Viii. психическая энергия и современная наука
До сих пор мы рассматривали общие случаи проявления психической энергии. Но спросим, неужели у современной науки на самом деле нет никаких точек соприкосновения с этим самым важным для человека фактором? А именно, с присущей выдающимся личностям реальной духовной силой или энергией, которой потенциально владеет каждый человек.
Известно, что алхимики в средние века научным путем искали и исследовали (большей частью наугад, ощупью) материальное проявление высшей тончайшей силы, или вещество, называемое ими философским камнем, жизненным эликсиром, универсальным растворителем, панацеей или красной тинктурой, сидеральным светом и т. д., которое могло бы все металлы химически трансмутировать в золото, и притом обладало бы и другой, тайной высшей силой – излечивать людей от всех болезней. Только немногие высшие адепты знали истинную суть этого камня мудрости. Из туманных символов, которыми они пользовались из-за преследований инквизиции для прикрытия великих истин, стремясь хоть отчасти сделать их доступными своим современникам, – можно понять, что химическим ингредиентом философского камня является кристалл духовной энергии, которая отлагается в нервных центрах человека, как результат упорного духовного устремления и огненного напряжения сердца. О структуре психической энергии с точки зрения науки речь будет впереди.
Если европейские авторы только догадывались об этой огненной энергии, то Восток знал много больше. Арабские алхимики усердно ее исследовали, и влияние их познаний было велико как в Азии, так и в Европе. Конечно, с этой проблемой были знакомы и другие народы. В исторических хрониках сохранились рассказы, что великий восточный завоеватель Чингис-хан на склоне лет, заинтересовавшись этой энергией, послал в далекие горы Китая за последователем Лао-цзы Чан-Чунем, чтобы расспросить его о жизненном эликсире и методах его приготовления, желая обрести вечную молодость. Когда, преодолев многие горы и пустыни, мудрец, наконец, посетил его, хан принял его с большими почестями. Разумеется, Чан-Чунь эликсир бессмертия не привез, но, вероятно, рассказал о духовной энергии и дисциплине и о других высоких этических учениях.
Одним из европейских врачей, пытавшихся сознательно, можно сказать, экспериментально применить психическую энергию в лечении, был Месмер (восемнадцатый век). Работая вначале в Вене, он очень интересовался музыкой, друзьями его были Моцарт и Гайдн, концерты которых он слушал в своем домашнем театре. Он следил за новыми достижениями естественных наук, особый интерес проявлял к явлениям магнетизма, исследовал их и стремился найти взаимосвязь человеческого магнетизма и живой природы. В своей докторской диссертации "О влиянии планет на человеческий организм" он затронул астрологическую тему – связь между положением небесных светил и человеком.
Под влиянием Парацельса, признававшего целительное воздействие магнита на организм, Месмер в своем лечении стал применять стальной магнит, кладя его на больное место. Отметим, что не только Парацельс, но и другие врачи древности пробовали магнитом лечить сердце, укреплять нервы, намагничивая их в направлении нервных каналов. Месмер намагничивал воду, заставлял больных в ней купаться, пить ее, также намагничивал разные предметы и был убежден, что после этого они проявляют лечебные свойства. Когда случаи исцеления сильно возросли, на основании многих наблюдений и опытов Месмер убедился, что исцеление, прежде всего, вызывают его собственные руки, он сам, его флюиды или излучения. Так постепенно он начал лечить без магнита – единственно прикасаясь к больному организму, либо проводя рукой по нервным каналам, объединяя магнетические пассы (плавные ритмические движения) с излучаемой им энергией.
Так Месмер пришел к своей теории о животном или жизненном магнетизме, а именно, что человеческий организм гармонично пронизывается жизненным магнетизмом, а болезнь есть расстройство этого потока. Задача врача, по мнению Месмера, состоит в том, чтобы, магнетизируя больного, восстановить в его организме созвучие. Месмер понимал, что от врача исходят магнетические жизненные силы, которые поднимают в больном жизнеспособность, но он не успел научно сформулировать этот вывод. Очевидцы рассказывают, что позже он лечил своей мощной личной силой – глубоким взглядом, спокойно поднимая руки. Конечно, большую роль здесь сыграла суггестия, или гипнотические опыты. Для применения своих методов Месмер основал в Вене лечебницу. Впоследствии, преследуемый представителями официальной науки, он был принужден уехать в Париж, но и там его учение было запрещено.
Появились и другие исследователи, увлеченные данными опытов Месмера, но и они не познали до конца эту имманентную силу человека, давая ей различные определения и названия.
