Словарь встречающихся терминов

Многие термины, вошедшие в психоанализе в по­вседневное употребление, постепенно приобрели целый ряд значений. Этот словарь предназначен для того, что­бы прояснить использование нами в данной книге каж­дого конкретного термина: мы не задумывали его как исчерпывающее авторитетное руководство по психоана­литической терминологии. Он в первую очередь ориен­тирован на то, чтобы дать такое объяснение терминов, которого было бы достаточным для продолжения чтения этой книги без перерыва на просмотр дополнительной литературы. Рекомендуем еще четыре источника для тех, кто захочет больше узнать о любом из упоминаемых здесь терминов: L. E. Hinsie and R. J. Campbell. Psychiatric Dictionary, 4th ed. (New York: Oxford University Press, 1970); J. LaPlanche and J. —B. Pontalis, The Language of Psycho­Analysis (London: Hogarth Press, 1973); B. E. Moore and B. D. Fine, eds. Psychoanalytic Terms and Concepts (New Haven and London: Amer. Psychoanal. Assn. and Yale Univ. Press, 1990); и C. Rycroft, A Critical Dictionary of Psychoanalysis (Middlesex: Penguin, 1972).

АВТОНОМНОСТЬ (AUTONOMY)Свойство незави­симого функционирования. Что касается психических систем, например Суперэго, то говорят, что оно функ­ционирует автономно, если его функционирование не нарушается конфликтом и не зависит от поддержки со стороны взрослых. Хартманн (1958) ввел этот термин в психоаналитическую теорию по отношению к Эго. (См.

– 445 –

также ПЕРВИЧНАЯ АВТОНОМНОСТЬ. ВТОРИЧНАЯ АВТОНОМНОСТЬ).

АДАПТАЦИЯ (ADAPTATION) Способность приспо­сабливаться к внутренней или внешней реальности. Она часто требует приведения собственных внутренних по­требностей в соответствие с окружающей средой, но может потребовать и использования определенных защит­ных механизмов, например, во внутренней психической реальности.

АККОМОДАЦИЯ (ACCOMODATION)Понятие Пи­аже, относящееся к способу связи с окружающей средой в терминах уже имеющейся информации о ней, или то, что Пиаже называет «внутренними схемами». Примером может служить ребенок, который впервые видит обезь­янку, и та кажется ему кошкой: она примерно такого же размера, и он о кошках уже наслышан. Это понятие Пиаже напоминает аллопластическую адаптацию.

АЛЛОПЛАСТИЧЕСКИЙ (ALLOPLASTIC)Тип адап­тации, характеризуемый способностью человека добивать­ся реакции из окружающей среды для удовлетворения внутренних потребностей или желаний, а также отно­ситься к окружающей среде главным образом в свете этих желаний и потребностей. Эта способность играет решающую роль в раннем младенчестве, когда ребенок должен быть в состоянии пробудить внимание окруже­ния к себе с тем, чтобы выжить. Но не проходящая склонность манипулировать окружающей средой как единственным (или главным) средством удовлетворения своих внутренних нужд или разрешения конфликтов счи­тается ненормальной и может указывать на патологию.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (AMBIVALENCE)Одновре­менное присутствие сильных противоположных чувств (любви и ненависти) по отношению к одному и тому же человеку.

АНАКЛИТИЧЕСКИЙ (ANACLITIC) Тип зависимос­ти, когда один человек полагается на другого в удовлет­ворении либо основных потребностей, либо физических

– 446 –

или психологических потребностей. Отношение младенца к матери всегда носит аналитический характер.

АНАЛЬНАЯ ФАЗА (СТАДИЯ) (ANAL PHASE)Ста­дия развития либидо, когда наибольшее удовольствие сфокусировано на функционировании анальной зоны. Это главным образом удовольствие от дефекации или задер­живания каловых масс.

АССИМИЛЯЦИЯ (ASSIMILATION)Создание но­вых внутренних схем в ответ на новую информацию из окружающей среды. Это понятие Пиаже напоминает аутопластическую адаптацию (см. ниже). Примером мо­жет служить ребенок, который видит обезьянку и, зная, что это не кошка, создает новую категорию: животные могут быть кошками или обезьянками.

АУТИЗМ (AUTISM)Расстройство развития орга­нического происхождения, результатом которого являет­ся ослабление социальных взаимоотношений, обычно сопровождающееся качественным ухудшением вербально­го и невербального общения. Этот термин заимствован Малер из психопатологии и обозначает первые несколь­ко недель жизни ребенка, когда он, в противополож­ность более поздним этапам развития, менее способен к взаимодействию с родителями.

