Раздел VI Когнитивно-поведенческая терапия у детей и подростков с расстройствами пищевого поведения и в их семьях

26 Когнитивная поведенческая терапия у детей и подростков с расстройствами пищевого поведения и в их семьях

26.1 Диагностические категории

26.2 Принципы работы с этой возрастной группой

26.2.1 Общие принципы

26.2.1.1 Интеллектуальные и эмоциональные способности

26.2.1.2 Формирование личности

26.2.1.3 Работа с семьями

26.2.1.4 Образование

26.2.1.5 Дружба и ровесники

26.2.2 Конкретные принципы при работе с молодыми людьми, страдающими расстройствами пищевого поведения

26.2.2.1 Соматические проблемы

26.2.2.2 Позиция терапевта

26.2.2.3 Мотивация: молодой человек и его семья

26.2.2.4 Советы по вовлечению в терапию

26.2.2.5 Конфиденциальность

26.2.2.6 Сопутствующая патология

26.2.2.7 Важность работы в составе мультидисциплинарной команды

26.3 Оценка

26.3.1 Цель оценки

26.3.2 Какую информацию вы хотите получить?

26.3.3 Советы, которые могут помочь в получении необходимой информации

26.4 Мотивация

26.4.1 Методы формирования мотивации

26.5 Формулировка проблемы

26.6 Интервенции

26.6.1 Повышение мотивации

26.6.2 Когнитивно-поведенческие изменения

26.6.2.1 Общие принципы

26.6.2.2 Методы работы с обеспокоенностью питанием, весом и формой тела

26.6.2.3 Методы работы с расстройствами пищевого поведения, которые не основаны на обеспокоенности весом и формой тела

26.6.2.4 Работа над взаимоотношениями с терапевтом

26.6.3 Подготовка к реальному миру

26.6.4 Выздоровление и терапия в случае рецидива

26.6.4.1 Терапия в случае рецидива

26.7 Окончание работы

26.7.1 Запланированное окончание в согласованный ранее момент завершения курса когнитивной поведенческой терапии

26.7.2 Запланированное окончание при переходе из категории расстройств пищевого поведения в детском/юношеском возрасте в категорию расстройств пищевого поведения у взрослых

26.7.3 Окончание работы с субоптимальными обстоятельствами

Выводы

Раздел VII Окончание работы

27 Что делать при неэффективности когнитивной поведенческой терапии

28 Выздоровление

28.1 Определение выздоровления и процесса выздоровления

28.1.1 Когнитивные факторы: переоценка значения питания, формы и веса тела

28.1.2 Эмоциональные факторы

28.1.3 Поведенческие изменения

28.1.4 Соматические факторы

28.1.5 Социальные факторы

28.1.6 Достижение целей

28.1.7 Объективные меры

28.2 Использование определений выздоровления в гетерогенной популяции

28.3 Пересмотр стадий модели изменений

28.4 Выздоровление как процесс: использование этих моделей в лечебных учреждениях

28.5 Средства изменений

28.6 Взгляд пациента на процесс выздоровления

28.7 Что не является выздоровлением (включая выявление псевдовыздоровления)

28.8 Рост веса и ожирение

28.9 Точка зрения терапевта: знать, когда закончить терапию

28.10 Выводы

29 Терапия рецидивов и окончание терапии

29.1 Поиск и устранение проблем

29.1.1 Пациенты, которые не смогут отказаться от терапии

29.1.2 Когда терапия не работает

29.2 Планирование дальнейших изменений

29.3 Осознание, принятие и управление риском

29.4 Профилактика рецидивов

29.5 Заключительный сеанс

Выводы

Заключение: когнитивная поведенческая терапия расстройств пищевого поведения

Ссылки

Приложения

1 Протокол полуструктурированного интервью

2 Психообразовательные ресурсы

3 Дневник питания

4 Лист поведенческих экспериментов

Указатель

Трансдиагностический подход

Исторически расстройства пищевого поведения описывались в терминах диагностических групп, причем сначала внимание было сфокусировано на нервной анорексии (напр., Рассел, 1970), а впоследствии – на нервной булимии (например, Рассел, 1979). Единственной другой категорией, получившей такое внимание, стало переедание, которое классифицировалось как одно из атипичных расстройств пищевого поведения, или как одно из неспецифических пищевых расстройств (НПР; Американская психиатрическая ассоциация, 1994). В любом случае существующие диагностические схемы обладают ограниченной полезностью для клинического врача. В частности, в последние годы стало очевидно, что самая крупная диагностическая «группа» – это случаи НПР, и что с течением времени пациенты не остаются в одной группе (напр., Фэйрборн и Харрисон, 2003). Эти ограничения означают, что наши лучшие методы не подходят для эффективного лечения большей части наших пациентов, хотя именно этому вопросу посвящена данная работа (напр., Фэйрборн и др., 2003).

Вполне возможно, важно понимать, что означает тот или иной диагностический ярлык, но мы считаем, что наиболее эффективный клинический подход – это сконцентрироваться на мыслях, чувствах и физических состояниях, связанных с ограничительным и булимическим поведением индивида. Многие из наших пациентов страдают обеими формами пищевой патологии, поэтому нам необходимо принимать во внимание их общее происхождение и взаимодействие.

Одним из последствий неадекватности диагностических схем является разработка все более и более сложных диагностических схем (напр., Норринг и Палмер,2005). Однако эти схемы не обещают большей точности (например, понимание переедания стало со временем менее определенным). Поэтому был предложен альтернативный подход. Уоллер (1993) предложил отстраниться от диагнозов и сосредоточиться на содержании центральных когниций, общих для поведения лиц, страдающих нарушениями пищевого поведения. Это изменение точки зрения привело к развитию моделей более специфических, чем общие диагностические (напр, Хизертон и Баумейстер, 1991; МакМанус и Уоллер, 1995).

Не так давно Фэйрборн и др. (2003) предложили называть такой подход «трансдиагностической» когнитивно-бихевиоральной моделью расстройств пищевого поведения. Эта модель основана на понимании центральной патологии пациентов с широким спектром нарушений пищевого поведения. Модель имеет много общих характеристик с функциональным аналитическим подходом к расстройствам пищевого поведения Слейда (1980): прежде всего, акцент на использование пациентом пищи для восстановления субъективного контроля в сочетании с низкой самооценкой и перфекционизмом. Тем не менее, модель содержит когнитивный компонент, отсутствовавший в модели Слейда. Трансдиагностическая модель отличается от предыдущих моделей Фэйрборна (напр., Фэйрборн, 1997; Фэйрборн и др., 1999) тем, что она рассматривает некоторые общие неспецифические истоки расстройств пищевого поведения (главным образом, «глубинная низкая самооценка»). Она также содержит в себе элементы других терапевтических моделей, включая диалектическую поведенческую терапию (Линехан, 1993) и межличностную психотерапию. Такие разработки ведут к сближению моделей поддержания (напр., Фэйрборн, 1997) с моделями, которые опираются на ранние истоки пищевых патологий (например, Слэйд, 1982; Уоллер и др., в печати).

Эти трансдиагностические модели центрированы на убеждениях, относящихся к переоценке еды, веса и телосложения (особенно воспринимаемых последствий потери контроля над перееданием и изменением веса). Другие когнитивные, эмоциональные, физические и поведенческие элементы расстройств пищевого поведения рассматриваются в зависимости от того, как они ведут к формированию и поддержанию этих убеждений.

Наши рекомендации