Логика формирования логопедического понятийно-
Понятийно-терминологический
СЛОВАРЬ
ЛОГОПЕДА
проф. Под редакцией В. И. СЕЛИВЕРСТОВА |
Москва
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»
ЬБК 92 П 56 |
Под редакцией Д. И. Селиверстова |
Составители: Д. Я. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б Перчук, О. А. Братанова, Ю. В. Коркина, И. В. Попова, О. Ф. Мельникова, И. В. Кондукова, |
Составители:
Гаубих, Л. Б
ова, О. Ф.Ме
Е. П. Зуденкова
Рецензенты:
академик РАО, доктор психологических наук,
профессор В. И. Лубовский,
Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО,
доктор психологических наук, профессор В. А. Сластенин,
Заслуженный деятель науки РФ, академик АГН,
доктор педагогических наук, профессор Л. С. Волкова,
доктор медицинских наук, профессор Е. М. Мастюкова
Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под П56 ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. 15В1Ч[ 5-691-00044-6.
В словарь включено около 5000 терминов, отражающих содержание логопедической теории и практики и связь логопедии с разными отраслями научных знаний о человеке: лингвистикой, медициной, психологией, педагогикой, дефектологией и др.
Словарь предназначен для дефектологов, работников образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также — для студентов педвузов и средних специальных учебных заведений, для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
4309000000-84
14К(03)-97 ББК 92
1§1^ 5-691-00044-6© Концепция, структурирование, редактирование:
В. И. Селиверстов
© Составление: В. И. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б. Перчук, О. А. Братанова, Ю. В. Коркина, И. В. Попова, О. Ф. Мельникова, И. В. Кондукова, Е. П. Зуденкова
© М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
ОТ РЕДАКТОРА
Понятийно-терминологический словарь логопеда адресуется самому широкому кругу специалистов, связанных в своей профессиональной деятельности с проблемами развития языка и речи человека, с различными нарушениями речи, их предупреждением и преодолением.
Настоящий словарь — это первая в истории развития логопедии попытка создания отраслевого понятийно-терминологического словаря. По своему назначению он может рассматриваться как рабочая книга логопеда — как справочник и учебное пособие.
Специалист сможет найти здесь объяснение нового для себя слова, проверить себя, уточнить или дополнить свои представления и понятия о содержательном значении того или иного термина и его происхождении (этимологии). В этом справочно-вспомогательная роль словаря.
Неплохо, если читатель вдумчиво и доказательно сможет уточнить или дополнить объяснение отдельного термина, сумеет по сходству или различию объединить, обобщить отдельные понятия и термины в однородные группы (гнезда понятий) и увязал ь все это с соответствующими литературными источниками или опытом собственных наблюдений. В этом учебно-познавательное значение данного словаря.
Логопедия как отрасль научных знаний (в широком понимании — о человеке с нарушенной речью и его социальной реабилитации и адаптации путем специальных, коррекционных психолого-педагогических приемов; в более узком понимании — о нарушениях речи и методах их преодоления) возникла на стыке и использует знания разных наук: лингвистики, анатомии и физиологии человека, медицины, психологии, социологии, педагогики и др. В учебные планы вузовской профессиональной подготовки логопедов включены циклы соответствующих учебных дисциплин.
Основополагающее и многофункциональное значение языка и речи в социальном развитии человека, и сложность самой его речевой деятельности, связанной с ее физиологическими механизмами, с психологическими особенностями личности индивида, с особенностями его речевого общения и социального поведения — все это объясняет и подтверждает правомерность: а) выделения логопедии в отдельную отрасль научных знаний и б) наличия в словарном активе логопеда понятий и терминов из смежных наук (см. «Логика формирования логопедического понятийно-терминологического аппарата»).
Профессиональный понятийно-терминологический аппарат современного логопеда — это новые и устаревшие, традиционные и случайные новообразования и заимствованные слова и понятия. Мы полагаем, что они имеют право на представительство в словаре, если они используются в специальной литературе.
При этом, настоящий словарь — это не сборник каких-то раз и навсегда затвердевших правил и понятий, разрешенных или неразрешенных к использованию терминов, не нормативный и обязательный в работе логопеда указатель или документ. Словарь представляет собой живой, динамичный в своем использовании и трактовке, в своем постоянном совершенствовании, в дополнениях и уточнениях свод профессиональных понятий и терминов, используемых специалистом-логопедом. Это всего лишь языковое выражение и отражение динамики развития логопедической теории и практики. Другими словами — это живой профессиональный язык логопедии как отрасли развивающихся научных знаний.
В этом отношении мы понимаем, что настоящий словарь и недостаточно полон, и имеет ряд несовершенств. Но это первая попытка создания подобного рода отраслевого словаря. И мы надеемся, что он будет в определенной мере способствовать совершенствованию представлений о содержании и границах логопедической теории и практики, без чего невозможно существование и развитие любой науки.
