Словарь встречающихся терминов
Многие термины, вошедшие в психоанализе в повседневное употребление, постепенно приобрели целый ряд значений. Этот словарь предназначен для того, чтобы прояснить использование нами в данной книге каждого конкретного термина: мы не задумывали его как исчерпывающее авторитетное руководство по психоаналитической терминологии. Он в первую очередь ориентирован на то, чтобы дать такое объяснение терминов, которого было бы достаточным для продолжения чтения этой книги без перерыва на просмотр дополнительной литературы. Рекомендуем еще четыре источника для тех, кто захочет больше узнать о любом из упоминаемых здесь терминов: L. E. Hinsie and R. J. Campbell. Psychiatric Dictionary, 4th ed. (New York: Oxford University Press, 1970); J. LaPlanche and J. —B. Pontalis, The Language of PsychoAnalysis (London: Hogarth Press, 1973); B. E. Moore and B. D. Fine, eds. Psychoanalytic Terms and Concepts (New Haven and London: Amer. Psychoanal. Assn. and Yale Univ. Press, 1990); и C. Rycroft, A Critical Dictionary of Psychoanalysis (Middlesex: Penguin, 1972).
АВТОНОМНОСТЬ (AUTONOMY)Свойство независимого функционирования. Что касается психических систем, например Суперэго, то говорят, что оно функционирует автономно, если его функционирование не нарушается конфликтом и не зависит от поддержки со стороны взрослых. Хартманн (1958) ввел этот термин в психоаналитическую теорию по отношению к Эго. (См.
– 445 –
также ПЕРВИЧНАЯ АВТОНОМНОСТЬ. ВТОРИЧНАЯ АВТОНОМНОСТЬ).
АДАПТАЦИЯ (ADAPTATION) Способность приспосабливаться к внутренней или внешней реальности. Она часто требует приведения собственных внутренних потребностей в соответствие с окружающей средой, но может потребовать и использования определенных защитных механизмов, например, во внутренней психической реальности.
АККОМОДАЦИЯ (ACCOMODATION)Понятие Пиаже, относящееся к способу связи с окружающей средой в терминах уже имеющейся информации о ней, или то, что Пиаже называет «внутренними схемами». Примером может служить ребенок, который впервые видит обезьянку, и та кажется ему кошкой: она примерно такого же размера, и он о кошках уже наслышан. Это понятие Пиаже напоминает аллопластическую адаптацию.
АЛЛОПЛАСТИЧЕСКИЙ (ALLOPLASTIC)Тип адаптации, характеризуемый способностью человека добиваться реакции из окружающей среды для удовлетворения внутренних потребностей или желаний, а также относиться к окружающей среде главным образом в свете этих желаний и потребностей. Эта способность играет решающую роль в раннем младенчестве, когда ребенок должен быть в состоянии пробудить внимание окружения к себе с тем, чтобы выжить. Но не проходящая склонность манипулировать окружающей средой как единственным (или главным) средством удовлетворения своих внутренних нужд или разрешения конфликтов считается ненормальной и может указывать на патологию.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (AMBIVALENCE)Одновременное присутствие сильных противоположных чувств (любви и ненависти) по отношению к одному и тому же человеку.
АНАКЛИТИЧЕСКИЙ (ANACLITIC) Тип зависимости, когда один человек полагается на другого в удовлетворении либо основных потребностей, либо физических
– 446 –
или психологических потребностей. Отношение младенца к матери всегда носит аналитический характер.
АНАЛЬНАЯ ФАЗА (СТАДИЯ) (ANAL PHASE)Стадия развития либидо, когда наибольшее удовольствие сфокусировано на функционировании анальной зоны. Это главным образом удовольствие от дефекации или задерживания каловых масс.
АССИМИЛЯЦИЯ (ASSIMILATION)Создание новых внутренних схем в ответ на новую информацию из окружающей среды. Это понятие Пиаже напоминает аутопластическую адаптацию (см. ниже). Примером может служить ребенок, который видит обезьянку и, зная, что это не кошка, создает новую категорию: животные могут быть кошками или обезьянками.
АУТИЗМ (AUTISM)Расстройство развития органического происхождения, результатом которого является ослабление социальных взаимоотношений, обычно сопровождающееся качественным ухудшением вербального и невербального общения. Этот термин заимствован Малер из психопатологии и обозначает первые несколько недель жизни ребенка, когда он, в противоположность более поздним этапам развития, менее способен к взаимодействию с родителями.
