Регулирование тела, дыхания, ума.
Три вида практики должны быть нераздельными. Но предварительный, промежуточный и окончательный методы отличаются друг от друга; отсюда и различие между входом и выходом из медитации. Метод регулирования тела в начале медитации: если медитирующий желает эффективно контролировать тело для ввода его в состояние невозмутимой тишины, то нужно, прежде чем сесть, тщательно выяснить, не являются ли грубыми его ходьба, стояние, движение или неподвижность. Если грубы, то дыхание будет резким, а ум – неустойчивым и негармоничным, а коща ученик сядет медитировать, – растерянным и беспокойным. Тщательно мысленно представьте тело абсолютно ре-лаксированным, чтобы хорошо чувствовать себя во время медитации.
Перед медитацией нужно так расположить подушки, чтобы на них было удобно долго сидеть. Затем правильно сядьте в полулотос или позу лотоса. Позвоночник, шея и голова должны составлять вертикальную прямую линию; конечности надо встряхнуть 7 или 8 раз, чтобы релаксировать их. Тело выпрямлено, позвоночник – ни согнут, ни выгнут. Правильно установите шею и голову, чтобы кончик носа и пуп находились на одной вертикали. Голова не должна наклоняться ни вкось, ни в сторону, ни вперед, ни назад. Выдохните весь нечистый воздух через рот, медленно и непрерывно, мысленно представляя себе, что все препятствия, мешающие психическим центрам в теле, выбрасываются. Затем закройте рот и выдохните воздух через нос. Это повторите несколько раз. Рот должен быть закрыт, а верхние губа и зубы должны касаться нижних губы и зубов, язык касается неба. Закройте глаза, чтобы выключить свет.
В Падмасане нужно сидеть прямо, подобно неодушевленному валуну, не позволяя шевелиться телу, голове и конечностям. Это – адекватный способ регулирования тела при начале медитации. Следует избегать при этом напряжения и размягчения.
Регулирование дыхания при медитации. Есть 4 способа дыхания: слышимое, затрудненное, грубое и спокойное. Правильное – лишь последнее. Если дыхание заметно уху, то оно – слышимое. Если в медитации дыхание хотя и не слышно, но не свободное, с препятствиями, то оно затрудненное. Дыхание свободное и не слышное в медитации, но не тонкое, называется грубым. Что такое спокойное дыхание? – Дыхание в медитации, которое не слышно и свободно, не грубо и беспрерывно, едва заметно и так тонко, что почти неощутимо с вытекающими отсюда удобством и легкостью – оно спокойно. Такое дыхание правильное.
Слышимое дыхание сотрясает тело; затрудненное связывает вас; грубое утомляет, а спокойное успокаивает ум. При первых трех дыхание не отрегулировано. Для регулирования нужно: а) успокоить ум, сосредоточивая его на низе живота; б) расслабить тело; в) представить себе, как дыхание входит и выходит через поры тела свободно и без препятствий. Если сосредоточить ум на тонком дыхании, он отрегулируется и все трудности будут устранены; ум легко успокаивается. Отрегулированное в начале медитации дыхание – не грубое (с препятствиями) и не гладкое (ускользающее).
Регулирование ума при начале медитации включает три фазы: вход, пребывание и выход из медитации.
1) Вход в медитацию подразумевает контроль над спутанным мышлением, чтобы предотвратить блуждание ума снаружи и привести в порядок опускающийся, плавающий, напряженный или распущенный ум. Если в состоянии медитации ум туп, спутан и не поддается контролю, а голова опускается – это указывает на опускающийся ум. Если ум уплывает, тело чувствует себя неловко, а мысли следуют за внешними вещами, это – плавающий ум; его следует толкнуть вниз и фиксировать на пупе, не позволяя мыслям подниматься; тогда ум будет стабилизирован и легко успокоен. Отсутствие опускающегося и плавающего состояния указывает на отрегулированный ум.
Стабилизированный ум может быть напряженным или расслабленным. Ум напряжен, если в медитации все мысли направлены на его стабилизацию; вы почувствуете поднятие Жизненного Принципа (Праны) к груди и боль в ней. Нужно расслабить ум, представляя себе Праву спускающейся, и расстройство немедленно исчезнет. Если ум расслаблен, он прыгает вокруг, пока тело колеблется и во рту набирается слюна, или становится унылым. Нужно успокоить тело и фиксировать ум, как сказано выше, используя тело как его опору. Тогда ум станет не грубым и не скользким.
Мы привели методы регулирования ума при начале медитации. Вход в тишину во время медитации происходит путем перехода от грубого состояния в тонкое. Поскольку тело грубее, когда процесс дыхания функционирует внутри него, а ум тоньше, то на 1-м шаге нужно приспособить более грубое к более тонкому и тем успокоить свой ум перед входом в состояние Дхьяны.
