Диагностические тесты при ОНМК
Ø ЭКГ,
Ø глюкоза крови,
Ø электролиты плазмы ( К, Na и др.),
Ø газы крови,
Ø осмолярность,
Ø мочевина и креатинин, общий анализ мочи
Ø гематокрит,
Ø активированное частичное тромбопластиновое время,
Ø протромбиновое время или международное нормализованное отношение (МНО)
Ø общий анализ крови с подсчетом числа тромбоцитов,
Ø рентгенография органов грудной клетки(при необходимости),
Ø гастродуоденоскопия (желательно).
Разумеется, ряд из этих тестов можно сделать и до томографического исследования, если оно по каким-либо причинам задерживается. Такой набор тестов не случаен.
ЭКГ:
Патология сердца выявляется у большинства пациентов с ОНМК. ЭКГ-обследование помогает не только своевременно диагностировать острый инфаркт миокарда, другие жизнеугрожающие нарушения ритма и проводимости сердца, но и в ряде случаев установить причину инсульта. Эхо-кардиография весьма информативна при подозрении на кардиогенный ишемический инсульт, но обычно выполняется не в первые часы после поступления пациента в клинику и потому не включена в вышеприведенную таблицу. При подозрении на инфаркт миокарда рекомендуется проведение тестов с маркерами кардиальной ишемии.
Биохимические тесты:
Биохимические тесты – глюкоза, мочевина, креатинин необходимы для своевременного уточнения диагноза инсульта и исключения вторичных метаболических церебральных расстройств, особенно при нетипичном течении заболевания. Кроме того, следует помнить, что у больных с ОНМК весьма часто имеется сахарный диабет, как клинически явный, так и латентно текущий. Хорошо известно, что гипергликемия при инсульте является прогностически неблагоприятным фактором, поэтому ее коррекция должна проводится незамедлительно и плавно, предпочтительно с помощью простого инсулина, вводимого в зависимости от ситуации либо подкожно, либо через инфузомат (обычно при наиболее тяжелых состояниях).
Электролиты и осмолярность:
Исследование электролитов плазмы крови при тяжелых формах инсультов является крайне важным. Электролитный дисбаланс может имитировать картину церебральной ишемии (например, при центральном понтинном миелинолизе и гипонатриемии) и других тяжелых нарушений. Так, гипонатриемия является наиболее частым электролитным нарушением у тяжелых больных вне зависимости от причины основного заболевания, но требует неотложной коррекции только в тех случаях, когда натрий снижается в плазме ниже 120-125 ммоль/л, так как иначе может быстро развиться гипоосмолярная кома. Гипернатриемия, напротив, сопровождается резким повышением осмолярности плазмы, нарастанием величин гематокрита. Осмолярность является интегративным показателем ряда констант гомеостаза и превышение ее уровня более 320 ммоль/л является прогностически неблагоприятным при инфарктах и кровоизлияниях в мозг. Гиперкалиемия может приводить к внезапной остановке сердца. Не менее опасна и гипокалиемия, при которой страдает сократительная функция мышц и, как следствие этого, могут развиваться параличи скелетной мускулатуры, кишечная непроходимость, сердечные аритмии и др. Часто практикуемое проведение специальных лечебных мероприятий, например – дегидратация с помощью осмодиуретиков, также требует обязательного контроля за содержанием электролитов в крови.
Исследование газового состава крови:
Исследование газового состава крови необходимо, прежде всего, для определения показаний к проведению ИВЛ у тяжелых больных или коррекции тактики лечения у более легких категорий пациентов (см. далее).
Гематологическое обследование:
Гематологическое обследование начинают с рутинного анализа крови, который имеет важное значение в уточнении состояния пациента и возможных причин заболевания (патология крови, системные заболевания и т.д.), а также вторичных осложнений (пневмония, инфекции мочевых путей и др.).
Гематокрит рассматривается как параметр, в ряде случаев способный помочь в диагностике основного заболевания, а также имеющий прогностическое значение (чем выше гематокрит, тем больше размер очага ишемии). Кроме того, гематокрит является основным показателем эффективности проводимой гемодилюции (более точный параметр – легочное давление заклинивания требует специального оборудования).
Другим, не менее важным методом диагностики гематологических нарушений, является подсчет числа тромбоцитов. Тромбоцитопении, наряду с тромбоцитопатиями и гипертромбоцитозом, могут быть непосредственной причиной неврологичесих расстройств. Кроме того, исследование числа тромбоцитов в динамике позволит своевременно распознать вторичные нарушения гемостаза, в том числе ДВС-синдром.
Активированное частичное тромбопластиновое время (АЧТВ) – высоко-стандартизированная коагуляционная проба, чувствительная только к плазменных дефектам свертывания (особенно к дефициту XII, XI, IX и VIII факторов), а также к избытку в плазме антикоагулянтов. АЧТВ в сочетании с определением уровня фибриногена и подсчетом числа тромбоцитов является базисным тестом для определения стадии ДВС-синдрома (гипер-, гипо- и нормокоагуляции) и контроля за эффективностью проводимой терапии прямыми антикоагулянтами. Определение МНО крайне важно у лиц получающих непрямые антикоагулянты с лечебной или профилактической целью.
Рентгенография органов грудной клетки:
Рентгенография органов грудной клетки является незаменимой при выявлении легочных осложнений (застойная, аспирационная пневмония, тромбоэмболия и др.), и может оказаться полезной в диагностике кардиальных нарушений (изменение конфигурации сердца при клапанных пороках, расширение границ сердца при гипертрофической и дилатационной кардиомиопатии и т.д.). При отсутствии легочных осложнений или подозрений об их наличии, это исследование можно не проводить в экстренном порядке.
Гастродуоденоскопия:
По нашим данным две трети больных с тяжелыми и средней тяжести инсультами имеют те или иные изменения слизистой желудка, пищевода или двенадцатиперстной кишки, вплоть до острых кровоточащих язв. Кровотечение из них может быть летальным, а распознать его даже при наличии желудочного зонда у больного далеко не всегда бывает просто. Кроме того, такая стандартная мера как введение прямых антикоагулянтов с целью профилактики тромбоэмболии легочной артерии, в этих случаях противопоказана. Поэтому мы полагаем, что гастродуоденоскопия, должна быть проведена, по крайней мере у тяжелых больных, не позднее первых суток пребывания их в стационаре.