История возникновения жизни на земле, рассказанная на языке триптамина
Майкл Харнер, предшественник неошаманизма, является автором книги «Путь шамана», одной из ключевых книг для практикующих шаманов западной культуры. В ней, в самом начале, Харнер описывает свою первую встречу с содержащим ДМТ психоделическим напитком аяхуаска. Это одно из лучших и подробнейших описаний опыта ДМТ, со всеми его характерными особенностями (в тексте выделены полужирным шрифтом). Темы, аналогичные мифологическим, выделены курсивом.
Бледные линии над моей головой стали ярче и, постепенно переплетаясь, сформировали купол, напоминающий геометрический мозаичный узор из витражного стекла. Оттенки ярко-фиолетового цвета образовали надо мной постепенно увеличивающуюся крышу. Внутри этой небесной пещеры я слышал плеск воды, который становился все громче, и видел смутные фигуры , совершавшие неясные движения. Когда мои глаза привыкли к темноте, движущаяся сцена превратилась в нечто, напоминающее огромный парк развлечений , сверхъестественный карнавал демонов . В центре была руководившая всей деятельностью и смотревшая прямо на меня гигантская голова крокодила , и из ее глубокой пасти извергался стремительный поток воды. Вода медленно поднималась, как и купол надо всем, пока сцена не превратилась в простую раздвоенность голубого неба вверху и моря внизу. Все создания исчезли.
Затем, находясь у поверхности воды, я начал различать две странные лодки, движущиеся вперед и назад. Они плыли по воздуху в направлении меня, постепенно приближаясь и соединяясь в одно судно с носом в форме огромной головы дракона , но не такой, как на корабле викингов. Посередине судна был поднят квадратный парус. Когда корабль спокойно проплывал надо мной, двигаясь вперед и назад, я услышал ритмичный свистящий звук и понял, что это была гигантская галера с несколькими сотнями весел, движущихся вперед и назад в одном ритме со звуком.
И тут я осознал , что слышу самое красивое из слышанных мной в жизни пение, исходящее от мириад голосов, высоких и неземных, на борту галеры. Когда я внимательнее посмотрел на палубу, то смог различить огромное количество существ с головами голубых соек и человеческими телами, но они не были похожи на изображения птицеголовых богов древнеегипетских гробниц. В то же время некая квинтэссенция энергии начала выплывать из моей груди , поднимаясь вверх — на галеру. Несмотря на то что я считал себя атеистом, в тот момент я был совершенно уверен, что умираю и что птицеголовые людиприбыли, чтобы забрать мою душу на корабль. Пока душа продолжала вытекать из моей груди, я осознавал, что мои конечности начинают неметь .
Я чувствовал, как, начиная с рук и ног, мое тело медленно превращалось в застывший бетон. Я не мог двигаться или говорить . Постепенно онемение приближалось к моей груди и сердцу. Я попытался открыть рот, чтобы попросить о помощи, чтобы индейцы дали мне противоядие. Как я ни старался, не смог произнести ни единого слова. В то же время мне показалось, что мой живот превращается в камень , и я вынужден был прикладывать огромные усилия, чтобы поддерживать сердцебиение . Я называл сердце своим другом, моим самым дорогим другом, разговаривал с ним и всеми силами, которые у меня еще оставались, заставлял его биться.
Я начал осознавать свой мозг . Я ощущал физически, что он разделен на четыре особых изолированных уровня. На самом высоком находился наблюдатель или командующий, который был осведомлен о состоянии моего тела и нес ответственность за то, чтобы мое сердце продолжало биться. Он воспринимался как зритель , наблюдающий за видениями, исходящими от расположенных ниже отделов мозга. Непосредственно под самой верхним слоем я чувствовал онемение, будто следующий уровень был выведен из строя препаратом, — его просто там не было. Еще ниже был уровень, который являлся источником моих видений, включая корабль душ.