АУТОПЛАСТИЧЕСКИЙ (ADTOPLASTIC)Способность осуществлять внутренние (или психические) модификации в ответ на воздействия окружающей среды. Указанная способность требует проверки реальности и в большинстве случаев подразумевает способность к внутреннему компромиссу и отсрочки удовлетворения.
АУТОЭРОТИЗМ (AUTOEROTISM)Сексуальная стимуляция и удовлетворение без прибегания к внешним раздражителям. Примером может служить мастурбация в любой форме.
АФФЕКТ (AFFECT)Многогранное психологическое явление, включающее мотивационные, соматические и другие выражения чувств, с которыми связана идея или компонент сознания. Его необходимо отличать от эмоции и от чувства.
– 447 –
АФФЕКТ-ТРАВМА (AFFECT-TRAUMA)Так часто называют первую фрейдовскую модель психики. (См. также МОДЕЛЬ ВЛЕЧЕНИЕ-РАЗРЯДКА.)
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (UNCONSCIOUS)Ментальное содержимое и процессы, которые в любой момент времени находятся вне пределов сознания и не могут быть осознаны. В психоаналитической теории признается два вида бессознательного. Описательное бессознательное — это любой материал, недоступный осознанию. Динамическое Бессознательное (которое отличают в написании по заглавной букве «Б»), относится к ментальному содержимому и процессам «системы» Бессознательного топографической модели, которые недоступны сознанию и не могут его достичь из-за противодействия вытеснения и других защит.
БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ (BISEXUALITY)Совокупность черт характера и сексуальных желаний, которые присуши как своему, так и противоположному поду. Примером может служить человек, который находит в себе и мужские и женские черты и хочет половых отношений с обоими полами. С точки зрения развития, источник бисексуальности лежит в тенденции рано отождествляться с разнообразными чертами обоих родителей, поддерживая к каждому из них либидные чувства. Это может послужить основой для психического конфликта.
ВЛЕЧЕНИЕ (DRIVE) В Стандартном издании работ Фрейда повсеместно используется термин Trieb, переводимый как «инстинкт». Однако, в противоположность автоматическому, основанному на стереотипах инстинктивному поведению (которое мы видим у низших животных), в психоаналитическом употреблении этот термин обозначает психологическое явление. Это ментальное соответствие биологической силы, вносящей мотивирующий вклад, то есть побуждаеющей ум к действию. В отличие от моторной деятельности, которая у животных следует сразу после возбуждения, у человека в данной ситуации поведение зависит от Эго. Это создает
– 448 –
возможность пластичного, разнообразного выражения реакции на бессознательный импульс.
ВНЕОПЫТНЫЙ (NONEXPERIENTIAL)Гипотетические аспекты психических функций, такие как защитные механизмы, или психические системы (Ид, Эго и Суперэго). Понятия о психическом функционировании являются центральными в теории психоанализа и имеют клиническую ценность для понимания механизмов, определяющих поведение, не являясь при том частью нашего опыта. Их можно уподобить конструкции, поддерживающей сцену; мы можем смотреть пьесу, но не видеть этих вспомогательных сценических сооружений.
ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ (INTRASYSTEMIC)В тройственной модели психики Ид, Эго и Суперэго именуются системами. Когда между импульсами или влечениями внутри одной системы существует конфликт, он называется внутрисистемным. Конфликт идеалов — это типичный внутрисистемный конфликт внутри Суперэго. (См. также МЕЖСИСТЕМНЫЙ.)
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ЭГО (AUXILIARY EGO)Говорят, что мать (или любой другой осуществляющий уход человек) выступает в качестве вспомогательного Эго, если она заботится о ребенке, защищает его, создает ему комфортные условия и оберегает от излишней внутренней или внешней стимуляции. Термин подразумевает, что ряд функций Эго уже наличествует, но имеется потребность в помощи извне — такой, какую ребенок в итоге сможет оказывать себе сам.
ВТОРИЧНАЯ АВТОНОМНОСТЬ (SECONDARY AUTONOMY)Состояние функций Эго, которые берут начало в областях конфликта, но достигают независимого функционирования. Примером является опрятность.
ВТОРИЧНЫЙ ПРОЦЕСС (SECONDARY PROCESS)Мышление, для которого характерны рационализм, логичность и упорядоченность. В огромной степени опирается на вербальный символизм и функционирует главным образом в адаптации к реальности. Может быть
– 449 –
сознательным и бессознательным. (См. также ПЕРВИЧНЫЙ ПРОЦЕСС.)
