Дозировка, способ введения и сочетание препаратов
Мы можем разделить дозы на низкие, средние и высокие. Обычно более высокие дозы препаратов вызывают более интенсивные и долговременные эффекты. Кроме того, мы наблюдали много случаев, когда на одного и того же человека маленькая доза оказывала сильное воздействие, а большая доза на другом сеансе — значительно меньшее. Известны примеры привыкания к препарату, когда повторные дозы уменьшают последующие эффекты, или случаи сенсибилизации, когда низкие первоначальные дозы усиливают воздействие последующих низких доз. Поэтому важно понимать, каким образом взаимодействуют доза, установка и окружающая обстановка. Кроме того, следует осознавать, что доза может не быть неизменно связана с интенсивностью и длительностью эффектов.
Обычно рекомендуется начинать знакомство с «низкой дозы», независимо от того, имеем ли мы дело с взаимоотношениями, повседневными упражнениями или психоделическим препаратом. Хотя чаще всего любые специфические отношения редко развиваются без получения «полной дозы». Поэтому для смелого исследователя подобных опытов рано или поздно наступает момент, когда высокая доза играет важную роль в работе с препаратом и сферами реальности, в которые она приводит.
Еще одним важным фактором является способ введения препарата. Существует довольно много различных методов. Внутривенное введение, курение и вдыхание являются самыми быстрыми способами воздействия. При внутримышечном и подкожном введении эффекты начинают проявляться медленнее. Еще более медленными считаются методы введения через желудочно-кишечный тракт, такие как проглатывание или ректальное введение. Местное наложение на кожу или слизистые оболочки различается по скорости воздействия и зависит от целостности ткани, то есть эффекты проявляются гораздо быстрее, если препарат наносится на рану или открытую язву, чем если он наносится на неповрежденную или огрубелую кожу. Кроме того, химическое вещество, в котором растворяется препарат для местного наложения, также сильно влияет на скорость всасывания. Например, диметилсульфоксид (ДМСО) является широко применяемым растворителем, который позволяет препарату очень быстро проникать через кожные покровы, а масло какао всасывается гораздо медленнее.
Правильнее всего выбрать одну дозу одного препарата для определенного сеанса и в дальнейшем придерживаться этого решения. Участники часто склонны принимать дополнительные количества вещества, если эффекты отличаются от тех, какие они надеялись получить. В таких случаях принимают бустер, или усилитель. Хотя иногда бустер является неотъемлемой частью опыта (например, на сеансах приема аяхуаски, проводимых местным населением Южной Америки), мы рекомендуем соблюдать осторожность в этих вопросах. Одиночное неправильное суждение может привести к принятию опрометчивых решений и приему слишком высокой дозы. Поэтому следует помнить, что всегда есть возможность принять большее количество в следующий раз.
Также не рекомендуется смешивать препараты. В этом случае есть опасность, что эффекты окажутся неясными, а сочетания препаратов — ядовитыми.
В ОДИНОЧКУ ИЛИ В ГРУППЕ: РОЛЬ СТРУКТУРЫ
В данном случае термин структура имеет отношение к поведенческим параметрам, которые мы устанавливаем для самих себя в продолжение сеанса. Такими параметрами являются безопасность, удобство и оптимизация путешествия. Кроме того, когда мы находимся в группе, структура требует проявления уважения к чувствам и потребностям других людей. Что касается количества участников сеанса, то здесь существует несколько вариантов. Мы можем путешествовать в одиночку, в маленькой группе друзей или незнакомых людей и в довольно большой группе.
В ОДИНОЧКУ
Соображения безопасности требуют, чтобы рядом с нами во время приема психоделиков присутствовал один или несколько человек, которым мы доверяем, но иногда такой возможности нет. Впрочем, мы можем захотеть путешествовать свободно, без каких-либо межличностных взаимодействий, и в таком случае не нуждаемся в компании. Тем не менее, крайне безрассудно совершать первое путешествие в одиночку. Даже после того как мы познакомились с препаратом, благоразумнее позволить доверенному лицу знать о наших планах и местонахождении, когда мы собираемся принимать препарат.
Если все-таки человек решает совершить путешествие в одиночку, ему важно заранее подумать об определенных вопросах и принять решение об определенных действиях; и этого решения надо твердо придерживаться в дальнейшем. Думать над таким решением рекомендуется под руководством тех, кто уже принимал данный препарат. Затратив некоторое время, мы сможем установить необходимые правила проведения сеансов. Хотя обычно люди склонны полагаться на свою память, все же полезно иметь эти правила перед собой в напечатанном виде на тот случай, если трудно будет их вспомнить. Обычно под влиянием препарата не рекомендуется изменять структуру, которой вы решили придерживаться. Важно помнить, что всегда можно изменить основные правила и принципы — но на следующем сеансе, когда будет время на обдумывание всех этих вопросов после завершения путешествия.