Теперь я поистине был уверен в том, что готов умереть . По мере того как я пытался смириться со своей судьбой, еще более нижний отдел мозга начал передавать видения и информацию. Мне «сказали», что этот новый материал предоставляли мне потому, что я умирал, а следовательно, был «безопасен» для получения этих откровений . Меня посвятили в тайны, сберегавшиеся для умирающих или мертвых. Я очень смутно воспринимал тех, кто передавал мне эти мысли: гигантских рептилий , лениво расположившихся на самом нижнем уровне задней части моего мозга, где он соединяется с вершиной позвоночника. Я мог разглядеть только их смутные очертания в мрачных и темных глубинах.
Затем они спроецировали визуальное изображение прямо передо мной. Сначала они показали мне планету Земля, какой она была сотни миллионов лет тому назад, до появления какой бы то ни было жизни. Я увидел океан, бесплодную землю и ярко-голубое небо. Затем с неба начали падать сотнями черные точки, приземляясь прямо передо мной на пустынный ландшафт. Я видел, что эти «точки» на самом деле были огромными, блестящими, черными созданиями с небольшими плотными крыльями, как у птеродактилей , и крупными китообразными телами. Их головы были мне не видны. Они плюхались вниз, крайне истощенные своим путешествием, длившимся миллиарды лет. Они объяснили мне на особом языке мыслей , что они сбежали от своего врага в космосе и вынуждены были спуститься на Землю, чтобы спастись.
Затем эти существа показали мне, как они создавали жизнь на планете, чтобы спрятаться среди многообразных форм и таким образом сохранить в тайне свое присутствие. Перед моими глазами предстало все великолепие создания и видообразования растений и животных — сотни миллионов лет деятельности — в таком масштабе и с такой яркостью, которые невозможно описать . Я узнал, что драконоподобные создания находились, таким образом, внутри всех форм жизни, включая и человека. (Оглядываясь назад, я мог бы сказать, что они были похожи на ДНК, хотя в то время — в 1961 году — я ничего не знал о ДНК.) Они сказали мне, что являются настоящими хозяевами человечества и всей планеты. Мы же, люди, только сосуды и слуги для этих созданий. По этой причине они и говорили со мной изнутри меня[325].
После этого Харнер, в то время антрополог и атеист, поделился своими впечатлениями с четой миссионеров-евангелистов и слепым шаманом племени конибо и с удивлением обнаружил, что пережитый им опыт не являлся ни уникальным, ни исключительным. Миссионеры отыскали соответствующие эпизоды в 12-й главе Откровения Иоанна Богослова (например: «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку…», 12:15), а шаман сказал: «О, они всегда говорят это [ссылаясь на то, что драконоподобные создания (змеи) заявляли, что они являются хозяевами человечества]. Но они хозяева только внешней темноты». Так называется открытый космос на языке племени конибо. Несмотря на все наше уважение к слепому шаману, мы не можем согласиться с его мнением по поводу этих драконоподобных существ. В книге об эгоистичных генах[326]Ричард Докинз доказывает, что эти гены являются истинными хозяевами планеты, а мы, люди, оказались «только сосудами и слугами для них». Таким образом, Харнер получил общее представление об основанной на ДНК теории панспермии [327]Фрэнсиса Крика[328]за 12 лет до ее публикации!
На другом континенте, в Африке, представители некоторых племен утверждают, что обладают эзотерическим знанием расы рептилий, которая, как они говорят, контролирует Землю. Они также сообщают, что раса рептилий создала темнокожих людей и использовала их для работы на золотых приисках. Эти истории очень похожи на рассказ Харнера и легенды с шумерских табличек. Каким образом люди, жившие на разных континентах, под разным небом, в разные эпохи, обладавшие разным мировоззрением, могли получить одни и те же духовные опыты? Ключом к этой загадке может служить воздействие эндогенного психоделического соединения — ДМТ.
КОД ДМТ
Здесь мы постараемся рассмотреть типичные особенности опытов ДМТ, которые возникают в результате внутривенного введения этого препарата человеку. Данный перечень опирается на работу Рика Страссмана — ученого-первопроходца в этой области[329].