2) В состоянии Дхьяны ученик должен регулировать 3 вещи. Сколь бы медитация ни длилась, контролируя мысли, для овладения умом нужно отчетливо осознавать, адекватным ли образом контролируются тело, дыхание и ум. Может случиться, что хотя тело отрегулировано, дыхание остается неправильным. Оно может быть, как мы знаем, слышимым, затрудненным или грубым, так что тело надуто. Нужно использовать наши указания, чтобы упорядочить его, сделав непрерывным и столь тонким, чтобы оно было наполовину заметным, а наполовину нет. Бывает также, что тело и дыхание отрегулированы, но ум является плавающим, опускающимся, вялым, либо напряженным и неустановленным. Нашими методами отрегулируйте и нормализуйте ум.
Эти методы не следует применять последовательно, один за другим; либо один из них, либо все должны быть использованы, когда это необходимо, так чтобы тело, дыхание и ум были хорошо упорядочены и не мешали друг другу, обеспечивая гармонию в ходе всей медитации. Если эти трудности устранить, достижение состояния Дхьяны будет обеспечено.
3) При выходе из медитации тело, дыхание и ум надо также регулировать. Практикующий должен "отложить" свой ум и освободить его от этого состояния: откройте рот и, медленно выдыхая, мысленно представьте себе, что воздух покидает психические центры. Встряхните слегка плечи, руки, кисти, голову и шею. Подвигайте ступнями, чтобы расслабить их. Затем разотрите тело обеими руками, потрите ладони друг о друга и положите их на глаза, прежде чем открыть их. Нужно подождать, пока тело охладится, не покидая сиденье. Иначе, хотя ум и будет стабилизирован во время медитации, резкий выход из этого состояния может оставить в теле нечистый элемент, который вызовет головную боль или ревматизм в суставах. При своей следующей медитации вы будете чувствовать себя взволнованным, а ум – ощущать нетерпение окончить ее как можно скорее. Этот метод регулирования тела, дыхания и ума перед выходом из состояния медитации обеспечивает возвращение из тонкого в более грубое состояние.
Выше описаны совершенные методы входа, пребывания и выхода из состояния тишины. Обратимся к Гатхе:
"Вход и выход должны быть упорядочены,
Потому что когда состояние грубого и тонкого
Не ослабляют друг друга, это подобно лошади,
Которая укрощена и по вашей воле стоит или идет".
Лотосовая Сутра учит: "Все Бодхисаттвы на этом Соборе в течение бесчисленных Калыт, десятков и сотен тысяч Вечностей прилежно практиковали пыл и благоговение, которые дали им возможность входить, пребывать и выходить из бесчисленных состояний Самадхи, приобретая таким образом великие трансцендентальные силы. Все это возможно благодаря неуклонно чистой жизни и искусной практике всех превосходных методов (Дхарм)".
Надлежащая линия поведения.
Практику Чжи Гуань обусловливают пят правил: 1) Обет воздержания от всякого светского ложного мышления, чтобы осуществить все Двери Дхармы посредством Дхьяны и Мудрости (Праджни). Это также называется правильным решением, правильным обетом и восхищением или любовью к Дхарме. Это означает "решение" практикующего в его "обете" найти "восхищение и любовь" ко всем глубоким Дверям Дхармы; отсюда вытекает обет. Как сказал Будда, обет существенен для всех превосходных Дхарм; 2) Неуклонное усердие в строгом соблюдении всех запрещений, чтобы всегда избегать 5 ширм без скольжения назад до и после полуночи. Такое усердие подобно трению двух кусков дерева, которое нужно продолжать, пока не вспыхнет огонь; 3) Воспоминание о том, что мир обманчив и достоин презрения, тогда как Дхьяна и Праджня являются двумя драгоценными вещами, достойными уважения. Если достигнута Дхья-на-Самадхи, то практикующий будет в состоянии развить трансцендентальную Мудрость, приобрести Сиддхи (сверхмировые силы), достигнуть всеобщего Просветления и освободить живые существа. Это самая превосходная вещь, отсюда правильное воспоминание; 4) Искусное различение, которое отличает земное счастье от Блаженства в Дхьяне-Мудрости с вытекающей отсюда потерей или выигрышем. Это позволяет практикующему осознать, что на Земле существует больше страданий, чем счастья, мирская жизнь обманчива и нереальна – отсюда проигрыш; блаженство в Дхьяне – Мудрости, которая находится вне земного потока, – неактивно, тихо и беспредельно; оно выше рождений и смертей и свободно навсегда от всех несчастий – отсюда выигрыш. Эта способность различать между двумя планами и называется искусным различением; 5) Ясное единение Ума, посредством которого практикующий может видеть отчетливо, что мир обманчив и отталкивающ, а заслуги от Дхьяны и Праджни драгоценны и возвышенны. Поэтому нужно практиковать Чжи Гуань с единичным умом, твердым и неразрушимым, как алмаз (Ваджра), умом, который не сможет быть отклонен ни еретиками, ни небесными демонами и который откажется скользить назад даже тогда, когда результат будет казаться достигнутым. Это – единичность ума.