Авторский коллектив предполагает продолжать работу по уточнению и дополнению «Понятийно-терминологического словаря логопеда» в свете современных научных достижений. Поэтому все предложения и замечания по его усовершенствованию будут приняты нами с благодарностью.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА
ЛИТЕРАТУРА
I. Словари
Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. — М., 1966.
Блейхер В. М. Эпонимические термины в психиатрии, психотерапии, медицинской психологии. — Киев, 1984.
Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С. Н. Бокова. — Воронеж, 1995.
Богозов Н. 3., Гозман И. Г., Сахаров Г. В. Психологический словарь / Под ред. Н. Ф. Добрынина и С. Е. Советова. — Магадан, 1965.
Георги Д. Арнаудов, Медицинская терминология (на пяти языках). — София, 1964.
Горбач И. Н. Неврологические расстройства. Словарь. — Минск, 1995.
Гуськов В. С. Терминологический словарь психиатра. — М., 1965.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Спб-М., 1912-1913.
Дефектологический словарь / Гл. ред. А. И. Дьячков. — М., 1970.
Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов. Под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1996.
Краткая медицинская энциклопедия / Под ред. В. И. Покровского. — М., 1994.
Краткий дефектологический словарь / Гл. ред. А. И. Дьячков. — М., 1964.
Лингвистический энциклопедический словарь. / Гл. ред. В. Н. Ярцева — М., 1990.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1985.
Педагогическая энциклопедия. В 4-х тт. / Гл. ред-ры: И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. — М., 1964—68.
Педагогический словарь. В 2-х тт. / Гл. ред. И. А. Каиров. — М., 1960.
Полонский В. М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. — М., 1995.
Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М., 1983.
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М., 1996.
Психология. Словарь / Под ред. А В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. —М., 1990.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М., 1976.
Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. И. В. Лехина и Ф. Н. Петрова. — М., 1995.
Словарь русского языка. В 4-х тт. / Гл. ред. А. П. Евгенье-ва. - М., 1981-84.
Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М., 1990.
Современный словарь иностранных слов. — Спб, 1994.
Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. В 3-х тт. — М., 1958.
Толковый словарь русского языка. В 4-х тт. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М., 1994*
Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х тт. / Гл. ред. Б. В. Петровский. — М., 1982—84.
Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. В 3-х тт. / Гл. ред. Г. И. Кукушкин. — М., 1961.
П. Учебники и учебные пособия по логопедии
Беккер К.-Л., Совак М. Логопедия. — М., 1981. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 1985.
Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в шести томах / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М., 1982.
Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. — М., 1968.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
Жинкин М. И. Механизмы речи. — М., 1958.
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962.
Куссмауль А. Расстройства речи. Опыт патологии речи. — Киев, 1879.
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М., 1991.
Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1989.
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969-
Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991.
Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.
Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.
Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. — М., 1974.
Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. — М., 1962.
Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973.
Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1988.
Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. —* M., 1969.
Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. — М.; 1989.
Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1959.
Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — М., 1961.
Хрестоматия по логопедии. В 2-х тт. / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М., 1997.
ОБ АВТОРСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
«Понятийно-терминологический словарь логопеда» подготовлен преподавателями кафедры дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета (заведующий кафедрой — профессор В. И. Селиверстов).
АВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ:
СЕЛИВЕРСТОВ В. И.: концепция, структурирование, организация и общее редактирование. Совместно с ГАУБИХЮ. Г.: составление изначального варианта логопедического словника и словаря.
ПЕРЧУК Л. Б.: буквы А—Й; гнезда понятий: психическая деятельность, нарушения психических процессов, задержки психического развития; нарушения темпо-ритмической стороны речи, голос и расстройства голоса.
БРАТАНОВА О. А.: буквы К—Л; гнезда понятий: логопедия, нарушения устной и письменной речи; нарушения зрения и слуха.
КОРКИНА Ю. В.: буквы М, Н, О; гнезда понятий: речь и речевые нарушения, звук и нарушения звуковой стороны речи. ПОПОВА И. В.: буква П.
МЕЛЬНИКОВА О. Ф.\ буквы Р, С, Т; гнездо понятий: умственная отсталость.
КОНДУКОВА И. В.: буквы У, Ф.
ЗУДЕНКОВА Е. П.: буквы X—Я; гнезда понятий: моторика, физическое воспитание.
Понятийно-терминологический
Словарь логопеда
Под ред. В. И. Селиверстова
Зав. редакцией Т. А. Савчук
Редактор А. И. Павлова
Компьютерная верстка Е. В. Чичилов
Корректор А. И. Павлова
Изд. лиц. № 064380 от 04.01.96. Сдано в набор 14.10.96. Подписано в печать 10.02.97. Формат 60x88'/i6- Усл. печ. л. 24,5.Тираж 25000. ЗакЛГ61.