ВЫТЕСНЕНИЕ (REPRESSION)В ранних работах Фрейда этот термин первоначально обозначал любую защитную деятельность, но затем его употребление стало ограничиваться специфическим видом защиты, когда деятельность психики или содержание желаний, фантазий, событий раннего детства устраняется от сознания путем процесса, который человек не осознает.
ГЕНИТАЛЬНАЯ ФАЗА (GENITAL PHASE)Последняя стадия психосексуального развития. Она начинается в подростковом возрасте и означает биологическую возможность оргазма. Как только человек достигает генитальной фазы, составные сексуальные влечения ранних стадий психосексуального развития обычно организуются с целью получения конечного генитального удовлетворения, хотя они и могут быть использованы для полового возбуждения в процессе предваряющей сексуальной игры.
ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ (PENIS ENVY) Неприятное чувство, часто сопровождаемое пониженным чувством собственного достоинства, вызываемое жадным тяготением к мужскому фаллосу. Фрейд видит в ней коренную черту психологии женщины. Это представление было подвергнуто тщательному изучению и выяснилось, что и мальчики страдают завистью к пенису, когда обнаруживают, что у более старших половой орган заметно больше, чем у них.
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ (DEFENCE MECHANISMS)Различные попытки Эго защититься от опасности. Эта опасность обычно имеет отношение к какому-то внутрипсихическому конфликту и следует из того, что некое вытесненное желание угрожает прорывом в сознание, его удовлетворение же ассоциируется с воображаемым или реальным наказанием. Об угрозе прорыва вытесненного желания сигнализируют болезненные чувства тревоги или вины, которые и побуждают Эго отбрасывать данное желание или влечение. Защиты функциони-
– 450 –
руют бессознательно, так что человек не имеет представления об их деятельности. Они являются нормальной составляющей развития и функционирования психики.
ЗОНА ЭГО, СВОБОДНАЯ ОТ КОНФЛИКТА (CONFLICT-FREE EGO SPHERE)Область функционирования Эго, которая начинается за зоной внутрипсихического конфликта, остается вовне его и обычно в него не вовлекается. Примерами могут служить движение, сознание и речь. Это понятие введено Хартманном и связано с его понятиями ПЕРВИЧНОЙ и ВТОРИЧНОЙ АВТОНОМНОСТИ.
ИД (ID)Гипотетическая психическая система, заключающая в себе инстинктные влечения, то есть мотивирующие тенденции, которые функционируют, чтобы побудить психику к активному поиску удовлетворения. Ид — это одно из трех подразделений психики в структурной теории, двумя другими являются Эго и Суперэго.
ИДЕНТИФИКАЦИЯилиОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ (IDENTIFICATION)Изменение образа себя в сторону большего сходства с объектом восхищения (или определенными его аспектами). Этот термин используется для обозначения как процесса внесения таких изменений, так и для самих изменений. Идентификация с родителем появляется рано и является необходимым компонентом нормального развития. Хотя идентификация и может иногда включать в себя аспект защиты, ее нельзя однозначно считать защитой. Идентификацию необходимо отличать от интернализации, инкорпорации и интроекции (см. ниже).
ИМИТАЦИЯ (IMITATION)С точки зрения развития, копирование объекта обожания или ненависти, как при идентификации, но имитация — это обычно временное и чаще всего сознательное явление.
ИНДИВИДУАЦИЯ (INDIVIDUATION)Процесс развития, протекающий в первые три года жизни когда ребенок пытается выработать уникальное и отчетливое чувство идентичности, со своими собственными индивиду-
– 451 –
альными чертами, отличное от представления об объекте — как правило матери.
ИНКОРПОРАЦИЯ (INCORPORATION)Примитивная фантазия принятия чего-нибудь внутрь своего тела через то или иное естественное отверстие — рот, ухо, нос, анус — для того чтобы овладеть чертами внешности или качествами объекта. Термин иногда также используется в значении либо разрушения субъектом объекта, либо получения субъектом удовольствия от проникновения в него объекта. Необходимо отличать от идентификации, интернализации и интроекции.
ИНСТИНКТ (INSTINCT)См. ВЛЕЧЕНИЕ
ИНСТИНКТИВНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ (INSTINCTUAL DRIVE)Воспринимается как идея, желание или импульс «влекущий» или побуждающий психику к деятельности. Инстинктивное влечение является психическим представлением гипотетической мотивирующей тенденции предположительно соматического происхождения. Первоначально Фрейд полагал, что влечение имеет особые телесные источники, но сегодня мы подчеркиваем, что инстинктивное влечение образуется путем слияния многих факторов, так что в дополнение к соматическому компоненту, свой вклад вносят также аффективные переживания и внешнее влияние. Оно также имеет цель, объект и интенсивность, но окончательное поведение зависит от Эго; следовательно, особое внимание уделяется психологическим явлениям.
ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ (INTERNALIZATION)Общий термин, который включает в себя все те процессы (такие как инкорпорация, интроекция и идентификация), посредством которых из взаимодействий с реальными или воображаемыми объектами образуются внутренние (или психические) представления, функции, структуры, правила и характеристики.
ИНТЕРНАЛИЗОВАННЫЙ КОНФЛИКТ (INTERNALIZED CONFLICT)Конфликт, который начинается как внутриличностный, но затем превращается в конфликт между психическими структурами, например, как в слу-
– 452 –
чае конфликта между инстинктным желанием и запретом со стороны Суперэго. Часто фигурирует как невротический конфликт.
ИНТЕРСИСТЕМНЫЙ (INTERS YSTEMIC)См. МЕЖСИСТЕМНЫЙ
ИНТРАСИСТЕМНЫЙ (INTRAS YSTEMIC)См. ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ
ИНТРОЕКТ (INTROJECT)Ментальное представление, которое происходит из процесса интроекции (см.). Этот термин в особенности используется для обозначения ментальных представлений, приобретающих вес в процессе формирования Суперэго — «должен» и «не должен». После образования они ощущаются как имеющие всю силу и власть, вымышленную или реальную, действительных объектов, из которых они происходят. Необходимо отличать от идентификации, инкорпорации и интернализации.
ИНТРОЕКЦИЯ (INTROJECTION)Термин изначально введен Ференци (1909) для обозначения противоположности проекции — то есть это доставляющее удовольствие принятие в себя аспектов внешнего мира. С тех пор термин приобрел дополнительные значения: как синоним идентификации; как примитивная форма интернализации; как примитивная форма идентификации, связанная иногда с «психотической идентификацией», когда границы между представлениями о себе и об объекте нечеткие; наконец, как защита. Он также может означать усвоение ребенком требований объекта и включение их в свою психику, так, что ребенок реагирует одинаково как в присутствии, так и в отсутствие этого объекта. В этом состоит специфика употребления данного термина.
ИНФАНТИЛЬНАЯ ГЕНИТАЛЬНАЯ ФАЗА (СТАДИЯ) (INFANTILE OENITALE PHASE)Период психосексуального развития, сменяющий анальную стадию, когда наибольшая часть детского сексуального внимания сфокусировано на гениталиях, а оральное и анальное удов-
– 453 –
летворение отступает на задний план. См. также ФАЛЛИЧЕСКАЯ ФАЗА (СТАДИЯ).
ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ (INFANTILE NEUROSIS)Внугрипсихическая организация, характеризуемая интернализованным конфликтом, который рождает тревогу, и способная (при содействии структуры Эго) отвечать на этот сигнал тревоги, прибегая к компромиссу или к защитам, то есть к внутренней модификации (вместо манипуляции окружением). Инфантильный невроз начинается с интернализации конфликта и подразумевает функционирование Суперэго. С интернализацией ряда стандартов, источника наказаний и поощрений бессознательные влечения начинают вызывать внутреннее неодобрение и наказание (чувство вины). Соответственно, инфантильный невроз подразумевает, что внутреннее эмоциональное расстройство и компромиссные решения недосягаемы для внешнего влияния, и Эго и Суперэго функционируют относительно независимо от внешней энергетической подпитки.
КАСТРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА (CASTRATION ANXIETY)См.СТРАХ КАСТРАЦИИ
КАТЕКСИС (CATHEXIS)Гипотетическая психическая энергия, присовокупляемая к чему-то или во что-то вкладываемая, например, во внешний объект или в собственное «я», или в их ментальные образы.
КЛОАЧНАЯ ТЕОРИЯ (CLOACAL THEORY)Детский сексуальный предрассудок, что анус и вагина — это одно и то же, так что предполагается, что дефекация, совокупление и рождение осуществляются через анус.
КОНФЛИКТ, ВНУТРИПСИХИЧЕСКИЙ (CONFLICT, INTRAPSYCHIC)Конфликт между противоположными психическими системами человека, противоположность противостоянию между ним и внешним миром.
КОНФЛИКТ, ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ (CONFLICT, INTRASYSTEMIC)Конфликт между противоположными аспектами одной системы, т. е. внутри одной системы, как в случае конфликтующих идеалов внутри Суперэго.
