Когнитивные процессы на схематическом уровне
Помимо формирования представления о когнитивном содержании на схематическом уровне (основные убеждения), важно идентифицировать когнитивные процессы, которые позволяют схеме "защитить" себя от изменений (например, Young, 1999). Сила этих когнитивных поддерживающих механизмов зависит от того, какое влияние на пациентов оказывает их детский опыт (например, формирование убеждений в неудаче), несмотря на получение большого количества доказательств в обратном на более поздних стадиях (например, успешное образование, карьера, отношения и т.д.). Несмотря на множество доказательств того, что схемы имеют тенденцию к самоподдержанию, предпочитая обрабатывать ту информацию, которая совместима с существующими убеждениями (то, что Янг описывает как "уступку схеме"), существует два других механизма, которые являются важными компонентами схематической обработки информации.
Первый механизм представляет собой первичное избегание обработки информации/эмоций. Young называет похожий процесс - "компенсация схемы." Мы сталкиваемся с этим процессом, когда пациенты стремятся избежать формирования невыносимых когниций и связанных с ними эмоциональных состояний (например, гнев, одиночество, счастье).
Таблица 25.1. Примеры форм поведения, которые указывают на наличие компенсаторных основных убеждений, и таким образом на наличие неадекватных основных убеждений
Центральное основное убеждение | Компенсаторное основное убеждение | Поведенческое проявление |
Дефектность/стыд Недостижение Отказ Эмоциональная депривация Зависимость/некомпетентность | Социальная изоляция Жесткие стандарты Подчинение; самопожертвование Социальная изоляция Подавление эмоций Запутанность | Избегание социальной среды Перфекционистское поведение; компульсивные формы поведения Попытки понравиться другим; удовлетворить их нужды вместо своих собственных Избегание отношений (включая обязательств по отношению к терапии) Эмоциональная сдержанность (вторичная алекситимия) Излишнее доверие по отношению к другим; нежелание принять на себя ответственность за задачи терапии |
Чтобы достичь таких результатов, они постоянно используют множество компенсаторных основных убеждений. Например, пациент может испытывать постоянное стремление достичь совершенства, это позволит ему избежать риска того, чтобы его будут рассматривать как неудачника. Даная ситуация может проявляться по-разному, включая ограничение в питании, навязчивые физические упражнения, навязчивые самоповреждения, обсессивно-компульсивные формы поведения, разобщение и вторичная алекситимия. Данный когнитивный процесс обычно лежит в основе анорексического/компульсивного поведения, которое присутствует у многих наших пациентов.
Второй процесс представляет собой вторичное избегание обработки информации/эмоций (напоминает конструкцию Янга - "избегание схемы"). Этот процесс включает человека, использующего те формы поведения, которые "блокируют" эмоцию или когницию. Наряду с булимическим поведением, человек будет использовать и другие формы поведения, типа самоповреждений, использования алкоголя, импульсивного расходования денег и рискованного сексуального поведения. Как описано в предыдущей главе, каждая из этих форм поведения блокирует эмоциональное состояние, несмотря на различия в:
• их временных рамках (сколько времени необходимо для того, чтобы имел место данный эффект; как долго продолжается эффект блокировки)
• их доступность (например, в некоторых социальных средах можно легче дойти до уровня самоповреждений, чем до уровня компульсивного пищевого поведения)
• их социальной приемлемости (например, находясь в компании, может быть более социально приемлемым выпить алкоголь, чтобы справиться с эмоциями, чем испытать эпизод компульсивного пищевого поведения).
Безусловно, данные процессы у человека могут накладываться друг на друга. Клинически, мы часто видим пациентов, которые пытаются ограничить себя и тех, кто доходит до эпизода компульсивного пищевого поведения.
Такой человек может избегать активации негативных эмоциональных состояний, но впоследствии он продолжает блокировать эмоции, когда они становятся слишком мощными, чтобы с ними можно было справиться таким образом. В рамках объяснения этих двух когнитивных процессов (и их краткосрочных и долгосрочных последствий), мы считаем будет полезно использовать следующую аналогию:
Когда мы размышляем о том, как мысли и эмоции могут влиять на разных людей, или на одного и того же человека в разные моменты времени, можно представить себе двух садовников, которым хочется иметь абсолютно ровный газон. Они оба ненавидят кротов, которые угрожают их лужайкам, но для работы с кротами они используют разные подходы. Человек, который использует вторичное избегание эмоций или мыслей (или их блокирование), напоминает садовника, который ждёт, пока крот не выйдет на поверхность, а затем бьёт по кротовой кочке кувалдой. Это позволяет сохранять контроль над кротами, но разрушает газон. Человек, который использует метод первичного избегания эмоций и мыслей представляет собой садовника с иным подходом – он или она просто бетонируют газон, чтобы кроты не могли выбраться на поверхность. К сожалению, это также приводит к разрушению газона. И впоследствии садовник переключается на постоянный поиск трещин в бетоне. Ключевой момент заключается в том, что обе стратегии обречены на провал, поскольку первоначальная цель (получить совершенный газон) была утрачена из-за используемого механизма психологической адаптации.