Этап 1: эксперимент с защитными формами поведения
В первом эксперименте пациента попросили провести две краткие беседы с напарником, которые снимали на видео. В рамках первой беседы пациента попросили воспользоваться теми защитными формами поведения, которые они обычно используют в такой ситуации. В рамках второй ролевой игры пациента попросили отказаться от защитных форм поведения, и сосредоточить своё внимание на беседе и на другом человеке (а не на самом себе). После каждой ролевой игры пациента просили оценить:
• насколько сильную тревогу он ощущал
• насколько сильно он был обеспокоен своим внешним видом
• насколько хорошо, по его мнению, ему удался разговор.
С помощью данного упражнения можно выявить две вещи. Во-первых, чрезмерное внимание пациента к самому себе и его защитное поведение обычно связаны с более высоким уровнем тревоги. Во-вторых, оценка пациентом того, как по его мнению он выглядит, а также того, насколько хорошо ему удалось вести разговор, обычно проистекает из их оценки того, насколько сильную тревогу и внимание к самому себе он чувствовал в ходе ролевой игры, таким образом, эта оценка указывает на то, как он использует чувства и другую внутреннюю информацию, чтобы сделать вывод о том, какое впечатление он произвёл на других.
Этап 2: задание с переключением внимания
После того, как было установлено, что использование защитных форм поведения может оказать негативное влияние на самоощущение пациента в социальных ситуациях, проводится второй эксперимент, которые вовлекает пациента в испытание с "переключением внимания" - домашнее задание на следующую неделю. Пациент включает и выключает защитные формы поведения и внимание, нацеленное на самого себя, в различных социальных ситуациях, и следит за тем, как это влияет на его чувства, а также на ощущение того, какое впечатление он производит на других. Переключение внимания позволяет пациенту лучше проверить гипотезу о том, что использование защитных форм поведения заставляет его чувствовать себя хуже в социальных ситуациях, вместо того, чтобы обеспечивать необходимую помощь. Как правило, пациенты приходят к выводу о том, что "мои защитные формы поведения не помогают мне, они фактически являются частью проблемы, при этом они заставляют меня чувствовать себя хуже."
Этап 3: обратная видеосвязь
Следующий шаг, который позволяет пациенту получить объективную информацию о том, как он выглядит в глазах других людей. Чтобы это определить, пациент и терапевт просматривают видеозапись двух кратких бесед (с этапа 1). Перед тем как посмотреть видео, пациента просят сделать детальный прогноз того, как, по его мнению, он выглядит на видео. Чтобы максимизировать кажущееся несоответствие между образом самого себя и видеозаписью, его просят визуализировать свой внешний вид перед просмотром видео и вести себя точно так, как выглядят их негативные формы поведения (например, терапевт может спросить пациента: "Насколько сильно вы будете дрожать? Пожалуйста, покажите мне для камеры, чтобы мы могли позже сравнить это с видео"; или, "Насколько сильно вы покраснели, когда говорили с собеседником? Пожалуйста, выберите цвет по цветовой схеме?"). Наконец, пациента просят посмотреть видео так, как будто в кадре незнакомец. Терапевт может сказать пациенту: "Удостоверьтесь в том, что вы основываете своё суждение на визуальной и звуковой информации, которую получили бы все, кто смотрит данное видео. Попытайтесь проигнорировать ваши чувства в отношении того, как вы выглядите. "Ещё одна полезная стратегия заключается в том, чтобы пациент обратился к себе на видео в третьем лице: "Он вам нравится? Посмотрите, что он делает?" После этого оценки пациента сравнивают с фактическим результатом. С помощью данной когнитивной подготовки, обратная видеосвязь обычно помогает пациенту обнаружить, что он выглядел лучше, чем думал, а производимое на себя впечатление просто вводит его в заблуждение (то есть, он не выглядит настолько тревожным или странным, как ему кажется). Иногда пациенты замечают формы поведения, которые им не нравятся и которые они хотели бы изменить. Однако дальнейшее обсуждение часто показывает, что это защитные формы поведения, которые можно просто опустить.