Главная практика.
Метод Чжи Гуань можно практиковать либо сидя в медитации, либо во время обычной мирской деятельности.
А. Практика Чжи Гуань в медитации. Хотя метод Чжи Гуань можно практиковать при ходьбе, стоянии, сидении или лежании, сидячая поза наиболее подходящая для изучающих Дао, Ниже изложим этот метод медитации, имеющий 5 целей: а) овладение грубым и взволнованным умом; б) исправление опускающегося и плавающего ума; в) стабилизация ума, как того требует обстановка; г) нормализация тонкого ума; д) взаимное уравновешивание Дхьяны и Мудрости. Рассмотрим эти цели подробнее.
а) Практикование Чжи Гуань для овладения грубым и расстроенным умом. Когда начинающий сидит в медитации, его ум обычно груб и неустановлен. Чтобы устранить эти состояния, надо пракиковать Чжи, а при неудаче немедленно перейти к Гуань. Поэтому сказано, что Чжи и Гуань практикуются для регулирования грубого и неустойчивого ума. Посмотрим, как это делается.
Во-первых, познакомимся с тремя методами практики Чжи:
(1) Фиксирование внимания на каком-либо предмете: кончике носа или пупе, чтобы ум не мог блуждать. Сутра учит: "Фиксированный ум не может отклониться и подобен связанной обезьяне".
(2) Воздержание ума или подчинение заключается в отклонении ума от блуждания, как только он начинает двигаться. Сутра говорит: "5 органов чувств контролируются умом; поэтому ты должен остановить свой блуждающий ум". Эти два метода относятся к феноменальному миру и не нуждаются в дифференциации. (Феноменальная или внешняя активность противоположна ноуменальному принципу.)
(3) Прекращение всех возникающих причин для воплощения Абсолютной Реальности осознанием, что все вещи (Дхармы) возникают из ума благодаря непосредственным и существенным причинам и лишены всякой собственной природы. Если это будет понято, то ум не будет охватывать их, и его запутанное состояние придет к концу. Сутра учит: "Причины, которые не имеют собственника и пусты, создают явления. Кто успокаивает свой ум, чтобы достигнуть фундаментального, называется истинным монахом".
В ходе медитации начинающий заметит, что ни одна из возникающих в его уме мыслей не остается там даже на мгновение. Если применяя 3-й метод Чжи (прекращение всех возникающих причин), он потерпит неудачу и не сможет остановить поток ложных мыслей, то нужно употребить метод Гуань и посмотреть туда, где возникают эти мысли. Он найдет, что прошлый ум ушел, настоящий не остается, а будущий еще не пришел. Он откроет, что ум нигде нельзя найти даже после утомительных поисков в трех временах. Значит, ум не существует и все вещи также не существуют.
Хотя его самонаблюдение (Гуань) доказывает, что ум не останавливается и поэтому не существует, имеется мысль о его наличии, которая возникает сама по себе. Тогда нужно смотреть в эту мысль и станет ясно, что контакт 6 внутренних чувств с их 6 внешними данными создает промежуточное сознание. Так как теперь создание мысли рассмотрено, то происходит ее уничтожение таким же образом. Поэтому создание и уничтожение мысли суть лишь произвольные акты.
Когда создающий и уничтожающий умы исчезают, состояние Нирваны становится очевидным, и там не возникает ни одна вещь (Дхарма). Это принцип нематериальной и тихой Нирваны, и когда она осуществлена, ум приходит к остановке (Чжи). Пробуждение веры подсказывает: "Если ум блуждает снаружи, его надо подвести под контроль и фиксировать на правильной мысли (это ум, вне которого нет явлений). Даже этот ум лишен сущности (Савалакшаны – индивидуальности). Начинающему трудно стабилизировать ум в начале медитации, и если ум подавлен не адекватным образом, может произойти расстройство. Это подобно стрельбе из лука, которой можно овладеть лишь после долгой тренировки.
