Урок шестой (К чему ведет хатха-йога?)
ТЕОРИЯ
К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВ ХРИСТИАНИНА
Необходимо понять, что йога — йоговские позы и в особенности дыхательные упражнения — непроизвольно высвобождает большие количества энергии. И я не собираюсь удивить вас, подчеркнув, что именно здесь кроется ее опасность. Собственно говоря, если эта энергия не находит выхода или, точнее, если она не расходуется на развитие высших способностей души и духа, то существует риск, что она превратится в препятствие, в фактор, ведущий к недостатку равновесия; кроме того, побудив йога уйти в себя, эта энергия может породить в нем или выпустить наружу нежелательные комплексы. Подумайте о совершенном целомудрии или вечной девственности. Эти добродетели несут в себе явно позитивный аспект. Они высвобождают в тех, кто их практикует, большие силы, которые должны найти в себе то или иное применение, какую-нибудь возможность использования, на духовном плане (в случае с монахами) или в сфере филантропии (в случае со священниками и деятельными монахами). Если не контролировать эти силы и не придавать им должной направленности, они могут расстроить, дезорганизовать внутреннюю жизнь девственника или девственницы. Та же самая опасность подстерегает йога, который практикует эту систему без намерения облагородить свою жизнь или устремления к духовным и религиозным реальностям.
Мы должны перевернуть изречение «Если приемлешь цель, приемлешь и средства» я прочесть его таким образом: «Если приемлешь средства, значит приемлешь и цель». ОтсечьЙогу от ее духовной цели — значит забыть о ее происхождении (а у нее, как мы уже знаем, религиозные корни), но прежде всего при этом возникает опасность,— и очень серьезная — что энергия, вторую неизбежно высвободят занятия йогой, обратится против нас самих. Из этого следует, что каждый адепт должен быть мистиком, устремиться к вершинам созерцания.
Достаточно, если он имеет намерение проявлять больше великодушия и мужественности, исполняя свой повседневный долг человека, мужчины и более того—христианина.
Долг христианина... как представляется, польза йоги здесь довольно очевидна. За счет совершенно естественных феноменов йога окружает своих адептов атмосферой, которая на редкость благоприятна для проявления евангельских добродетелей. Она успокаивает чувства, смиряет страсти и делает мягче манеры; в то же время она ведет к безмятежности, довольству жизнью и самообладанию. Доказано, что она располагает к терпимости, доброте, уважению к ближним. Широка ли пропасть между таким умонастроением и идеалами Блаженства? Нет, конечно же нет! Тем более стоит потрудиться, чтобы перекинуть через нее мрет!
У меня имеются «Йога для всех» Десмонда Данна (Лондон, 1951), «Йога для себя» и «Йога для женщин» Эдуарда Лонга (Париж, 1960), «Вечная молодость, вечное здоровье» Индры Деви (Лондон, 1955). Великолепные книги, но с одним недостатком: прагматической философией, которая провозглашает целью совершенствование человека через действие исключительно материальных сил. Такие подзаголовки, как «Жить лучше, жить дольше», «Ради здоровья, красоты и счастья» и «Избавьтесь от недугов» ясно указывают на приземленные, почти что языческие тенденции предложенных методов. Другие книги имеют сомнительную эзотерическую направленность.
Результаты? Мираж! Человек двадцатого века, ошеломленный лихорадочным темпом современной жизни, часто, слишком часто ищет в йоге убежища от действительности. Он хочет, чтобы различные йоговские позы подарили ему несколько мгновений покоя, когда можно быть собой, без давления рекламы, идеологии и прочих негативных воздействий, которым он подвергается на работе. И таким образом ежедневные получасовые занятия йогой являются для него не более чем передышкой в ходе обычной житейской суеты. В таких случаях от ученика чаще всего требуются мучительные усилия, вначале чтобы убежать от реальности, а затем, когда удастся изолировать себя от окружающего мира, чтобы вновь приспособиться к повседневной жизни.
Иные желают большего: они надеются, под надежным руководством эзотерических учебников, приобрести сверхъестественные возможности, какие приписываются индийским йогам.22 Эти также заканчивают разочарованием, поскольку простое дыхание по правилам и выполнение необычных поз не приводит к той магической трансформации, на которую они рассчитывали.
Нет сомнения, что все эти адепты — а среди них, к сожалению, имеются и христиане—находятся на неверной дороге и им грозит погибель. Для последователей Христа, которые пожелают заняться йогой, приемлем лишь один путь — в направлении евангельских добродетелей. «Я занимаюсь йогой не как любитель,— пишет молодой африканец,— а очень серьезно. Я думаю обо всем, чем она может пополнить мою жизнь, обо всех переменах, которые она может принести. Я хочу достичь большей сосредоточенности, глубокомыслия и владения собой, и, прежде всего, приобрести нижеследующие качества, на которых желал бы основать свою жизнь:
1. Абсолютная прямота, искренность и честность.