АУТОПЛАСТИЧЕСКИЙ (ADTOPLASTIC)Способ­ность осуществлять внутренние (или психические) моди­фикации в ответ на воздействия окружающей среды. Указанная способность требует проверки реальности и в большинстве случаев подразумевает способность к внут­реннему компромиссу и отсрочки удовлетворения.

АУТОЭРОТИЗМ (AUTOEROTISM)Сексуальная стимуляция и удовлетворение без прибегания к внешним раздражителям. Примером может служить мастурбация в любой форме.

АФФЕКТ (AFFECT)Многогранное психологическое явление, включающее мотивационные, соматические и другие выражения чувств, с которыми связана идея или компонент сознания. Его необходимо отличать от эмо­ции и от чувства.

– 447 –

АФФЕКТ-ТРАВМА (AFFECT-TRAUMA)Так часто называют первую фрейдовскую модель психики. (См. также МОДЕЛЬ ВЛЕЧЕНИЕ-РАЗРЯДКА.)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (UNCONSCIOUS)Менталь­ное содержимое и процессы, которые в любой момент времени находятся вне пределов сознания и не могут быть осознаны. В психоаналитической теории признает­ся два вида бессознательного. Описательное бессознатель­ное — это любой материал, недоступный осознанию. Динамическое Бессознательное (которое отличают в написании по заглавной букве «Б»), относится к менталь­ному содержимому и процессам «системы» Бессознатель­ного топографической модели, которые недоступны со­знанию и не могут его достичь из-за противодействия вытеснения и других защит.

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ (BISEXUALITY)Совокуп­ность черт характера и сексуальных желаний, которые присуши как своему, так и противоположному поду. При­мером может служить человек, который находит в себе и мужские и женские черты и хочет половых отношений с обоими полами. С точки зрения развития, источник би­сексуальности лежит в тенденции рано отождествляться с разнообразными чертами обоих родителей, поддержи­вая к каждому из них либидные чувства. Это может по­служить основой для психического конфликта.

ВЛЕЧЕНИЕ (DRIVE) В Стандартном издании ра­бот Фрейда повсеместно используется термин Trieb, пе­реводимый как «инстинкт». Однако, в противоположность автоматическому, основанному на стереотипах инстинк­тивному поведению (которое мы видим у низших жи­вотных), в психоаналитическом употреблении этот тер­мин обозначает психологическое явление. Это менталь­ное соответствие биологической силы, вносящей моти­вирующий вклад, то есть побуждаеющей ум к действию. В отличие от моторной деятельности, которая у живот­ных следует сразу после возбуждения, у человека в дан­ной ситуации поведение зависит от Эго. Это создает

– 448 –

возможность пластичного, разнообразного выражения реакции на бессознательный импульс.

ВНЕОПЫТНЫЙ (NONEXPERIENTIAL)Гипотети­ческие аспекты психических функций, такие как защит­ные механизмы, или психические системы (Ид, Эго и Суперэго). Понятия о психическом функционировании являются центральными в теории психоанализа и имеют клиническую ценность для понимания механизмов, оп­ределяющих поведение, не являясь при том частью на­шего опыта. Их можно уподобить конструкции, поддер­живающей сцену; мы можем смотреть пьесу, но не ви­деть этих вспомогательных сценических сооружений.

ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ (INTRASYSTEMIC)В трой­ственной модели психики Ид, Эго и Суперэго именуют­ся системами. Когда между импульсами или влечениями внутри одной системы существует конфликт, он называ­ется внутрисистемным. Конфликт идеалов — это типич­ный внутрисистемный конфликт внутри Суперэго. (См. также МЕЖСИСТЕМНЫЙ.)

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ЭГО (AUXILIARY EGO)Го­ворят, что мать (или любой другой осуществляющий уход человек) выступает в качестве вспомогательного Эго, если она заботится о ребенке, защищает его, создает ему ком­фортные условия и оберегает от излишней внутренней или внешней стимуляции. Термин подразумевает, что ряд функций Эго уже наличествует, но имеется потребность в помощи извне — такой, какую ребенок в итоге сможет оказывать себе сам.

ВТОРИЧНАЯ АВТОНОМНОСТЬ (SECONDARY AUTONOMY)Состояние функций Эго, которые берут начало в областях конфликта, но достигают независимо­го функционирования. Примером является опрятность.

ВТОРИЧНЫЙ ПРОЦЕСС (SECONDARY PROCESS)Мышление, для которого характерны рационализм, ло­гичность и упорядоченность. В огромной степени опира­ется на вербальный символизм и функционирует глав­ным образом в адаптации к реальности. Может быть

– 449 –

сознательным и бессознательным. (См. также ПЕРВИЧ­НЫЙ ПРОЦЕСС.)

