Главенство эго и стабильность настроения
Ел (1968, 1976) рассматривает вопрос о том, как и когда завершается подростковый возраст. Он приходит к заключению, что для того, чтобы возникла определившаяся, интегрированная и самостоятельная взрослая личность, индивид должен пройти 4 этапа. Первый, являющийся частью процесса второй индивидуации, — это окончательное перенятие им авторитета родителей и своего Суперэго. Теперь подростку приходится принимать на себя большую ответственность за то «кто он есть и что он делает» (Blos, 1967, стр. 148). Второй включает урегулирование и прекращение жалоб в связи с непоправимыми событиями или травмами детства, такими, как последствия потери им объекта или влияния особой чувствительности к чему-то или физической неполноценности. Третьей задачей подростка является установление чувства исторической преемственности прошлого. Знание о том, кто он и где его истоки, позволяет осуществить выход из уютного детского мира, где все устроено родителями, без дезорганизующего разрыва. Четвертая задача — это окончательное разрешение бисексуальных конфликтов, дающее возможность консолидации половой идентичности и сексуальных предпочтений. Тогда индивид становится свободен для поиска подходящего зрелого объекта любви.
– 434 –
В оптимальном случае, благополучное завершение у подростка этих процессов в различных описанных нами психических системах выводит его Эго на новый уровень интегрированности, целостности и доминирования над другими психическими системами. Его функционирование становится относительно свободно от влияния раннего архаичного Суперэго, доминирует над импульсивностью инстинктивных влечений, а также относительно свободно от влияния окружения, хотя и не безразлично к нему. Как только достигается данный уровень главенства Эго, аффекты и их выражение начинают колебаться в приемлемых рамках (Zetsel, 1965; Elee, 1968), лучше сдерживаются и модулируются. В результате успешного развития Эго достигается и укрепляется гармония между внутренним и внешним, а также во внутреннем мире человека. Становится более предсказуемым стереотип саморегулирующих, адаптационных, организующих и синтезирующих реакций Эго, приобретающих определенный стиль. Это связано с тем, что стереотипы реакций становятся более автоматическими, а стереотип регуляции чувства собственного достоинства определеннее (Rache, 1958). Как только достигнута стабильность идентичности (Erickson, 1956), возникает интегрированная взрослая личность. Возрастание гармоничности отражается в росте стабильности настроения. А появление стабильности настроения, как считается, сигнализирует о достижении нового уровня психической стабильности и завершении подросткового возраста.
РЕЗЮМЕ
Вслед за Спитцем, мы используем здесь появление нового аффекта или нового его качества с целью обозначить каждый новый уровень координированности и интегрированности функций Эго, подразумевающий новый уровень его организации и развития. Несмотря на то, что первые проявления любого аффекта драматичны
– 435 –
и их легко наблюдать, с течением развития эти проявления становятся все незаметней, однако, их всегда можно обнаружить.
Соответственно, нами выдвинуто предположение о том, что появление социальной улыбки (на 2—3 месяце жизни ребенка) сигнализирует о новом уровне организации и синтеза, говоря о прогрессе по сравнению с врожденными способностями и о начале функционирования психики; стрессовая реакция на постороннего (на 7—9 месяце жизни) обозначает установление либидного объекта; негативизм (на 15—18 месяце) свидетельствует о способности к саморефлексии и появлении речевых способностей; тревога и стыд (на 24—30 месяце) — об интернализации конфликта и начале формирования Суперэго; использование аффектов в качестве сигналов опасности и конфликта сопровождает установление либидного постоянства объекта (в 30—36 месяцев); чувство вины (в возрасте от 3 до 5 лет) указывает на интеграцию Суперэго и на инфантильный невроз; практика (латентный период) — на возросшую самостоятельность функционирования Эго и Суперэго; лабильность настроения (подростковый возраст) — на подростковый процесс психической реорганизации; стабильность настроения (поздний подростковый возраст) — на главенство Эго над влечениями и другими импульсивными желаниями, как и над директивами Суперэго. Последнее же указывает на то, что подростковый возраст подошел к концу.
– 436 –
ЭПИЛОГ
Представляя настоящую попытку объединения психоаналитических теорий развития, мы руководствовались в основном тем соображением, что многие системы личности растут и развиваются одновременно и независимо друг от друга. Все системы необходимо взаимосвязаны и в целом составляют единую сложную систему. Вот почему наш ум (и это вполне заслуживает удивления) продолжает в течение всей жизни согласованно функционировать.
