Различение вредоносного вмешательства Map.

На санскрите "Мара" означает "убийца". Мара отнимает у практикующего его богатство заслуг и разрушает его Жизнь Мудрости – в этом цель злых демонов (под "Жизнью Мудрости" понимается мудрость как жизнь, являющая” основой духовного характера). Цель Будды – вести через заслуги и Мудрость все живые существа к Нирване, Мара же разрушает их хорошие корни, чтобы обречь на блуждание в потоке рождений и смертей. Если мы можем успокоить ум, чтобы практиковать истинное Дао, то обнаруживаем, что Мара яростно возрастает ' по мере прогресса в Дао; значит, необходимо распознавать цели Мары. Есть четыре вида Мары, а именно: демоны тревоги (Клеша), пяти агрегатов, смерти и демонические духи. Первые три являются в обличье обычных существ, которые создают ум "я", и надо искоренить их этим умом. Они хорошо известны и не будем их сейчас обсуждать. Демонических же духов три вида.

а) Злонамеренные Мары, представленные 12-ю животными, соответствующими 12-и часам дня и ночи. Они принимают различные телесные формы: девушек или пожилых людей и различных странных видений, чтобы обманывать и тревожить медитирующего. Каждый демон выбирает свое характерное время суток, чтобы приходить и надоедать, и их следует распознавать. Если демон приходит между: 3 и 5 часами утра, то он соответствует тигру; 5 и 7 – кролику; 7 и 9 – дракону; 9 и 11 – змее; 11 и 13 – лошади; 13 и 15 – овце; 15 и 17 – обезьяне; 17 и 19 – цыпленку; 19 и 21 – собаке; 21 и 23 – свинье и 23 вечера и 1 ночи – крысе, 1 и 3 – буйволу. (Эти 12 символических животных можно уподобить 12 знакам Зодиака: Овну, Тельцу, Близнецам, Раку, Льву, Деве, Весам, Скорпиону, Стрельцу, Козерогу, Водолею и Рыбам.)

Если практикующий регулярно видит их приходящими в определенные часы, то узнает, что это животные-духи. Надо назвать по имени и закричать на них, и они немедленно исчезнут.

б) Тревожащие Мары, цель которых – нарушать равновесие медитирующего. Они появляются в виде червей и гусениц, которые жалят голову, щекочут под мышками, прицепляются, производят мешающие звуки как животные или другие странные существа, чтобы надоедать вам. Надо распознать их, закрыть глаза, сосредоточиться на своем единичном уме и побранить их. говоря: "Я знаю вас, вы пожиратели огня, нюхающие благовония и крадущие жертв, демоны, придерживающиеся дурных взглядов и радующиеся нарушению предписаний. Я соблюдаю заповеди и не боюсь вас".

Монах должен прочесть текст Шилы, а мирянин вслух – 3 убежища и 5 запрещений, и тогда демоны уползут прочь. Есть много других способов, которым учит Сутра.

в) Смущающие Мары, моделирующие состояния, адекватные данным органов чувств, чтобы разрушить ментальный прогресс медитирующего: неблагоприятное окружение 5 пугающих данных от органов чувств, чтобы устрашить его; благоприятное окружение 5 ласкающих данных от органов чувств, чтобы побудить его привязаться к ним и окружение из обыкновенных нейтральных данных органов чувств, чтобы смущать.

Поэтому их называют убийцами, цветочными (привлекательными) стрелами, которые поражают 5 органов чувств человека. Они воспроизводят все виды ситуаций: дружеские, с участием родителей, братьев, почтенных мужчин и женщин, а также Будд, чтобы вызвать привязанность к ним; враждебные, с дикими зверями: тигры, волки, львы и злобные духи (Ракшасы) приходят в страшных или обыкновенных обличьях, или нейтральные, чтобы отвлекать и смущать его ум, подстраивая ему неудачу в осуществлении Дхьяны; поэтому они и называются Марами.

