Реканализация после тромболитической терапии наблюдается
в 45-71% случаев,
ранние реокклюзии отмечены у каждого третьего пациента.
Высокая частота ранних реокклюзий связана с тем, что тромболизис обычно является симптоматической терапией, не устраняющей причин, вызвавших закупорку сосуда. Например, при существовании атеросклеротического 90-95% стеноза во внутренней сонной артерии, на фоне турбулентных потоков крови в этом участке развивается окклюзия сосуда. Своевременно проведенный тромболизис приводит к открытию артерии, но не уменьшает имевшийся субтотальный стеноз. Очевидно, что спустя небольшой период времени в этом же месте вновь разовьется закупорка ВСА, поскольку все существовавшие ранее предпосылки для ее формирования остались неизменными. В неотложной кардиологии в похожей ситуации одновременно с тромболизисом делают ангиопластику со стентированием, что позволяет обычно полностью устранить причину, приведшую к инфаркту миокарда. В ангионеврологии такая практика только начинает внедряться в специализированных центрах.
При оценке эффективности и целесообразности применения того или иного метода лечения врачей, прежде всего, интересуют его возможные осложнения. В таблице 3-10. суммированы основные осложнения тромболитической терапии. Следует отметить, что частота геморрагической трасформации в очаге ишемии вследствие восстановления кровотока в ишемизированной зоне, за последние годы, благодаря вновь синтезированным препаратам, с имевшихся ранее 10% - 56% снизилась до 1% - 11%. В большинстве случаев это петехиальное пропитывание, однако в 16% случаев наблюдаются малые, а у 8% больных – большие гематомы. Умеренная выраженность геморрагической трансформации инфаркта мозга по типу диапедезного пропитывания на фоне тромболитической терапии является маркером восстановления кровотока и может ассоциироваться с хорошим клиническим исходом, в то время как паренхиматозное кровоизлияние – маркер замедленной реперфузии и увеличения области ишемического повреждения мозга, сопровождающегося ухудшением состояния больного. Следует также иметь ввиду, что миграция эмбола, вторичный тромбоз или набухание интимы в ряде случаев являются причиной невосстановления кровотока даже при раннем введении тромболитиков.
Таблица 3-10
Основные осложнения тромболитической терапии:
· геморрагическая трансформация в очаге ишемии;
· кровотечения из желудочно-кишечного тракта;
· кровотечения из геморроидальных узлов;
· аллергические реакции вплоть до анафилактического шока;
· падение артериального давления
Наряду с медикаментозным тромболизисом в последние годы активно разрабатываются различные инструментальные методы воздействия на тромб/эмбол. Сторонники эндоваскулярной хирургии полагают, что механическая экстракция тромба имеет даже ряд преимуществ перед медикаментозным тромболизисом. В частности, ее использование может предотвращать последующее применение тромболитиков, уменьшая вероятность развития геморрагической трасформации в очаге ишемии. В свою очередь снижение риска развития кровоизлияния в размягченную ткань позволяет теоретически увеличить время для непосредственного воздействия на тромб/эмбол. Кроме того, первичное воздействие на тромб механическими средствами дает возможность увеличить площадь соприкосновения тромба/эмбола с применяемыми далее лизирующими средствами. Наконец, высказывается мнение, что механическая экстракция тромбов может быть применена в более поздние сроки, чем медикаментозный тромболизис.
В настоящее время за рубежом создан целый ряд приборов и эндоваскулярных технологий для механической экстракции тромбов: концентрический нитиноловый ретривер рис. 3-28 и 3-29, эндоваскулярный фотоакустический реканализатор – EPAR (Прибор для эндоваскулярной фотоакустической реканализации, основанный на лазерной технологии, в котором фотонная энергия превращается в акустическую энергию на конце зонда путем создания микрокавитационных пузырьков), микроинфузионный катетер EKOS с 2.1-MHz ультразвуковым трансдьюсером, реолитическая система для тромбэктомии Possis AngioJet System, а также более традиционные микрокатетеры, непосредственно разрушающие или пронизывающие тромб и облегчающие доступ тромболитикам внутрь его тела. Среди этих технологий пока лишь одна, использующая концентрический ретривер, официально разрешена в США для широкого клинического применения на основании проведенного контролируемого исследования (MERCI trial – Mechanical Embolus Removal in Cerebral Ischemia). Данная технология была применена у 141 больного с закупорками ВСА, СМА, основной или позвоночной артерий в первые 8 часов от начала появления неврологических симптомов. Важно отметить, что ни один из них не подходил по стандартным показаниям для внутривенного тромболизиса. Почти у половины больных (46%) кровоток по сосуду был восстановлен. В свою очередь половина из больных с восстановленным кровотоком показали хороший функциональный выход к окончанию 3-го месяца после операции. Внутричерепные кровоизлияния отмечены у 8%, летальность составила 32%. Эксперты рекомендуют применять этот метод у лиц с наличием противопоказаний к тромболитической терапии.