ВЫТЕСНЕНИЕ (REPRESSION)В ранних работах Фрейда этот термин первоначально обозначал любую за­щитную деятельность, но затем его употребление стало ограничиваться специфическим видом защиты, когда де­ятельность психики или содержание желаний, фантазий, событий раннего детства устраняется от сознания путем процесса, который человек не осознает.

ГЕНИТАЛЬНАЯ ФАЗА (GENITAL PHASE)После­дняя стадия психосексуального развития. Она начинает­ся в подростковом возрасте и означает биологическую возможность оргазма. Как только человек достигает ге­нитальной фазы, составные сексуальные влечения ран­них стадий психосексуального развития обычно органи­зуются с целью получения конечного генитального удов­летворения, хотя они и могут быть использованы для полового возбуждения в процессе предваряющей сексу­альной игры.

ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ (PENIS ENVY) Неприятное чувство, часто сопровождаемое пониженным чувством собственного достоинства, вызываемое жадным тяготе­нием к мужскому фаллосу. Фрейд видит в ней коренную черту психологии женщины. Это представление было подвергнуто тщательному изучению и выяснилось, что и мальчики страдают завистью к пенису, когда обнаружи­вают, что у более старших половой орган заметно боль­ше, чем у них.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ (DEFENCE MECHA­NISMS)Различные попытки Эго защититься от опасно­сти. Эта опасность обычно имеет отношение к какому-то внутрипсихическому конфликту и следует из того, что некое вытесненное желание угрожает прорывом в созна­ние, его удовлетворение же ассоциируется с воображае­мым или реальным наказанием. Об угрозе прорыва вы­тесненного желания сигнализируют болезненные чувства тревоги или вины, которые и побуждают Эго отбрасы­вать данное желание или влечение. Защиты функциони-

– 450 –

руют бессознательно, так что человек не имеет представ­ления об их деятельности. Они являются нормальной составляющей развития и функционирования психики.

ЗОНА ЭГО, СВОБОДНАЯ ОТ КОНФЛИКТА (CON­FLICT-FREE EGO SPHERE)Область функционирования Эго, которая начинается за зоной внутрипсихического конфликта, остается вовне его и обычно в него не вов­лекается. Примерами могут служить движение, сознание и речь. Это понятие введено Хартманном и связано с его понятиями ПЕРВИЧНОЙ и ВТОРИЧНОЙ АВТО­НОМНОСТИ.

ИД (ID)Гипотетическая психическая система, зак­лючающая в себе инстинктные влечения, то есть моти­вирующие тенденции, которые функционируют, чтобы побудить психику к активному поиску удовлетворения. Ид — это одно из трех подразделений психики в струк­турной теории, двумя другими являются Эго и Суперэго.

ИДЕНТИФИКАЦИЯилиОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ (IDENTIFICATION)Изменение образа себя в сторону большего сходства с объектом восхищения (или опреде­ленными его аспектами). Этот термин используется для обозначения как процесса внесения таких изменений, так и для самих изменений. Идентификация с родителем появляется рано и является необходимым компонентом нормального развития. Хотя идентификация и может иногда включать в себя аспект защиты, ее нельзя одно­значно считать защитой. Идентификацию необходимо отличать от интернализации, инкорпорации и интроекции (см. ниже).

ИМИТАЦИЯ (IMITATION)С точки зрения разви­тия, копирование объекта обожания или ненависти, как при идентификации, но имитация — это обычно вре­менное и чаще всего сознательное явление.

ИНДИВИДУАЦИЯ (INDIVIDUATION)Процесс развития, протекающий в первые три года жизни когда ре­бенок пытается выработать уникальное и отчетливое чув­ство идентичности, со своими собственными индивиду-

– 451 –

альными чертами, отличное от представления об объек­те — как правило матери.

ИНКОРПОРАЦИЯ (INCORPORATION)Примитив­ная фантазия принятия чего-нибудь внутрь своего тела через то или иное естественное отверстие — рот, ухо, нос, анус — для того чтобы овладеть чертами внешности или качествами объекта. Термин иногда также использу­ется в значении либо разрушения субъектом объекта, либо получения субъектом удовольствия от проникнове­ния в него объекта. Необходимо отличать от идентифи­кации, интернализации и интроекции.

ИНСТИНКТ (INSTINCT)См. ВЛЕЧЕНИЕ

ИНСТИНКТИВНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ (INSTINCTUAL DRIVE)Воспринимается как идея, желание или импульс «влекущий» или побуждающий психику к деятельности. Инстинктивное влечение является психическим представ­лением гипотетической мотивирующей тенденции пред­положительно соматического происхождения. Первона­чально Фрейд полагал, что влечение имеет особые теле­сные источники, но сегодня мы подчеркиваем, что ин­стинктивное влечение образуется путем слияния многих факторов, так что в дополнение к соматическому компо­ненту, свой вклад вносят также аффективные пережива­ния и внешнее влияние. Оно также имеет цель, объект и интенсивность, но окончательное поведение зависит от Эго; следовательно, особое внимание уделяется пси­хологическим явлениям.