В середине прошлого столетия своими глубокими исследованиями жизненной силы получил известность химик К. Рейхенбах, доказавший, что все люди излучают бледносияющие лучи, названные им "од" (по-санскритски – "все пронизывающий"). Д-р Барадюк в Париже и другие пробовали сфотографировать световые излучения. Впоследствии не один западный ученый пробовал экспериментально доказать, что из человеческого тела исходят невидимые лучи, отметим хотя бы французских физиков Шерпентье и Блонделота.
Из ученых второй половины прошлого века ближе всех к разрешению этой проблемы подошел Джон Кили из Филадельфии, который открыл некую пространственную (сидеральную) силу, названную им интерэфирной. По мнению Кили, она, соединяясь с силой, излучаемой человеческим организмом, становится могущественной силой, которую Кили назвал "симпатической вибрацией", при применении она оказала огромное, можно сказать, ужасное воздействие. Эту силу вибрации Кили решил использовать и совершил несколько замечательных феноменов: ему удалось привести в действие машину мощностью 25 лошадиных сил и, наконец, эту машину поднять! Следующие его опыты были неудачны. Он хотел создать механизм, который бы развивал и регулировал эту силу без участия "силы воли" самого Кили. Все же гениальный принцип был открыт: пространственная "эфирная сила", соединяясь с излучаемой человеком силой (психической энергией?!) может создать, истинно, явления космической мощи.
Проявления психической силы человека экспериментально исследовал также английский ученый В. Крукс и другие.
Английский писатель Бульвер-Литтон в своем романе "Грядущая раса" рассказывает о могущественной, еще не открытой наукой силе "врил" (как он называет ее в романе), она будет наследием будущей расы человечества. Тогда машины не будут больше нужны, потому что человек сам, рычагом своей воли, пользуясь врилом, сможет сделать все, что только пожелает. При помощи этой силы он сможет передвигаться, подобно птице, без средств сообщения. Но кто хочет использовать врил, говорит Бульвер-Литтон, – тот в высшей степени должен владеть собою, у него должно быть доброе сердце, полное человеколюбия, ибо в руках эгоистического и неуравновешенного человека эта сила может принести большое несчастье.
За границей, особенно в Англии, Америке и Германии существует немало обществ психических исследований, даже институты и кафедры при университетах, встречаются ученые, которые в своих исследованиях психических факторов прямо или косвенно затрагивают явления, соприкасающиеся с проблемой психической энергии. В университетах читаются специальные курсы парапсихологии или о тех же самых проблемах, только под другими научными названиями.
Хотя интерес к скрытой в человеке силе велик, все же никто пока не пришел к эмпирическому открытию этой силы и к выяснению ее законов, т. е. к ясной формулировке психической энергии. К тому же ученые, к сожалению, смешивают явления грубого спиритизма и психизма с ясновидением и феноменами тончайшей энергии мысли. Поскольку ученые исследуют психические явления разными методами и в иных аспектах, не относя их к единому основному принципу, то такие явления как телепатия, суггестия, гипноз, ясновидение и т. д. приписывают разным источникам. Именно наука должна констатировать единство всех этих явлений и доказать, что в их основе лежит психическая энергия.
Необходимо отметить, что многие иностранные ученые, в том числе при высших учебных заведениях, например, известный профессор Райн из Дьюк-университета и его сотрудники, долгие годы исследуют технику и методы передачи мыслей, но не фактор, вызывающий действие мысли, – огненную энергию, и по-прежнему остается неисследованным энергетический субстрат мысли. Действительно, механические приемы передачи мыслей мало помогают освещению духовной жизни человека, для этого, прежде всего, нужно серьезно исследовать мощную силу и значение мысли и вместе с тем "стимул" мысли – психическую энергию.
К тому же среди отдельных исследователей нет научной кооперации, и потому отсутствуют обобщения и строго точные, общепризнанные доказательства. И главное – отсутствует сотрудничество с другими научными отраслями, как физика, физиология, биология и т. д., ибо официальная материалистическая наука по-прежнему отгораживается от "духовных наук", идет своим изначальным путем исследования грубой материи, она не интересуется тончайшими закономерностями человеческой сущности и ее скрытыми силами и способностями, или лишь мимоходом касается их. Например, все признают художественный талант и вдохновение, но ни один ученый не пытался исследовать энергетическую основу этого реального фактора.
