Дхарма цао дуня (сото дзэн).
Чтобы сделать Дхарму более ясной, Дун Шань и его ученик Цао Шань классифицировали прогрессивные стадии самосовершенствования на 5 положений: 1. Хозяин или Принц, или реальное содержание кажущегося; 2. Гость или Министр, или кажущееся содержание реальности; 3. Хозяин, приходящий к свету, или Принц, смотрящий на Министра, или Возрождение Реального; 4. Гость, возвращающийся к хозяину, или Министр, возвращающийся к Принцу, кажущееся, соединяющееся с реальным; 5. Хозяин в хозяине, или Принц и Министр в гармонии, или интеграция Реального и кажущегося.
На практике эти 5 прогрессивных положений суть: Смена, Подчинение, Достижение, Коллективное достижение и Абсолютное достижение. Они служат факторами различения между хозяином или "Я", и гостем или иллюзорным внешним, и если вы умеете делать это на практике, то вас не введут в заблуждение старые ошибки, приобретенные с безначальных времен. Последователи секты Цао Дуня должны знать ее Дхарму, которая суммирована в Гатхе Дун Шаня "Печать Драгоценного Зеркала Самадхи". ("Учения Чань и Дзэн", т.II, с. 149.)
Дхарма Фа Ена (Хорен Дзэн).
Эта Дхарма основана на Учении Будды, согласно которому тройной мир (желания, формы и вне-формы) является лишь созданием Одного Ума, и все явления есть лишь продукты его сознания. Она убеждает своих учеников осознать тождество этого Одного Ума с его окружением, чтобы осознать Абсолютное состояние, и достигший успеха в личном переживании этой Дхармы останется невозмутимым среди изменяющихся явлений. Это состояние, где фундаментальная природа и ее формальное выражение вечно пребывают, где деятельность и принцип не являются двойственностью и где есть таковость реального Будды, как учит секта Гуй Ян.
Абсолютная, или конечная, нирвана.
Достигается тогда, когда нет дальнейших следов реального и кажущегося; ученик достигает источника всего, где фундаментальная природа и ее формальное выражение вечно пребывают, где деятельность и Принцип не являются двойственностью и где находится таковость реального Будды, согласно секте Гуй Ян; когда он попадает в назначение 1-го разряда или достиг финальной стадии Третьей Глубокой Двери, согласно секте Линь Ци; когда достигает положения хозяина и в хозяине, согласно секте Цао Дунь; когда он осуществляет тождество ума или когда он имеет успех в следовании за выстреленной стрелой через Трое Ворот, согласно секте Юн Мин; когда он имеет личный опыт в Учении об Одном Уме, согласно секте Фа Ен.
Конечная Нирвана была осуществлена Авалокитешварой Бодхисаттвой и описана им в следующих строках: "Внезапно я перепрыгнул через земное и сверхземное и осознал всеобъемлющий блеск, наполняющий 10 направлений, приобретающий 2 непревзойденных достоинства. Первое было в согласии с фундаментальным Глубоким Просветленным Умом всех Будд ввысь в 10 направлениях, обладающих той же полной милосердия силой, что и Татхагата. Второе заключалось в симпатии ко всем живым существам в Шести Обителях существования здесь, внизу в 10 направлениях, разделяющей с ними одно и то же стремление к состраданию".
Конечное изречение.
Чтобы дать понятие о термине "Конечное изречение", приведем рассказ Дао Чэна, – выдающегося Учителя, умершего около 911 г., – Учитель Дао Чэн был помощником Ши Шуаня, и когда тот умер, община пригласила своего руководителя наследовать ему в качестве настоятеля. Учитель Дао сказал монахам: "Руководитель должен осуществить цель нашего покойного Учителя, прежде чем станет наследником его Дхармы". Руководитель возразил: "Какова была цель нашего покойного Учителя?". Дао Чэн ответил:
"Остановись и отдохни
(отложи в сторону ум и тело и прекрати различение);
Будь голоден и безразличен
(чтобы созерцать пустоту явлений и осуществить транс цендентальное У Вэй);
Приравняй мгновение мысли (Кшана)
К мириаде лет (Кальпа)
(стереть элемент времени, чтобы осознать Вечность);
Иди своим путем как холодный пепел и высохшее бревно
(чтобы осознать бессилие ума);
Будь подобен возжигателю курений в древнем храме
(чтобы отрезать все чувства и страсти);
Будь подобен нити белого шелка
(чтобы осуществить состояние целомудрия и чистоты
Дхармакайи, которое подобно шелковой нити)".
