Певец, как живой инструмент, выражает свой характер, свою культурность, духовность. Так пианист сливается со своим инструментом, звучание рояля дышит в его этически утонченной личности.
Можем понять обаяние личности Вэна Клайберна, магнит его психической энергии, которая излучается в вереницах его божественных гамм. Между тем певец, который не растет духовно, не совершенствует своего характера, может вспыхнуть в краткое мгновение вдохновения, но понемногу будет терять духовное качество голоса, каким бы одаренным он ни был.
Агни-Йога учит понимать музыку как проявление высшей гармонии, в которое исполнители вкладывают музыкальность своего духа и энтузиазм сердца; так высшие ритмы украшенных сердцем гирлянд звуков становятся источником вдохновения и гармонии для многих.
Много говорят о красоте, но мало понимают значение гармонии. Красота – возвышающее понятие. Каждый дар красоты уже есть созидание для уравновесия Космоса. Каждый, проявляющий музыкальность, приносит дар не себе, не окружающим, не человечеству, но всему Космосу.
Агни-Йога подчеркивает громадное значение ритма для восхождения человека и выявления его психической энергии.
"Ритм есть породитель сотрудничества. От глубокой древности люди уже понимали значение ритмических хоров, музыкальных движений; так накоплялось сознание о двигателе общих работ. Они уже знали, что ритм зажигал общие огни, помогал избегать раздражения и разъединения. Он утверждал одинаковое устремление, потому музыка перед общей работой есть знак единения. Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть, она служит началом многих духовных язв, но вопрос о гармонии необычно сложен. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение. Так лишь огненное сознание подскажет утонченность ритма. <...> Обитель Агни открывается не рассудком, но гармонией ритма. <...> Невозможно иметь разбитый ритм, то отступающий, то наступающий; так происходит неимоверная и бесполезная затрата энергии. Не будет отступать, кто начал наступать огненным ритмом. Именно этот ритм спасает от горестных размышлений и ведет вперед в духе, потому не будем ограничивать значения ритма лишь внешним движением, но введем его в духовный обиход" (Мир Огненный, ч. II, 17).
"Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности. Высший ритм и будет лучшей профилактикой. Он будет и чистым мостом с высшими мирами" (Надземное, 42).
Интересно отметить, что древние мастера музыки умели чутко комбинировать звук с соответствующим оттенком цвета. Это применялось не только в храмах. Дома, где жили высокодуховные личности, наполняли вибрациями гармонических звуков и гаммами красок, которые соответствовали тону излучений этих личностей, держали в комнатах много цветов. Но, конечно, это были великие духи, которые говорили: "Цвет и звук – Наша лучшая трапеза" (Листы Сада Мории, ч. II, 108).
Древний Китай знал особый хрустальный инструмент, который назывался радужной арфой, чистота его звука соответствовала чистоте цвета. Можно представить, каким бальзамом для гармонизации нервов были мелодии такой арфы.
Следует отметить, что консонансы звуков и цветов применялись некоторыми европейскими музыкантами. В работах некоторых художников чувствуется момент музыкальности (Рерих, Чюрленис), а у композиторов – живописная тональность (Скрябин).
По существу, звуковые и цветовые вибрации принадлежат к различным гаммам единой шкалы. Поэтому неудивительно, что незрячие воспринимают оттенки пламени как звуки. Для них даже пламя свечи может звучать. И, в конце концов, разве звуки, цвета, лучи света не исходят из единого пространственного источника вибраций? Поэтому не случайно современная медицина, кроме музыкальной терапии, начинает применять лечение цветом, помещая больного в палату, стены которой окрашены в цвет, соответствующий его настроению и болезни. Новейшие исследования показали, что комнаты больного должны быть окрашены теплыми, оптимистическими красками, а не белой, которая действует угнетающе на психику больного. "Также и для лечения цветом нужно открыть глаза. Часто достаточно одного касания, чтобы глаз навсегда усмотрел красоту цвета, но все же касание просвещенное нужно" (Братство, 293).