Нельзя отрицать достижений современной науки, особенно в области экспериментального исследования коры головного мозга и нервной системы, но опыты нередко дают односторонние, неполные выводы, ибо материалистическая наука даже самые тонкие психические явления стремится отнести к материальной, физиологической природе человека.
Слабые достижения в области исследования тончайших энергий человека объясняются прежде всего тем, что современная наука чрезмерно увлекается техническим прогрессом и военно-политической и экономической конкуренцией.
В России для исследования основных энергий и субстанций мысли сделано еще мало. В 20-х годах Петроградский Бехтеревский институт мозга и психической деятельности начал плодотворную работу в этой области, но вскоре ее прервал, продолжая исследования нервной системы в официальных рамках. Ошибка учеников Бехтерева, не позволившая им достичь ожидаемых результатов, была в том, что в своих экспериментах они не учли воздействия психической энергии. Известно, что бывшие сотрудники этого института собираются возобновить деятельность в области исследования феномена мысли.
В свое время стали широко известны открытые А. Гуревичем электромагнитные излучения или лучи жизни, которые испускают живые клетки, находящиеся в процессе роста. В последнее время начинают исследовать электромагнитные явления или "биотоки", которые излучаются человеческим мозгом, сердцем и клетками мускулов, которые можно улавливать чувствительными гальванометрами. Возникла даже новая наука – электрофизиология. Особенно исследуются биотоки головного мозга, регистрацию которых начинают применять в клинической диагностике. Русские ученые М. Ливанов и В.Ананьев несколько лет тому назад изобрели аппарат, основанный на принципе телевидения. На экране, в электроннолучевой трубке этого аппарата, можно наблюдать биотоки в виде блестящих точек, которые излучаются от пятидесяти участков мозга. Яркость этих точек, отражая процессы возбуждения или торможения, непрерывно изменяется, давая наглядное представление о функциональном состоянии мозга.
16 сентября 1960 года проф. Ливанов на заседании Академии Наук в своем докладе о новых перспективах развития электрофизиологии рассказывал о небывалых возможностях ознакомления с процессами в мозге при применении кибернетического метода. Уже сейчас создан аппарат, отражающий четыреста точек головного мозга.
Также известный кибернетик Н. Винер в докладе в 1960 году в Москве говорил о своих достижениях в фиксировании биологических колебаний, происходящих в мозгу.
*
В медицине (главным образом при операциях) производят опыты стимуляции сердечной деятельности больного биотоками здорового сердца, пользуясь при этом особым аппаратом – усилителем, экспериментируя также над приведением в движение механизма при помощи биотока. Следующая задача ученых — установить связь между этими научными открытиями и основными энергиями человека. Рефлексы мозга и нервов, сигнальные системы Павлова тоже можно отнести к понятию психической энергии, только само это слово не произносится. Наука пока удовлетворяется крохами знаний и не пытается обобщить разнообразные факты, которые встречаются в связи с проявлением основных энергий.
"Теперь обращают внимание на изучение секреций; может быть, этот путь наблюдений за выделением желез натолкнет на существование и других отложений. <...> Развитие сознания приближает нас к осязанию целой мощной энергии. Неужели можно по-прежнему мыслить лишь половиною мозга, не заботясь о запертых сокровищах?" (Агни-Йога. 601).
Большой интерес вызывают сеансы "психологических экспериментов" В. Мессинга (как он сам их называет), на которых это лицо, одаренное выдающейся психической энергией, пробует выполнить "мысленные приказы" присутствующих, находить предметы и т. д. Но ученые, не понимая сущности мысли и психической энергии, поразительные достижения Мессинга пытаются объяснить тем, что он чутко воспринимает идеомоторные движения своего партнера (мимику, жесты) и таким образом понимает его мысль, либо обладает логическими комбинационными способностями; тем самым исследователи не могут обнаружить подлинного механизма феноменов.
В России научные достижения столь стремительны, особенно в области техники и экономики, что, истинно, она становится страной науки, и все же любознательность и энтузиазм молодежи намного опережают науку. Из груды открытий молодежь стремится выбрать золотые зерна, годные для посева на нивах будущего. Например, сегодня, во время поездки на электричке, сидящая рядом девушка, заметив, что я читаю "Связь космических токов с человеческой волей", вдруг обратилась ко мне с вопросом, что я читаю, и сама начала рассказывать о биотоках. – "Верите ли вы, что на шахматном турнире излучаемые зрителями биотоки могут повлиять на игроков"? — Потом упоминает восприятие мыслей импульсами мозга, о Мессинге. Сидящий напротив юноша улыбнулся и вмешался в разговор: "Кроме Мессинга, в сороковые годы в Риге выступал Костелло, который также умел читать мысли". Потом начинает рассказывать о системе Хатха-Йоги, что человек своей волей может мгновенно исцелить рану и т. д. – На самом деле, как интересуется и дебатирует народ о вопросах новых неизвестных энергий! Да, это должно вдохновить и людей науки разорвать путы нерешительности и предрассудков.
"Проследите развитие науки за последние полвека, – говорит наука Востока, – можно изумиться прогрессу знания. Нужно в школах показать наглядно, чем была наука всего пятьдесят лет назад и что она достигла теперь. Такое поразительное сравнение может открыть глаза человечеству на возможности будущего. <...>
...Наука, даже при быстром росте своем, все-таки не выполнила и десятой доли сужденного ей на этот период. Причин много в косности человечества. Но все-таки прискорбно видеть, что лучшие двигатели науки не оцениваются.
Люди хотят исследовать пространство. Скромные стратосферные экскурсии, опыты телескопические, наблюдения над светилами – все вращается в заколдованном круге, ибо не признана психическая энергия. Без нее останется детским занятием самый смелый полет. Без психической энергии не разглядеть пространственных путей.
То же самое происходит во всех областях науки. Неразумно пренебрегать высшей энергией" (Аум, 309).
Действительно, достижения современной науки в расщеплении атомного ядра и кибернетике были бы несравненно выше, требовали бы меньших затрат, если бы, кроме физических аппаратов и интеллектуальных рассуждений, сознательно применялся аппарат силы, находящийся в самом человеке. Например, происходящие теперь полеты в стратосфере были бы более успешны, если бы исследователи, кроме физических условий, заботились о психической подготовке.
Вызывает удивление, как случилось, что целыми научными областями пренебрегали, что они были под сомнением, даже запрещены. И еще раз повторим: как случилось, что официальная наука все еще продолжает отмежевываться от науки тончайших явлений духовной культуры, в то время как почти к каждому человеку стучится "вестник" из самых тонких духовных областей, когда нет человека, который в изумлении не останавливался бы перед проявлением необычных сил, удивительных чувств и предчувствий, не испытал неожиданного напора мыслей. Также не исследуются основные принципы этики жизни.
Нередко даже смышленый ребенок школьного возраста спрашивает, почему в школе преподается предмет, в жизни совершенно ненужный, а не другой, гораздо ближе стоящий к жизни, и почему наука раздроблена и не охватывает все бытие, ибо многие важные явления и понятия не разбираются в школе, и также в жизни часто проходят мимо них.
На самом деле, искусственная дифференциация научных отраслей достигла в настоящее время своей высшей кульминации, и несомненно, она еще будет расти. Многие новые открытия в технике часто становятся обособленной научной отраслью. Но за всем этим теряется живой человек. В процессе поразительных достижений техники и механики человек механизируется, и духовной жизни угрожает гибель. Человек, как объект исследования, словно расколот на отдельные качества, как и вся природа, но его сущность остается непонятой.
Но нельзя изучать подлинную сущность человека, не исследуя его взаимосвязь со всей Вселенной, и человека целиком, как ингредиент в потоке вечного взаимодействия. Нельзя познать истинного человека, не познав его тонкую энергию.
При неисчерпаемости богатства природы трудно выделить одну часть вне связи с целым. Поистине, все настолько напитано всеобъемлющим началом, что даже с грубо материальной стороны ничто не может быть отделено от другого. "Возьмите самое малое насекомое. Можно ли изучать его без окружающего, без всех причин воздействий и следствий? Тем труднее изучать человека отдельно от природы. Все отрасли познания человека лишь свидетельствуют об искусственном их подразделении. Биология, физиология, психология, парапсихология и множество подобных отделов лишь заставляют спросить – где же человек? Невозможно изучать великий микрокосм без опознания всеначальной энергии. Лишь такое объединяющее понятие может продвинуть наблюдения в размеры величия природы человека" (Братство, 592).
Объективное, всеобъемлющее исследование приведет все дифференцированные научные отрасли к единому синтезу науки. Его следовало бы ввести в число преподаваемых предметов в школах будущего. Каждый исследователь в своей работе соприкасается со многими научными отраслями. Конечно, полностью ознакомиться с ними никому не под силу, но необходимо знать суть и задачи каждой науки. "Пусть каждый владеет одним предметом, но он сумеет отнестись с уважением к бесчисленным ветвям познания" (Братство. 428).