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ (INTERNALIZATION)Общий термин, который включает в себя все те процессы (та­кие как инкорпорация, интроекция и идентификация), посредством которых из взаимодействий с реальными или воображаемыми объектами образуются внутренние (или психические) представления, функции, структуры, пра­вила и характеристики.

ИНТЕРНАЛИЗОВАННЫЙ КОНФЛИКТ (INTER­NALIZED CONFLICT)Конфликт, который начинается как внутриличностный, но затем превращается в конфликт между психическими структурами, например, как в слу-

– 452 –

чае конфликта между инстинктным желанием и запре­том со стороны Суперэго. Часто фигурирует как невро­тический конфликт.

ИНТЕРСИСТЕМНЫЙ (INTERS YSTEMIC)См. МЕЖСИСТЕМНЫЙ

ИНТРАСИСТЕМНЫЙ (INTRAS YSTEMIC)См. ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ

ИНТРОЕКТ (INTROJECT)Ментальное представле­ние, которое происходит из процесса интроекции (см.). Этот термин в особенности используется для обозначе­ния ментальных представлений, приобретающих вес в процессе формирования Суперэго — «должен» и «не дол­жен». После образования они ощущаются как имеющие всю силу и власть, вымышленную или реальную, действительных объектов, из которых они происходят. Не­обходимо отличать от идентификации, инкорпорации и интернализации.

ИНТРОЕКЦИЯ (INTROJECTION)Термин изна­чально введен Ференци (1909) для обозначения противо­положности проекции — то есть это доставляющее удо­вольствие принятие в себя аспектов внешнего мира. С тех пор термин приобрел дополнительные значения: как синоним идентификации; как примитивная форма ин­тернализации; как примитивная форма идентификации, связанная иногда с «психотической идентификацией», когда границы между представлениями о себе и об объек­те нечеткие; наконец, как защита. Он также может озна­чать усвоение ребенком требований объекта и включе­ние их в свою психику, так, что ребенок реагирует оди­наково как в присутствии, так и в отсутствие этого объекта. В этом состоит специфика употребления данно­го термина.

ИНФАНТИЛЬНАЯ ГЕНИТАЛЬНАЯ ФАЗА (СТА­ДИЯ) (INFANTILE OENITALE PHASE)Период психосек­суального развития, сменяющий анальную стадию, когда наибольшая часть детского сексуального внимания сфо­кусировано на гениталиях, а оральное и анальное удов-

– 453 –

летворение отступает на задний план. См. также ФАЛ­ЛИЧЕСКАЯ ФАЗА (СТАДИЯ).

ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ (INFANTILE NEUROSIS)Внугрипсихическая организация, характери­зуемая интернализованным конфликтом, который рожда­ет тревогу, и способная (при содействии структуры Эго) отвечать на этот сигнал тревоги, прибегая к компромис­су или к защитам, то есть к внутренней модификации (вместо манипуляции окружением). Инфантильный не­вроз начинается с интернализации конфликта и подра­зумевает функционирование Суперэго. С интернализаци­ей ряда стандартов, источника наказаний и поощрений бессознательные влечения начинают вызывать внутрен­нее неодобрение и наказание (чувство вины). Соответ­ственно, инфантильный невроз подразумевает, что внутреннее эмоциональное расстройство и компромисс­ные решения недосягаемы для внешнего влияния, и Эго и Суперэго функционируют относительно независимо от внешней энергетической подпитки.

КАСТРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА (CASTRATION ANXIETY)См.СТРАХ КАСТРАЦИИ

КАТЕКСИС (CATHEXIS)Гипотетическая психичес­кая энергия, присовокупляемая к чему-то или во что-то вкладываемая, например, во внешний объект или в собственное «я», или в их ментальные образы.

КЛОАЧНАЯ ТЕОРИЯ (CLOACAL THEORY)Детский сексуальный предрассудок, что анус и вагина — это одно и то же, так что предполагается, что дефекация, сово­купление и рождение осуществляются через анус.

КОНФЛИКТ, ВНУТРИПСИХИЧЕСКИЙ (CON­FLICT, INTRAPSYCHIC)Конфликт между противополож­ными психическими системами человека, противополож­ность противостоянию между ним и внешним миром.

КОНФЛИКТ, ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ (CONFLICT, INTRASYSTEMIC)Конфликт между противоположными аспектами одной системы, т. е. внутри одной системы, как в случае конфликтующих идеалов внутри Суперэго.