– 454 –
КУМУЛЯТИВНАЯ ТРАВМА (CUMULATIVE TRAUMA)Любое состояние, действующее в течение некоторого времени, которое неблагоприятно, пагубно или опасно для развития маленького ребенка.
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД (LATENCY)Стадия развития, характеризующаяся уменьшением внешних проявлений инфантильной сексуальности, что подразумевает вытеснение или благополучное разрешение эдипова конфликта и реорганизацию защитных структур Эго под влиянием развития Суперэго.
ЛИБИДО (LIBIDO)Метафорическая, гипотетическая психическая энергия, ответственная за подпитку сексуального влечения.
МАЗОХИЗМ (MASOCHISM)Потребность в физическом или душевном страдании или боли с целью сознательно иди бессознательно достичь сексуального возбуждения или удовлетворения.
МАСТУРБАЦИЯ (MASTURBATION)Самостимуляция какой-либо эрогенной зоны, доставляющая сексуальное удовольствие.
МЕЖСИСТЕМНЫЙ (INTERSYSTEMIC)Ид, Эго и Суперэго — это психические системы тройственной модели. Когда между желаниями и импульсами различных систем имеется конфликт, его называют межсистемным. Типичным межсистемным конфликтом является конфликт между каким-то импульсом к удовлетворению влечения, берущим начало в Ид, и желанием отсрочить это удовлетворение, возникающим на основе берущих начало в Эго реалистических соображений. См. также ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ.
МЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ (РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ) (MENTAL REPRESENTATION)Более или менее устойчивый и сохраняемый образ объекта, формирующийся в психике. Ментальный образ построен из ряда многосторонних восприятий объекта и объединяет их. Например, детский ментальный образ матери выстроен из большого количества ее образов и впечатлений от нее, а также из образов самого ребенка во взаимодействиях с ней.
– 455 –
МЕНТАЛЬНЫЙ АППАРАТ (MENTAL APPARATUS)Гипотетическое подразделение психики на разнообразные системы или группы функций. В соответствии со структурной моделью, функции группируются в структуры Ид, Эго и Суперэго.
МЕТАПСИХОЛОГИЯ (METAPSYCHOLOGY)Введенный Фрейдом термин (1901), обозначающий определенную психологию за пределами сознания. Введен с целью выделить психоанализ из психологии, основанной на сознательных ментальных видах деятельности, таких как разум и восприятие. Фрейд называет «метапсихологическое представление» наиболее полным описанием любого клинического явления, какое приходится давать психоанализу (1915, стр. 181). Позднее этот термин начал главным образом обозначать теоретические основы психологического знания. Хотя во время бурного развития теорий Эго-психологии в 1950-е гг. метапсихологию и стремились отделить от клинического опыта, эта тенденция сегодня менее выражена. Соответственно, метапсихология — это понятийный аппарат, с помощью которого можно изучать функционирование человеческой психики. Происходя из клинических наблюдений и в целом являясь фундаментальным, этот понятийный аппарат все же должен периодически пересматриваться в соответствии с углублением понимания. Таким образом, метапсихология постоянно развивается.
МИР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (REPRESENTATIONAL WORLD)Концепция, предложенная Скиддером и Розенблаттом (1962), обозначающая собрание образов или представлений об объектах внешнего мира, которая, посредством интернализации, погружается во внутренний мир, давая некую эмпирическую карту явлений объективной реальности в том виде, в котором она существует в уме каждого человека.
МОДЕЛЬ ВЛЕЧЕНИЕ-РАЗРЯДКА (DRIVE-DISCHARGE MODEL)Первая фрейдовская модель психики. Так как Фрейд за основу берет гидравлическую модель и метафорическую психическую энергию, он по-
– 456 –
лагает, что ментальный аппарат имеет тенденцию к сохранению энергии на низком и постоянном уровне. Когда она в избытке, она должна разряжаться. Стрессовые эмоции, например, пробуждаемые травматическим опытом отношения с окружающими в раннем детстве (в особенности сексуальными домогательствами со стороны взрослых), рассматриваются в качестве причины роста ментальной или психической энергии, что ведет к нарушению равновесия в ментальном аппарате. При этом возникает «побуждение к разрядке», «требование» вернуться к постоянному состоянию. Вытеснение этого аффекта ведет к «преграждению пути» энергии, и эта энергия вмешивается в ровное функционирование ментального аппарата. Чем больше количество вытесненной энергии, тем больше нарушается психическое функционирование, и тем более травмирующим является результат. Таким образом, психическая энергия увеличивается или уменьшается за счет стимуляции или разрядки (эмоции), и поэтому лечение в то время основывалось на катарсисе. Фрейд считал, что эта модель может послужить неврологической основой психопатологии.
