Упражнение 2 (сахадж пранаяма 2)
Это упражнение оказывает общеукрепляющее действие, восстанавливает иммунитет, устраняет аллергические
Реакции.
1. Сядьте по-турецки на пол или просто на стул. Спина прямая, руки на коленях.
2. Сделайте плавный глубокий вдох носом. Продолжительность его должна составить приблизительно 10 сек-
3. Выдыхайте через неплотно сжатые губы. Так, словно хотите произнести звук "пф". Выдох должен быть вдвое продолжительнее вдоха (то есть приблизительно 20 сек.).
Дышите животом. Продолжительность упражнения около
5 минут. Противопоказаний нет.
Согласитесь, времени это упражнение у вас много не отнимет, но пользу от него вы ощутите уже в первые дни
Занятий.
Упражнение 3 (сахадж пранаяма 3)
Это упражнение дает возможность вашему организму противостоять простуде, насморку, кашлю, гриппу и другим подобным заболеваниям. Противопоказаний для его выполнения также нет.
1. Исходное положение - любая медитативная поза.
2. Вдохните через нос. Продолжительность вдоха обычная.
3. Выдыхая через нос, опустите подбородок к яремной ямке и крепко прижмите его к ней. Выдох должен быть вдвое продолжительнее вдоха.
4. Начиная вдыхать, поднимайте подбородок.
Выполняя это упражнение, вы не должны задерживать дыхание ни во время вдоха, ни во время выдоха. Время выполнения упражнения - 5 мин. Обратите внимание на ваши. руки: они не должны напрягаться (особенно на выдохе).
Упражнения 2 и 3 способствуют снятию климактериского кризиса, регулируют вес и увеличивают потенцию. Глава 11
СЫТЫЙ ГОЛОДНОГО НЕ РАЗУМЕЕТ
Голод - как боль
Голод действует на человека примерно так же, как и боль. Особенно если вы голодаете не по собственному желанию. Все рекомендации, которые я давал по поводу боли, применимы и в этом случае. Вы даже можете еще раз перечитать главу 6 и везде, где в тексте встречается слово "боль", заменить его на слово "голод".
Но, разумеется, есть и некоторые отличия. Я уже много
Написал о питании и подробно осветил эту проблему в книгах "Живот - это жизнь" (части 1 и 2). Первая часть знакомит читателя с медитативным аспектом процесса употребления пищи достаточно подробно.
Если обратиться к каноническим книгам, то, помимо конкретных списков продуктов (зачастую экзотических и нам недоступных), там можно обнаружить и некоторые закономерности. Вот на них-то мы сейчас и остановимся. Правило I. Человек, практикующий медитацию, должен избегать алкоголя.
По данным академика Углова, алкоголь с момента его Употребления держится в клетках мозга в течение 21 дня. Представляете? Двадцать один день человек... находится "подшофе". То есть относительно такого человека ни о каком
Расширении сознания речи быть не может.
А вот вам еще несколько ценных советов, правда, на этот
Раз не моих.
Против вина не показывай себя храбрым, ибо
Многих погубило вино.
Горесть для души вино, когда пьют его много.
Сир., 31: 34:
Ни воры, ни лихоимцы; ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют
1 Кор., 6: 10
Правило 2. Пейте больше воды. Пейте меньше ~ воды.
То есть получается, что этих правил два. Йога, например советует обильное питье, а христианство имеет тенденцию сухоядению. Вы должны выбрать свой вариант.;
Но сразу успокою вас: выбирать между йогой и христианством не придется. Ответ может показаться вам просто, но... Все зависит от климата. И чтобы доказать это, приведу пример.
Был я как-то в экспедиции в Средней Азии, летом, когда в тени там - плюс сорок градусов. Человеку, впервые попавшему в такой климат, особенно с севера, кажется, что он попал в сауну. С той только разницей, что из сауны можно выйти, а там деться некуда. И разумеется, хочется пить. Все члены экспедиции пили очень много воды, а я старался брать пример с местных жителей и пил как можно меньше. В результате один я сохранил высокую работоспособность до конца дня и четкое сознание.
Это вам пример из жизни, а теперь давайте обратимся классике. Святой Антоний, например, советовал воздержаться от излишества в питье воды, потому что оно, по его слова) возбуждает воображение (то есть замутняет истинное сознние), подобно тому как плоть разгорячается от вина. А я < себя, для справки, замечу, что святой Антоний жил в Египеской пустыне.