Типичные симптомы первоначального воздействия ДМТ включают в себя разнообразный громкий пульсирующий шум: гул, гудение, жужжание. Иногда этот шум превращается в шипение и его тон становится более высокочастотным. Эти звуки обычно сопровождаются телесными вибрациями, лихорадкой, волной тепла, проходящей по всему телу, странными ощущениями в тех ли иных органах, чувством силы (некоторые люди воспринимают ее как энергию), входящей в тело или покидающей его. На этой стадии видения состоят из геометрических образов, спиралей или зигзагообразных линий мерцающего, пульсирующего яркого света — фосфенов [330]. Люди часто ощущают чье-то «присутствие», иногда сопровождающееся давлением в области груди, будто кто-то невидимый садится на верхнюю часть тела. На этой стадии могут также появляться и другие симптомы: паралич мышц, онемение, выход из тела и свободное перемещение в пространстве.
Кульминацией опыта ДМТ является внезапный переход, напоминающий прорыв сквозь стену или мембрану, чему иногда предшествует звук, подобный хрусту, гудению или щелчку. В этот момент у человека возникает ощущение, будто он попал в необычный мир, нереальный и гиперреальный одновременно. Зрительные образы становятся цветными, очень сложными и более яркими, чем в действительности. В это же время появляются странные существа: говорящие ящерицы, разумные змеи, маленькие люди, ангелы, двухмерные, будто нарисованные формы, которые могут проникать в тело субъекта (путем операции, вживления имплантата или оплодотворения), особенно если он сопротивляются опыту. Чувство исчезновения эго, дезинтеграции или страх смерти овладевают теми, кто оказывает сопротивление. Тех же, кто способен расслабиться и смириться с опытом, ждет обучение под руководством неземных существ. Субъекты могут почувствовать, что инопланетяне «загружают» в них большое количество информации. Харнер решил, что умирает, постарался принять свою судьбу и после этого получил изобилующие подробностями откровения. Качество осознанности изменяется с возрастанием особого рода раздвоения в окружающей действительности: появляется ощущение одновременного присутствия в двух сферах, например восприятие качеств простыни, на которой лежит субъект, и чувство давления на подушку могут совмещаться с ощущением присутствия в необычном мире.
Все эти симптомы необязательно проявляются в одно и то же время и именно в такой последовательности. Опыты весьма разнообразны, но их общие черты также удивительны. Подобные симптомы, появляющиеся без приема ДМТ, могут быть вызваны спонтанным образованием и высвобождением ДМТ. Диметилтриптамин является эндогенным галлюциногеном. В головном мозге присутствуют энзимы, способствующие синтезу этого сильнодействующего психотропного химического вещества. Мозг также обладает механизмом активной транспортировки и обеспечивает эффективное передвижение этого препарата сквозь весьма ограничивающий в других случаях фильтр — гемато-энцефалический барьер. Существует гипотеза, согласно которой шишковидная железа является источником эндогенного ДМТ. Страссман считает, что феномен спонтанного высвобождения ДМТ объясняет опыты похищения людей существами, связанными с НЛО, и другие подобные явления. Чрезвычайно удивителен тот факт, что большинство контактов с НЛО происходит в ранние утренние часы, когда шишковидная железа наиболее активна.
Сонный паралич — «синдром старой ведьмы» — может также являться последствием умеренного спонтанного высвобождения ДМТ.
Главные характеристики воздействия ДМТ при спонтанном и полноценном высвобождении (по Страссману):
1. Обычно происходит между 2 и 5 часами утра.
2. Начинается со странного шума, пульсирующего яркого света, телесных вибраций, паралича, ощущения присутствия других существ.
3. Затем происходит внезапный переход в суперреальность, существа производят операции и проникают внутрь тела, разумные рептилии общаются и обучают людей (последнее происходит в случае принятия человеком данной ситуации).
4. Двойное присутствие — одновременное восприятие двух сфер реальности.
