Психологические понятия и терминология
Любое речевое нарушение по-разному, но обязательно, находит свое отражение в психической деятельности человека. Осознание своего речевого дефекта и разное отношение к нему, естественно, может порождать и ряд своеобразных личностных качеств и особенностей поведения, может отражаться в межличностных отношениях с окружающими, в социальном положении логопата в обществе. При сложных речевых нарушениях психологические особенности логопата входят в понятие сложной структуры его речевого дефекта.1
К тому же, речь человека — понятие не только лингвистическое, но, не в меньшей мере, и психологическое, рассматриваемое как явление (акт, процесс или вид) психической деятельности человека. В этом отношении различают основные функции речи: сообщения и побуждения к действию. Как психологическое явление речь входит в состав коммуникации и мышления, служит развитию познавательной деятельности, участвует в эмоционально-волевых процессах и др. Различают речь внутреннюю (для себя) и внешнюю (для окружающих).
Поэтому вполне закономерно, что для образования логопедического понятийно-терминологического аппарата необходимы психологические познания (и, соответственно, владение психологической терминологией)из целого ряда психологических дисциплин: общей и возрастной психологии, нейропсихологии, психологии речи, психолингвистики, специальной Психологии, патопсихологии, медицинской психологии, педагогической и социальной психологии.
Знание основ общей психологииполагает образование понятий о психике человека и общих закономерностях психической деятельности:
v о свойствах психики (или функциях): отражения и регуляции поведения и деятельности;
v о психических явлениях (актах): процессах, состояниях, свойствах;
v об индивидуально-типологических особенностях: темпераменте, личности, характере, способностях;
об условиях психического развития и зависимости формирования психической деятельности: от состояния ВИД, темперамента, соматического здоровья, от усло-
'Селиверстов В. И. Психологическая модель фиксированное™ заикающихся на своем дефекте. В кн. «Заикание у детей» — М. 1994. — С. 36—52.
вий жизни и воспитания, от разных видов практической деятельности;
v о роли и участии речи в психической деятельности человека;
v о психологических методах изучения психических явлений: лонгитюдном и сравнительном методах, наблюдения и эксперимента, бесед и изучения продуктов деятельности, анкетирования и тестов, альтернативном и корреляционном анализе, методах логопедического обследования; о научной надежности используемых психологических методов, их валидности, достоверности, репрезентативности.
Знания основ возрастной психологииформируют понятия.
v о роли биологического созревания (как условия) в психическом развитии человека;
v о динамике и поэтапном развитии психики, о становлении и развитии различных психических процессов и психических свойств личности в разные возрастные периоды: дошкольном, младшем школьном, подрост-ковом, юношеском, зрелом;
v о физиологическом и психическом возрасте, возможном
несовпадении физического и психического развития ребенка;
v о связи возрастных особенностей развития речи ребенка с условиями формирования его психических процессов, личностных качеств и поведения в социальном окружении;
v о негативном влиянии недостатков речи на формирование психических явлений и индивидуально-типоло-гических свойств личности и наоборот: о негативном влиянии недостатков психического развития на формирование речи.
Названные выше психологические понятия уточняются, углубляются и трансформируются под определенным углом зрения при изучении основ нейропсихологии, нейролингвистики, психолингвистикии психологии речи,рассматривающих внутренние стороны речевой деятельности:
v о мозговых механизмах высших психических функций, о связи психических процессов с системами головного мозга;
v о мозговых механизмах речевой деятельности и тех изменениях в речи, которые возникают при локальных поражениях головного мозга, о системном анализе речевых нарушений и др.;
v о процессах порождения и восприятия речевых высказываний, о процессах их кодирования и декодирования;
v о связи речевой деятельности индивида с личностными особенностями его речевых партнеров и др.;
v о внутренних состояниях и проблемных ситуациях, возникающих при общении между речевыми партнерами в случаях нарушенной речи одного из них.
Сведения из медицинской психологиидают представления и понятия о психогенных факторах и их влиянии на возникновение, течение и лечение разных соматических и психических болезней и связанных с ними мерами по психопрофилактике и психогигиене.