Для практики Гуань существуют 2 метода: 1) созерцание противоположных вещей, например: грязи, чтобы искоренить желание и любовь; сострадательного сердца (ума) – для искоренения гнева и негодования; ограниченности в пределах существования, чтобы стереть нашу привязанность к "я"; считаемых дыханий, чтобы положить конец текущим мыслям. Все это исключает распознавание. (Ограниченные области подразделяются на "обители желания", "формы" и "вне-формы", в противоположность Всеобщей и Беспредельной Области Будд, которая не имеет этих трех ограничений.)
2) Правильное созерцание, которое состоит в смотрении внутрь всех вещей, не имеющих собственной реальности, но являющихся созданиями, вызванными прямыми и косвенными причинами. Поскольку причины тоже не имеют природы, то они тождественны лежащей в их основе реальности, из которой они происходят. Созерцаемые так вещи нереальны, и созерцающий их ум перестанет возникать. Это Учение часто обсуждается в тексте, и читатели должны получить полную ясность относительно него. Послушаем Гатху из Сутры:
"Все вещи неустойчивы, но появляются в наших мыслях.
Когда их рассматривают как нереальные,
То не остается мыслей о них".
б) Практика Чжи Гуань для упорядочения спускающегося и плавающего ума. Когда практикующий сидит в медитации, его ум может быть тупым и блокированным, не поддающимся отчету, темным и оцепенелым или сонливым. В таких случаях надо практиковать Гуань, чтобы разбудить его. Если ум будет беспокойным и тревожным, то медитирующий должен практиковать Чжи, чтобы успокоить его. Это обычный способ успокоения спускающегося и плавающего ума практикой Чжи Гуань.
в) Практика Чжи и Гуань, адекватная обстоятельствам. Когда практикующий сидит в медитации и практикует Гуань, чтобы упорядочить свой опускающийся ум и пробудить его, ум может не стать блестящим и ясным. Тогда надо попытаться применить Чжи. Если после этого медитирующий почувствует, что тело и ум свободны и легки, то Чжи является подходящим для успокоения ума.
Если в ходе медитации был применен Чжи для упорядочения плавающего ума, то ум может остаться неустойчивым. Это доказывает, что Чжи не является подходящим для этого случая и нужно попробовать Гуань. Если после Гуаня ум становится блестящим, ясным, спокойным и стабилизированным, то Гуань является подходящим и должен практиковаться для успокоения ума.
Выше описаны методы применения Чжи и Гуань, которые должны практиковаться адекватно обстоятельствам для обеспечения стабилизации ума и искоренения расстройств (Клеш), чтобы осуществить различные "Двери Дхармы" для Просветления.
г) Практика Чжи Гуань для нормализации тонкого ума. После использования Чжи и Гуань для овладения грубым и неустойчивым умом и его стабилизации ум входит в состояние тишины (Дхъяны). Он теперь утончен, тело пусто, тихо и наполнено радостью и счастьем. Иноща, благодаря этому утонченному уму, медитирующий может почувствовать искушение соскользнуть в ересь. Не зная, что цель успокоения ума – конец всякой лживости и обмана, он может ухватиться за это состояние, как за реальность. С другой стороны, узнав, что всякая лживость и обман нереальны, он будет избегать обоих видов расстройств – ложной любви к нереальному и ложных взглядов об этом. Это практика Чжи.
Если после нее ум все еще хватается за эти два 2 Клеша, создавая большие Кармы, неспособный пребывать в тишине, то нужно практиковать Гуань, созерцая утонченный ум в состоянии тишины. Нужно перестать цепляться за идею тишины, и оба вида Клеш исчезнут. Это – практика Гуань. Таковы обычные способы практикования Чжи и Гуань для нормализации утонченного ума.
д) Практика Чжи и Гуань для уравнивания тишины и Мудрости. Медитирующий может осуществить Дхьяну посредством Чжи либо Гуань. Но достигнув состояния тишины, он может не реализовать созерцания Мудрости. Это тупая Дхьяна, которая не поможет развязать узлы. Возможно, что он осуществил слишком малое созерцание Мудрости, чтобы развязать узлы и понять различные Двери Дхармы. Тогда нужно практиковать Гуань для устранения этого тупика и осуществления тишины и Мудрости в равных пропорциях.
Если в медитации практики Гуань ученик внезапно пробуждается с ясно проявившейся Мудростью, но с Дхьяной непропорционально тусклой, то его ум будет подобен пламени свечи на ветру, которое не может ясно освещать; практикующий не сможет избежать рождения и смерти. Тогда нужно практиковать Чжи, чтобы успокоить ум. Сказанное выше является обычным способом для практикования Чжи и Гуань, чтобы уравнять Дхьяну и Мудрость.