2. Набожность, основанная на преданности Господу и свободная от каких-либо посторонних мотивов.
3. Большая простота, в духе Писания.
4. Железная воля.
5. Абсолютная чистота.
Все это дает своим адептам йога. Вот почему она меня заинтересовала».
Все дело в ориентации. Ясно, что если человек предает себя йоте как аскетическому способу существования, то в нем начинают цвести и развиваться самые разнообразные «мистические» добродетели, сообразно с его усердием и склонностями. Йоговские упражнения и жизненные правила, если можно так выразиться, подготавливают его душу к благодати, делают его способным принять божественную милость.
Ограняя раздражительность, смиряя нетерпеливость, избавляя от множества психологических дефектов, которые нередко являются следствием переутомления или какой-либо разбалансировки организма, нога поселяет в адепте доброту, известную умиротворенность, которая делает его более восприимчивым, готовит к пониманию и принятию доброты я мира, идущих от Христа. «Блаженны нищие. Блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды» Йога поможет вам уяснить смысл и, более того, практическую ценность этих евангельских изречений. «Довольство жизнью», способность рассматривать вещи с хорошей стороны, оптимизм, даруемые йогой, не вполне тождественны покорности Провидению. И все же йога открывает в этом плане неисчерпаемые возможности перед заранее подготовленным сердцем. Йог, великодушный га» природе, будет более восприимчив к зову свыше. Во многих отношениях освобожденный от цепей, раскрепощенный йог будет белее податлив, более открыт внушениям Святого Духа. Научившись терпению и стойкости, он яснее расслышит призыв к покаянию.
Йога может также особым образом помогать во время молитвы, способствовать молитвенной благодати.
Заметьте прежде всего, что йога подготавливает к участию в церковном ритуале. Христианский йог, больше других знающий о единстве человеческого состава, предается Богу всем своим существом (телом, душой и духом). Он принимает и чувствует, как позы тела влияют на состояние души. Имея опыт немой уединенной молитвы, йог лучше прочих знает; как вести себя во время общих молитв и славословий, когда требуется пустит в ход все выразительные способности-плоти. Коленопреклонения, простертая поза, телодвижения всех собравшихся в церкви—католик, практикующий йогу, -будет стремиться к тому, чтобы все это исполнялось подобающим образом. Йог инстинктивно понимает, что такое «правильно выполненное коленопреклонение свободного человека» (по выражению Пеги). Он лучше, полнее повторит жесты священника у алтаря или, если потребуется, монахов на хорах. Находясь в одиночестве или занимаясь на коврике, йог спонтанно примет ту позу, которая полностью отражает движения души.
«Тишина? Быть может, вы думаете, что тишина это отсутствие звуков, звуковая пустота? Но разве не является она, с другой стороны, духовной наполненностью?»24 Один йог, комментируя зги слова отца Пуселя, пишет: «Я. сам ощутил это однажды утром, когда предавался очень глубокой медитации, бес словно, беззвучно и без малейшего шума. Однако душа нашла для себя способ выражения. Неконтролируемые, непроизвольные жесты до конца отразили полноту моей души».
Тишина не тождественна молитве, однако молитва, в особенности молитва созерцательная, нуждается в тишине? в некотором смысле отделяется тишиной, ниспосланной свыше или изошедшей из сердца человека, который находится в состоянии покоя. Если человек сможет отвлечься от потока суетных мыслей, от круговорота житейских забот и тревог; если он сумеет очисти» «вое внутреннее существо от ненужных наслоений, оставленных сознательной и бессознательной деятельностью, то он испытает «мир, лежащий за пределами понимания». Этот мир проникнут мыслью, не выраженной слотами, что мы живем, перемещаемся и существуем в Боге Авраама, Исаака и Иакова, породившем Господа нашего Иисуса Христа, что «мы Его дети» (Деяния апостолов, 1729), что На всё, а мы ничто, пока Он не наполнит нас, пока мы не предадим себя Ему. В сущности, благодать, пребывающая в нас н делающая самое глубинное из наших «я» Богом, красноречива и активна. Если мы чисты н независимы от чисто человеческих ценностей, в том числе мыслей (логического мышления), если мы умеем избежать увлекающего нас потока я идей, которые вынуждают нас жить в каком-либо определенном окружении, если мы можем изолировать себя от мира, мгновение иди несколько мгновений жить сами по себе—тогда затаенная реальность, которая делает нас тем, кем мы являемся, то есть христианами, непременно проявит свое присутствие и заговорит в нас.