К механическим методам тромболизиса можно отнести и использование 2MHz наружного датчика ультразвукового диагностического сканера, расположенного и работающего постоянно в течение нескольких часов в области закупорки пораженной артерии. Ультразвук используется в этой ситуации и как механический метод, и как метод, облегчающий за счет создаваемой кавитации ферментативный тромболизис. Однако, в связи с тем, что несколько мультицентровых контролируемых исследований, проведенных в 2004 и 2005 годах в разных странах (CLOTBUST trial и TRUMBI trial), дали прямо противоположные результаты, этот метод пока не рекомендуется для широкой клинической практики.
Рис. 3-28. Концентрический нитиноловый ретривер
Рис. 3-29. Техника проведения эндоваскулярной операции с ретривером. (копирайт?)
Завершая рассмотрение вопроса о тромболитической терапии, нельзя не сказать о вкладе современных методов нейровизуализации в решение данной проблемы. В последние годы появление диффузионно- и перфузионно-взвешенной магнитно-резонансной томографии (ДВ-МРТ и ПВ-МРТ) обусловило развитие принципиально новых подходов к оценке целесообразности проведения тромболизиса у больных с различными соотношениями диффузионно-перфузионно - взвешенных МР-параметров, а также поставило вопрос о пересмотре сроков проведения тромболитической терапии в сторону значительного увеличения временного интервала, в течение которого все еще возможен и эффективен тромболизис. Выделены 6 паттернов острого ишемического инсульта в зависимости от соотношения размеров повреждения мозга по данным ДВ- и ПВ-МРТ. На основании данных параметров предложены возможные варианты терапии (Barber R. et al., 1998):
· ПВ повреждение > ДВ повреждения – реперфузия (тромболизис);
· ПВ = ДВ – нейропротекция;
· ПВ < ДВ – нейропротекция;
· Повреждение только по данным ДВ-МРТ – нейропротекция;
· Повреждение только по данным ПВ-МРТ – реперфузия (тромболизис);
· Повреждения по данным ДВ- и ПВ-МРТ отсутствуют при наличии неврологического дефицита – вмешательства не проводятся.
Детальное рассмотрение этих соотношений не входит в задачи данного руководства. Подробнее о них можно узнать в соответствующей литературе («Очерки ангионеврологии» под ред. З.А.Суслиной, 2005).
В целом, необходимость экстренного высокоспециализированного предварительного обследования больного, наряду со все еще значительным риском геморрагических осложнений, не позволяют в настоящее время рекомендовать тромболитическую терапию для широкого использования в нашей стране и ограничивают ее рамками специализированных ангионеврологических центров.
Вазоактивные препараты
Клиническое использование вазоактивных препаратов не всегда дает ожидаемые результаты, возможно, в силу того, что эти препараты помимо положительных эффектов могут увеличивать внутричерепное давление, снижать среднее АД и оказывать шунтирующий эффект, отвлекая кровь от зоны ишемии. Представляется оправданным применение их при нарушениях кровообращения преимущественно на уровне микроциркуляторного русла. Их реальная роль в развитии коллатерального кровоснабжения очага ишемии нуждается в дальнейшем изучении (это касается прежде всего пентоксифиллина и эуфиллина, положительный эффект которых нередко отмечается в клинической практике).
Увеличение церебральной перфузии и улучшение реологических свойств крови.
Один из наиболее известных методов, применяемых с этой целью - гемодилюция. В его основе лежит воздействие на микроциркуляцию ишемизированного мозга посредством снижения вязкости крови и оптимизации циркуляторного объема. Целесообразно проводить гиперволемическую гемодилюцию с помощью реополиглюкина или 6 - 10% гидроксиэтилкрахмала только если уровень гематокрита у больного превышает 40 ед., в объемах (дозах), обеспечивающих его снижение до 31-34 ед. При этом у лиц с выраженной кардиальной и/или почечной патологией и высоким АД необходимо следить за состоянием центральной гемодинамики для предотвращения развития отека легких, а также за уровнем креатинина, мочевины и глюкозы в крови. Введение этих препаратов с целью коррекции гематокрита более 7-8 суток, начиная с момента развития инсульта, кроме особых случаев, не оправдано.