– 454 –

КУМУЛЯТИВНАЯ ТРАВМА (CUMULATIVE TRAUMA)Любое состояние, действующее в течение не­которого времени, которое неблагоприятно, пагубно или опасно для развития маленького ребенка.

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД (LATENCY)Стадия разви­тия, характеризующаяся уменьшением внешних проявле­ний инфантильной сексуальности, что подразумевает вытеснение или благополучное разрешение эдипова кон­фликта и реорганизацию защитных структур Эго под влиянием развития Суперэго.

ЛИБИДО (LIBIDO)Метафорическая, гипотетичес­кая психическая энергия, ответственная за подпитку сек­суального влечения.

МАЗОХИЗМ (MASOCHISM)Потребность в физи­ческом или душевном страдании или боли с целью со­знательно иди бессознательно достичь сексуального воз­буждения или удовлетворения.

МАСТУРБАЦИЯ (MASTURBATION)Самостимуля­ция какой-либо эрогенной зоны, доставляющая сексу­альное удовольствие.

МЕЖСИСТЕМНЫЙ (INTERSYSTEMIC)Ид, Эго и Суперэго — это психические системы тройственной мо­дели. Когда между желаниями и импульсами различных систем имеется конфликт, его называют межсистемным. Типичным межсистемным конфликтом является конфликт между каким-то импульсом к удовлетворению влечения, берущим начало в Ид, и желанием отсрочить это удовлетворение, возникающим на основе берущих начало в Эго реалистических соображений. См. также ВНУТРИ­СИСТЕМНЫЙ.

МЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ (РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ) (MENTAL REPRESENTATION)Более или менее устойчи­вый и сохраняемый образ объекта, формирующийся в психике. Ментальный образ построен из ряда многосто­ронних восприятий объекта и объединяет их. Например, детский ментальный образ матери выстроен из большого количества ее образов и впечатлений от нее, а также из образов самого ребенка во взаимодействиях с ней.

– 455 –

МЕНТАЛЬНЫЙ АППАРАТ (MENTAL APPARATUS)Гипотетическое подразделение психики на разнообразные системы или группы функций. В соответствии со струк­турной моделью, функции группируются в структуры Ид, Эго и Суперэго.

МЕТАПСИХОЛОГИЯ (METAPSYCHOLOGY)Вве­денный Фрейдом термин (1901), обозначающий опреде­ленную психологию за пределами сознания. Введен с целью выделить психоанализ из психологии, основанной на сознательных ментальных видах деятельности, таких как разум и восприятие. Фрейд называет «метапсихоло­гическое представление» наиболее полным описанием любого клинического явления, какое приходится давать психоанализу (1915, стр. 181). Позднее этот термин начал главным образом обозначать теоретические основы пси­хологического знания. Хотя во время бурного развития теорий Эго-психологии в 1950-е гг. метапсихологию и стремились отделить от клинического опыта, эта тенден­ция сегодня менее выражена. Соответственно, метапси­хология — это понятийный аппарат, с помощью которо­го можно изучать функционирование человеческой пси­хики. Происходя из клинических наблюдений и в целом являясь фундаментальным, этот понятийный аппарат все же должен периодически пересматриваться в соответствии с углублением понимания. Таким образом, метапсихоло­гия постоянно развивается.

МИР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (REPRESENTATIONAL WORLD)Концепция, предложенная Скиддером и Розен­блаттом (1962), обозначающая собрание образов или представлений об объектах внешнего мира, которая, по­средством интернализации, погружается во внутренний мир, давая некую эмпирическую карту явлений объек­тивной реальности в том виде, в котором она существует в уме каждого человека.

МОДЕЛЬ ВЛЕЧЕНИЕ-РАЗРЯДКА (DRIVE-DISCHARGE MODEL)Первая фрейдовская модель пси­хики. Так как Фрейд за основу берет гидравлическую модель и метафорическую психическую энергию, он по-

– 456 –

лагает, что ментальный аппарат имеет тенденцию к со­хранению энергии на низком и постоянном уровне. Ког­да она в избытке, она должна разряжаться. Стрессовые эмоции, например, пробуждаемые травматическим опы­том отношения с окружающими в раннем детстве (в осо­бенности сексуальными домогательствами со стороны взрослых), рассматриваются в качестве причины роста ментальной или психической энергии, что ведет к нару­шению равновесия в ментальном аппарате. При этом возникает «побуждение к разрядке», «требование» вер­нуться к постоянному состоянию. Вытеснение этого аффекта ведет к «преграждению пути» энергии, и эта энер­гия вмешивается в ровное функционирование менталь­ного аппарата. Чем больше количество вытесненной энергии, тем больше нарушается психическое функцио­нирование, и тем более травмирующим является резуль­тат. Таким образом, психическая энергия увеличивается или уменьшается за счет стимуляции или разрядки (эмо­ции), и поэтому лечение в то время основывалось на катарсисе. Фрейд считал, что эта модель может послу­жить неврологической основой психопатологии.