НАРЦИССИЗМ (NARCISSISM)В первоначальной концепции Фрейда нарциссизм определялся как либидное вложение Эго (себя), взятого за объект либидного влечения. Теперь это понятие приобрело дополнительный ряд значений: сексуальное извращение, стадия развития, тип объектного выбора, способ отношения к окружающему, характеристика чувства собственного достоинства.
НЕВРОТИЧЕСКИЙ (NEUROTIC)Тип конфликта между психическими системами.
НЕГАТИВНЫЙ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (NEGATIVE OEDIPUS COMPLEX)Назван так по аналогии с фотографическим негативом. Обозначает идентификацию ребенка с родителем противоположного пола и обращение его либидного интереса к родителю своего пола.
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ (NEUTRALIZATION) Гипотетический психический процесс, связанный с понятием пси-
– 457 –
хической энергии (см.). Он предполагает, что сексуальные или агрессивные аспекты мотивирующей силы влечения уменьшаются или дезактивируются и, следовательно, происходит их десексуализация и деагрессификация.
ОБРАЗ СОБСТВЕННОГО «Я» (SELF-IMAGE)Образ себя в данное время и в данной ситуации. Он состоит из образа тела и представления о своем внутреннем состоянии на данный момент. Этот образ происходит из представления о самом себе и образует часть его.
ОБЪЕКТ (OBJECT)В психоаналитическом употреблении объект обозначает человека. Это не совсем удачное определение вошло в широкое употребление после определения Фрейдом объекта либидного влечения — человека, опосредующего получение удовольствия.
ОБЪЕКТНОЕ ПОСТОЯНСТВО (OBJECT CONSTANCY)Понятие, введенное Хартманном (1952) для обозначения этапа в развитии объектных отношений, когда сексуальные или агрессивные импульсы не нарушают или не разрывают связи с объектом. Это понятие потеряло свой первоначальный смысл из-за смешения с аналогичным понятием Пиаже, а также потому, что Спитц, Анна Фрейд и Малер, оперируя совсем непохожими понятиями и критериями, используют почти одинаковую терминологию. Спитц говорит о постоянстве либидного объекта в то время, когда ребенок дает понять, что предпочитает мать всем остальным объектам (шесть-восемь месяцев). Анна Фрейд использует термин объектное постоянство для обозначения времени, когда мать начинает сохранять свою роль наиболее важного человека для ребенка, несмотря на то, удовлетворяет она его потребности или фрустрирует их (также примерно шесть-восемь месяцев). Постоянство когнитивного объекта, или «вещественное» постоянство не связано с межперсональными отношениями и их интернализацией, а скорее обозначает сохранение ментального образа, когда сам момент восприятия уже миновал. Постоянство когнитивного объекта, когда интегрированное представление живет в памяти и может быть по желанию вызвано к воспри-
– 458 –
ятию, становится устойчивым примерно к восемнадцати месяцам жизни ребенка. Малер использует термин либидное постоянство объекта, которое, на ее взгляд, приобретается постепенно и требует для начала прочной привязанности к матери, далее — восприятия когнитивного представления о матери и, наконец, определенной разрешенности чувств любви и ненависти, с тем, чтобы мать представлялась любящей. Тогда ментальное представление о ней может быть «любящим» и функционирует как создающее комфортное состояние и дающее поддержку в ее отсутствие, что дает ребенку возможность функционировать отдельно и добиваться более совершенных путей взаимоотношений с людьми.
ОБЪЕКТНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (OBJECT REPRESENTATION)См.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТА.
ОБЪЕКТНОЕ ЛИБИДО (OBJECT LIBIDO)Обозначает либидную энергию или психологическое внимание, направленные на внешние объекты любви. Объектное либидо противоположно нарциссическому, когда внимание сосредоточено на себе.
«Я» ОБЪЕКТ (OBJECT/SELF)Понятие, центральное в теориях Хайнца Кохута, которое используется в качестве функциональной составляющей самого себя, придавая устойчивость фрагментирующему потенциалу стимуляции или аффекта.
ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (OBJECT RELATIONS)Бессознательные ментальные представления объектов, которые складываются из межличностных взаимодействий по мере развития личности. В них обнаруживаются представления значимых связей и опыта детства, и они глубоко затрагивают межличностные взаимодействия человека и выбор им объектов. Чтобы подчеркнуть их внутрипсихическое нахождение, иногда используется термин интернапизованные объектные отношения.