Если медитирующий сможет использовать эти 5 способов практикования Чжи и Гуань, то ему доступна и правильная Дхарма Будды
Б. Практика Чжи И Гуань при вовлечении медитирующего в причинную деятельность. Практикующий обременен физическим телом, имеющим перед собой внешние предметы; поэтому ему не избежать вовлечения в причинную деятельность. Если забывать практиковать Гуань и Чжи, то упражнения будут неустойчивого, переменного характера. В результате образуется новая Карма; как же тогда можно быстро пробудиться к Дхарме Будды? Если же упражняться постоянно и в любых обстоятельствах, то вскоре полностью поймете все Дхармы Будды. Как следует практиковать Чжи и Гуань, когда медитирующий вовлечен в причинную деятельность? Существуют 6 видов причинной деятельности: хождение, стояние, сидение, лежание, работа и речь. Как практиковать Чжи Гуань, когда смотришь на окружающее? Есть 6 объектов, воспринимающихся органами чувств: форма, предстоящая глазам; звук – ушам, запах – носу; вкус – языку; прикосновение (Дхарма) – разуму (Манасу). Если практикующий, вовлеченный, таким образом, в 12 обычных действий в жизни, использует метод Чжи и Гуань, то он практикует в состоянии причинной активности.
1) Практика во время ходьбы. Практикующий во время ходьбы должен дать возникнуть мысли: "Почему теперь я иду? – Потому, что меня толкает Клеша или из-за моего желания делать плохие или нейтральные действия? Если это так, я не должен ходить. Если не так, и это для блага Дхармы, то я должен идти".
Как практиковать Чжи во время ходьбы? Если практикующий ясно осознает, что его ходьба вызвана Клеша, точно так же, как хорошие и плохие вещи созданы умом, и если он при этом в совершенстве понимает, что его ум, направленный на ходьбу и на вещи, возникающие при этом, не может находиться где-либо, то его ложные мысли придут к концу. Это практика Чжи.
Как практиковать Гуань во время ходьбы? Практикующий должен думать: "Так как ум заставляет тело двигаться, то существует продвижение вперед, которое называется ходьбой. Из-за нее создаются все Клеши, в форме как хороших, так и плохих вещей". Затем он должен повернуть внутрь свое созерцание, чтобы посмотреть в свой ум, настроенный на ходьбу, который не имеет ни формы, ни очертания. Он постигнет: то, что ходит, и все вещи, возникающие из этого, в своей основе нематериальны (пустое и тихое состояние вне всякого расстройства, состояние Нирваны).
2) Во время стояния. Практикующий должен дать возникнуть такой мысли: "Почему я теперь стою? Из-за моего желания создавать Клеша, как и плохие и нейтральные вещи? Если так, то я не должен стоять. Если это я делаю для какого-либо хорошего дела, то должен продолжать стоять". Далее, если практикующий знает, что из-за его стояния возникнут как хорошие, так и плохие вещи, то есть все виды Клеши, и если он ясно осознает, что его ум настроен на стояние и что все вещи, возникающие отсюда, не могут быть найдены где-либо, то его извращенные мысли придут к концу. Это – практика Чжи.
Как практиковать Гуань стоя? Нужно повернуть внутрь Гуань и посмотреть в стоящий ум, не имеющий формы и очертания. Тогда постигнете, что тот, кто стоит, и все вещи, вытекающие отсюда, в основе нематериальны. Это и есть практика Гуань.
3) Во время сидения практикующий должен дать возникнуть мысли: "Почему я сижу? Происходит ли это из-за моего желания создавать Клеша или делать плохие или нейтральные веши? Если это так, то я не должен сидеть. Если же это для какой-нибудь хорошей цели, то нужно продолжать сидеть". Как нужно практиковать Чжи во время сидения? Если практикующий ясно осознает, что сидение может создать Клеша и хорошие и плохие вещи, и нет ни одной вещи, которая может быть найдена где-либо, то его извращенные мысли не возникнут. Это и есть практика Чжи.
Как практиковать Гуань во время сидения? Нужно повернуть внутрь Гуань, чтобы посмотреть в свой ум, настроенный на сидение. Там практикующий не откроет ни его формы, ни очертания. Так он постигнет, что тот, кто сидит, и все вещи, возникающие отсюда, в своей основе нематериальны. Это – практика Гуань.
4) Во время лежания практикующий должен дать возникнуть мысли: "Почему я лежу? Если это из-за наслаждения дурными вещами или снисхождения к себе, то я не должен лежать. Если же это делается для гармонизации 4-х стихий (земли, воды, огня и воздуха), то должен продолжать лежать, как Царь львов (то есть, как Будда, на правом боку)". Как практиковать Чжи во время лежания? Если практикующий ясно осознает, что когда он лежит, возникают все дурные и хорошие Дхармы и нет ни одной вещи (Дхармы), которую можно найти где-либо, то после этого его ложные мысли отпадут. Это – практика Чжи.