Агни-Йога утверждает, что фиолетовый цвет успокаивает болеющих раком, к тому же применение мажорного консонанса усиливает действие фиолетового луча, тогда как алый усиливает страдания (Аум, 222).
Нервные припадки можно излечить звуком, цветом, ароматом и ровной температурой, при сохранении присутствующими полного спокойствия. Конечно, комбинации звука, цвета и аромата должны соответствовать индивидуальности больного. В связи с этим Агни-Йога советует наблюдать, как различные цвета, звуки и ароматы воздействуют на повышение психической энергии.
Конечно, при лечении вибрациями цвета и света, как и музыкой, говорит Агни-Йога, у больного должны быть открыты глаз и ухо, необходимы понимание и интерес. Но где же просвещенные воспитатели, которые зажгут свет не только в глазах, но и в сердце, и научат юношество ободрять друг друга утверждениями красоты?
Так чуткий врач, кроме лечения больного звуками, цветом, светом, солнечными лучами, в будущем применит соответствующие тонкие ароматы, укрепляющие психическую энергию.
Современная медицина широко пользуется лучевой терапией. "Со временем, – говорит Агни-Йога, – найдут способ лечить лучами Светил. Если цветные земные лучи целебны, то насколько же мощнее лучи светил!" (Братство, 373).
По существу, все хорошее в человеке, начиная с его огненной энергии и возвышенных мыслей, неисчислимые богатства и красоты природы, музыкальные созвучия и гаммы оттенков цвета – все должно служить обновлению человеческого организма и гармонизации психики, а также противоядием от земного хаоса.
__________________
XVI. ЖИЗНЕДАТЕЛЬНАЯ СИЛА
Наконец, нужно отметить еще одну особенность и преимущество психической энергии: она не только поднимает жизненную силу, но и питает ее, в полном смысле этого слова. А именно, она укрепляет человека не только психически, но и физически. Во время большого подъема психической энергии человек не чувствует усталости и голода, уменьшается потребность сна. Мы знаем, что великие ученые на многие дни закрывались в своих лабораториях, увлекшись экспериментами и вычислениями, но чувствовали себя всегда бодрыми, хотя спали только по несколько часов. Таким был Эдисон, который даже в преклонном возрасте проявлял необычайное устремление к ценным достижениям. Поэты и художники, зажигаясь огнем служения Музам, не замечают ни времени, ни окружающего в долгие часы творчества, словно они подвластны другим, не физическим законам. Объясняется это тем, что в них мощно пылает Агни – огонь сердца.
Можно сравнить двух людей, которые в течение какого-то времени остаются без пищи. В то время как один, убежденный, что ему неоткуда ждать спасения, охваченный страхом, через несколько дней заболевает и умирает, другой, решившийся лечиться голодом, иногда может тридцать дней и даже дольше оставаться без пищи, и после этого чувствует обновление всего организма.
"...Нужно иметь мужество взглянуть на Огонь, признать его единственным питанием своим" (Сердце, 165). Вспомним и рассказ из жизни Христа, который провел без пищи сорок дней. Однако это происходило в пустыне, и Христос сознательно использовал живую энергию чистого воздуха – прану.
Конечно, эти примеры нам понятны: тот, кто желает выздороветь, приводит в действие свою огненную энергию, в то время как в первом случае человек, в возбужденном состоянии, еще быстрее ее уничтожает. Отметим, что в наши дни, среди отравленных атмосферных токов, длительное лечение голодом ни в коем случае не допустимо, оно может привести к печальным последствиям.
Наука Востока приводит пример, как различный подход человеческого сознания к одним и тем же обстоятельствам может повлиять на жизненную энергию.