ОБЪЕКТНЫЙ ВЫБОР (OBJECT CHOICE)Человек, выбранный в качестве наиболее важного объекта любви. В теории либидо, это человек, выбранный в качестве объекта либидного влечения. На этот выбор обыч-
– 459 –
но оказывают влияние бессознательные детерминанты и стадия развития.
ОПЕРАЦИИ (OPERATIONS)Используемый Пиаже термин для обозначения когнитивной способности думать о действиях без необходимости сопровождать это физическими движениями. Он описывает развитие мышления ребенка в форме следующих стадий:
1. Предварительные операции. Это наиболее ранняя стадия, когда ребенок способен к ментальному размышлению о действиях. Мышление на этой ранней стадии главным образом эгоцентрическо и прелогическо. На суждения оказывают влияние скорее восприятия, чем
логика.
2. Конкретные операции. Мышление в терминах конкретных, существующих объектов. На этом этапе ребенок способен думать о действиях в уме, но еще не способен в уме формировать гипотезу или рассматривать возможности.
3. Формальные операции. Когнитивная способность размышлять о предположительном и в уме проверять мысли.
ОРАЛЬНАЯ ФАЗА (СТАДИЯ) (ORAL PHASE)Первая стадия либидного развития, приблизительно соответствующая первому году жизни, когда главным источником либидного удовлетворения ребенка предположительно являются приносящие удовольствие оральные виды активности, такие как сосание и кусание.
ОТРИЦАНИЕ (DENIAL)Защитный механизм, при котором Эго субъекта избегает осознания некоторых болезненных аспектов действительности, как это имеет место при очевидном игнорировании анатомических различий маленьким мальчиком.
ПЕРВИЧНАЯ АВТОНОМНОСТЬ (PRIMARY AUTO-NOMY)Врожденные характеристики, которые созревают в процессе развития независимо от внешнего влияния. Регрессия или конфликт могут оказывать на них влияние. Примером служат моторные способности и сознание.
– 460
ПЕРВИЧНЫЙ ОБЪЕКТ (PRIMARY OBJECT)Первый и самый важный в жизни младенца человек, обычно мать.
ПЕРВИЧНЫЙ ПРОЦЕСС (PRIMARY PROCESS)Способ мышления, связанный с субъективным внутренним миром или с системой Бессознательного. Характеризуется ассоциативным мышлением, конкретностью, конденсацией, смещением, образностью и символизацией. Примером служат сновидения, фантазии и оговорки. См. также ВТОРИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ (TRANSITIONAL OBJECT)Это понятие введено Виннокоттом для обозначения роли любимых ребенком предметов, таких как одеяло или игрушка, которые нужны ему для того, чтобы чувствовать себя комфортно в отсутствии матери. Кажется, что переходный объект символизирует связь между младенцем и матерью и наделен качествами их обоих.
ПОЗИТИВНЫЙ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (POSITIVE OEDIPUS COMPLEX)Отождествление ребенка с родителем одного пола, когда либидный интерес имеется к родителю противоположного пола.
ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (GENDER IDENTITY)Психологическая конфигурация, которая объединяет идентичность личности, биологический пол, опыт межличностного взаимодействия, внутрипсихические последствия (такие как идентификации), последствия влияния культуры и социума — всеобъемлющее чувство мужественности или женственности.
ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (GENDER-ROLE IDENTITY)Характерное сознательное или бессознательное принятие человеком половой роди при взаимодействиях с другими людьми. ПОСТОЯНСТВО ОБЪЕКТА (OBJECT CONSTANCY)См.ОБЪЕКТНОЕ ПОСТОЯНСТВО.
ПОТЕРЯ ОБЪЕКТА (OBJECT LOSS)Реальная потеря любимого человека из-за разлуки или чувство та-
– 461 –
кой потери вследствие какого-то внутрипсихического процесса.
ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ (PRECONSCIOUS)Любые ментальные процессы, содержание и воспоминания, которые более или менее доступны сознанию, но которые в данный момент находятся за его пределами. Термин также использовался для обозначения одной из психических систем в топографической модели.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЕКТЕ (OBJECT REPRESENTATION)Ментальное представление о внешнем объекте, который размещается во внутреннем мире и встраивается в него. Это представление может соответствовать действительному объекту, но часто претерпевает изменения со стороны какого-нибудь бессознательного процесса, например чувств любви и ненависти по отношению к объекту, или со стороны различных фантазий и идеализации.