Я не спрашиваю тебя обо всем этом, но скажи мне, что он подразумевал, говоря: "Будь подобен нити из белого шелка?". Руководитель ответил: "Это означает однородность". Учитель сказал: "Ты не понимаешь в действительности цели нашего Учителя". Руководитель возразил: "Если ты не соглашаешься со мной, то позволь зажечь палочку для курений, и если я умру прежде, чем она догорит, то я не понимаю цели нашего покойного Учителя". Затем он зажег палочку для курений и прежде, чем она догорела, он умер. Учитель похлопал его по спине, говоря: "Бывают случаи, когда умирают сидя или стоя, но ты даже и во сне не видел цели нашего покойного Учителя".
Это показывает, что руководитель Сангхи не понял значения шелковой нити, которая представляла всеобъемлющее целомудрие и чистоту Дхармакайи, которую он ошибочно принял за одностороннюю однородность. Отсюда видно, что он осуществил только Дхьяну, что и дало ему возможность умереть по своей вате, однако достичь Мудрости (Праджня) в той же степени не удалось, ибо он не был полностью пробужден к цели Ши Шуаня. Чтобы осуществить абсолютную Нирвану, Мудрость не должна уступать по искусности Дхьяне, а Дхьяна должна быть наравне с Мудростью, – как учил нас Шестой Патриарх.
Когда достигнуто Абсолютное состояние, искатель станет Повелителем, он сможет уходить и приходить по своей воле. Просветленные Учителя имели привычку испытывать своих учеников, которые только что умерли, говоря: "Ты знаешь только, как уходить, но ты не знаешь, как приходить". Приведем ниже случаи с теми, кто владел полной свободой уходить и приходить после смерти.
1. Когда Чи И умер, стоя перед Учителем Цао Шаном, последний сказал: "Ты знаешь только, как уходить, но ты не знаешь, как приходить". Тогда Чи открыл глаза, говоря: "Почтенный Учитель, пожалуйста, заботься о себе", и умер.
2. Хотя прошло уже некоторое время после того, как Учитель Дун Шань умер, его ученики не прекращали горько плакать. Внезапно он открыл глаза и сказал: "Те, которые оставляют дом, должны не думать об иллюзорном внешнем; это истинная практика. Какая польза беспокоиться о жизни и смерти?" Он отложил тогда свою смерть на семь дней.
3. Когда Учитель Да Гуань был ложно обвинен и заточен в тюрьму, он услышал, что правительственный чиновник хочет его казнить. Он принял ванну, сел прямо и запел следующую Гатху перед тем, как умереть:
"Улыбка не приходит без особой причины,
Кто знает, что Ничтожность не содержит пыли?
Отныне я поджимаю ноги, которые мать дала мне;
Железное дерево не ждет весны, чтобы расцвести".
(1-я строка означает: "Я появился в мире, чтобы учить заблуждающихся, как осуществить их Боддхи согласно природе иx "Я"; это особая причина. 2-я строка: "Абсолютная нематериальность природы "Я" не допускает никакой посторонней материи", то есть все иллюзорное внешнее, включая умерщвление моего иллюзорного тела, не существует в "ничто". 3-я строка: "Я возвращаю функцию к субстанции". "Опустить нога" – термин Чань, означающий осуществление функции, а "поджать их" – вернуть их активность к спокойной природе "Я". "Железное дерево" – ум, освобожденный от всех чувств и страстей, готовый для Просветления, независимо от весны, то есть от изменения явлений.) Когда один из друзей услышал о его смерти, он поспешил в тюрьму, похлопал тело и сказал: "Твой уход хорошо удался". Тогда Учитель открыл глаза, улыбнулся и умер.
Эти случаи показывают, что когда человек полностью Просветлен, он свободен умирать или возвращаться к жизни беспрепятственно. Это истинное осуществление последнего высказывания Учителя об истинной цели его Дхармы, без которой ученик не достоин стать его наследником.
БОДДХИ ИЛИ ПРОСВЕТЛЕНИЕ.
Теперь, зная предварительное условие Полного Просветления, приведем несколько случаев, когда Учителя Чань достигали Боддхи.
Покойный учитель Сю Юн.
После побега из дома в 19 лет Учитель Сю Юн пришел в монастырь Гу Шань, где присоединился к Сангхе и получил полный прием. Он удалился в пещеру и 3 г. жил как отшельник. Затем на 4 года вернулся в монастырь, после чего отправился в долгое путешествие на гору Хуа Динь в Веньчжоу. Там он встретил Учителя Ян Цзиня из Тянь Тая (Тэндай), научившего его смотреть в Кунан "Кто тащит это твое тело?" Он также практиковал систему медитации Тянь Тай. Затем он отправился в другие места, чтобы изучать Учения Чань и Лотоса, и совершил паломничество в Пу То, святое место Авалокитешвары Бодхисаттвы; побывал в монастыре царя Ашоки в Нингио, где хранились реликвии Будды для поклонения; посетил гору У Тай, святое место Манджушри, и гору О Мэй, Бодхимандалу Самантабхадры Бодхисаттвы. Оттуда он отправился в Тибет, Бутан, Индию, Цейлон и Бирму и вернулся в Китай, где прошел через провинции Кинань, Гуйчжоу, Хунань, Аньвэй и Ганьсу и остановился на 2 года на пике Цуй Фэн, чтобы читать Трипитаку.