Если вы решились принимать препарат в одиночку, следует рассмотреть целый ряд вопросов. Будете ли вы слушать музыку? Если да, то подготовите список произведений для проигрывания заранее или будете решать, что хотите услышать, находясь в ИСС? Собираетесь ли вы провести сеанс с закрытыми или открытыми глазами? Хотите ли надеть повязку на глаза? Как будете одеты? Как собираетесь провести сеанс: лежа, сидя или прогуливаясь? Когда и что будете есть? Как узнаете, что выпили достаточно жидкости? В каком случае можно принять большее количество препарата, выкурить сигарету, выпить алкогольный напиток или кофе? Через какой промежуток времени после сеанса вы покинете здание или сядете за руль? Кто будет отвечать на телефонные звонки? Кто окажет помощь, если вы в ней будете нуждаться? Что вы будете делать, если опыт окажется невыносимым? Захотим ли вы принять успокаивающее средство, чтобы химическим способом прекратить путешествие?
ГРУППА
Если в помещении под воздействием препарата находится не один человек, а более, надо принять во внимание, что все присутствующие влияют на установки друг друга и на общую обстановку. Этот процесс брожения может создать пенистый напиток личных взаимодействий. Поэтому перед групповым сеансом — особенно в новой группе — важно заранее принять решение о дополнительных структурных элементах, с которыми согласятся все члены группы. Одним из способов минимизации стресса, связанного с групповым сеансом, является сольное путешествие. Использование глазных повязок и далеко расположенных друг от друга матрасов или ковриков поможет разграничить индивидуальные опыты в групповой обстановке. Когда воздействие препарата прекратится, обсуждение лучше проводить за пределами данного помещения, чтобы не смущать тех, кто хочет продолжить независимый внутренний опыт.
Кроме того, целью групповой работы, в частности с низкими и средними дозами, может быть участие в определенной групповой деятельности, например исполнении или прослушивании музыки, совместном участии в эстетическом опыте или решении проблем. В этих случаях большая часть времени посвящается исследованию воздействия психоделика на групповые процессы. Важно обсудить основные правила проведения сеанса и ожидания участников до его начала.
При работе в группе существуют и другие заслуживающие внимания вопросы. Как мы будем подавать сигнал о том, что нуждаемся в помощи (поднимем руку или просто скажем об этом)? Захотим ли мы, чтобы нам кто-то помогал? И какова будет помощь — физическая или словесная? Каким образом будут приниматься решения относительно нашего состояния или поведения? Если кто-то почувствует, что музыка звучит слишком громко или температура (освещение) в комнате вызывает неприятные ощущения, как будут решаться такие вопросы? В каком состоянии будут находиться другие члены группы — под воздействием препарата или они не будут его принимать? Если под воздействием, то каждый участник получит одну и ту же дозу? И как мы об этом узнаем?
Хотя определенные изменения допустимы в более или менее изменяемой обстановке, некоторых структурных принципов следует придерживаться строго. Например, сексуальные контакты любого рода между участниками сеанса должны быть запрещены, так же как физические, словесные или эмоциональные проявления агрессии. Столь же неразумно в течение сеанса просить об одолжении денег или собственности. Конечно, мы можем попросить о каком-то одолжении или принять его в том случае, если последствия не распространяются за пределы сеанса; например, можно получить одеяло, если нам холодно, или книгу для просмотра и т. д. Просьбы об одолжении, которые требуют своего завершения после сеанса, должны быть отложены до того момента, когда все участники вернутся в нормальное состояние сознания. Более того, каждый должен оставаться в группе до тех пор, пока не будут выполнены все условия, оговоренные заранее. Например, всем следует оставаться на местах, если руководитель группы посчитал, что воздействие препарата еще не окончено или, при отсутствии в группе лидера, все участники заранее решили, что каждый покинет место проведения сеанса только после того, как хорошо выспится. Вопросы, связанные с частной жизнью и сохранением конфиденциальности, очень важны для успешного функционирования такой группы. Поэтому каждый должен принять на себя обязательство не упоминать имен людей, с которыми он участвовал в сеансе, без их на это согласия.
Одним из преимуществ групповой обстановки является возможность поделиться своими впечатлениями после сеанса. Обычно это происходит на следующий день и может оказаться весьма полезным для восстановления целостности личности, что необходимо для оптимального использования такого рода сеансов.
НАБЛЮДАТЕЛЬ
Наряду с вопросом, касающимся того, кто еще совершает путешествие в одном помещении с нами, важным вопросом является наличие наблюдателя — чедовека, следящего за теми, кто находится под воздействием препарата. Функции наблюдателей на психоделических сеансах во многом похожи на обязанности тех, кто ухаживает за детьми (бебиситтеров), поскольку после приема психоделиков участники могут испытывать потребность в своеобразном внешнем руководстве, сдерживании или обучении. Кроме того, наблюдение за психоделическими сеансами имеет много общего с медитацией. Наблюдатель должен обладать различными навыками, сочетая их во время сеанса. Так, он должен позволить участникам, находящимся под его наблюдением, пройти все этапы их психоделического путешествия, при этом оставаясь бдительным и сфокусированным на потребностях каждого своего подопечного. Это сочетание бдительного недеяния и пассивной деятельности является отличительным признаком многих медитативных практик.