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,
117571, Москва, проспект Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет,
тел.: 437-11-11, 437-46-97;
тел./факс: 932-56-21
АООТ "Политех-4". 129110, Москва, Б. Переяславская, 46. телефоны: 280-93-33 280-02-07
Понятийно-терминологический
СЛОВАРЬ
ЛОГОПЕДА
проф. Под редакцией В. И. СЕЛИВЕРСТОВА |
Москва
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»
ЬБК 92 П 56 |
Под редакцией Д. И. Селиверстова |
Составители: Д. Я. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б Перчук, О. А. Братанова, Ю. В. Коркина, И. В. Попова, О. Ф. Мельникова, И. В. Кондукова, |
Составители:
Гаубих, Л. Б
ова, О. Ф.Ме
Е. П. Зуденкова
Рецензенты:
академик РАО, доктор психологических наук,
профессор В. И. Лубовский,
Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО,
доктор психологических наук, профессор В. А. Сластенин,
Заслуженный деятель науки РФ, академик АГН,
доктор педагогических наук, профессор Л. С. Волкова,
доктор медицинских наук, профессор Е. М. Мастюкова
Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под П56 ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. 15В1Ч[ 5-691-00044-6.
В словарь включено около 5000 терминов, отражающих содержание логопедической теории и практики и связь логопедии с разными отраслями научных знаний о человеке: лингвистикой, медициной, психологией, педагогикой, дефектологией и др.
Словарь предназначен для дефектологов, работников образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также — для студентов педвузов и средних специальных учебных заведений, для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
4309000000-84
14К(03)-97 ББК 92
1§1^ 5-691-00044-6© Концепция, структурирование, редактирование:
В. И. Селиверстов
© Составление: В. И. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б. Перчук, О. А. Братанова, Ю. В. Коркина, И. В. Попова, О. Ф. Мельникова, И. В. Кондукова, Е. П. Зуденкова
© М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
ОТ РЕДАКТОРА
Понятийно-терминологический словарь логопеда адресуется самому широкому кругу специалистов, связанных в своей профессиональной деятельности с проблемами развития языка и речи человека, с различными нарушениями речи, их предупреждением и преодолением.
Настоящий словарь — это первая в истории развития логопедии попытка создания отраслевого понятийно-терминологического словаря. По своему назначению он может рассматриваться как рабочая книга логопеда — как справочник и учебное пособие.
Специалист сможет найти здесь объяснение нового для себя слова, проверить себя, уточнить или дополнить свои представления и понятия о содержательном значении того или иного термина и его происхождении (этимологии). В этом справочно-вспомогательная роль словаря.
Неплохо, если читатель вдумчиво и доказательно сможет уточнить или дополнить объяснение отдельного термина, сумеет по сходству или различию объединить, обобщить отдельные понятия и термины в однородные группы (гнезда понятий) и увязал ь все это с соответствующими литературными источниками или опытом собственных наблюдений. В этом учебно-познавательное значение данного словаря.
Логопедия как отрасль научных знаний (в широком понимании — о человеке с нарушенной речью и его социальной реабилитации и адаптации путем специальных, коррекционных психолого-педагогических приемов; в более узком понимании — о нарушениях речи и методах их преодоления) возникла на стыке и использует знания разных наук: лингвистики, анатомии и физиологии человека, медицины, психологии, социологии, педагогики и др. В учебные планы вузовской профессиональной подготовки логопедов включены циклы соответствующих учебных дисциплин.
Основополагающее и многофункциональное значение языка и речи в социальном развитии человека, и сложность самой его речевой деятельности, связанной с ее физиологическими механизмами, с психологическими особенностями личности индивида, с особенностями его речевого общения и социального поведения — все это объясняет и подтверждает правомерность: а) выделения логопедии в отдельную отрасль научных знаний и б) наличия в словарном активе логопеда понятий и терминов из смежных наук (см. «Логика формирования логопедического понятийно-терминологического аппарата»).
Профессиональный понятийно-терминологический аппарат современного логопеда — это новые и устаревшие, традиционные и случайные новообразования и заимствованные слова и понятия. Мы полагаем, что они имеют право на представительство в словаре, если они используются в специальной литературе.
При этом, настоящий словарь — это не сборник каких-то раз и навсегда затвердевших правил и понятий, разрешенных или неразрешенных к использованию терминов, не нормативный и обязательный в работе логопеда указатель или документ. Словарь представляет собой живой, динамичный в своем использовании и трактовке, в своем постоянном совершенствовании, в дополнениях и уточнениях свод профессиональных понятий и терминов, используемых специалистом-логопедом. Это всего лишь языковое выражение и отражение динамики развития логопедической теории и практики. Другими словами — это живой профессиональный язык логопедии как отрасли развивающихся научных знаний.
В этом отношении мы понимаем, что настоящий словарь и недостаточно полон, и имеет ряд несовершенств. Но это первая попытка создания подобного рода отраслевого словаря. И мы надеемся, что он будет в определенной мере способствовать совершенствованию представлений о содержании и границах логопедической теории и практики, без чего невозможно существование и развитие любой науки.
Авторский коллектив предполагает продолжать работу по уточнению и дополнению «Понятийно-терминологического словаря логопеда» в свете современных научных достижений. Поэтому все предложения и замечания по его усовершенствованию будут приняты нами с благодарностью.
ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОНЯТИЙНО-
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА