Iii. сиддхи будды и его учеников
В то время как Христос обращался к эмоционально-темпераментному сознанию иудейского народа, забывшего о высшем законе морали — гуманизме, и стремился пробудить в нем веру проявлением своих необычных сил, то в жизни Будды такие "чудеса" практически отсутствуют либо проходят незамеченными для сознания людей. К тому же Будда пришел к народу Индии, обладавшему известными свойствами дисциплинированности характера, который развивался в размышлении о вечности. Будда обращался к сердцу народа со своей заповедью беспредельного сострадания, и, подобно светилам науки – Галилею, Милликану и Эйнштейну, открывшим законы физики, – учил народ находить и понимать высшие духовные законы: великое чередование жизни и смерти, истинное благо и счастье сострадания, указывал путь к свободе и освобождению от страданий.
Чудеса Будды и его учеников состояли, главным образом, в силе их суггестивно-магнетического воздействия, эта сила способна была уничтожить любое зло.
Древние труды о буддизме, повествующие о жизни и Учении Готамы, многократно свидетельствуют о его поразительных духовных силах и чудесах. Так, когда убийцы, подосланные предавшим его учеником Девадаттой, приблизились к Будде, они остановились потрясенные и объятые страхом. Будда же спокойно обратился к ним с речью, и они приняли его Учение. В другой раз, когда в тесном ущелье ему навстречу гнали разъяренного слона, тот "под влиянием волшебной силы его умиротворяющей мысли" застыл перед ним и кротко, как ягненок, отступил. Еще подобный случай. В юности Будда покинул царский двор и долго учился в лесу у отшельников, но, наконец, ушел от них. Он понял, что путь аскетизма не есть путь истины, надо идти жизненным путем познания закона причин и следствий, преодоления и победы над собой. Когда же годы спустя Будда вновь решил посетить отшельников, те, оскорбленные, что он пренебрег их учением сурового самоотречения, решили не обращать на него внимания и не оказать гостеприимства. Но когда они увидели Будду, преисполненного гармонии и духовного спокойствия, то, забыв свое решение, поднялись и поспешили ему навстречу, оказывая глубочайшее почтение.
Будда побеждал всех, даже врагов, бесконечной доброжелательностью и сердцем, излучающим сострадание. Он сам в высшей мере воплощал в жизнь свои заветы: "Человеку, который по глупости или невежеству поступает со мною дурно, я должен воздавать искренней любовью и доброжелательностью. И чем больше исходит от такого человека зла, тем больше добра и любви должно исходить от меня к нему. Это путь, по которому идет Архат".
О Будде сохранилось предание, что когда он под деревом познания в Урувеле достиг просветления, его тело излучало ослепительный свет (подобно Моисею на Синае и Христу на горе Фавор).
В "Буддийском катехизисе" Олькотта упомянуто, что ученик Будды Маудгальяяна прославился своими поразительными психическими силами (сиддхи).
"Человек, обладающий этими силами или знанием, умножая силы природы, может произвести самые необыкновенные чудеса, то есть, другими словами, произвести любой научный опыт"*.
Эти великие силы, по мнению буддистов, не представляют собою нечто сверхъестественное, у каждого могут быть те или иные скрытые силы, посредством которых он может совершать то, что верующие обычно называют "чудесами". Конечно, эти силы можно постепенно развивать, преодолевая низшие проявления своей природы. Упоминаются также четыре способа, при помощи которых можно обрести сиддхи, а именно: воля, ее применение, умственное развитие, распознавание между истиной и заблуждением.
Ученики Будды обладали этими силами в разной степени. В то время как Маудгальяяна мог совершать феномены, Ананда, любимый ученик Будды, такую способность приобрел значительно позже.
Однако нужно указать, что Будда предлагал ученикам воздерживаться от феноменов. Сам он, встречаясь с больными, которые интересовались его Учением, обычно не пытался исцелить тело, считая своей миссией освобождение человека от "колеса бесконечных заблуждений и желаний", которые являются настоящей причиной духовных и физических страданий и болезней.
__________________
IV. ЧУДЕСА ХРИСТА
Однако не будем долго задерживаться на все еще недостаточно известных для нас духовных личностях Востока. Несмотря на столкновение различных воззрений в Европе, не будем отрицать, что европейское сознание по-прежнему находится под влиянием (хотя и опосредованным) духовной традиции, которую мы некогда унаследовали от Великого Учителя гуманизма Иисуса Христа, выдающегося деятеля в истории духовной культуры, подвиги и учение которого продолжали многие его апостолы, апологеты и святые. Мы знаем, что так же, как жизнь предшественника Христа, древнееврейского духовного вождя Моисея, жизнь самого Христа, его учеников и других виднейших последователей полна различных удивительных деяний и событий, на протяжении веков окруженных народным воображением еще большим ореолом славы.
Евангелие – свидетельство Учения и высокой героической жизни Христа – упоминает бесчисленные случаи, когда Христос с помощью своей необычайной духовной силы совершал то, что народ называл "чудесами". Остановимся на некоторых из них.
Проповедуя новую Весть Любви, соприкасаясь с различными слоями общества, Христос в своем великом сострадании не мог оставаться равнодушным и не оказать помощи больным, которые с глубокой верой обращались к нему.
Большинство из них считались неизлечимыми, т. е. им не в состоянии была помочь примитивная народная медицина того времени, они безнадежно страдали долгие годы, иногда даже от рождения. Так, Евангелия упоминают прокаженных, парализованных, слепых, глухонемых, "одержимых бесом", или сумасшедших, и т. д.
Если вначале к Христу нерешительно приходили отдельные редкие больные, потрясенные очевидными фактами и воспламененные внезапным восторгом, с сердечной верой в Великого Учителя, то, когда его известность возросла, к нему начали стекаться привлеченные слухами толпы страждущих со всех сторон, ища у нового целителя души и тела свое единственное спасение.
"И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. <...>
И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись. <...>
И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева" (Матф. 4.25; 14.36; 15.30–31).
Апокрифы Востока упоминают также, что иногда он сам незаметно прикасался к тем больным, в которых видел зачаток болезни. "Нередко человек не знал, почему к нему прикоснулся Прохожий. Такое действие было истинной щедростью Великого Духа, который, подобно неутомимому сеятелю, раздавал зерна добра" (Надземное, 151). Истинно, великой жертвой было его прикосновение к язвам страданий, ибо ему было нелегко ассимилировать несовершенство сознания окружающих, и сам он не мало страдал от соприкосновения с дисгармоничными эманациями людей.
С поразительной уверенностью опытного врача, Христос исцелял самые тяжелые недуги. Казалось, он был полным властелином над человеческой душой и телом, и мог остановить даже необратимый процесс тления. Чрезвычайной силой своей мысли он мог не только излечить поврежденные ткани и омертвевшие мускулы, но заставлял биться сердце, погруженное в летаргический сон. Так. Евангелие свидетельствует о нескольких случаях, когда Христос оживил лиц, уже считавшихся умершими. Драматически, очень трогательно описана картина, как Христос пробуждает дочь начальника Иаира, и, успокаивая родителей, говорит: "Она не умерла, но спит". Как-то у городских ворот Наина Христос встретил похоронное шествие, несущее на кладбище сына одной вдовы. Чувствуя в сердце глубокую жалость, он и его "пробудил".
Вспомним также случаи с Аполлонием Тианским и Эмпедоклом. Конечно, если организм человека более не в состоянии функционировать, великие духи не могут нарушить законы природы, но посредством интуиции они способны мгновенно отличить летаргию от смерти, и посредством своей духовной силы заставить струю жизни влиться в застывшее тело.
Е.П. Блаватская в связи с этим говорит: "Было бы благом для человечества, если бы наши современные врачи обладали такой бесценною способностью, ибо тогда меньше было бы ужасных случаев смертей после предания земле"*.
Евангелие также упоминает удивительный случай, как однажды ранним утром ученики плыли в лодке по морю, Христос же остался на берегу. Внезапно они, находясь в лодке, которую било волнами, увидели Христа, идущего к ним по поверхности воды.
"Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде, – сказал Петр. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня! Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих" (Матф. 14.28–32).
В другой раз, когда Христос был с учениками, поднялась великая буря; волны били в лодку, и ученики разбудили Учителя, который в это время задремал: "Учитель, помоги нам, мы тонем". "И. встав. Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?" (Марк. 4.39–41).
Конечно, все эти и другие феноменальные случаи из жизни Христа в наш скептический век интеллекта вызывают улыбку у ученого-материалиста. Конечно, никто не может отнять у нашей науки право не верить, как когда-то отрицали необычные духовные силы Христа и вместе с тем умаляли его облик некоторые его биографы, к примеру, Ренан и другие. Все же никакое неверие нисколько не уменьшит мощь свершившихся фактов.