Иногда они произносят приятные или неприятные речи и звуки, испускают ароматные или отталкивающие запахи; производят хорошие или дурные вояжи и создают приятные или неприятные ситуации, которые действуют на тело. Эти демонические влияния слишком часты и их невозможно перечислить. Они осаждают чувства всеми способами, чтобы всячески помешать медитирующему, заставляя отвлечься от всех хороших Дхарм и вовлекая во все виды Клеша; они принадлежат армии Map, разрушающих всеобщую Дхарму Будды и заграждающих дорогу к Дао, создавая желания, печаль, ненависть, сон и т.д. Сказано о Марах в Гатхе:

"Желание есть первая из ваших армий;
Тревога и грусть – вторая;
Третья – жажда и голод;
Стремление к любви – четвертая;
Пятая – сон и сонливость;
Тогда как испуг и страх – шестая;
Сомнение и раскаяние – седьмая;
Гнев и негодование – восьмая;
Прибыль и жадность – девятая;
Тогда как гордость и самомнение – десятая.
С таким многочисленным войском вы намереваетесь
Разрушить Сангху.
Я употребляю сильную мудрость Дхьяны,
Чтобы сломить всю вашу силу; тогда я являюсь Буддой,
Чтобы освободить все живые существа".

Практикующий, осознав эти беспокойства от Map, должен избегать их. Для этого есть два способа.

1) Практика Чжи. При встрече с внешними состояниями Map вы должны знать, что они нереальны, и не должен беспокоиться или пугаться, принимать или отвергать их, давая начало их различению. Он непосредственно должен прекратить деятельность ума и привести его в состояние покоя, и Мары исчезнут сами собой.

2) Практика Гуань. Когда Мары появляются и не удается избежать их с помощью Чжи, надо посмотреть в субъективный ум, привязанный к ним. Так как ум не оставляет следов (не имеет местонахождения), то никакой демон не может потревожить его, и эти состояния исчезнут. В противном случае нужно правильно установить ум и избегать появления страха. Даже ценой собственной жизни оставайтесь невозмутимым в правильном мышлении.

Нужно знать, что основная Сущность Обители Мары тождественна с Сущностью Области Будд. Оба состояния имеют одну и ту же Абсолютность, тождественны и поэтому недвойственны. Поскольку Обитель Мары не может быть отброшена, то не следует хвататься за Область Будд, и тогда Дхарма Будды сама проявится перед медитирующим, причем все проявления Map исчезнут сами собой.

Если демоны не исчезают, то не нужно тревожиться, а если исчезнут – приходить в восторг. Почему? Потому что вплоть до настоящего времени ни один медитирующий не видел демона, который, приняв форму тигра или волка, пришел и пожрал его, или демона противоположного пола, жившего с ним или с нею как жена или муж. Невежественный человек, не знающий об иллюзорности этих превращений, пугается или дает начало чувству привязанности, расстраивая собственный ум, а в худшем случае сходит с ума; вредит невежество, а не тревоги, причиненные демонами.

Если состояния Map длятся месяцами, то нужно настроить ум и твердо пребывать в правильном мышлении даже ценой опасности для собственного тела и жизни, не поддаваясь тревоге и страху. Нужно читать вслух Сутры Махаяны и Вайпульи, молча повторять Мантры, отгоняющие Мару, и фиксировать ум на Трех Драгоценных. После медитации нужно снова повторять Мантры для самозащиты, соблюдать правила покаяния и обращения и читать Практимокшу (250 наставлений для монахов и Винайя; их читают в собрании монахов 2 раза в месяц).

Зло не может долго тягаться с Истиной и эти состояния Мары со временем исчезнут сами собой. Их слишком много и начинающие не могут их все распознать. Нужно просить помощи у опытных Учителей. Трудные ситуации показывают, что Мары вошли в ум практикующего, чтобы обманывать и тревожить его, заставляя быть счастливым или печальным и причиняя вред или даже смерть своей жертве. Иногда они ведут его ложным путем, так что он осуществляет дурные Дхармы, знание, духовную силу и черную магию (Дхарание), ложно проповедует и ведет других неправильными путями. В дальнейшем медитирующий начинает сильно верить им и подчиняется, а Мары побуждают его нарушить дисциплину Сангхи и разрушить Истинную Дхарму.