ПРЕДЭДИПОВА ФАЗА (СТАДИЯ) (PREOEDIPAL PHASE)Стадии объектных отношений, предшествующие образованию Эдипова комплекса. Характеризуются, главным образом, привязанностью к первому объекту любви — к матери.
ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (PROJECTIVE IDENTIFICATION)Термин, введенный Мелани Кляйн и обозначающий механизмы, используемые в фантазии ребенком, чтобы совладать с агрессивными чувствами к себе и к матери. Расширение сферы его употребления выразилось: в применении к более поздним стадиям; во включении возможности смещения вовне; в обращении агрессивности обратно на себя по ассоциации с чувством преследования; в желаниях обладать объектом и контролировать его; в части механизмов контрпереноса и в реальном изменении внутреннего состояния объекта.
ПРОЕКЦИЯ (PROJECTION)Защитный механизм, для которого характерны приписывание внешнему объекту неприемлемых импульсов и чувств, которые затем
– 462 –
направляются обратно на себя. См. также ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ.
ПРОИЗВОДНОЕ ВЛЕЧЕНИЯ (DRIVE DERIVATIVE)Так как влечения сами по себе не осознаются, последствия их мотивирующего вклада становятся сознательными только из-за их воздействия на психическое функционирование; поэтому производное влечения может проявляться в мыслях, импульсах, желаниях или поведении.
ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (PSYCHIC REALITY)Фрейд использует этот термин для обозначения всего, что в психике субъекта приобретает силу внешней, объективной, или материальной реальности. В строгом смысле, термин относится к какому-либо бессознательному желанию и связанной с ним фантазии, но в расширительном употреблении психическая реальность может включать сознательные и бессознательные мысли, чувства, сновидения, фантазии, воспоминания и восприятия, безотносительно к их совместимости с внешней реальностью. В терминах психической реальности, на желание или фантазию можно реагировать, как будто данное событие реально имело место, например, чувством вины и нарушением памяти.
ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ (PSYCHIC APPARATUS)См.МЕНТАЛЬНЫЙ АППАРАТ.
ПСИХОАНАЛИЗ (PSYCHOANALYSIS)Изучение деятельности человеческой психики и поведения, с обращением особого внимания на бессознательную ментальную активность. Оно включает три аспекта: метод исследования психики; система знаний о человеческом поведении; метод лечения эмоциональных расстройств.
ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (PSYCHO-SEXUAL DEVELOPMENT)Организация личности, складывающаяся в процессе прохождения через последовательность стадий развития и основывающаяся на прогрессивном преобразовании эрогенных зон. Это развитие имеет место наряду с развитием сопровождающих его
– 463 –
фантазий и конфликтов, связанных с развитием объектных отношений, Суперэго, Эго и когнитивных функций.
РАЗВИТИЕ (DEVELOPMENT)Процесс формирования личности в ходе взаимодействия между факторами взросления и окружающей среды с одной стороны и личным опытом — с другой.
ВОССОЕДИНЕНИЕ (RAPPROCHEMENT)Термин обозначает задачу пересмотра отношений с целью восстановления гармонии. Малер использует его в связи с конфликтом развития между ребенком и матерью во время второй половины второго года жизни. Малыш начинает ощущать определенную отделенность от матери, а также нехватку собственного всемогущества, которое было характерно для предшествовавшей фазы практики. Возникает необходимость в пересмотре отношений с матерью. Хотя этот конфликт начинается на втором году жизни, актуальные для него проблемы возникают на каждой новой стадии развития, и отношения между родителем и ребенком, соответственно, должны пересматриваться на каждой из этих стадий.
РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (REACTION FORMATION)Защитный механизм, при котором инфантильное желание оттесняется путем формирования черты характера, представляющей противоположный инстинкт. Например, во время анальной фазы аккуратность заменяет хаотичность.
РЕГРЕССИЯ (REGRESSION)Процесс поиска удовольствия или использования поведенческих стереотипов, характерных для одной из прошедших стадий развития. Такое поведение наблюдается в периоды повышенного нервного напряжения или тревоги. Прежде в психоаналитической теории такие изменения поведения мыслились в терминах «возвращения» в определенной последовательности действий к точке фиксации, где имелась задержанная энергия.
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЪЕКТА (OBJECT REPRESENTATION)См.ОБРАЗ ОБЪЕКТА
– 464 –
СЕНСОМОТОРНЫЙ (SENSOMOTOR)Тип мышления, основанный на сенсорном восприятии и моторной активности.