Биомедицинская этика и права ребенка
Вопрос о правах ребенка и их нарушении имеет множество аспектов. Многократно обсуждался вопрос о пренебрежении родительским долгом (неспособность родителей обеспечить удовлетворение его нужд и адекватный уход за ним) и жестоком обращении с детьми (физическая, сексуальная или эмоциональная жестокость). Профилактика и раннее выявление фактов пренебрежения родительским долгом и жестокого обращения с детьми, а также всесторонняя помощь детям - жертвам жестокости - обязанность мирового медицинского сообщества.
ВМА считает, что врачи призваны сыграть особую роль в помощи страдающим детям и их неблагополучным семьям.
● Врачи первичного звена медицинской помощи (семейные врачи, терапевты, педиатры), скорой помощи, хирурги, психиатры должны иметь специальные знания и навыки, необходимые для физикального определения признаков жестокого обращения с детьми.
● Врачи должны уметь оценивать природу и уровень семейных отношений с точки зрения защиты детей. Врачи должны понимать и чувствовать, какие последствия для детей могут иметь качество отношений между родителями, дисциплинарный стиль в семье, ее экономическое положение, эмоциональные проблемы, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. п.
● Врачи должны участвовать в профилактике жестокого обращения с детьми.
● Врачам следует организовывать систему профилактики жестокого обращения с детьми путем сестринского патронажа на дому, обучения родителей, адекватного наблюдения за новорожденными и детьми.
● Врачи должны отдавать себе отчет в том, что проблема помощи детям - жертвам жестокого обращения - требует комплексного подхода. В решении этой проблемы необходимо участие врачей, юристов, сестринского персонала, педагогов, психологов и работников социальной сферы.
Дискуссий по поводу нарушения врачебной тайны в случаях жестокого отношения к детям быть не может. Первейшая обязанность врача - защитить своего пациента, если он стал или может стать чьей-то жертвой.
В «Заявлении» есть ряд положений, малоприемлимых для российских врачей. Например: подозревая, что ребенок подвергается унижению в семье, врач обязан незамедлительно: (1) поставить в известность о своих предположениях службу защиты детей; (2) госпитализировать каждого ребенка, подвергшегося жестокости и нуждающегося в защите на время периода первичного обследования; (3) проинформировать родителей о диагнозе и сообщить правоохранительным службам о полученных ребенком травмах. Заподозрив факт жестокого обращения с ребенком, врач должен сообщить родителями, что возможность жестокого обращения с ребенком фигурирует в дифференциальном диагнозе. Существенно, чтобы врач был объективен и избегал грубых обвинений и обличения родителей и т. д.
20 ноября 1989 года ООН приняла «КОНВЕНЦИЮ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».
● По данной декларации «ребенком» считается человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если законодательствами стран не предусмотрены другие определения возраста ребенка. В России возраст «ребенка» ограничен 15 годами.
● Конвенция указывает на необходимость обеспечения прав ребенка любой страны, без какой-либо дискриминации.
● Конвенция считает, что в действиях любых учреждений, служб, органов и лиц по отношению ребенка первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов последнего. В то же время Конвенция считает необходимым уважать ответственность, права и обязанности родителей.
● Запрещается разлучение ребенка со своими родителями вопреки их желанию.
● Конвенция отстаивает право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
● В деле воспитания ребенка Конвенция считает необходимым признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за его воспитание и развитие.
● Важнейшим положением Конвенции является признание необходимости всех необходимых законодательных, административных, социальных и просветительных мер с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей.
● Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
● При возникновении соответствующих условий государства должны обеспечить ребенку, желающему его получить, статус беженца.
● Все государства должны обеспечивать неполноценному в умственном или физическом отношении ребенку возможность вести полноценную и достойную жизнь.
● Необходимо также обеспечивать право ребенка на пользование услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, а также благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
● Государство обязано принимать меры для обеспечения детям бесплатного и обязательного начального образования.
● В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.
● Государству необходимо обеспечить защиту ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования.
● Государства должны принимать меры для того, чтобы защитить детей от употребления наркотических средств и психотропных веществ.
● Необходимы также соответствующие меры по защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
● Государство должно принимать меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды.
● Конвенция полагает недопустимым, чтобы ребенок был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не должно назначаться за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет; ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным или произвольным образом.
● За ребенком признается презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону.
● Согласно своим обязательствам по международному гуманитарному праву, связанным с защитой гражданского населения во время вооруженных конфликтов, государства должны принимать все возможные меры с целью обеспечения защиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей.
● Государства, поддерживающие Конвенцию, создали Комитет по правам ребенка, который контролирует выполнение ее положений.
Со дня принятия Конвенции прошло 12 лет, со дня ратификации ее Верховным Советом СССР- 11. Примерно у 80% детей в России в той или иной мере эти права соблюдаются.
Как отмечалось выше, пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми ООН считает одним из самых тяжелых нарушений прав ребенка. Между тем, в России, к сожалению, пренебрежение родительским долгом и насилие в отношении несовершеннолетних детей остаются массовыми. Показатель серьезности этой проблемы - растущая год от года армия беспризорных (уличных) детей.
По оценкам Минтруда у около 1 миллиона безнадзорных детей родители алкоголики. И, разумеется, что они никакого представления о родительском долге не имеют.
В нашей стране нарушается не только Конвенция о правах ребенка, нарушается и Конституция РФ. В Конституции закреплено право на образование. На самом же деле, по данным Л. Мазуровой, 3% детей в РФ никогда нигде не обучались.
По информации независимых экспертов, около 4,5% детей в Российской Федерации страдают психическими расстройствами. Согласно действующим нормативным актам, детей с умственными, интеллектуальными, психическими нарушениями не берут в детские сады, общеобразовательные школы, а часто и во вспомогательные школы. В результате происходит изоляция детей-инвалидов от общества с минимальными попытками обучить их чему-либо, даже навыкам самообслуживания. Их или помещают в специальные (коррекционные) классы общеобразовательных школ или помещают в психоневрологические интернаты.
В настоящее время в России 2 млн. детей-инвалидов – по оценкам неправительственных организаций, или чуть больше 564 тысяч – по официальным сведениям. В психоневрологических интернатах по официальным сведениям содержится 30 тысяч детей. Как показывают исследования, адаптироваться и самостоятельно существовать после выпуска из таких интернатов могут только 1% детей. Адаптация выпускников вспомогательных школ-интернатов (школ 8-го вида) составляет 15%, с учетом того, что в этих школах занимаются не только дети, оставшиеся без попечения родителей, но и дети, проживающие в семьях. Из этого можно сделать вывод, что эффективность деятельности закрытых учебных учреждений по социальной адаптации детей, воспитываемых вне семей, крайне низка.
Кроме того, одним из главных нарушений прав психически больного ребенка является то, что он не имеет возможности получить своевременную и адекватную помощь. Учреждения, где такие дети могут получить квалифицированное обследование, единичны. И это в последующем приводит к тяжким последствиям.