Как практиковать Гуань во время лежания? Нужно повернуть Гуань, чтобы посмотреть внутрь настроенного на лежание ума. Практикующий найдет, что ум не имеет ни формы, ни очертания и постигнет, что лежание, как и все вещи, возникающие из этого, в своей основе нематериальны. Это – практика Гуань.
5) Во время работы практикующий должен дать возникнуть мысли: "Почему я теперь работаю? Если для злых или нейтральных целей, то нужно воздержаться, иначе – продолжать работу". Как практиковать Чжи во время работы? Если практикующий видит, что пока он работает, создаются плохие и хорошие вещи, но нет ни одной, которую можно было бы найти где-либо, то его ложные мысли перестанут возникать. Это – практика Чжи.
Как практиковать Гуань во время работы? Если практикующий повернет Гуань внутрь, чтобы посмотреть в ум, настроенный на работу, то не увидит ни формы, ни его очертания. Так он постигнет, что все вещи, возникающие из этого, в основе своей нематериальны. Это и есть практика Гуань.
6) Во время разговора. Когда практикующий собирается говорить, то пусть подумает: "Почему я сейчас говорю? Если я наслаждаюсь Клеша и говорю о вещах, которые плохи или нейтральны, то я не должен продолжать. Если же моя речь имеет хорошую цель, то не следует переставать". Как практиковать Чжи, когда мы говорим? Если практикующий знает, что при разговоре возникают Клеша, а также дурные или хорошие Дхармы, то будет ясно, что ум настроен на речь и что все вышеописанные действия не могут быть обнаружены где-либо, после чего ложный ум придет к концу. Это – практика Чжи.
Как практиковать Гуань при разговоре? Практикующий должен дать возникнуть мысли: "Так как ум различает и заставляет внутренний воздух подниматься к горлу, то язык, зубы, губы и небо производят звуки и голос, и получается речь, которая приведет к хорошим или плохим последствиям". Если он обратит внутрь Гуань, чтобы посмотреть в ум, настроенный на речь, то найдет, что ум не имеет ни формы, ни очертания. Он постигнет, что разговор и все вещи, возникающие отсюда, в своей основе нематериальны. Это и есть практика Гуань.
Эти 6 методов практикования Чжи и Гуань нужно применять согласно обстоятельствам. Каждый из них включает 5 целей Главной Практики. Переходим к контролю над 6-ю органами чувств.
7) Во время видения. Когда глаза видят форму предмета, например, отраженную в воде луну, то при практике Чжи нужно смотреть в нереальное отражение. Если глаза встречают приятную форму, то не нужно давать возникнуть привязанности, а когда глаза встречают неприятную форму, то нужно воздержаться от отвращения. Если видимая форма нейтральна, то нужно воздерживаться от глупых и путаных мыслей. Это – практика Чжи.
Как практиковать Гуань, когда глаза видят определенную форму? Практикующий должен дать возникуть такой мысли: "Когда форма видна, то ее природа нематериальна. Почему? Потому что в ясной пустоте между органом зрения и формой нет ничего видимого и различимого, но когда определенные причины вмешиваются и соединяют их, возникает восприятие зрения (или 1-е сознание), за которым следует способность ума (интеллекта), которая затем различает все формы. Отсюда создание всех видов Клеша, а также хороших и плохих вещей (Дхарма)".
Практикующий затем должен обратить внутрь Гуань, чтобы посмотреть в ум, воспринимающий все формы, и он найдет, что ум не имеет ни формы, ни очертания. Так он постигнет, что все видимые вещи в своей основе нематериальны. Это – практика Гуань.
8) Во время слышания. Практика Чжи состоит в воздержании от привязанности, когда слышится приятный, и от отвращения, когда слышится неприятный звук, а также от привязанности к различению. Как практиковать Гуань, когда слышится звук? Практикующий должен дать возникнуть такой мысли: "Слышимый звук пуст и нереален сам по себе, но когда орган слуха и звук соединяются, из этого вытекает восприятие звука (или 2-е сознание); за ним следует способность ума, которая произвольно различает. Отсюда создаются все виды Клеша, а также хорошие или плохие Дхармы". Практикующий должен затем обратить внутрь Гуань и посмотреть в ум, который слышит звук, и он найдет, что этот ум не имеет ни формы, ни очертания. Так он постигнет, что уши и все слышимые звуки в основе нематериальны. Это – практика Гуань.
9) Во время обоняния практика Чжи состоит в смотрении в запах, нереальный, как пламя. Нужно воздержаться от привязанности к аромату и от отвращения к неприятному запаху, и от путаных мыслей, когда запах нейтрален. Это – практика Чжи.
Как практиковать Гуань, когда воспринимается запах? Нужно дать возникнуть мысли: "Я обоняю запах, и он обманчив и нереален. Почему? Потому что из соединения органа обоняния и обоняемого запаха возникает восприятие запаха (3-е сознание), за которым следует способность ума, произвольно схватывающая запах; отсюда создание всех видов Клеша, а также хороших и плохих Дхарм". Надо обратить внутрь Гуань, посмотреть в ум, который обоняет, и вы найдете, что этот ум не имеет ни формы, ни очертания. Так вы постигнете, что восприятие запаха и сами запахи в своей основе нематериальны. Это и есть практика Гуань.
10) Во время ощущения вкуса практика Чжи состоит в смотрении во вкус, который подобен вещи, существующей только во сне или в иллюзии. Нужно воздерживаться от привязанности к вкусу, который приятен, от отвращения к неприятному вкусу, и дифференцирующих мыслей, когда вкус нейтрален. Это – практика Чжи.
Как практиковать Гуань? Надо дать возникнуть мысли: "Воспринимаемы вкус не может быть найден, ибо основная природа 6 вкусов (горького, кислого, сладкого, острого, соленого и безвкусного) не дифференцируется и соединение между языком и вкусом порождает восприятие вкуса (4-е сознание); за ним следует способность ума, которая произвольно охватывает вкус, создавая этим все виды Клеша, а также все плохие вещи". Надо затем обратить внутрь Гуань и посмотреть в то, что воспринимает вкус. Практикующий найдет, что орган восприятия вкуса и сам вкус в основе нематериальны. Это – практика Гуань.
11) Во время осязания. Когда касаются тела, практика Чжи состоит в смотрении в прикосновение, которое является лишь иллюзорной тенью. Надо воздерживаться от привязанности к приятному прикосновению и от отвращения к неприятному касанию, и от думания о нем, когда оно нейтрально. Это – практика Чжи.
Как следует практиковать Гуань, когда тело подвергается прикосновению? Практикующий должен дать возникнуть мысли: "Физические ощущения: легкость, тяжесть, холод, тепло, грубость и мягкость чувствуются, когда прикасание испытывается телом. Природа прикосновения не существует, и тело также нереально. Когда прикосновение и тело соединены причинными обстоятельствами, то сознание объекта прикосновения (5-е сознание) возникает, а за ним следует способность ума, которая помнит и различает все приятные и неприятные ощущения". Практикующий должен тогда обратить внутрь Гуань, чтобы посмотреть в ум, который чувствует это прикосновение, и он найдет, что оно не имеет ни формы, ни очертания. Так он постигнет, что орган физического ощущения и сами ощущения являются в основе своей нематериальными. Это – практика Гуань.
12) Во время сознавания вещей. Когда ум сознает вещи (Дхарма), то практика Чжи Гуань такая же, как и для начинающих. Описанные 6 методов (с 7 по 12) Чжи и Гуань по отношению к 6 органам чувств следует применять в подходящих случаях. Каждый метод включает все 5 целей: от "а" до "д" Главной Практики. Тот, кто практикует Чжи и Гуань во время ходьбы, стояния, сидения, лежания, видения, слышания, чувствования и различения, действительно идет по Пути Махаяны. Об этом говорится в Длинной Главе Махапраджняпарамита Сутры:
"Будда сказал Субхути: "Если Бодхисаттва во время ходьбы сознает, что он ходит, когда он сидит – что сидит, и когда носит одежду, устремляет один глаз на свой Один ум, который входит и выходит из его состояния тишины, то он является истинным Бодхисаттвой Махаяны. Тот, кто может практиковать Махаяну таким образом при всех обстоятельствах, является непревзойденным и самым превосходным человеком, не имеющим равных в мире".
В своем комментарии к Махапраджняпарамита Сутре Нагарджуна написал следующую Гатху:
"Сидеть свободным от забот в роще деревьев
Для молчаливого удаления от всех бед и зол
И достижения ума, который тих,
Приносит блаженство, которое выше небес.
Все люди ищут только земного блага,
Вызванного хорошими одеждами и
Постельными принадлежностями,
Но такое счастье ненадежно,
Так как желание никогда нельзя удовлетворить.
Ношение одежды Сангхи освобождает человека от всех
Забот и приносит единичность ума в тишине и в тревоге.
С Мудростью ясной и яркой он созерцает
Реальность, которая лежит в основе всех вещей.