Принимаем ли мы участие в групповом сеансе или путешествуем в одиночку — особенно это касается сеансов с высокими дозами, — нам будет легче расслабиться, испытать большую свободу и пережить тот вид опыта, который мы хотим, если мы будем знать, что в любом случае кто-то о нас позаботится. Кроме того, относительная анархия, которая может возникнуть в групповой обстановке, особенно если люди находятся под воздействием высоких доз, может с трудом поддаваться управлению. Один или несколько наблюдателей могут успешно справиться с такой задачей.
Некоторые наблюдатели руководят сеансами более активно, а не только отвечают на потребности участников. Те, кто обучен шаманским моделям проведения сеансов, могут играть на музыкальных инструментах, петь, свистеть, танцевать, кричать, манипулировать телами на физическом и энергетическом уровнях, а также лить или разбрызгивать на участников различные жидкости или порошки.
УСТАНОВКА НАБЛЮДАТЕЛЯ
Хотя существует много причин для проведения сеанса с наблюдателем, важно быть особенно внимательным в выборе наблюдателя, под чьим руководством мы собираемся принимать психоделики. Это позволит избежать многих проблем во время сеансов. Стоит отметить, что участники будут глубоко связаны с этой личностью на всех стадиях путешествия — до, в продолжение и после сеанса. Наблюдатель находится в более высоком положении, он является лидером и оказывает поддержку, поэтому участникам следует получить как можно больше информации об этом человеке.
Например, полезно получить ответы на следующие вопросы. Является ли наблюдатель религиозным или духовным человеком? Является ли он членом определенной религиозной или профессиональной организации? Какое он получил образование? Какова его сексуальная ориентация? Имеет ли наблюдатель семью и детей? Употребляет ли он алкоголь или какие-либо препараты, и если да, то в каких количествах? Является ли он вегетарианцем? Какие мотивы склонили его к участию в сеансах — деньги, желание исцелиться, садизм, любопытство, альтруизм, вуайеризм, вопросы карьеры? Как он относится к власти или репутации, которые наблюдатель может приобрести? Имеет ли он опыт введения таких препаратов другим? Принимал ли он такие препараты сам? Является ли этот человек тем, кому мы можем задать вопросы, с кем можем разрабатывать наши планы для различных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе сеанса? Чувствуем ли мы, что можем доверять этому человеку? Согласны ли мы получать от него руководство и поддержку, когда будем не в состоянии позаботиться о себе?
Мы рекомендуем задать вероятному наблюдателю любые или все эти вопросы, поскольку полученные ответы будут влиять на чувство безопасности и воодушевления участников в продолжение сеанса. В обсуждение стоит также включить вопросы, связанные со структурой групповой работы. Кроме того, поскольку психоделические препараты довольно трудно достать, наблюдатель может быть именно тем человеком, который снабжает участников данным веществом. Это обычно происходит в небольших группах и на сеансах шаманов, и всегда — в обстановке научного исследования.
ОПЫТЕН ЛИ НАБЛЮДАТЕЛЬ?
В рамках шаманской традиции совершенно очевидно, что руководитель хорошо знаком со всеми видами препаратов и растений, который он будет давать другим. Это обычно справедливо и для западных людей, которые руководят нелегальными сеансами приема психоделиков. Эмпатия — сопереживание чувствам других — крайне важна в любой целительской или духовной работе. Чаще всего сопереживание возникает, если целитель сам пережил подобные опыты. Даже если целью сеанса не являются целительские или духовные вопросы, тем не менее, они могут возникнуть в любой момент, и наблюдатель должен быть в состоянии отреагировать соответствующим образом.
В обстановке научного окружения в США использование психоделика наблюдателем не одобряется. Это одно из прискорбных последствий личного использования психоделиков исследовательской группой Гарвардского университета в 1960-х годах, которое широко освещалось в СМИ. От европейских же исследователей ожидают, что они будут «первопроходцами» в изучении любых психоделических препаратов. Это обусловлено несколькими причинами: чтобы быть уверенным, что препарат и доза безопасны, для ученого более этично сначала ввести себе экспериментальный препарат, особенно если от этого не ожидается особой терапевтической пользы. Таким образом, ученые берут на себя основное бремя любого отрицательного воздействия. Более того, европейские разрешительные органы считают, согласие, основанное на документально подтвержденной информации, вызывает большее доверие, если исследователи лично знакомы с эффектами воздействия данного препарата. На основе собственного опыта они могут более подробно рассказать потенциальному добровольцу о том, чего можно ожидать во время экспериментов, а также проявят больше сочувствия во время сеансов.