Поэтому можно сделать вывод, что количество жидкости в котором нуждается организм, меняется в зависимости ( климата, времени года и даже времени суток. Ориентируйте на свои естественные потребности. То есть пейте - сколи душе угодно. Пейте воду тогда, когда испытываете в ней потребность. Ваш организм вернее, чем любая доктрина, подскажет вам, сколько жидкости вам требуется и в какое время. Поэтому еще раз повторяю; учитесь понимать свое тело, и тогда именно оно станет вашим лучшим гидом на пути к здоровью.
Правило 3. Нет никакого прока в вегетарианстве. если вы ведете нормальный образ жизни.
Христианские взгляды на питание оставляют вегетарианство только внутри монастырских стен, а за их пределами - полная свобода. Специальное питание должно соответствовать особенному образу жизни, такому, какой ведут, например, монахи. Разумеется, существуют посты, которых всем полезно придерживаться, но до и после них - никто вашу свободу
Не ограничивает.
Питание вообще очень тесно связано с образом жизни. Вот, например, девушка, работающая топ-моделью, сыта уже от того, что обмахивается салатным листиком. Но когда она оставит карьеру и соберется обзавестись ребенком, ей, пожалуй, потребуется полтора бифштекса вместо одного. Если работа модели - это много сна и немного гимнастики, то можно какое-то время прожить, питаясь капустными листиками, запивая их морковным соком. А вот материнство - это тяжелая работа по вынашиванию и вскармливанию ребенка; сил тратится много, нужен полноценный белок, много кальция и т. д.
Ешьте столько, сколько вам нужно, чтобы чувствовать себя сытыми, - больше энергии пойдет на освоение медитации, успокоение сознания, улучшение здоровья.
Худо человеку, который ест на соблазн.
Рим., 14:20 Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся.
Сир., 31: 18
Естественное питание
Питание не должно превращаться в противоестественный процесс. Вот, например, медики считают, что для нормального питания человеку необходимо потреблять в день определенное количество белков, углеводов, жиров, витаминов и минеральных веществ. И находятся люди, которые готовы буквально каждый проглоченный кусочек анатомировать на предмет содержания этих питательных веществ. Они не едят, нет, они потребляют калории и питательные вещества, строго соблюдая указанные медиками пропорции. Однако это приносит им мало пользы. Здоровье все равно дает сбои, желудок шалит, хотя питаются они "по науке".
А вот христианские подвижники в древности не знали подобных премудростей и питались только хлебом и водой, фруктами и овощами. Об этом свидетельствуют многочисленные документальные источники и их жизнеописания. Однако болезни им были неведомы, жили они до глубокой старости, сохраняя подвижность тела и ума.
Так, Павел Фивейский, например, питаясь лишь хлебом и финиками, которые запивал ключевой водой, дожил до 113 лет, а святой Антоний, евший только хлеб с солью, и то не всегда, прожил 105 лет. Современники свидетельствуют, что был он при этом совершенно здоров, зрение его не притупилось, зубы не разрушились. Несмотря на то что спал он прямо на земле, выглядел он гораздо крепче тех, кто сладко ест и мягко спит. Вот как выглядел святой Антоний, когда после многих лет отшельничества и полного молчания он явил себя народу Александрии для обличения ересей:
"Тело его сохранило прежний вид, не утучнело от недостатка движения, не иссохло от постов и борьбы с демонами. Антоний был таков же, каким знали его до отшельничества. В душе его та же была опять чистота нрава, ни скорбью не был подавлен, не пришел в восхищение от удовольствия, не предался ни смеху, ни грусти, не смутился, увидев толпу людей, не обрадовался, когда все стали его приветствовать.
"Пребыл равнодушным, потому что управлял им разум, и ничего не могло вывести его".
Святой Антоний - яркий пример торжества духа человеческого над плотью. Воистину - не хлебом единым жив человек. Я привел этот пример в доказательство того, что существуют иные энергетические источники, питающие организм, не связанные с количеством белков и углеводов. Они выходят на первый план там, где присутствует духовная жизнь, к которой, кстати, относится и практика медитации.
Пополняйте запасы энергии
Вы, наверно, в недоумении. Как же так? Никаких ограничений, запрещений, наставлений? Да - никаких. Кроме одного - постарайтесь отказаться от алкоголя.
Пища призвана пополнять запасы вашей энергии. Вот и ориентируйтесь на это. Голодны - поешьте, не мучайте себя. Голод - это знак, что энергия нуждается в подпитке. Кроме того, от голода может разболеться голова, и в таком состоянии вы вряд ли сможете заниматься работой.
Кстати, если вы работаете, особенно занимаетесь физическим трудом, не стоит стремиться повторять подвиг отшельников - питаться только хлебом и водой. У них был один путь, у вас - совсем другой. Каждому свое.