Одним словом, нужно избежать ложного направления и вернуться к истинному, состоящему в смотрении в лежащую в основе всех вещей реальность и практике Чжи Гуань, уничтожающей всякую ошибочность. Поэтому Нагарджуна сказал в комментарии к Махапраджняпарамита Сутре: "Кроме реальности, лежащей в основе всех Дхарм (то есть Бхутататхаты), нет вещи, которая не относится к Маре". Об этом говорится в Гатхе:

"Различение, мысль и воспоминание являются сотнями Map.
Невозмутимость и неразличение являются печатью Дхармы".

Исцеление заболеваний.

Практикуя самосовершенствование, вы можете заболеть по следующим причинам: из-за ложного созерцания ума и счета дыханий, что может привести к дисгармонии в игре 4-х стихий; неправильного контроля над телом, дыханием и умом, наносящего вред здоровью. Если ум правильно контролируется в медитации, то все 404 болезни будут исключены (каждая из 4-х стихий: земли, воды, огня и ветра – ответственна за 101 болезнь). Вы должны знать происхождение болезней и методы их лечения посредством контроля ума во время сидения в Дхьяне. Нужно уметь поставить точный диагноз и знать методы лечения.

а) Диагноз заболевания. Несмотря на большое число заболеваний, они не выходят за пределы двух факторов: состояние 4 стихий и 5 внутренностей. Метод Чжи и здесь подробно рассматривает по порядку заболевания, вызванные избытком в теле стихий земли, огня, воды и воздуха, а также неправильной работой сердца, печени, легких, желудка и почек.

Есть 3 различные причины заболеваний: чрезмерное или недостаточное состояние 4 стихий и 5 внутренностей; вредное вмешательство призраков и духов; влияние Кармы. Заболевания легко устранить, если лечить с самого начала.

б) Лечение заболеваний. После правильного диагноза примените определенный метод лечения. Их много, но лишь 2 целесообразны – Чжи и Гуань.

Лечение посредством Чжи. Как следует применять метод Чжи для лечения заболеваний? Сказал Учитель: "Лишь фиксируя ум на больном месте, можно излечить болезнь". Почему? Потому что ум отвествен за награды и наказания во время жизни. Он подобен царю, от которого на площади разбойники бегут во все стороны.

Другой Учитель сказал: "На расстоянии дюйма ниже пупка находится Удана, называемая Дань Тянь (Тэндай по-японски; резервуар Жизненного Начала, которое может быть превращено в Эликсир Жизни, согласно Даосам). Если ум определенно зафиксирован там, то со временем все заболевания могут быть излечены".

Третий Учитель сказал: "Если во время ходьбы, стояния, лежания и сна ум зафиксирован на подошвах ступней, то все болезни будут излечены". Почему? Потому что болезни вызваны 4 стихиями, порядок которых нарушен из-за ума и его познавательной способности, которая плавает, следуя внешним причинам и приводя 4 стихии в беспорядок. Если ум зафиксирован внизу, то 4 стихии не будут поражены, что устранит все заболевания.

Четвертый Учитель сказал: "Если все веши (Дхармы) рассматривать как нереальные и несуществующие и не думать о заболевании, то всякое расстройство прекратится в состоянии тишины, и многие заболевания будут искоренены". Почему? Потому что расстроенный ум возбуждает 4 стихии и производит болезни. Если ум спокоен и находится в счастливом состоянии, то все заболевания исчезнут. Вималакирти Нирдеша Сутра гласит: "Откуда возникают заболевания? Из привязанностей к внешним причинам. Как это обрезать? Поняв, что ум ничего не выигрывает от этого". Если Чжи практикуется правильно, все болезни будут искоренены.

Лечение посредством Гуань. Один Учитель сказал: "Лишь представьте себе мысленно свой думающий ум как поражающий болезни посредством какого-либо из 6 методов дыхания". Это лечение посредством Гуань. 6 дыханиями являются: короткий выдох (пыхтение – короткое и быстрое продувание холодного дыхания, чтобы прогнать заболевание дуновением); изгоняющее, выталкивающее дыхание (слышимый выдох, исторгающий дыхание, похожее на выстрел, разряд); кричащее (слышимый выдох, исторгающий дыхание, похожее на выстрел, имеющий прогоняющий характер); вздыхающее (слышимый выдох теплого дыхания, выражающий облегчение); смягченно-умеренное (медленный смягченный выдох теплого дыхания); тихое (тонкое дыхание для гармонизации тела и ума).