Патопсихология— создает психологические представления и понятия о закономерностях распада психической деятельности и свойств личности, об искажениях отража-тельной деятельности мозга, о конкретных нарушениях личности индивида, его восприятия, памяти, мышления, умственной работоспособности и др.
Педагогическая психология— формирует общие представления и конкретные понятия о психологической основе педагогики и частных методик обучения и воспитания:
v о закономерностях процесса усвоения (присвоения) индивидом накопленного общечеловеческого социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности;
v о психологической основе самого процесса учения (ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапности формирования умственных действий, методы модели-рования, системного анализа и др.), о формировании знаний и, связанных с ними, умений и навыков;
v о психологической основе процесса воспитания, о формировании различных сторон личности, о закономер-ностях усвоения нравственных норм и принципов, приобретения и развития эстетического вкуса, формиро-вания убеждений, мировоззренческих позиций и др.
На основе знания основ социальной психологии образуются понятия о закономерностях и особенностях поведения и деятельности человека в разных социальных группах: сверстники, дети и взрослые, дети и родители, коллектив класса или возрастной группы дошкольного учреждения, коллектив по виду совместной деятельности и т. д.
Среди разных отраслей психологии особое для дефектолога место занимает специальная психология— специфическая отрасль психологии, исследующая закономерности и особенности психической деятельности лиц (преимущественно детей) с разными отклонениями в психофизическом развитии: с недостатками интеллекта (олигофренопсихология), речи (логопси-хология), слуха (сурдопсихология), зрения (тифлопсихология), моторики (психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с детским церебральным параличом), с задержками психического развития.
Наличие того или иного дефекта (аномалии, нарушения) в психофизическом развитии индивида порождает необходимость представлений о своеобразии его психического развития и специфических условий для формирования его личности, познавательной и эмоционально-волевой деятельности, социального поведения. Специальная психология органично стыкуется с коррекционной педагогикой как психологическая основа обучения и воспитания аномальных детей.
Принципиально важным и необходимым для образования представлений и понятий по специальной психологии оказывается опора на основообразующие знания общей, возрастной и других отдельных отраслей психологии, логическая последовательность которых (их примерная схема) показаны нами выше.
Содержательная сторона специальной психологии определяется ее основными задачами (в данном случае и ее практическими формами выражения): психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.
Задачи психодиагностикиопределяют необходимость понятий:
v о сложной структуре самого дефекта, его внешних и внутренних проявлениях (физических и психических факторах), их соотношениях (первичных и вторичных нарушений) и причинах возникновения (биологического или социального, врожденного или приобретенного, эндогенного или экзогенного характера);
v об общих и специфических закономерностях аномального развития ребенка, о психологических характерис-тиках дизонтогенеза: задержанном или прежде времен-ном развитии, дефицитарном, искаженном или дисгар-моничном развитии;
v об отражении дефекта в психической деятельности индивида, о наличии, своеобразии и степени выраженности определенных психических признаков: навыков, умений, способностей, психических процессов, состояний, мотивов, интересов, черт личности, особенностей поведения и взаимоотношений с окружающими и др.
v об адекватных психологических методах исследования, вариантах их использования и умении строить диагностические и прогнозирующие суждения, обосновывающие диагноз и выбор в каждом конкретном случае необходимых условий, средств и направленности психокоррекционной и коррекционно-педагогической работы.
Реализация задач психокоррекционной работыпредполагает понимание процессов формирования личности у разных категорий аномальных детей путем использования специальных методов, приемов, средств и условий воспитания и обучения. Существенно значимыми здесь оказываются психологические понятия:
v о коррекции и компенсации нарушенных психических функций, социальной адаптации личности индивида, реабилитации поведения, о восстановительном и развивающем обучении и воспитании;
v ометодах и приемах психокоррекции, психологической саморегуляции и психотерапии: релаксации, аутогенной тренировки, сенсорного репродуцирования образов, суггестивных и рациональных методах и т. д.;
v об условиях и средствах психокоррекционного воздействия: индивидуальных и групповых, прямого воздействия (разъяснение, убеждение, внушение, обучение) и косвенного, опосредованного воздействия (окружающая обстановка, социальная среда, разные виды деятельности: игра, труд, учебные занятия), об использовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки) и разных технических средств (аудиовизуальных, механических и др.);
v об участии в психокоррекционной работе с аномальным ребенком разных специалистов (практического психолога, дефектолога, учителей и воспитателей, медицинских работников) и семьи.
Психопрофилактика,рассматриваемая в целом как система мер по охране и сохранению психического здоровья, предполагает в данном случае наличие понятий:
v осуществующей взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем индивида, о неблагоприятных факторах (и мерах по их предупреждению) для нормаль-ного физического, психосоциального и личностного развития ребенка: отягощенная наследственность, неблагополучные беременность и роды, болезни и травмы в раннем периоде развития, неблагоприятное влияние окружающей среды, социальных и бытовых факторов, недостатки воспитания ребенка и др.;
v об изменениях и задержках психического развития аномального ребенка под влиянием имеющегося первичного дефекта и мерах по их предупреждению в семье и в детских общеобразовательных учреждениях;
v об органичной связи психопрофилактической, психокоррекционной и коррекционно-педагогической работы при воспитании и обучении аномальных детей;
v о формах профилактической работы с населением, родителями, персоналом общеобразовательных и специаль-ных детских учреждений: консультирование, беседы, обучение, пропаганда и др.
Как видно из сказанного выше, логопсихология(как часть специальной психологии) тесно связана с разными отраслями психологических знаний, сфокусированных и трансформированных по отношению к индивидумам с разными видами речевых нарушений: дислалиями, ринолалиями и дизартриями; алалиями и афазиями; дисфониями, фонастениями и афониями; тахилалиями, брадилалиями и заиканием; дислексиями и дисграфиями и др.; с нарушениями речевого развития при недостатках интеллекта, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, задержках психического развития. В число специфических и основных задач логопсихологии входит изучение особенностей психической деятельности этих индивидов и поиски оптимальных путей психокоррекционной работы с ними. Профессионально значимыми здесь оказываются психологические понятия о закономерностях и особенностях психического развития детей с нарушенной речью:
v о закономерностях усвоения языка: о развитии способности понимать языковые значения разной степени обобщения; о синхронности приобретения артикуляционных, лексических и грамматических навыков; о развитии восприимчивости к выразительности лексических и грамматических единиц на фоне развития эмоционально-волевой сферы; о развитии чувства языка, интуитивного или сформированного владения всеми его компонентами;
v о влиянии речевых нарушений на психическое развитие детей: на познавательную и эмоционально-волевую деятельность; на формирование общеобразовательных знаний, умений и навыков; на формирование социально-личностных качеств и складывающихся взаимоотноше-ний с окружающими людьми, определяющими их социальный статус; на особенности их действий, поступков и поведения в разных видах деятельности и в разных ситуациях общения;
v о надежных психологических методах дифференциальной диагностики в системе речевых нарушений и психической деятельности ребенка;
v о психологических условиях, приемах и средствах, направленных на коррекцию познавательной и эмоцио-нально-волевой деятельности, на социальную адаптацию и реабилитацию поведения ребенка с нарушенной речью;
v о профилактических мерах, направленных на предупреждение у ребенка речевых расстройств и связанных с ними нарушений психической деятель-ности: психических процессов, состояний, свойств личности и особенностей поведения.
В заключение следует заметить, что в логопедической практике необходимость психологического изучения и кореек-ционного воздействия на речь, личность и поведение ребенка-логопата нередко носит декларативный характер, а логопеди-ческие приемы и упражнения традиционно ограничиваются только функционально-физиологической, тренировочно-рече-вой направленностью.
Между тем, именно психологическая часть логопедической работы (как ее психологическая основа) составляет обязательное условие целостного и одновременного интегрально-личностного коррекционного воздействия на ребенка-логопата в процессе его всестороннего и гармоничного воспитания и обучения, в процессе формирования его социальных позиций для полнокровного и достойного участия в общественной жизни.