Возможно, занятия медитацией помогут вам нормализовать вес. Медитация пополняет ваше тело энергией, и, возможно, аппетиты ваши по отношению к обычным яствам поубавятся. Человека вялого, у которого никогда нет аппетита, медитация "пробудит" к жизни, и аппетит появится. Некоторые люди, находясь в нервном напряжении, все время хотят есть, а другим "кусок в горло не лезет". От этого у одних - Двойной подбородок, а у других - чуть ли не дистрофия. Медиация поможет и тем и другим, поскольку она успокаивает, снимет напряжение и тем самым нормализует аппетит.
Ешьте так., чтобы чувствовать себя сытыми!
Часть третья
НАЗНАЧЕНИЕ СВИДАНИЯ.
МЕСТО И ВРЕМЯ
Медитация, возвышенное состояние духа, похожа на молоденькую трепетную девушку. Если вы хотите встретиться с нею, то нужно хорошенько подготовиться к вашему свиданию, а главное - правильно выбрать место. Куда вы поведете ее:
В ресторан, в парк, встретитесь в библиотеке, на концерте? Ваши отношения еще так хрупки, - как по-вашему, где они обретут опору? Какая обстановка будет как нельзя лучше соответствовать развитию вашего романа?
Если вы уже слишком увлеклись образом девушки, напомню вам, что мы говорим о медитации. И к месту вашего "свидания" ведут три дороги.
Глава 12
ТРИ ДОРОГИ
Существуют три возможных пути человеческого развития. То есть три разные дороги приводят в одно место. Если вы не перекати-поле, то есть не тот человек, который блуждает по жизни бесцельно, то, скорее всего, уже выбрали одну из этих дорог и держите путь (а соответственно, и развиваетесь)
В определенном направлении.
Каждая из этих дорог раскрывает особые стороны человеческой личности, направляет в определенное русло и творчество, и ваши помыслы, и занятия медитацией.
И эти три пути - Храм, Базар, Семья.
"Храм"
По этому пути следуют те, кто отрекся от мира и посвятил себя служению Богу. На этом пути условия для занятий телом и духом наиболее благоприятны. Сама окружающая обстановка способствует этому. Там существует система наказаний, если человек, посвятивший себя духовному очищению, отвлекся. Наказание следует незамедлительно, не оставляя возможности свернуть с избранного пути. Так, например, в Дзэн-монастырях это наказание заключается в ударах палкой. Боль призвана направить внимание человека на ту цель,
Ради которой он пришел в "храм".
Отшельничество тоже весьма благоприятно для развития и очищения духа, обуздания плоти. Человек, отрезанный от внешнего мира, имеет возможность максимально приблизить к себе, открыть свое подлинное "Я", успокоить мятущийся ДУХ. Занятия в "храме" способствуют достижению предельной чистоты и концентрации.
Однако никогда не нужно забывать, что невозможно совместить несовместимое. Те, кто живет в "храме" (монахи, отшельники), не смогут, выйдя в наш мир, легко и просто использовать свои достижения. Обстановка храма весьма специфична, в миру свои законы, свои правила.
Есть у этой медали и другая сторона. Часто люди, живущие в миру, пытаются играть в "храм". Они устанавливают в своей жизни определенные правила (почти как в храме), придерживаются вегетарианства, хотя ходят на работу, как и все мы, ездят в переполненном транспорте, общаются с людьми. Вот несколько примеров таких попыток идти сразу по двум дорогам.
Ивану Александровичу 65 лет. Он трудится на заводе и ходит постоянно с кусочком бумаги, с помощью которого открывает двери, берет тарелки в столовой и пытается даже выполнять свою непосредственную работу. "У меня такая вера, - говорит он, если кто-то интересуется, - я это делаю, чтобы не прикасаться к поверхностям руками, не засорять энергетические каналы". Этого человека считают более чем странным, к его предложениям, которые, надо сказать, иногда бывают весьма дельными, относятся несерьезно.
Игра в "храм" в миру приводит только к удивлению окружающих - в лучшем случае; А вот еще один пример.
Зинаида Макаровна, окунувшаяся с головой в религию, изо всех сил стала приобщать к "условиям храма" и своих детей. Ее дети ходили в обычную школу, поэтому их поведение вызывало удивление не только у учеников, но и у учителей. К тому же мать не кормила детей мясом, и они через некоторое время стали заметно отставать от сверстников в развитии, часто болели и выглядели словно бледные тени. А ведь даже христианские посты не распространяются на малых детей, потому что им для роста и развития просто необходим белок.