Хэнк Вессельман, знаменитый участник движения неошаманизма, инициированного Майклом Харнером, начал свою карьеру в качестве физического антрополога [331], проводя исследования в районе Великой рифтовой долины в Африке, где были обнаружены скелеты Люси и других австралопитеков — древних предков человека. В 1980-х годах он пережил серию спонтанных, а затем и спланированных шаманских опытов, которые раскрыли ему драматическое будущее человечества. Путешествия Вессельмана были спонтанными ИСС интегративного типа и происходили обычно в ранние утренние часы. Материалы о своих удивительных «внутрипсихических» приключениях и восхитительных открытиях он опубликовал в трех книгах[332], которые стоят в одном ряду с книгами Карлоса Кастанеды. Ниже приведены отрывки из описания его первого контакта.
Я… постепенно погружался в сон, когда почувствовал особое ощущение в своем теле. Как только мое внимание восстановилось и я сосредоточился на этом ощущении, оно внезапно стало интенсивнее, парализовав меня в том положении, в котором я лежал. Я сильно испугался и открыл глаза. В тот же момент я увидел светящиеся точки, соединенные странными линиями и зигзагами на фоне темного потолка. Казалось, что они объединены в прозрачную дугу. Затем спальня исчезла.
Я обнаружил себя в лесу, в практически непроницаемой темноте. Вокруг меня расходились во всех направлениях высокие черные стволы и ветви деревьев. Ночь была очень тихая, и слабое благоухание наполняло теплый воздух. Иллюзия была полная, и казалось парадоксальным, что я могу при этом ощущать себя все еще лежащим на кровати рядом с Джил и слышать, как она переворачивает страницы книги. Я чувствовал себя очень бодрым.
…Когда мое внимание снова переместилось в «сновидение» — в лес, окружавший меня, мои ощущения и лихорадочные чувства снова стали интенсивнее. Именно в этот момент я обнаружил, что могу двигаться, и я пошел между деревьями, поражаясь, насколько реальным кажется все вокруг. Я не совсем понимал, каким образом я двигаюсь или иду, но, как и в сновидении, моего намерения было достаточно, чтобы оно привело меня туда или сюда. Однако, судя по ощущениям, мое тело в кровати все еще было обездвиженным.
…Мое восприятие внезапно обострилось, а мое тело набухло и затвердело, став полностью парализованным, словно я оказался сжат невидимым кулаком, который медленно давил меня, останавливая мое дыхание. В тот момент я забеспокоился, что у меня может случиться какой-нибудь припадок, и почувствовал, что страх подкрадывается ко мне. Но страх исчез так же внезапно, как и появился, когда я осознал, что мои ощущения стали весьма приятными. Каждое увеличение напряжения сопровождалось волной эйфории в сочетании с непередаваемой радостью.
Что-то происходило благодаря моему всепоглощающему восторгу и притягивало меня к деревьям справа от меня. Между неясными очертаниями стволов деревьев я увидел огромную темную форму. Она смутно напоминала человеческую, и я мог различить то, что мне показалось тогда головой и телом, но тело было удивительно геометрическим и… похожим на дверь. Голова была круглой и маленькой, рук и ног я не видел. Фигура была плоской, совершенно черной и лишенной каких-либо характерных черт.
…Интенсивность ощущений продолжала нарастать, они будто текли сквозь меня и вокруг меня, оказывая давление изнутри и снаружи. Я попытался сделать какое-нибудь движение, но понял, что совершенно парализован. Я услышал, как Джил перевернула еще одну страницу, и подумал про себя: «Мне стоит попытаться сказать ей, что происходит». Но мои челюсти были сомкнуты, и все мое тело было твердым как дерево. Я не мог даже пошевелить руками.
…Неожиданно показалось, будто тень настолько увеличила интенсивность ощущений, что я почувствовал себя так, словно «взлетел». Я медленно поднимался вверх сквозь деревья, листья и цветы, пока не оказался над землей, постепенно направляясь в космос. Восторженные чувства нахлынули на меня, они проходили сквозь меня и вокруг меня, и мои мышцы дрожали и вибрировали от усилий. Я боролся с огромной силой, обхватившей меня и казавшейся абсурдной. Было очевидно, что темная форма чрезвычайно сильна и что она не причинит мне вреда.