НАРЦИССИЗМ (NARCISSISM)В первоначальной концепции Фрейда нарциссизм определялся как либид­ное вложение Эго (себя), взятого за объект либидного влечения. Теперь это понятие приобрело дополнитель­ный ряд значений: сексуальное извращение, стадия раз­вития, тип объектного выбора, способ отношения к ок­ружающему, характеристика чувства собственного досто­инства.

НЕВРОТИЧЕСКИЙ (NEUROTIC)Тип конфликта между психическими системами.

НЕГАТИВНЫЙ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (NEGATIVE OEDIPUS COMPLEX)Назван так по аналогии с фото­графическим негативом. Обозначает идентификацию ре­бенка с родителем противоположного пола и обращение его либидного интереса к родителю своего пола.

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ (NEUTRALIZATION) Гипотети­ческий психический процесс, связанный с понятием пси-

– 457 –

хической энергии (см.). Он предполагает, что сексуаль­ные или агрессивные аспекты мотивирующей силы вле­чения уменьшаются или дезактивируются и, следователь­но, происходит их десексуализация и деагрессификация.

ОБРАЗ СОБСТВЕННОГО «Я» (SELF-IMAGE)Об­раз себя в данное время и в данной ситуации. Он состо­ит из образа тела и представления о своем внутреннем состоянии на данный момент. Этот образ происходит из представления о самом себе и образует часть его.

ОБЪЕКТ (OBJECT)В психоаналитическом упот­реблении объект обозначает человека. Это не совсем удачное определение вошло в широкое употребление пос­ле определения Фрейдом объекта либидного влечения — человека, опосредующего получение удовольствия.

ОБЪЕКТНОЕ ПОСТОЯНСТВО (OBJECT CON­STANCY)Понятие, введенное Хартманном (1952) для обо­значения этапа в развитии объектных отношений, когда сексуальные или агрессивные импульсы не нарушают или не разрывают связи с объектом. Это понятие потеряло свой первоначальный смысл из-за смешения с анало­гичным понятием Пиаже, а также потому, что Спитц, Анна Фрейд и Малер, оперируя совсем непохожими по­нятиями и критериями, используют почти одинаковую терминологию. Спитц говорит о постоянстве либидного объекта в то время, когда ребенок дает понять, что пред­почитает мать всем остальным объектам (шесть-восемь месяцев). Анна Фрейд использует термин объектное по­стоянство для обозначения времени, когда мать начина­ет сохранять свою роль наиболее важного человека для ребенка, несмотря на то, удовлетворяет она его потреб­ности или фрустрирует их (также примерно шесть-во­семь месяцев). Постоянство когнитивного объекта, или «вещественное» постоянство не связано с межперсональ­ными отношениями и их интернализацией, а скорее обо­значает сохранение ментального образа, когда сам мо­мент восприятия уже миновал. Постоянство когнитивно­го объекта, когда интегрированное представление живет в памяти и может быть по желанию вызвано к воспри-

– 458 –

ятию, становится устойчивым примерно к восемнадцати месяцам жизни ребенка. Малер использует термин ли­бидное постоянство объекта, которое, на ее взгляд, при­обретается постепенно и требует для начала прочной привязанности к матери, далее — восприятия когнитив­ного представления о матери и, наконец, определенной разрешенности чувств любви и ненависти, с тем, чтобы мать представлялась любящей. Тогда ментальное пред­ставление о ней может быть «любящим» и функциони­рует как создающее комфортное состояние и дающее поддержку в ее отсутствие, что дает ребенку возможность функционировать отдельно и добиваться более совершен­ных путей взаимоотношений с людьми.

ОБЪЕКТНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (OBJECT REPRE­SENTATION)См.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТА.

ОБЪЕКТНОЕ ЛИБИДО (OBJECT LIBIDO)Обозна­чает либидную энергию или психологическое внимание, направленные на внешние объекты любви. Объектное либидо противоположно нарциссическому, когда внима­ние сосредоточено на себе.

«Я» ОБЪЕКТ (OBJECT/SELF)Понятие, централь­ное в теориях Хайнца Кохута, которое используется в качестве функциональной составляющей самого себя, придавая устойчивость фрагментирующему потенциалу стимуляции или аффекта.

ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (OBJECT RELA­TIONS)Бессознательные ментальные представления объектов, которые складываются из межличностных вза­имодействий по мере развития личности. В них обнару­живаются представления значимых связей и опыта дет­ства, и они глубоко затрагивают межличностные взаимо­действия человека и выбор им объектов. Чтобы подчер­кнуть их внутрипсихическое нахождение, иногда исполь­зуется термин интернапизованные объектные отношения.