Не в простодушном сердечном рассказе современников следует искать причину непонимания, но в современной точной науке, которая все еще отказывается изучать и объяснять так называемые чудеса, называя их суеверием, сочиненными народом мифами, фантазией либо случаями массового внушения.
Не занимаясь исследованием психических феноменов, наука до сих пор оставляет в познании бытия огромные белые пятна.
Но научное объяснение здесь может быть простым. Христос вовсе не был каким-то "чародеем-чудотворцем", который использовал сверхъестественные силы и магические формулы. Он просто в высшей степени управлял своей психической энергией. Он умел сознательно, с большой силой концентрации, применять ту психическую энергию или силу, которая потенциально, хотя и в небольшом количестве, присуща каждому человеку, как основной стимул его духовного восхождения. Только обыкновенный человек, к сожалению, не только не умеет пробудить свои внутренние силы и применить их в жизни (если и вызывает, то только неосознанно, спонтанно), но даже не понимает, какое мировое сокровище сокрыто в нем.
Точная наука, вникая в энергетическую сущность материи, должна объяснить все тайны и чудеса. Таким образом, нужно доказать, что то, что когда-то называли чудом, на самом деле есть осуществление высшей реальности, что "чудо есть проявление тончайших энергий, не учтенных в химических и физических школах. Чудо не только в левитации и в потере веса... но те же тончайшие энергии применяются чаще, нежели думают, в жизни, и эти, непонятные большинству, явления должны быть изучены. Это... просто наука тончайших энергий" (Сердце, 319).
Христос не только исцелил бесчисленные множества неизлечимо больных, но также совершал то, что на первый взгляд не укладывается в границы наших физических законов, а именно – ходил по поверхности воды, преображал материальные предметы и т. д., но какое же это "чудо", если мы знаем, что эти феномены повторяли многие другие и до, и после него? Например, исторические свидетели утверждают, что Будда, Аполлоний Тианский, Тереза Испанская, Серафим Саровский и некоторые другие могли ходить по воде или подниматься в воздух. Следовательно, Христос, так же как и упомянутые лица, знал какие-то иные, еще неоткрытые нашей наукой законы природы, знал скрытые в себе огненные силы и энергии и мастерски умел ими пользоваться.
Как символ этой высокой психической энергии, Евангелие упоминает Святой Дух, который, по свидетельству апостолов, был дан Богом и повиновался Христу во всех делах (Дн. 5.32). Иоанн Креститель, который подготовлял сознание народа для пришествия Великого Учителя, говорил о Христе: "Я крещу вас в воде, в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Матф. 3.11).
Следовательно, Христос совершал свои исцеления и другие необычайные деяния, концентрируя высокий духовный огонь, или Святой Дух, и пользуясь им. Интересно отметить, что Христос исцелил одного слепого от рождения, смешав щепоть земли со своей слюной и, помазав этой смесью глаза слепого, приказал ему помыть глаза в купальне. В другой раз он исцелил слепого, "плюнув ему на глаза" (Ин. 9.6–7, Марк. 8.23).
Даже современная медицина начинает признавать, что слюна обладает большой целительной силой, которую усиливает доброжелательная мысль человека или психическая энергия, в то время как слюна раздраженного человека – яд, так же как слюна бешеной собаки. Хорошо известно, что укус злой собаки долго не заживает. Характерно, что у простого народа есть догадка, что и страх может отравить слюну.
Следовательно, в описанных выше случаях Христос передавал страждущим концентрат своей огненной энергии.
Хочется привести здесь выдержки о признании восточной медициной целительной способности человеческой слюны.
"Странно, что люди понимают мощные химические процессы, происходящие в их организме, и в то же время считают продукты этих процессов лишь отбросами. Можно видеть, насколько сильны слюна... <...> ...и прочие выделения желез. <...> Ядовита слюна гнева и благодатна слюна благости" (Иерархия, 240).
"Значит, такие свойства не будут лишь физическими, но проявляют тонкие вещества, связанные с психическими силами. Трансмутация психической энергии в вещество, уже материальное, будет сама по себе уже утверждением тонких энергий" (Братство, 279).
"На этих огнях <сердца> претворяется ценное вещество секреций в целительную субстанцию. Можно видеть, как слюна огненного существа может устранять воспаление и вызывать жизненную энергию в отмерших центрах. С целебной мощью возложения рук рядом стоит сокровенное свойство секреций" (Иерархия, 304).