Для того чтобы описать процесс развития, мы обсуждаем здесь многие предметы: некоторые подробно, некоторые в более сжатой форме. Мы признаем, что в последнем случае есть опасность чрезмерного упрощения, в особенности потому, что мы не смогли принять в расчет в систематизирующем и обобщающем обзоре, каким является наш, многочисленные тонкости каждого предмета. Мы, однако, надеемся, что настоящий обзор пролил свет как на трудности, сопровождающие процесс развития, так и на то, что любая часть поведенческих проявлений может иметь под собою ряд возможных значений. Тенденция сводить любое объяснение либо к внешним событиям, либо к внутрипсихическим силам, насколько это нам удалось, нами здесь преодолевается.
Несколько тем в этой книге опущены совсем. Среди них — отношения ребенка во внутрисемейной системе, отличные от его отношений с родителями; развитие социальных взаимодействий; приложение наших теорий к психопатологии. Эти предметы, будучи несомненно важными, находятся вне нашего фокуса на внутрипсихических аспектах нормального развития, до той, конечно, степени, до которой нам удается их здесь описать.
– 437 –
Мы также отдаем себе отчет в том, что в части, где мы говорим о роли матери и отца, представляемая нами картина местами до известной степени идеализирована, как будто бы наша теория относилась лишь к тому ребенку, который растет в целостной семье. Хоть клиницистам может показаться, что ежегодно в их практике встречается не так много функционирующих целостных семей, мы полагаем, что понимание той роли, которую играют оба родителя в развитии ребенка, полезно для детального рассмотрения и концептуализации оптимального развития, а также для того, чтобы оценить, где может быть уязвим ребенок, взросление которого проходит в альтернативных ситуациях.
Местами при прочтении данного материала может сложиться впечатление определенности, завершенности некоторых моментов, как будто бы некоторые гипотезы приняты так широко, что достигли статуса установленного факта. Если нами создается такое впечатление, то сейчас мы хотим его исправить. Психоаналитическая теория до сих пор отмечена многими открытыми вопросами и противоречивыми областями, так что она, подобно обсуждаемой нами модели развития, является незавершенной, развивающейся, подверженной переменам и эволюционированию по мере появления новых данных.
Тем не менее, мы надеемся, что обрисованная нами перспектива процесса развития окажется достаточно согласованной, чтобы быть полной, и в то же время достаточно пластичной, чтобы оставаться в русле нового знания. Мы также надеемся, что представили свои идеи таким образом, что передали не только сложность процесса развития, но и способствовали размышлению о психике человека.
– 438 –
ПРИМЕЧАНИЯ
1 На протяжении всей книги мы используем термины «система» и «структура» как взаимозаменяемые. Несмотря на то, что за фрейдовской окончательной моделью психики закрепилось название «структурная», ее, тем не менее, допустимо рассматривать в рамках системного подхода, описанного нами в первой части, при котором структура рассматривается как относительно стабильная и медленно эволюционирующая система.
2 Расщепление — (splitting — англ. это термин, который можно использовать в двух значениях. Он может употребляться для обозначения примитивной защиты, когда все воспринимается по отдельности и не соединяется в единое целое (например, приятные и неприятные представления о матери). А может употребляться для обозначения регрессирующей защиты, когда все разделяется после того, как было соединено вместе. Например ментальный образ матери может разделиться на тот, где мать «хорошая» во всем, или приятные черты, и второй, со всеми «плохими» чертами, или смешанные чувства по отношению к другому человеку или к себе самому могут разделяться на приятные и непонятные чувства, при этом один «набор» чувств приписывается другому человеку. К
сожалению, очень редко уточняется, в каком смысле данный термин был употреблен. Совместно определяют все ментальные функции (как нормальные, так и с нарушениями). Вэлдер говорил о сверхдетерминации всего поведения, и подобный подход может быть успешно применен к любому виду нарушений (Brenner, 1959, 1979). Это означает, что даже если пациент находит восстановление событий психотерапевтом очень полезным в понимании своего прошлого, то, что мы понимаем под
– 439 –
«психической реальностью» могло никогда и не происходить, по крайней мере в том виде, в котором оно было восстановлено.