"Два морехода потерпели крушение и были выкинуты на пустынный остров. Оба едва не погибли от голода и ужаса, ибо считали себя навсегда оторванными от мира. Корабль подобрал их. И на острове был сооружен прочный маяк. Те же мореходы остались при маяке, чтобы служить спасению погибающих. Теперь настроение их изменилось. Они были счастливы, давая спасительный свет и не чувствуя себя оторванными от мира. Значит, сознание общения с миром и пользы другим совершенно преображает людей. Общее дело есть залог успеха" (Община, 267).
Когда при напряжении сознания в человеке пылает внутренний огонь, он может уменьшить количество пищи, его организм не требует большего. Конечно, в городах, где человек тратит много энергии, он не может обойтись тем незначительным количеством пищи, которым удовлетворялись в древнее время отшельники в пустыне и в горных пещерах. К тому же каждую калорию пищи, воду, воздух, каждый луч солнца они сознательно превращали в жизненную силу.
Сознательность пусть и для нас станет примером. В процессе питания мы должны извлечь из пищи, кроме калорий, ее психомагнетические элементы. Для этого советуется, в частности, тщательно пережевывать пищу, сознательно усваивая ее. Во время еды лучше молчать или говорить о чем-то гармоничном и возвышенном. При этом чрезвычайно важно установить для приема пищи определенное время.
Агни-Йога указывает, что при пребывании на больших горных высотах значительно уменьшается потребность еды и сна: "На высотах можно ощущать выход из обычных требований земли" (Агни-Йога, 73).
Агни-Йога советует быть особенно осторожными во время повышенного атмосферного давления и тяжелых токов, особенно в принятии сырой пищи, тогда можно замечать заболевания, излечение которых затруднено, особенно нарушаются функции кишечника и сердца.
"Нужно понять, что наши качества являются очагами витаминов. Свойство недоверия или сомнения будет убийственно для лучших витаминов" (Братство, 13). Возвышенными мыслями, положительными качествами человек сам производит витамины в своем организме, потому при напряженном, бодром состоянии духа нет надобности принимать искусственные витамины. "К чему напитываться механическими витаминами, когда мы сами оказываемся лучшими производителями их, но в самой сильной степени.
Когда витамины внешние попадают в естественные очаги, они могут дать полную меру воздействия. Но даже лучшие растительные витамины, если упадают в отравленные организмы, не могут выявить своих лучших качеств. Так Мы ценим те организмы, где нашли свое применение основные качества человеческой природы" (Братство, 13).
Агни-Йога говорит, что к физическому естеству витаминов следует прибавить сознательную психическую энергию, тогда витамины приобретают большую силу. Особенно при лечении прием витаминов нужно сопровождать соответственною мыслью (Мир Огненный, ч. I, 205).
Но как принимает пищу современный человек? Это каждый знает. В то время как наши предки к каждому блюду приступали в тишине, даже с молитвой, ели медленно, как бы насыщая кушанье доброй мыслью, – вечно занятый современный человек еду проглатывает поспешно, нередко ссорясь за столом или беседуя о волнующих вещах. Праздники никогда не обходятся без алкоголя и объедения. Поэтому пусть люди не жалуются на бесконечные болезни обмена веществ, кишечника и т. д. Также и мясные блюда могут отрицательно воздействовать на организм и сознание, особенно если у человека большой запас обращенной ко благу психической энергии. Самое вредное – эманации крови. Агни-Йога советует не есть мясо из простой целесообразности. Конечно, всякий поймет, что употреблять разлагающиеся клетки вредно.
"Но когда начинается это разложение? В момент прекращения функции жизни тело теряет заградительное излучение, и немедленно разложение начинается" (Община. 148).
"Условия пищи не сложны. Главное – избегать крови, как начала, вносящего эманации, не потребные для утонченного организма. <...> Не будет сердце наполняться чужою или животною кровью, ибо качество сердца не примет это" (Мир Огненный, ч. I, 188).
Насыщение организма из поколения в поколение животными веществами, также безжалостность к животным, возможно, были одним из факторов, которые выработали агрессивно эгоистическую природу человечества, известного своим бессердечием, даже жес