Я услышал рокочущий звук и ждал, что произойдет дальше. Затем опыт закончился, так же внезапно, как и начался. Меня мягко опустили обратно на землю, а темная форма изменилась, превратившись в переплетение теней под деревьями. Одновременно сковывающие ощущения начали вытекать из меня медленными волнами, и каждая последующая волна была все менее и менее напряженной. Постепенно деревья, тень и яркая сфера растворились, и темная спальня вновь появилась перед моим взором… мир снова стал обычным. Первые лучи восхода осветили небо. Моя голова кружилась.
Вессельман встретился с существом, известным американским индейцам как хранитель врат. Более того, в этом рассказе можно обнаружить характерные черты опыта, обычно вызываемого ДМТ. В своей трилогии Вессельман подробно описывает дюжину подобных контактов, несмотря на то что он не имел опыта приема психоделиков. Довольно интересно, что в результате общения с ним я понял: он и не подозревал, что вдохновляющей силой его удивительных рассказов могли быть спонтанные опыты ДМТ.
Переживания, связанные с высвобождением эндогенного ДМТ, более универсальны, чем можно предположить, и они с большой вероятностью происходили в древние эпохи. Слушатели передач Арта Бела и Джорджа Нури на радиостанции «От побережья до побережья» могли заметить, что многие сообщения о предсмертных опытах или встречах с НЛО обладают характерными чертами спонтанных опытов ДМТ (например, интервью со Стивеном Гриром «Внеземной контакт и разоблачение», которое транслировалось 1 июня 2006 года).
Мы вполне можем себе представить небольшое шумерское поселение, каким оно было 6 тысяч лет тому назад. Что произойдет, если некоторые люди вообразят себе такое место, а затем сообщат о своих гиперреалистичных опытах, ощутив воздействие спонтанного (или усиленного, например, приемом гармалы обыкновенной (Peganum harmala) [333], высвобождения ДМТ? Может быть, именно ДМТ является источником мифов? И можно ли его воздействием объяснить некоторые специфические мотивы древних легенд: прибытие ануннаков из открытого космоса, модифицирование ими людей, оплодотворение женщин и передача важной информации? Теперь мы рассмотрим и другие возможные выводы.
НАХАШ — ЗМЕЙ СИЯЮЩИЙ
Слово нахаш (nachash) чаще всего переводится как «змей», который, согласно Ветхому Завету, стал причиной первородного греха. Значение этого древнееврейского слова намного шире, чем можно представить в свете опыта ДМТ (см. рис. 9.3). Майкл Хейзер указывает на тройное значение слова нахаш, которое можно перевести как «змей» (существительное), «сияющий» (прилагательное), а также «обманывать» или «предсказывать» (глагол)[334]. Как видим, любое из этих значений может принять форму или быть встроено в опыт ДМТ. Если у сторонника расширяющих сознание препаратов появятся какие-либо подозрения по поводу обманчивости опыта ДМТ, то ему следует помнить, что не все галлюцинации являются истинными (некоторые люди даже утверждают, что галлюцинации по определению не могут быть истинными). В этом случае мы сошлемся на мнение эксперта — слепого шамана племени конибо, о котором рассказал Харнер: «Только достойным открывается истина».
Рис. 9.3. Три значения древнееврейского слова нахаш (nachash), в которых оно употребляется в 3-й главе Книги Бытия и которые соответствуют трем характерным чертам опыта ДМТ (на основе интерпретации Майкла Хейзера)
ПРОИСХОЖДЕНИЕ АНГЕЛОВ
Согласно древним мифам многих культур, а также повествованиям о шумерских ануннаках, разумные крылатые рептилии первыми спустились на Землю.
Художники древней Месопотамии, принадлежащие к разным поколениям, многократно изображали крылатых существ. Кстати, на одной из табличек рядом с аннунаком изображено растение, которое имеет поразительное сходство с гармалой обыкновенной (Peganum harmala), или сирийской рутой. Это растение распространено на Ближнем Востоке и способно усиливать воздействие ДМТ.