Поэтому советую вам идти по выбранному пути, следуя его правилам. Если вы чувствуете, что ваша дорога ведет к храму, идите туда. А если уж живете в миру, то следуйте его законам и правилам. Не пытайтесь идти сразу по двум дорогам, это невозможно. Выберите одну. чтобы жить полноценно Ведь и Иван Александрович, и Зинаида Макаровна, пытая"
Идти сразу по двум дорогам, никогда не достигнут своей цели. Их буду'1' считать "странными" и те, кто живет в "храме", и те,
Кто живет в миру.
Если человек, долго находившийся в условиях "храма", возвращается в мир, ему приходится очень трудно. Ведь он совсем не знает этой жизни и ее правил. Ему необходимо время, чтобы заново научиться жить в миру. Аналогично этому солдат, демобилизовавшийся из армии, где два года жил совсем по другим законам, испытывает большие сложности, оказавшись на "гражданке". Это огромный стресс, и, чтобы его снять, многие хватаются за бутылку, пытаясь приспособиться к "новой" жизни. То же происходит и с освободившимися заключенными, которые много лет провели в изоляции. На Западе существуют многочисленные центры по адаптации, помогающие таким людям заново научиться жить в обществе, от которого они длительное время были оторваны.
А вы обращали внимание, сколько хиппи и панков в молодежной среде? Они исповедуют определенные взгляды, часто противоречащие обычному общественному устройству. Но куда же они потом исчезают? В
тридцать-сорок лет в эти игры уже не играют. Взрослея, бывшие "бунтари" подстраиваются к общественным правилам, понимая, что очень трудно прожить всю жизнь с малиновым хохолком на бритой голове.
"Базар"
Базар, как известно, место весьма людное. Именно поэтому я так назвал путь, пролегающий в нашем мире-Здесь существует система сложных отношений между людьми, экономических отношений, нравственных понятий.
Понятие "базар" не стоит понимать буквально, как. например, Владимирский рынок. Это - наш современный мир. Мир, гдe все покупается и все продается, где царит хаос, несправедливость, порок. Это среда, в которой мы обречены жить, раз
Живем в городе, работаем.
Если в "храме" все помогает человеку заниматься медитаций, то на "базаре" - все мешает. Уж очень там людно! Мешает шум, толпа и вообще все, что только может мешать. Среди людей трудно сосредоточиться на своих занятиях, трудно достичь подлинной чистоты. Здесь работа по преодолению все отвлекающих факторов идет особенно напряженно.
Если вы живете в условиях "базара", то это вовсе не значит, что вы никогда не достигнете тех высот, которых до. считают люди "храма". И вот вам доказательство.
Святой Пафнутий был отшельником и жил в пустыне. Он был самым первым праведником в тех краях и однажды попросил у Бога указать ему, "с кем сравнялся он из угождающих ему". И Господь указал ему на скомороха, промышляющего своим искусством ради пропитания.
Пафнутия поразил такой ответ. Он нашел скомороха и стал расспрашивать его: что в его жизни такого замечательного и много ли добра тот сделал. Скоморох отвечал, что искусство его самое презренное, а раньше он был разбойником, поэтому ничего хорошего никогда не совершал. Но Пафнутий продолжал настойчиво его расспрашивать, и тогда скоморох припомнил один случай, когда спас от своих друзей-разбойников деву, посвятившую себя Господу, над которой те вздумали надругаться. И еще вспомнил, как повстречал в пустыне одинокую женщину, прятавшуюся от властей. Ее мужа посадили в темницу за казенный долг и каждый день истязали, троих сыновей продали за долг в рабство, и ее тоже ожидала такая же участь. Скоморох пожалел женщину, привел в свою пещеру, накормил и дал триста золотых, чтобы она могла заплатить долг.
Выслушав его рассказ, Пафнутий сказал: "Я ничего подобного не совершил. Однако, полагаю, и ты слыхал, как славно имя Пафнутия между иноками. И многих трудов и силы воли стоило мне устроить мою жизнь по строгим правилам подвижничества. Однако Бог открыл мне о тебе, что ты вы сколько не меньше заслужил перед Ним, чем я. Смотри брат! Не забывай о душе своей: великое воздаяние готовит тебе у Господа".
То есть, живя в миру по его законам, человек ничуть не меньше может сделать хорошего и праведного, чем монах подвижник. Иногда адепты, живущие в кругу "базара", оказываются духовно ничуть не ниже подвижников. Занятия в миру непосредственно готовят ученика к жизни. А точнее, сами занятия и являются жизнью среди людей.