ОБЪЕКТНЫЙ ВЫБОР (OBJECT CHOICE)Человек, выбранный в качестве наиболее важного объекта любви. В теории либидо, это человек, выбранный в ка­честве объекта либидного влечения. На этот выбор обыч-

– 459 –

но оказывают влияние бессознательные детерминанты и стадия развития.

ОПЕРАЦИИ (OPERATIONS)Используемый Пиаже термин для обозначения когнитивной способности ду­мать о действиях без необходимости сопровождать это физическими движениями. Он описывает развитие мыш­ления ребенка в форме следующих стадий:

1. Предварительные операции. Это наиболее ран­няя стадия, когда ребенок способен к ментальному размышлению о действиях. Мышление на этой ранней ста­дии главным образом эгоцентрическо и прелогическо. На суждения оказывают влияние скорее восприятия, чем
логика.

2. Конкретные операции. Мышление в терминах конкретных, существующих объектов. На этом этапе ребенок способен думать о действиях в уме, но еще не способен в уме формировать гипотезу или рассматривать возможности.

3. Формальные операции. Когнитивная способность размышлять о предположительном и в уме проверять мысли.

ОРАЛЬНАЯ ФАЗА (СТАДИЯ) (ORAL PHASE)Пер­вая стадия либидного развития, приблизительно соответ­ствующая первому году жизни, когда главным источни­ком либидного удовлетворения ребенка предположитель­но являются приносящие удовольствие оральные виды активности, такие как сосание и кусание.

ОТРИЦАНИЕ (DENIAL)Защитный механизм, при котором Эго субъекта избегает осознания некоторых бо­лезненных аспектов действительности, как это имеет место при очевидном игнорировании анатомических раз­личий маленьким мальчиком.

ПЕРВИЧНАЯ АВТОНОМНОСТЬ (PRIMARY AUTO-NOMY)Врожденные характеристики, которые со­зревают в процессе развития независимо от внешнего влияния. Регрессия или конфликт могут оказывать на них влияние. Примером служат моторные способности и сознание.

– 460

ПЕРВИЧНЫЙ ОБЪЕКТ (PRIMARY OBJECT)Пер­вый и самый важный в жизни младенца человек, обыч­но мать.

ПЕРВИЧНЫЙ ПРОЦЕСС (PRIMARY PROCESS)Способ мышления, связанный с субъективным внутрен­ним миром или с системой Бессознательного. Характе­ризуется ассоциативным мышлением, конкретностью, конденсацией, смещением, образностью и символизаци­ей. Примером служат сновидения, фантазии и оговорки. См. также ВТОРИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ (TRANSITIONAL OBJECT)Это понятие введено Виннокоттом для обозна­чения роли любимых ребенком предметов, таких как одеяло или игрушка, которые нужны ему для того, что­бы чувствовать себя комфортно в отсутствии матери. Кажется, что переходный объект символизирует связь между младенцем и матерью и наделен качествами их обоих.

ПОЗИТИВНЫЙ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (POSITIVE OEDIPUS COMPLEX)Отождествление ребенка с родите­лем одного пола, когда либидный интерес имеется к родителю противоположного пола.

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (GENDER IDENTITY)Психологическая конфигурация, которая объе­диняет идентичность личности, биологический пол, опыт межличностного взаимодействия, внутрипсихические по­следствия (такие как идентификации), последствия вли­яния культуры и социума — всеобъемлющее чувство му­жественности или женственности.

ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (GENDER-ROLE IDENTITY)Характерное сознательное или бессоз­нательное принятие человеком половой роди при взаи­модействиях с другими людьми. ПОСТОЯНСТВО ОБЪЕКТА (OBJECT CONSTANCY)См.ОБЪЕКТНОЕ ПОСТОЯНСТВО.

ПОТЕРЯ ОБЪЕКТА (OBJECT LOSS)Реальная по­теря любимого человека из-за разлуки или чувство та-

– 461 –

кой потери вследствие какого-то внутрипсихического процесса.

ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ (PRECONSCIOUS)Любые ментальные процессы, содержание и воспоминания, ко­торые более или менее доступны сознанию, но которые в данный момент находятся за его пределами. Термин также использовался для обозначения одной из психи­ческих систем в топографической модели.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЕКТЕ (OBJECT REPRESENTATION)Ментальное представление о внеш­нем объекте, который размещается во внутреннем мире и встраивается в него. Это представление может соот­ветствовать действительному объекту, но часто претерпе­вает изменения со стороны какого-нибудь бессознатель­ного процесса, например чувств любви и ненависти по отношению к объекту, или со стороны различных фанта­зий и идеализации.

ПРЕДЭДИПОВА ФАЗА (СТАДИЯ) (PREOEDIPAL PHASE)Стадии объектных отношений, предшествующие образованию Эдипова комплекса. Характеризуются, глав­ным образом, привязанностью к первому объекту люб­ви — к матери.

ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (PROJEC­TIVE IDENTIFICATION)Термин, введенный Мелани Кляйн и обозначающий механизмы, используемые в фан­тазии ребенком, чтобы совладать с агрессивными чув­ствами к себе и к матери. Расширение сферы его упот­ребления выразилось: в применении к более поздним стадиям; во включении возможности смещения вовне; в обращении агрессивности обратно на себя по ассоциа­ции с чувством преследования; в желаниях обладать объектом и контролировать его; в части механизмов кон­трпереноса и в реальном изменении внутреннего состоя­ния объекта.

ПРОЕКЦИЯ (PROJECTION)Защитный механизм, для которого характерны приписывание внешнему объек­ту неприемлемых импульсов и чувств, которые затем

– 462 –

направляются обратно на себя. См. также ЭКСТЕРНА­ЛИЗАЦИЯ.

ПРОИЗВОДНОЕ ВЛЕЧЕНИЯ (DRIVE DERIVA­TIVE)Так как влечения сами по себе не осознаются, последствия их мотивирующего вклада становятся со­знательными только из-за их воздействия на психичес­кое функционирование; поэтому производное влечения может проявляться в мыслях, импульсах, желаниях или поведении.

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (PSYCHIC REALITY)Фрейд использует этот термин для обозначе­ния всего, что в психике субъекта приобретает силу внешней, объективной, или материальной реальности. В строгом смысле, термин относится к какому-либо бес­сознательному желанию и связанной с ним фантазии, но в расширительном употреблении психическая реаль­ность может включать сознательные и бессознательные мысли, чувства, сновидения, фантазии, воспоминания и восприятия, безотносительно к их совместимости с внешней реальностью. В терминах психической реально­сти, на желание или фантазию можно реагировать, как будто данное событие реально имело место, например, чувством вины и нарушением памяти.

ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ (PSYCHIC APPARA­TUS)См.МЕНТАЛЬНЫЙ АППАРАТ.

ПСИХОАНАЛИЗ (PSYCHOANALYSIS)Изучение де­ятельности человеческой психики и поведения, с обра­щением особого внимания на бессознательную менталь­ную активность. Оно включает три аспекта: метод ис­следования психики; система знаний о человеческом по­ведении; метод лечения эмоциональных расстройств.

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (PSYCHO-SEXUAL DEVELOPMENT)Организация личности, скла­дывающаяся в процессе прохождения через последова­тельность стадий развития и основывающаяся на про­грессивном преобразовании эрогенных зон. Это развитие имеет место наряду с развитием сопровождающих его

– 463 –

фантазий и конфликтов, связанных с развитием объект­ных отношений, Суперэго, Эго и когнитивных функций.

РАЗВИТИЕ (DEVELOPMENT)Процесс формирова­ния личности в ходе взаимодействия между факторами взросления и окружающей среды с одной стороны и личным опытом — с другой.

ВОССОЕДИНЕНИЕ (RAPPROCHEMENT)Термин обозначает задачу пересмотра отношений с целью вос­становления гармонии. Малер использует его в связи с конфликтом развития между ребенком и матерью во вре­мя второй половины второго года жизни. Малыш начи­нает ощущать определенную отделенность от матери, а также нехватку собственного всемогущества, которое было характерно для предшествовавшей фазы практики. Воз­никает необходимость в пересмотре отношений с мате­рью. Хотя этот конфликт начинается на втором году жизни, актуальные для него проблемы возникают на каж­дой новой стадии развития, и отношения между родите­лем и ребенком, соответственно, должны пересматривать­ся на каждой из этих стадий.

РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (REACTION FORMATION)Защитный механизм, при котором инфан­тильное желание оттесняется путем формирования черты характера, представляющей противоположный инстинкт. Например, во время анальной фазы аккуратность заме­няет хаотичность.

РЕГРЕССИЯ (REGRESSION)Процесс поиска удо­вольствия или использования поведенческих стереотипов, характерных для одной из прошедших стадий развития. Такое поведение наблюдается в периоды повышенного нервного напряжения или тревоги. Прежде в психоана­литической теории такие изменения поведения мысли­лись в терминах «возвращения» в определенной последо­вательности действий к точке фиксации, где имелась за­держанная энергия.

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЪЕКТА (OBJECT REPRE­SENTATION)См.ОБРАЗ ОБЪЕКТА

– 464 –

СЕНСОМОТОРНЫЙ (SENSOMOTOR)Тип мыш­ления, основанный на сенсорном восприятии и мотор­ной активности.

Наши рекомендации