С другой стороны, из синтеза ветвей познания должна вырасти новая наука – наука о человеке. Ибо при сведении всех энергий к одной основной энергии возникнет новая наука о мошной всеначальной энергии, заключенной в человеке и в Космосе. И, наконец, все принципы и законы будущего необходимо отнести к единому основному принципу, и тогда утвердится наука о высших принципах эволюции.
Ученым давно пора отбросить боязнь ломать установленные традицией методы исследования. Хотя все признают, что завоевание неизвестных областей – почетная задача каждого ученого, нельзя отрицать, что среди исследователей мало тех, кто безбоязненно преодолевают предрассудки и свободно вглядываются во все явления природы. Ибо, действительно, как же они могли обойти такую огромную область – исследование психической энергии человека и явлений Тонкого Мира?
Не устанем твердить: наука должна стать отважней. Именно развитие объективного спокойного наблюдения, говорит наука Востока, приведет к бесстрашию. Разве может быть прогрессивным ученым тот, кто боится открыть истину?
"Нельзя бояться того, что нас окружает. И тем самым мы будем выявлять новые построения, еще вчера бывшие неощутимыми или невидимыми. Так можно привыкать к самому, казалось бы, необычному. То, что вчера было запрещено невежеством, завтра станет как бы участником и вдохновением жизни" (Сердце, 426).
Несомненно, вскоре и самому научно-техническому прогрессу предстоит новый, радикальный поворот. Необычайная утонченность сложной технической аппаратуры и автоматизация, применение новых энергий, труд, требующий больших знаний и напряженного внимания, точная и быстрая реакция и высокая эластичность нервных процессов, острота и утонченность интеллекта современного ученого, научное мышление, стимулирующее новое искание, расширение сознания – все это может помочь человеку прислушаться к самому себе и ощутить рычаг своей мощной внутренней силы. Открытие телевидения, радиоволн и других подобных вибраций показывает, что наступило время, которое приблизит нас к какому-то истинно мощному началу. К тому же чрезмерное развитие техники может вызвать разочарование в ее всемогуществе и страх перед последствиями технократии, а именно перед тем, что исключительная специализация интеллекта может притупить сердце и дух, – все это приведет к открытию других, более надежных мощных сил.
В сущности, наука уже теперь ежеминутно приходит в соприкосновение с областью неисследованной энергии, возлагая на свои кибернетические механизмы все новые задания, широко применяя атомную энергию, продолжая изучение ультразвука, полупроводников и практического значения космических и других вновь открытых лучей, проникая в новые физические и химические законы и, наконец, в психологию, физиологию, биологию, – все это заставляет подумать о существовании высоких энергий.
"Человечество уже признает тонкую энергию. Еще не умеют ее изучать и применять в жизни, но само понятие в разных отделах науки повелительно выявляется. Множество свидетельств отовсюду надвигается. Немало скептиков уже не решаются возражать и насмехаться. Уже недалеко время, когда единство всеначальной энергии будет признано. Индивидуальность энергии не будет препятствием к ее изучению, но будет восхищать пытливые умы. <...> Из осколков наблюдений сложатся выводы, и жизнь получит много сознательных пособий" (Аум, 598).
Поистине, в связи с опасностью технократии для существования нашей планеты, для экспериментальной науки наступает последний срок занять ведущую роль в самой значительной области – исследовании человеческого сознания, или психики. Но для достижения успеха наука должна изменить свои исследовательские принципы и методы, до сего времени опирающиеся исключительно на грубейшие физические приборы и вычисления, причем совершенно не учитывается психический аппарат самого ученого, т. е. излучаемая им энергия, не принимается во внимание его духовное развитие, роль интуитивного ума, или чувствознания, и самый процесс исследования. Ведь при экспериментах над тончайшими энергиями особое внимание надо обращать на моральные качества ученого, ибо именно они оказывают сильное влияние на ход работы тонких аппаратов.
Почему представители официальной науки уклоняются от широких исследований в области психических явлений? Просто потому, что им кажется, что тонкие энергии трудно охватить, вследствие их изменчивости и неповторимости, притом эти эксперименты требуют исключительной дисциплины и подвижности сознания и внимания. Конечно же, проблема заключается не в изменчивости энергий, но в самом исследователе, которому нужно преодолеть скованность своей натуры, обратить внимание на состояние своих нервных центров, на настрой психики, что является решающим во многих экспериментах. Часто большое значение имеет участие женского магнетизма. Ученые древности знали, что влияние фаз Луны и планет может быть благоприятным или неблагоприятным при их опытах. На все это должны обращать внимание исследователи тонкой энергии человека, и – без предрассудков, без насмешек, проверяя все, в чем они сомневаются. Поэтому лишь образованные, высоконравственные гармонические личности, подходящие к исследуемому объекту без скептицизма и свободные от влияния традиций, смогут осуществить новые открытия и создать близкие к действительности гипотезы.