Таким образом, все обширное многообразие вещей
Может рассматриваться беспристрастно.
С Мудростью, осуществленной в трех мирах
(миры желания, формы и вне-формы),
Нет этому сравнения".
7. Проявление хороших корней (качеств).
Если медитирующий может таким образом адекватно практиковать метод Чжи Гуань в его созерцании кажущегося, входящего в пустоту (в реальное), то он будет в медитации созерцать чистоту и блеск своего тела и ума. В то же самое время его превосходные корни (спящие качества) будут проявляться; он должен знать как распознать их. Имеется 2 вида этих различных проявляющихся качеств.
1) Внешнее проявление спящих качеств, которое побуждает медитирующего практиковать милосердие (Дану), дисциплину и мораль (Шилу) и сыновнее благоговение; уважать старших и делать приношения Трем Драгоценным (Будде, Дхарме и Сангхе) и последователям Учения. Это внешние проявления, но если практика неправильная, то ученик впадает в обитель демонов.
Внутреннее проявление спящих качеств в состоянии Дхьяны истолковывается следующими тремя способами: а) проявлением превосходных корней; б) подлинными и ложными проявлениями; в) практикой Чжи Гуань для предохранения и развития этих превосходных качеств. Рассмотрим эти методы.
а) Проявление превосходных корней. (1) Проявление превосходных качеств, вызванное эффективным контролем над дыханием. Благодаря адекватной практике Чжи Гуань, медитирующий достигает успеха в регулировании своего ума и тела, останавливая поток мыслей. Так он постепенно приводит ум в состояние Дхьяны, но все еще остается в обители желаний, прежде чем достигнет стадий развития Бодхисаттвы. В этой тишине его тело и ум кажутся исчезающими и становятся нематериальными. Стабилизированный ум теперь чувствует себя легко, и в этом состоянии Дхьяны формы и очертания его тела и ума не могут быть восприняты.
После 1-2 медитаций (или через 1-2 месяца) дыхание становится неощутимым. Это состояние Дхьяны не рассеется, но будет продолжаться, и внезапно тело и ум начнут реагировать невольными движениями, производящими 8 физических ощущений: боль, зуд, холод, шероховатость, тепло, легкость (исчезновение веса), тяжесть и гладкость (подробнее в гл. VI). Когда эти ощущения чувствуются, тело и ум становятся несравненно более легкими, спокойными, пустыми, тонкими, полными блаженства, чистыми и ясными. Это проявление превосходных качеств, вызванное основной Дхьяной, которая осуществляется спокойным дыханием.
Практикующий может также, все еще находясь в обители желаний, перед достижением стадии Дхьяны развития Бодхисаттвы внезапно осознавать и чувствовать при каждом вдохе и выдохе, что все поры его тела открыты и свободны, так что глазом своего ума он видит ясно все поры своего тела, будто он открыл склад, чтобы ясно видеть сложенное там. Он будет поражен, переполнен радостью, и его ум будет спокойным и счастливым. Это проявление превосходных корней, вызванное стабилизацией дыхания.
(2) Проявление превосходных качеств, вызванное созерцанием бренности. Практикующий может, все еще находясь в обители желаний и перед достижением стадии Дхьяны развития Бодхисаттвы, созерцать нематериальность тела и духа в.их тихом состоянии, видя распухшие и гниющие трупы людей, которые источаются червями и гноем, и кучу белых костей. Со смешанным чувством скорби и радости он будет теперь питать отвращение ко всему, что ранее ценил. Это – проявление превосходных качеств, вызванное девятикратной медитацией над трупами.
(Навасамджнья, медитация над бренностью или девятикратная медитация над мертвым телом: его распухание; синий, пятнистый цвет гниение; запекшаяся кровь; гниение и распадание плоти; пожирание его птицами и зверями; распадание на части; белые кости; их сгорание и превращение в прах.)
Медитирующий может также, находясь в этом тихом состоянии внезапно увидеть нечистоту в своем теле и беспорядочные опухоли на нем, а также осознать, как его белые кости поддерживаются друг другом от головы до ступней. После этого видения, пока ум стабилизирован, он будет поражен и пробужден, возненавидит 5 вредоносных желаний и отбросит сложившиеся понятия о себе и одругих. В этом заключается проявление превосходных корней, как результат отречения. Находясь в этой тишине ума, он также может увидеть, что внутренности и наружная поверхность тела, все птицы и звери, пища и питье, одежда и дома, холмы и рощи – все нечисты. Это проявление превосходных корней, вызванное полным отбрасыванием всех нечистот.
(3) Проявление превосходных качеств, вызванное врожденной добротой Шайтри) [п<