И поэтому, хотя вам не дано вызывать в себе и вокруг себя , проявления сверхъестественных, божественных сил и управлять их действиями, мы можем воспользоваться некоторыми доступными простым смертным методами, такими как йоговские позы и контроль дыхания, как эффективным (правда, наверно, лишь в ограниченной степени) средством, чтобы открыть путь к чистой молитве, созерцательной молитве. Они расчищают для нас место. Они- превращают нашу внутреннюю жизнь в пустыню, о которой говорит пророк («Я увлеку ее, приведу ее в пустыню [solitudinem]», Осия, 2.14). Они погружают душу в тишину, пока она не начинает слышать — не может не услышать—тихий голос Бога или даже горестные «стенания» природы (К римлянам, 8.22), взывающие к Господу. Эта природа (то есть плоть, которой: облекся Христос), похожая на ветвь, переполненную божественными соками, расцветает под воздействием йога и йоговских упражнений; йога так хорошо приводит в порядок плоть, успокаивает ее и дает ей отдых, что силы, ниспосланные свыше, начинают циркулировать в ней свободнее и действенное присутствие Бога Любви обретает, так сказать, большую мощь.
С этим уроком мое краткое исследование целей христианской йоги подходит к концу. В заключение лучше всего будет вновь процитировать высказывания одного из адептов, убедившегося в том, что йоговская наука способна принести большую пользу чистому, совершенному и целостному христианину. Отец Ламбер, кармелит из Бркяте, в ответ на утверждения, что «йогу невозможно отделить от ее нехристианских (буддистских, индуистских и пр.) корней», говорит, в частности, следующее:
«Йога принадлежит человечеству и существует для человека. Ей присуща внутренняя ценность, независимая от терминов, концепций и процедур, которые могут оказаться ошибочными или незначительными.
«Вечная>» йога (т.е. очищенная от всех суеверий я эзотерического, обрамления) содержит в себе как мы уже знаем» весьма ценные элементы. Но нам известно также, что йога полезна и раскрывается по-настоящему и полностью, только если она воспринята и преобразована в рамках христианства, руководима и одушевлена вечной Любовью и Истиной. Исключительные достоинства йоги расцветают лишь в атмосфере Света и Любви, исходящих от Бога.
Не следует ли нам, христианам, взяться за преобразование всех тех культурных ценностей, которые схожи сейчас с заблудшими овцами? рни нуждаются в Слове Божьем, они его ждут, и наша миссия — принести им Слово Божье. Но этого не сделать в уютной тиши кабинетов, где мы и тешим себя ролью критиков или доброжелательных наблюдателей. Практикующие йоги — вот кто нужен Христу!»25
ПРАКТИКА
ДЫХАНИЕ
Повторите упражнения предыдущего урока. Вдохните (через левую ноздрю), счет 6. Задержите дыхание (обе ноздри зажаты), счет 6 Выдохните (через правую ноздрю), счет 6. Вдохните (через правую ноздрю), счет 6. Задержите дыхание (обе ноздри зажаты), счет 6 Выдохните (через левую ноздрю), счет 6.
25 Л. Ламбер (кармслитский орден), «Древняя йога и современный человек» в «Ритмах мира» (1960), том VIII, стр. 162. Возможно, уместно будет процитировать заключение той же статьи: «Надеюсь, из вышесказанного ясно, что йога может оказать воистину одухотворяющее влияние; она помогает человеку реализовать свое духовное достоинство, она учит, как достичь того результата, на который указывает сема этимология слова «йога», то есть как надеть на тело ярмо (иго) духа, а на сам дух" — то же ярмо, что и на его Первопринцип. Все это стало бы еще яснее, если бы можно было продемонстрировать многочисленные примеры конкретного применения йоги: в гигиене, медицине, обучении, во всех видах интеллектуальной деятельности, для обретения и сохранения моральных добродетелей (в особенности для женщин), в жизни священника и монаха. Тогда каждый бы признал, что вклад йоги я подлинное развитие и расцвет способностей современного человека поистине замечателен» (там же, стр. 179).
Проделайте это упражнение десять раз. Это будет большим шагом вперед, к восьмому уроку.
ПОЗЫ
Проделайте «Глубокий поклон» и «Дерево» и присоедините к ним следующую позу.
Упражнение 28. Треугольник
Встаньте прямо, нога врозь. Чем шире вы их расставите, тем правильнее будет выполнена поза. Руки поднимите горизонтально, ладонями вверх. Два-три раза шубою вздохните.
Поверните туловище до предела вправо; руки в это время должны оставаться на линии плеч, под прямым углом к линии ног. Вдохните. Потом выдохните и одновременно наклоните туловище и левой рукой коснитесь пальцев правой ноги. Правая рука по-прежнему находится на одной линии с левой. Голова слегка повернута вверх (рис. 30).