Христос исцелял больных, возлагая на них руки. Известно, что именно руки человека, особенно кончики пальцев, больше всего излучают магнетическую энергию жизни. Пассами рук оперируют все магнетизеры, гипнотизеры и т. д.
К тому же все существо Христа было магнитом психической энергии, или, как он сам о себе говорил: "Кто близ Меня, тот близ Огня" (согласно Оригену)*, и больному было достаточно прикоснуться к краю его одежды, чтобы стать здоровым. Такие случаи неоднократно упоминаются в Евангелии.
"И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его. Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова" (Матф. 9.20-22).
В другом месте сказано, что эта женщина тайно прикоснулась к Христу, тогда он почувствовал, что "вышла из Него сила", и посмотрел, кто это сделал. Так даже сила Христа могла на мгновение уменьшится. Поэтому, чтобы вновь уравновесить свою энергию, он нередко уединялся в пустыне, дышал воздухом, насыщенным чистой жизненной энергией.
Но и Христос не мог помочь, когда его добрая воля наталкивалась на противодействие человеческой воли, или неверие. Для того, чтобы лечение было успешным, Христос требовал от больного сердечной веры или полного доверия, иначе говоря, необходима способность восприятия – раскрытие сознания и сердца больного навстречу флюидической силе целителя. В слиянии этих двух сил – дающего и воспринимающего – происходит трансмутация организма, именуемая чудесным исцелением или чудом.
Таким образом, чудо есть не что иное, как открытие магнита человеческого сердца навстречу мощному потоку чистой тонкой энергии. Потому Христос так требовал от больных и от последователей своего Учения основы веры и преданности, и был рад, если находил в ком-нибудь веру, крепкую как скала.
Так, в Капернауме подошел к Христу некий сотник и попросил исцелить его слугу, который жестоко страдает. Когда Христос выказал готовность следовать за ним, сотник прибавил: "Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой: но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек; но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: "пойди", и идет; и другому: "приди", и приходит; и слуге моему: "сделай то", и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. <...> И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час" (Матф. 8.6–13).
Следовательно, Христос мог исцелять, мысленно посылая психическую энергию человеку на расстоянии.
Христос всегда подчеркивал огромную силу веры, или абсолютной уверенности. Он утверждал, что если бы у его последователей вера была хотя бы "с горчичное зерно", то они могли бы сдвинуть горы, ибо в основе достижений лежит сила огненной веры. Она дает полное равновесие и смелость в тех тончайших "феноменальных" экспериментах, которые совершал Христос и другие, действуя аппаратом своей духовной энергии.
Нужно отметить, что Христос не только исцелял больных, которые приближались к нему с сердечной верой, кого он признавал достойными выздоровления. Своим излучением или прикосновением он преображал моральную и духовную сущность человека.
Приведем здесь восточную легенду об упомянутой в Евангелии Марии Магдалине, "великой грешнице", которую Христос освободил от ее низменных цепей, послав ей щепоть земной пыли, и психомагнит Учителя решил ее судьбу. Так, она рассказывает о себе:
"Вы знаете мой образ жизни, когда по ночам нас знали и днем отворачивались. Также и к Христу по ночам ходили и днем лицо отвращали. Мне подумалось: вот я самая низкая и меня стыдятся при солнце, но самого высокого Пророка также днем избегают. Так самое низкое и самое высокое одинаково избегаются.
И вот решила я найти Его и днем протянуть Ему руку. Одела свой лучший химат и ожерелье из Смирны и надушила волосы – так пошла, чтобы сказать народу: "При свете солнца избегаемые тобою низкое и высокое встречаются".
И когда увидела Его, сидящего посреди рыбаков, только холстиной покрытого, осталась через улицу и подойти не могла. Между нами проходили люди, одинаково избегая нас.
Так была решена моя жизнь, ибо Он сказал ученику самому любимому: "Возьми щепоть пыли и отнеси этой женщине, чтобы было на что променять ее ожерелье. Воистину, в этой золе больше света, нежели в ее камнях. Ибо из золы могу создать камень, но из камня – только пыль".
Остальное вы уже знаете, ибо Он не осудил меня, но лишь взвесил мои цепи, и цепи позора разлетелись пылью.
Просто решал Он, никогда не затруднялся послать самый простой предмет, решавший всю жизнь. До этих посылок Он дотрагивался, как бы одухотворяя их".*
__________________