Формулировка для когнитивно-эмоционально-поведенческой терапии расстройств пищевого поведения

Формулировка должна играть роль обоснования формирования и поддержания убеждений пациента об опыте и выражении эмоций, что позволит создать основу и сформировать структуру интервенции. В рамках формулировки, для того, чтобы нормализовать опыт пациента, мы обсуждаем понятие инвалидизирующей окружающей среды (Linehan, 1993), а также то, какое влияние она может оказать на те представления, которые в данный момент сложились у него в отношении данных эмоций. На рисунке 25.2 показана типичная формулировкадля когнитивно-эмоционально-поведенческой терапии и дополнение к данной формулировке, которое относится к расстройствам пищевого поведения, связывающим переживание эмоций с пищевыми симптомами.

Интервенция

Когнитивно-эмоционально-поведенческая терапия расстройств пищевого поведения нацелена на работу с эмоциями, она стимулирует пациентов испытывать и выражать эмоции, при этом содержание сеанса, вероятно, вызовет у пациента целый диапазон эмоций (особенно, тревогу). Поэтому, терапевту и пациенту важно контролировать те эмоции, которые формируются у них в ходе сеанса. Активная идентификация и обсуждение эмоциональных реакций, запущенных в ходе терапии, позволяют получить достаточно обоснованные примеры, иллюстрирующие формулировку.

Мы начнём с оценки понимания пациентом эмоций (интеллектуальный подход против основанного на опыте). Мы подчеркиваем тот факт, что эмоции сложны, и единственный метод, позволяющий избежать их – отвлечь наше внимание (одна из функций, которую на данный момент выполняет пищевое поведение пациента), но это не решает проблему с тем, что эмоции могут предупреждать нас (например, гнев может готовить нас к тому факту, что кто-то будет с нами плохо обращаться, мотивировать нас на изменения в отношении к нам другого человека). Мы также выделяем потенциальные положительные функции эмоций:

• общение с другими (например, плач может сказать другим о том, что мы нуждаемся в их поддержке)

• влияние на других (например, гнев может повлиять на другого человека и заставит его изменить своё поведение)

• организация и подготовка к действиям (например, тревога может мотивировать вас на изучение материалов к экзамену)

Инвалидизирующая окружающая среда        
Представления об эмоциях Первичная эмоция Пусковой фактор    
Вторичная эмоция        
Долгосрочное увеличение Краткосрочное снижение      
Блокирующее поведение        
         
Низкое самоуважение        
Переоценка значения питания, формы и веса тела        
Диеты и строгие правила питания        
Компульсивное пищевое поведение     Инвалидизирующая окружающая среда (Мои родители не выражали свои эмоции, и критиковали меня, когда я это делал)  
  Краткосрочное снижение Вторичная эмоция (вина; стыд) Представления об эмоциях ("Выражение эмоций означает, что я вышел из-под контроля/ эгоист") Первичные эмоции (например, гнев)
Индуцирование рвоты Долгосрочное увеличение      


Рисунок 25.2 Стандартная и связанная с питанием модели Когнитивно-эмоционально-поведенческой терапии расстройств пищевого поведения.

• общение с самим собой (например, пациент чувствует себя неловко, когда в компании кого-либо нам могут указать на то, что проводить столько времени с этим человеком – не в наших интересах).

Мы продолжаем проводить различия между эмоциями, которые являются адекватными реакциями на окружающую среду и таким образом выполняют свою функцию (первичные эмоции), а также эмоциями, которые вызваны представлениями о такого рода эмоциях и усиливают дистресс (вторичные эмоции).

После этого мы обсудим, как следует адекватно и правильно выражать свои эмоции, выполняя данные функции. Необходимые действия будут зависеть от контекста – от того, чего мы должны достичь и от того, какую информацию нам следует передать - мы подчеркиваем важность рассмотрения выражения эмоций на основе континуума, а не на основе категоричных представлений. Гнев является чётким примером такого рода диапазона выражения эмоций, при этом на одном конце этого диапазона находится пассивность, на другом конце – агрессия, а надлежащая и эффективная уверенность в себе располагается посередине.

Мы используем следующие стратегии, которые позволяют усилить восприятие эмоций и их оценку:

• Контроль над эмоцией и её функцией с помощью дневника - что позволяет пациенту разработать основные навыки осознанности наблюдения и описания, которые помогают ему лучше понять свои эмоции.

• Перечисление всех "за" и "против" подавления и выражения эмоций – долгосрочных и краткосрочных последствий, этот список помогает пациенту понять, что большинство преимуществ от подавления эмоций является краткосрочными, а большинство недостатков - долгосрочными.

• Экспериментальные упражнения (например, рисование и письмо) – они позволяют пациенту обойти свои представления о первичных эмоциях, помогают ему начать выделять и организовывать свои чувства без страха быть переполненным вторичными эмоциями.

Это позволяет нам перейти к когнитивному реструктурированию и поведенческим экспериментам, чтобы уменьшить силу неадекватных убеждений пациента, формируя у него альтернативные убеждения, которые можно противопоставить убеждению о том, что эмоции не следует испытывать или выражать. Дополнительная работа: (например, продолжающиеся убеждения и контроль эмоций; тренировка уверенности в себе) необходимо консолидировать эти новые убеждения, а также сформировать в поведенческом репертуаре пациента стратегии психологической адаптации к результирующим адекватным эмоциям.

Наши рекомендации