Если ученый стремится к изучению непознанных тонких явлений с жаждой знания и с энтузиазмом, то и открытия, и доказательства быстро воспоследуют.
Поистине, человечество давно уже ждет дерзновенных новаторов именно в этой, столь значительной области человеческой психики, ждет как спасителей, которые освободят человека от гнета взаимного недоверия и соперничества, от диссонансов сознания и хаоса жизни, от страдания и бессилия, от болезней и бедствий.
Учение Востока предсказывает, что огненная психическая энергия будет среди ближайших научных открытий. Самые просвещенные представители человечества с давних времен мечтали о городах науки, где "в тишине и в мудром общении будут познаваться истины. Каждый ученый работник будет иметь в своем распоряжении лучшие аппараты. Можно представить себе, какие открытия воспоследуют при общей согласованности и при сотрудничестве всех отраслей науки!" (Братство, 596).
Конечно, в городе науки в числе основных будут изучать и науку о психической энергии. Такой город можно назвать Обителью Братства Знания.
*
Мы отмечали, что современная официальная наука по существу все еще не замечает психической энергии, этого высшего понятия, а отдельные инстанции и ученые, касающиеся его, не проявляют истинного понимания, поэтому и не пытаются глубже заняться его исследованием. Но существует наука Востока, или Йога, которая считает своей главной задачей точно исследовать, наряду с другими высшими принципами эволюции, сущность и проявления психической энергии и открыть ее законы и методы развития. С этой наукой знакомит нас серия книг Агни-Йоги, или Живой Этики, изданная на русском языке в 1924–37 гг.
Агни-Йогу можно назвать синтезом и претворением в жизнь всех высших индийских древних мистических учений. Если каждая из прежних Йог давала один из высших методов проявления духовного огня, или основывалась на определенных жизненных качествах – на бхакти (любви), раджа (духовной медитации), джнани (познавании), карме (деятельности), то в Агни-Йоге все эти методы сливаются в огненном синтезе.
Агни-Йога – всеобъемлющее эволюционное учение жизни. Она постигает все, и ничто не исключает. Она стремится дать ответ на каждый жизненный вопрос и указывает направление или, по крайней мере, дает импульс к исследованию всех отраслей естественных наук.
Агни-Йога учит прежде всего познавать космические законы и жить в согласии с ними. Она также учит человека познать самого себя, свою тончайшую энергетическую сущность, и усовершенствовать ее. Она утверждает, что эволюционной основой человеческой сущности, ее движущей силой является психическая энергия. Поэтому она называет себя Агни, или духовным огнем, всеобъемлющей огненной энергией человека, его духовных центров. Она учит также, как развивать эту высшую энергию естественным путем, без специальных длительных упражнений, которые применялись некоторыми прежними Йогами, а именно – просветлением сердца или утончением и расширением сознания, т. е. духовным ростом человека.
В нашу стремительную эпоху все процессы и темпы человеческого мышления кажутся ускоренными. Не только технические достижении, но и все жизненные ритмы небывало возросли. Агни-йога являет собою путь ускорения человеческой эволюции, она указывает, как, развивая и направляя пробуждающиеся силы в русло эволюции, использовать их во благо. Этого можно достичь, преобразуя неосознанные силы человека в высоко дисциплинированный огонь сердца, или психическую энергию, которая должна стать компасом человека на пути в будущее.
В новой науке сведения об исследованиях психической энергии даются в достаточном количестве, но очень осторожно, читателю по разбросанным фрагментам и намекам приходится самостоятельно вырабатывать методику изучения, по уровню своего сознания.
"Весьма осмотрительно даем указания об исследовании психической энергии. Во-первых, некоторые люди могут употреблять сведения во зло; во-вторых, некоторые могут злоупотреблять опытом в отношении своего здоровья; в-третьих, некоторые, не имея способности к этому опыту, могут клеветать о неосуществимости сказанного. Пусть лишь преданные к знанию приобщатся к серьезному изучению" (Аум, 390).
В нашей книге и мы главным образом будем основываться на опыте и выводах новой науки – Агни-Йоги.
__________________