Если эффективность метода гемодилюции (гиперволемической, но не изоволемической!) изучена в ряде проведенных международных мультицентровых контролируемых исследований (соотношение положительных и отрицательных результатов проведенных исследований – 50 : 50), то целесообразность применения других лекарственных препаратов с этими же целями (улучшение реологии крови) пока является предметом интенсивных исследований.
Для улучшения церебральной перфузии могут иметь решающее значение меры по восстановлению и поддержанию системной гемодинамики. Поэтому оптимизация сердечной деятельности и поддержание адекватного уровня артериального давления выдвигаются на первый план.
Антитромбоцитарные препараты.
Аспирин, назначаемый в течение первых 2 суток после начала инсульта, является эффективным доказанным средством лечения в острый период инфарктов мозга. Возможно его применение в двух режимах - по 150 -300 мг или в малых дозах по 1 мг/кг массы тела ежедневно. Риск кровоизлияний при этом практически отсутствует. Однако весьма часто аспирин не может использоваться у больных, имеющих проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта. В этих случаях применяются его специальные лекарственные формы («Кардиомагнил», «Аспирин-кардио» и др.) Целесообразность применения в острый период антиагрегантов иного действия, включая клопидогрель и дипиридамол, еще изучается. При проведении тромболитической терапии аспирин не назначается.
Антикоагулянты прямого действия.
До сих пор нет четких доказательств для широкого применения прямых антикоагулянтов при остром инсульте, даже у больных с предсердной фибрилляцией. Антикоагулянтная терапия не имеет прямой связи с уменьшением смертности и инвалидизации больных. В то же время получены серьезные доказательства, что низкомолекулярный и нефракционированный гепарины действительно предотвращают сопутствующие инсульту глубокие венозные тромбозы и, следовательно, риск ТЭЛА, именно за счет этого достоверно уменьшая летальность от инсульта. Наш опыт многолетнего использования низкомолекулярного гепарина (НМГ) при тяжелых ишемических инсультах подтверждает данное положение. Обычно НМГ вводится подкожно в профилактических дозах сразу же после поступления больного в клинику, при условии отсутствия пропитывания кровью очага ишемии по данным томографических методов, стабилизированном уровне АД, отсутствии заболеваний и состояний, связанных с повышенной кровоточивостью. На сегодняшний день, по нашим данным, это лучший способ профилактики ТЭЛА – основной причины летальных исходов больных, переживших первые 7 суток тяжелого ишемического инсульта. Более подробно о механизмах действия низкомолекулярных гепаринов будет сказано в главе 4.
Нейропротекция
Это второе стратегическое направление в терапии ишемических инсультов. Тяжелые метаболические нарушения, быстрая деполяризация мембран, неконтролируемое высвобождение возбуждающих аминокислот и нейротрансмиттеров, свободных радикалов, развитие ацидоза, резкое вхождение кальция в клетки, изменение генной экспрессии - вот далеко не полный перечень точек приложения для нейропротекторных препаратов в условиях церебральной ишемии.
В настоящее время выделяется целый спектр лекарственных препаратов, обладающих нейропротекторными свойствами: постсинаптические антагонисты глутамата; пресинаптические ингибиторы глутамата; блокаторы кальциевых каналов и другие. Целесообразность их применения доказана в экспериментальных условиях. Четких клинических доказательств эффективности у подавляющего большинства нейропротекторных препаратов до сих пор нет. В тех случаях, когда одним авторам все же удается получить позитивные результаты в ходе пилотных исследований, они почти всегда ставятся под сомнение другими специалистами, проводящими клинические испытания по более высоким или примерно по тем же стандартам. В связи с этим обоснованность их использования у больных не вполне ясна. Тем не менее, высокая перспективность нейропротекции как метода лечения не вызывает сомнений. Ее широкое внедрение, безусловно, дело ближайшего будущего.
Хирургические методы в острый период ишемического инсульта
Хирургические методы лечения при инфарктах мозжечка, сопровождающихся острой обструктивной гидроцефалией, а также дренирование желудочков мозга, как уже указывалось, в настоящее время применяются с высокой эффективностью, равно как и механическая экстракция тромбов с помощью нитинолового ретривера. Целесообразность других оперативных вмешательств в остром периоде ишемического инсульта, включая ангиопластику с последующим стентированием, экстра-интракраниальный микроанастомоз, требует дополнительных доказательств.
Особенности диагностики и лечения различных подтипов ишемических инсультов будут изложены в последующих разделах.