"Семья"
Если у вас есть семья, то вы должны жить по ее законам. Это третий путь, по которому может идти развитие человека.
Даже тогда, когда семья благополучна, когда все ее члены любят и поддерживают друг друга, она все-таки остается наиболее "неудобным" местом для занятий медитацией. Судите сами, даже в таком людном месте, как "базар", отвлекающие факторы не направлены непосредственно на человека, поэтому он остается относительно свободным. А вот в семье такой свободы нет. Потому что семья накладывает на вас определенные обязательства, ролевые ограничения. И если вы выходите за рамки той роли, которую играете в семье, последствия могут оказаться весьма отрицательными, а порою могут даже привести к распаду семьи. Абсолютно не важно, чем вы увлекаетесь - медитацией или философией, коллекционированием или спортом, - ваши увлечения не должны
Наносить ущерба семье.
Костя работал инженером, а в свободное от работы время пописывал иногда рассказы. Однажды он отправил рукопись в журнал, и его рассказ напечатали. Казалось бы - какая удача. Однако для его семьи эта удача обернулась настоящим
Бедствием.
Три недели Костя показывал журнал всем своим друзьям и знакомым, соседям и сослуживцам. Он был просто на седьмом небе от счастья. А потом решил: все, буду писателем. Не обращая внимания на то обстоятельство, что жена получала довольно скромную зарплату, а сыну исполнилось 10 лет, Костя уволился с работы, приобрел пишущую машину и принялся трудиться над своими бессмертными в будущем творениями. Прошел год. Жена работала, как и прежде, приходя домой - занималась еще и домашним хозяйством. Мешать мужу "писателю" она не решалась. Из-за закрытой двери в их спальню доносился ритмичный стук клавиш. "Я работаю!" - раздраженно говорил Костя, когда жена или сын робко просовывали голову в дверь. Так он работал год, второй, третий... Денег в семье катастрофически не хватало. Жена устроилась на вторую работу. А Константин все творил. Когда кто-нибудь из близких просил разрешения почитать его роман, Константин говорил, что еще рано, произведение еще "не дозрело".
Прошел еще год, и жена подала на развод. Она сказала Константину, что он плохой отец и муж, а еще, что он - тунеядец. Вот и все.
Вам, наверное, интересно узнать, издали ли роман, который столько лет писал Костя? А я вам скажу, что это абсолютно не имеет никакого значения. Чем бы вы ни занимались, какими бы высокими творческими порывами ни была переполнена ваша душа - вы должны в первую очередь думать о семье. Семья всегда должна оставаться на первом месте. Если вы забываете об этом, ваш путь - "базар", оставайтесь одиноким и свободным и не берите на себя обязательств, которые не в состоянии выполнить.
В современной семье есть роли отца и мужа, матери и жены, бабушки, дедушки, сына, внучки, но, к сожалению, в ней нет роли ученика, практикующего медитацию, человека, стремящегося к самосовершенствованию.
Но если вам показалось, что эта дорога абсолютно не годится для самосовершенствования, то вы ошибаетесь. Именно занятия в семье дают самые эффективные результаты. Семья - это наиболее трудный, зато самый результативный путь развития человека. Правда, многое зависит еще и от того, о какой семье идет речь.
Разумеется, для того, чтобы полноценно заниматься самосовершенствованием в условиях семьи и при этом оставаться хорошим сыном, внуком или мужем, необходимо иметь особый талант. Если отношения в семье напряженные, а взаимоотношения между, членами семьи довольно прохладные, занятия медитацией, выполненные вами по всем правилам (о которых я расскажу чуть позже), помогут сделать психологический климат в вашей семье более теплым и наладить контакт с близкими людьми. Когда семья построена на принципах духовной совместимости (об этом более подробно читайте в моих книгах "Исправь судьбу свою!" и "Живот - это жизнь", часть 1), то любое ваше начинание найдет отклик в сердцах ваших домочадцев. В таких семьях не бывает одного ученика, учениками становятся все.
Дима и Лера увлеклись медитацией еще в институте, где они вместе учились. Через год Дима отправился на курсы по основам медитации. Лера сидела дома с маленьким ребенком и не могла ходить заниматься вместе с ним. Но после каждого занятия Дима брал маленькую Катюшу на руки, расхаживал с ней по комнате, а Лера в это время изучала новые медитативные техники. Когда Лера переходила к практическим занятиям, Дима с Катюшей отправлялись на прогулку, чтобы не мешать маме.
Через три года в этой семье было уже не два, а три ученика. Катюша подросла, и мама с папой учили ее некоторым простым упражнениям, позволяющим, например, быстро расслабиться и успокоиться.