3 В этой ранней работе Фрейдом была предпринята попытка подвести биологическую базу под используемые им формулировки и терминологию таким образом, чтобы они согласовывались с современными достижениями в других науках. Он был сильно подвержен влиянию своего учителя Эрнста Брюке, который в свое время учился у Гельмгольтца, верившего, как и другие ученые девятнадцатого века, что принципы современной физики могли бы окончательно объяснить любые природные явления, включая психические.
4 Фрейд не всегда последователен относительно того, считает ли он инстинктом нечто психическое — в этом случае инстинкт и его психическое представление идентичны — или как нечто непсихическое, что проникает в сознание в виде ассоциативной мысли или эмоции в последствии становится психическим представлением. Психологическая концепция становится основой психоаналитической теории мотивации.
5 Выражения удовольствия и неудовольствия некоторые рассматривают как эмоциональные реакции (Emde и др., 1976), а некоторые как доказательство ранней дифференциации влечений (Brenner, 1982). В настоящее время можно утверждать со всей очевидностью лишь то, что эмоции и влечения фундаментально связаны.
6 Следуя этой теории, необходимо различать межличностные отношения и отношения объектные. Первые подразумевают взаимоотношения между людьми. В свою очередь, объектные отношения (или «интернализованные объектные отношения») отсылают нас к внутреннему опыту, т. е. к внутреннему представлению о себе и других и их роли во взаимоотношениях.
7 Малер приписала заметно выраженный сдвиг и функционировании младенца созреванию перцептуально-осознающей системы в центральной нервной системе Она полагала, что до этого времени «барьер на пути
– 440 –
раздражителей» защищал младенца от ударов внешних раздражителей. Постольку; поскольку недавние исследования документально подтвердили замечательную способность новорожденного воспринимать и различать раздражители различных сенсорных модальностей, идея о барьере более не является здравой или необходимой (Esman, 1983). Представляется, что многие факторы созревания и опыта лежат в основе этого сдвига, и важную роль тут может играть развитие эго-функционирования, способствующее интеграции раздражителей в новые поведенческие образцы (Lester 1983).
8 Возможно, более удачным переводом было бы «телесное «я»», поскольку Фрейд, очевидно, ссылался на часть аспекта das Ich, а не на Эго, как психологическую структуру.
9 При обозначении одной формы мышления как первичной, а другой — как вторичной, целью Фрейда было установление хронологического приоритета. Поскольку он считал одну форму мышления данной от рождения, он назвал ее первичным процессом, вторичный процесс приписывается более позднему процессу, связан ному с речью.
10 Это отличается от идеи Штерна (1985) о том, что паттерны сенсомоторных действий в ранних взаимодействиях мать — дитя формируют основу ранних концепций себя и других. Естественно, эта область нуждается в дальнейших исследованиях.
11 Когнитивный эгоцентризм не следует путать ни с какими психоаналитическими концепциями нарциссизма. Последние представляют любовь ребенка к себе, некоторая степень которой необходима для здорового развития, тогда как первое просто ограничивает его осознание своей позиции в отношении других. (М. Sandier, 1975).
12 Стречи (1961) отмечает наличие у этой концепции предшественников, а Фьюрер (1972) детально изучает ее разработку Фрейдом.
13 Мы считаем полезным обсудить Суперэго в терминах его функций и составляющих, чтобы облегчить
– 441 –
понимание его истоков и поступательного развития различных его аспектов. Мы признаем, что идея составляющих может повлечь за собой конкретизацию идей о системе таким образом, что будет подразумевать Суперэго контейнером с содержимым. Так же мы признаем тенденцию к антропоморфизации Ид, Эго, Суперэго некорректной, нельзя рассматривать любую систему как контейнер с содержимым.
14 Пиаже (1932), Кохельберг (1963) и другие физиологи обращаются к развитию ребенка с точки зрения морали. Они обращаются не к функционированию внутреннего психического действия, которое является результатом родительско-детских взаимодействий, а к эволюционированию детских познавательных способностей иметь дело с абстрактными концепциями морали и принимать их. Эти моральные запреты обеспечивают содержание того, что воспринимается как идеал, но они не должны смешиваться со структурой или функционированием Суперэго.