Во время своих путешествий Учитель успешно достиг осуществления Единения Ума, и на 56-м году жизни, в один из вечеров, в монастыре Гао Мян в Янчжоу после длительной медитации, открыв глаза, увидел все внутри и вне монастыря. Сквозь стену он увидел монаха, мочащегося снаружи, гостя-монаха в уборной, вдали – лодки, плывущие по реке, а на обеих ее берегах – деревни. В 3-ю ночь в конце долгой медитации пришел прислужник налить чаю в его чашку. Когда кипящая вода выплеснулась на его руку, он уронил чашку, и она разбилась. Мгновенно он отрезал последнее сомнение относительно "Я" и насладился осуществлением своей заветной цели. Он сказал, что подобен пробудившемуся от сна и запел Гатху:
"Чашка упала на землю
Со звуком, ясно слышимым.
Когда пространство было наполнено брызгами,
Безумный ум пришел к остановке.
Коща рука ослабила свой захват,
Чашка упала и разбилась на куски.
Трудно говорить, когда разбивается семья
Или кто-нибудь умирает.
(Невозможно описать состояние, достигнутое после
того, как обрезаны все земные чувства и страсти.)
Весна приходит с душистыми цветами,
Изобилующими повсюду;
(Это состояние Нирваны, полное блаженства.)
Горы, реки и великая Земля
Являются лишь Татхагатой".
(Все явления тождественны с таковостью природы "Я", из которой они возникают.)
Учитель Хань Шань.
Когда Учителю Хань Шаню было 9 лет, мать послала его в монастырь, где он обучался Сутрам и литературе. В 19 лет ученый монах побудил его изучать изречения Чун Фэна и практиковать медитацию Чань. Так как он не знал ее сущности, то сосредоточил ум на повторении имени Амитабхи Будды непрерывно, в течение дней и ночей. Однажды он увидел во сне Амитабху Будду с Его двумя помощниками – Бодхисаттвами. После этого Трое Святых из Западного Рая Блаженства постоянно появлялись перед его глазами, и он был уверен, что достигнет успеха в своем совершенствовании. Раз, слушая комментарии к Самадхи Символа Океана, как этому учит Аватамсака Сутра, он пробудился к глубокому значению беспрепятственной независимости всех явлений в Обители Дхармы. Просветленный учитель У Ци убедил его присутствовать на медитационном собрании и смотреть в Кунан "Кто повторяет имя Будды?" Хань Шань достиг успеха в единении мысли и 3 месяца не замечал присутствия общины и не думал о деятельности ее монахов. В конце этой Долгой медитации, когда он оставил свое сиденье, его ум был в том же состоянии, как и до начала. Он вышел и не увидел ниодного человека на переполненной базарной площади.
В 28 лет он пошел на гору У Тай, чтобы остаться там и Медитировать, но не выдержал сурового климата и вернулся в столицу. Однажды он вскарабкался на пик горы Пан Шань, где встретил отшельника, отказавшегося с ним говорить. Однако он остался в пещере со своим безмолвным хозяином. Однажды Хань Шань вышел на обычную прогулку. Внезапно его лоб словно взорвался с громким шумом, подобным грому, и его окружение полностью исчезло. Это состояние пустоты продолжалось около получаса. Постепенно он снова почувствовал присутствие своего тела и ума и стал опять сознавать окружение. Он испытал исчезновение тела (потерю веса) и блаженство, которое нельзя было описать словами.
Отшельник заговорил и предупредил его, что состояние, которое он только что испытал, было лишь Просветлением "формы", к которой не следует привязываться (Учитель Хоу Юн также советовал своим ученикам не толкать Хуа-тоу вниз в живот, чтобы избежать дурного влияния 5 органов чувств). Из столицы он вернулся к горе У Тай через монастырь Шао Линь, где однажды останавливался Бодхидхарма, а также Хо Дунь, осмотревший резьбу печатных блоков для издания Чжао Луня с комментариями – трактата, написанного известным Учителем Шэнь Чао, главным учеником и помощником Кумарадживы в его трудах по переводу Индийских Сутр на китайский язык.