Это – дыхания, приходящие изо рта и выходящие непрерывно, чтобы прогнать все болезни. Поэтому существует станс:

"Все мудрецы знают, что вдох исцеляет сердце; Пыхтение – почки;
Выдох лечит желудок, и тихое дыхание – легкие;
Смягченное умеренное дыхание охлаждает жар в печени,
Тогда как несварение желудка прекращается криком".

Чжи И цитирует подробно другого Учителя, перечислившего 12 новых типов дыхания и соответствующие заболевания, каждое из которых излечивается одним из этих дыханий. Сказано: "Если визуализация эффективна, то может излечить любую болезнь". Например, если человек страдает от лихорадки с ознобом, нужно мысленно представить огонь, поднимающийся в теле, и он освободится от холода. Этому учит Самьюктагама Сутра (Трактат по абстрактной медитации, одна из четырех Агам), содержащая 72 тайных метода визуализации. Сказано еще: "Только примени Чжи Гуань для исследования и анализа всех болезней, вызванных 4 стихиями, потому что эти заболевания не могут быть найдены ни в теле, ни в уме, и вы находитесь на пути к выздоровлению".

Существуют различные методы лечения болезней. При эффективном применении Чжи Гуань ни одна болезнь не устоит. Но в настоящее время корни человека очень неглубоки, и эти методы не практикуются должным образом; поэтому они забыты. Поскольку люди не следуют даоскому методу развития Жизненного Начала и воздержания от зла, чтобы не впасть в ересь, они употребляют лекарственные травы и минералы, которые также могут лечить болезни. Но не такой даоской практике учил Лао-Цзы.

Если болезни причинены вредным влиянием демонов, то для их преодоления ум нужно укреплять повторением Мантр. Если болезни вызваны кармическим влиянием, то больной должен покаяться и культивировать свое поле благословенности (моральные действия), выкорчевывая эти болезни. Если мы понимаем только один из этих 2-х путей, то можем практиковать его эффективно для нашего собственного блага, а также учить ему других. Насколько же будет лучше, если оба пути будут хорошо поняты и осуществляться! Если мы не знаем их, то не сможем лечить наши болезни и будем вынуждены отказаться от Дхармы, а наши жизни будут в опасности. Как же тогда мы сможем практиковать Дхарму и учить ей других? Поэтому в практике Чжи Гуань мы должны понимать в совершенстве методы лечения болезней при помощи нашего внутреннего ума. Методы многочисленны, и понимание их зависит от индивидуальной ответственности; как же можно их описать?

Далее, ментальное лечение болезней во время медитации должно включать 10 благодетельных и существенных свойств: веру, практику, упражнение, неотклонение, различение причин болезней, надлежащий подход, длительную выносливость, способность удерживать и отбрасывать заботы и сознавать препятствия. Что такое вера? – Вера в тот метод, который может излечить болезни. Что такое практика? – Практика метода согласно требованию обстоятельств. Что такое упражнение? – Упражнение в правильной практике вплоть до выздоровления.

Что такое неотклонение? – Ум в тесном согласии с этим методом без отклонения от него даже на мгновение. Что такое различение причин болезни? – Различение, как написано выше о диагнозе. Что такое надлежащий подход? – Правильное дыхание и искусная визуализация для выздоровления. Что такое длительная выносливость? – Если практика не дает немедленного выздоровления, то ее следует продолжать непрерывно, невзирая на время. Что такое способность удерживать и отбрасывать? – Это означает, что в тонком состоянии ума, сосредоточенного на лечении болезни, все вредное должно быть отброшено. Что такое забота? – Это искусное различение и избегание всех расстраивающих причин. Что такое сознание препятствий? – Ничто полезное не должно быть легкомысленно открыто другим; до того, как метод оказался вредным, не должно быть ни недоверия, ни критики его. Если эти 10 существенных требований выполнены, выздоровление от болезни обеспечено.

Наши рекомендации