15 Имеются определенные расхождения на предмет того, где локализованы эти создающие комфорт функции — в Суперэго или в Эго. Ранее мы уже обращали внимание, что это функции Эго, тогда как Фьюрер обсуждает их в связи с Суперэго. Может быть, это еще один пример того, каким образом эти две системы перекрываются, когда функции Эго служат целям Суперэго.
16 Формирование обожаемых, крайне необходимых интроектов может вести не только к чрезмерной уступчивости, но также вмешиваться в межперсональные отношения. Требования интроекта инкорпорируются в идеальные объектные представления, и когда реальный человек не отвечает требованиям идеала, происходит его критическое недооценивание. Впоследствии такая личность имеет тенденцию постоянно разочаровываться как в себе, так и в других, но так как она для нарциссической подпитки продолжает оставаться чрезмерно зависимой от других, возникает склонность переходить от од-
– 442 –
ного объекта к другому. Впервые этот вопрос изучен Фрейдом (1914, стр. 101).
17 Фаст утверждает, что ранний опыт является недифференцированным и что чувство биологического пола и половой потенциал ребенка не ограничены его реальным биологическим полом. Она признает, что связанный с полом опыт, в некоторой степени с самого начала различающийся у мальчиков и девочек, находится под влиянием биологических факторов и различий обращения с ребенком, но при этом считает, что ранние представления о себе не зависят от пола. Ко второй половине второго года ребенок становится способен различать других людей как мужчин и женщин, но даже тогда сознание ограничений, которые накладывают характеристики пола, еще не доступно. Ее идея не лишена смысла, но она также иллюстрирует трудности в интерпретации наблюдаемого поведения и в выделении наиболее важных факторов среди многих, влияющих на формирование у ребенка его собственного уникального чувства мужественности или женственности.
18 Как мы замечали ранее, автоматическое заключение, что страх полового акта у взрослой женщины является следствием ранней детской фантазии о половых отношениях, более чем вероятно, — генетическое заблуждение, в котором более поздние фантазии приписаны более ранним. Пока девочка не пережила опыт сексуальных приставаний или первой сцены обнажения (которая, обычно, приводит к стеснению сексуальности и агрессии, а не пониманию половой связи), она редко полностью понимает сексуальные отношения и их функцию в процессе деторождения. Например, одна шестилетняя девочка после чтения книги на эту тему радостно описала, как сперматозоид попадает из пениса в яйцеклетку. Она представляла себе маленького сперматозоида с большими крыльями, летающего вокруг яйцеклетки, как птица-мама. Но она совершенно не смогла понять аспект половых отношений в этой информации. Много позже девочка все же может испытать невротические страдания, когда поймет
– 443 –
сексуальный смысл своих инфантильных желаний иметь ребенка от своего отца как инцест.
19 В своей книге о сновидениях Фрейд (1900) высказал идею о том, что люди иногда используют свое тело, как символически представляющее собой фаллос. Левин (1933) впоследствии расширил телесно-фаллическое символическое соотношение на другие области. Даже не смотря на то, что материалы из анализов некоторых взрослых пациентов обоих полов предполагают, что бессознательные телесно-фаллические фантазии могут существовать с детства. У нас нет доказательств тому, что такие фантазии — типичная часть женского развития.
20 Вследствие сложности этих определяемых эндогенно функций новорожденного, Штерн (1985) не принимает понятия «фазы отсутствия различий». Он утверждает, что так как новорожденный способен чувствовать различие между внешним и внутренним миром, собой и другими, то у него должно иметься некое ядро личности уже при рождении. Мэндлер, однако, указывает на то, что способность проводить чувственные различия не нуждается в понятийной форме представления (1988, стр.117-118). Имеется существенная разница между перцептом, или чем-то увиденным, и концептом, т. е. чем-то, относящемся к сфере мышления. Последнее необходимо даже для примитивного представления о себе (или чувства «я»). Вдобавок, поскольку мы рассматриваем Эго, как психическую систему, регулирующую поведение, мы понимаем его как нечто, проистекающее из регуляции физиологического состояния, и поэтому ей не тождественное. Вот почему, на наш взгляд, концепция фазы отсутствия различий (пусть и меньших, чем полагал Хартманн) остается полезной.
21 Защитные механизмы являются необходимой частью нормального развития и сами по себе не являются патологией. Некоторые авторы предпочитают использовать термин «механизмы сопротивления», чтобы отличать непатологические средства защиты от патологических.
– 444 –