Хань Шань все еще не имел полной ясности относительно Учения о неизменности всех явлений, но после прочтения этого трактата еще раз внезапно пробудился к Глубокому Учению. Он встал со своего ложа медитации и пошел к алтарю Будды; заметив неподвижность повсюду, поднял штору, но листья, кружившиеся на ветру, казались неподвижными. С этого момента все его сомнения относительно рождения и смерти исчезли. Ему было 30 лет. Тоща он пошел на гору У Тай, чтобы медитировать там, но сначала почувствовал помеху громко ревущей воды, которая стремительно неслась вниз с горы. Однако он вспомнил рассказ о Полном Просветлении Авалокитешвары посредством способности слышать и пошел к деревянному мосту, где и сел для медитации. Шум очень мешал, но с помощью своего заостренного сосредоточения, через долгое время, он слышал его только тогда, когда ум был потревожен мыслями. Внезапно его тело исчезло, и он больше не слышал шума воды. Однажды после еды, когда он стоял, внезапно вошел в Самадхи, и его тело и ум исчезли и были заменены обширным блеском, подобным круглому зеркалу, в котором появились окружающие его предметы. Он почувствовал себя легко в этой ясности, не встречая никакой помехи извне. Он был один и не знал, как долго находился в состоянии Самадхи. И когда вышел из него, очаг его был покрыт слоем пыли.
Он открыл Шурангаму Сутру, чтобы проверить Пробуждение. Вскоре после этого он заболел болезнью Чань и освободился от нее после, просидев в медитации 5 дней и ночей подряд. После этого он испытал неописуемое блаженство. У него было много переживаний, но 2 из них имели особое значение. В каждом он сидел со скрещенными ногами, лицом к лицу с другим Просветленным, 40 суток подряд без сна.
(Болезнь Чань возникает после Большого Пробуждения, если Жизненный Принцип не циркулирует свободно через психические центры в теле. Медитирующий тогда охвачен непреодолимым желанием танцевать, прыгать, жестикулировать, мычать, болтать и странно вести себя без видимой причины. Слова приходят к нему бесконечной чередой, и их нельзя остановить.)
Учитель Сань Фэн (1571-1635).
(Из "Автобиографии Сань Фэна" – "Сань Фэн Хо Шань Нэн Пу"). В 30 лет Учитель Сань Фэн уединился, чтобы смотреть в кунан "Все вещи возвращаются к Одному, к чему возвращается Один?" Он упражнялся в этом много дней и ночей без перерыва. В 40 лет он решил жить в молчаливом уединении с другим монахом. Однажды, сев на свою подушку, он сразу же почувствовал головокружение, его вырвало, и он заснул, чувствуя, будто падает в глубокий колодец, не имея возможности за что-нибудь ухватиться. На 5-й день, когда он крепко спал, 2 монаха по другую сторону окна сломали большой бамбук с громким треском, который поразил его, как удар грома. В то же время он увидел распыление пространства, исчезновение Великой Земли, "Я" и вещей (Дхармы), отсутствие значения у Единой Реальности и несуществование следов несовершенства. Все это было вне пределов описания и сравнения. Для него все описания, которые он читал до сих пор, были лишь напечатанной бумагой, поскольку их глубокое, сокровенное значение – вне мысли и слова. Он сидел в этом состоянии целую ночь, которая прошла, как одно мгновение, подобно щелчку пальцами.
В этом состоянии безмыслия он испытал все виды Самадхи и вспомнил древние Кунаны Чао Чжоу: "В Цзин Чжоу я купил одежду, весящую семь циней"; "Старый кипарис"; "Туалетная палка"; "Невеста, едущая на осле, которого ведет ее свекровь"; "Восьмиугольный жернов, вращающийся в воздухе", а так же Кунан Юн Мэна: "Веер, который прыгает на 33-е небо". Если искусно смотреть в эти 6 бессмысленных Кунанов, можно проследить до того, кто говорит о них. Это и есть непосредственное заострение ума.
После этого смотрения он понял, что доказательства и аргументы, удары и крики и т.п. не помогли достичь трансцендентального состояния; что даже изречение Юн Мэна: "Великая Земля полностью свободна от всякого несовершенства" было как раз путем к тому, что находится за пределами слов; он осознал также, что видение однородности было частичным достижением и что существует трансцендентальное Целое, которое можно испытать только в благоприятный момент. Это состояние не описуемо, и тот, кто его достигает, подобен пьющему воду, который один только и знает, холодна она или тепла.
Если Линь Ци не понял Кунана "Дхарма Будды Хуан По", столь малым он был ("Учение Чань и Дзэн", т.II; секта Линь Ци), и если Тэ Шань все еще сохранял сомнение относительно концов языков старых монахов по всей стране (там же, т.1, часть I), как мог крик или удар палкой вызвать осуществление Всеобщего Просветления? Когда его спросили, какое изречение он считал наиболее эффективным, Учитель ответил: "Когда я встал с постели, я наступил на свои тростниковые сандалии и примял их". Самой эффективной вещью является та, которая говорит эти слова или выполняет эту функцию. Если функцию можно проследить до ее источника, то есть до субстанции, то осознание умом "Я" будет возможным. Это – непосредственное заострение ума Бодхисаттвы.