Рис. 30. «Треугольник»
Через очень короткое время выпрямитесь, вдыхая; рук не сгибайте. Два - три раза глубоко вздохните, а потом поверните корпус влево, наклонитесь (с выдохом) и коснитесь правой рукой пальцев левой ноги. Проделайте это один раз. Вдыхая, распрямитесь и мягко уроните руки вниз.
Вместо того чтобы касаться ног, вы можете дотянуться до земли между ступнями. Это немного труднее.
Тем, кто страдает заболеваниями позвоночника и почек, можно делать это упражнение, но с осторожностью я не стараясь непременно коснуться земли или пальцев ног.
Терапевтический эффект этой позы очевиден: она развивает мускулы боков и спины и делает гибче позвоночник и таз. Бели вы проделываете ее утром, сразу когда встанете с постели и умоетесь, она дает превосходный эффект, поскольку помогает преодолеть застой в костях и мышцах.
Затем исполните «Змею» (три раза), «Натянутый лук» (один раз) и «Дельфина», но между двумя последними позами вставьте паузу для расслабления: опуститесь на землю ничком и вытяните руки; расслабьтесь, налягте на коврик всей тяжестью и отдыхайте. Этот вариант позы релаксации иногда бывает более эффективен, чем приведенный выше, в особенности в промежутке между «Натянутым луком» и «Дельфином».
Упражнение 29. Полный наклон назад
Начните с позиции «Дельфин». Согните колени и выпятите ягодицы, как в упражнении 5. Сядьте на пятки или, еще лучше, между пяток (носки должны соприкасаться). Выгните грудь, плеч» отведите назад; затем начинайте отклонять назад туловище. В первый раз можно держаться одной рукой за мебель или падать на локти. Спину следует максимально выгнуть, а голову опустить, макушкой вниз, на землю (вы будете видеть вверх ногами заднюю стену комнаты). Руки откинуты назад (рис. 31).
Рис, 31, «Полный наклон назад»
До того как отклониться назад, нужно сделать вдох. Приняв позу, осторожно выдохните и дальше дышите как обычно. Затем сконцентрируйтесь на подложечной ямке (солнечном сплетении, которое аккумулирует энергию).
Вы можете также (рис. 32) скрестить руки под лопатками или даже уронить их вдоль туловища, отчего ваша грудь расправиться. Некоторые кладут руки под шею как подушку.
Вам придется преодолеть три трудности: 1) выгнуть спину (для этого требуется большая гибкость позвоночника, но предыдущие упражнения дали вам необходимую подготовку); 2) с напряжением выпятить мускулы живота и бедер26 (очевидно, что у тех, у кого слаб reetus abdominis [прямая мышца живота}, требуется большая осторожность); 3) нормально дышать (вначале у человека захватывает дух и кажется, что упражнение невыполнимо. Со временем эта трудность, как и другие, преодолевается).
Оставайтесь в этой позиции не дольше нескольких секунд. Затем поднимитесь с помощью рук. Позднее вы научитесь подниматься за счет позвоночника, равно как и опускаться.
Эта поза очень важна. Она весьма эффективно воздействует на внутренние органы (в том числе печень), растягивая их, на спинной мозг и нервные центры, в особенности на солнечное сплетение (на уровне подложечной ямки), на грудь, которая при этом максимально расправляется. Поэтому необходимо научиться выполнять «Полный наклон назад» правильно.
После этого трудного упражнения «Сложенный лист» (упражнение 12) дает очень приятную возможность .расслабить Не торопитесь, дышите глубоко и медленно.
Завершить занятия можно «Свечой», «Плугом» и, наконец, «Позой релаксации».
Рис.32. «Полный наклонназад» (вариант)
* Начинающим советую развести колени в стороны, но не отрывать их от земли.
Урок седьмой (жизнь йога)
ТЕОРИЯ
ДЕЙСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ
Мы узнали, что такое йога и куда она ведет своих адептов. Теперь мы проникнем в жизнь йога и обратимся к искусству более сложному, чем позы, и сравнимому с контролем дыхания. Это искусство думать, размышлять, концентрироваться, а первым шагом к нему является искусство присутствовать в том* что ты делаешь.
Нет таких внешних признаков, по которым можно было бы узнать йога, а в особенности христианского йога. Он ничем не выделяется, он часть окружения; Обычно он избегает привлекать к себе излишнее внимание. И все же опытный взгляд узнает его: по походке (йог иногда ходит «как индеец»), по манере держаться (йог стоит выпрямившись, а когда садится, редко откидывается на спинку стула), но главное, по телодвижениям (в каждое движение йог вкладывает всего себя; его движения отточены — глядя на священника у алтаря, легко определить, занимается ли он йогой}.
Да, йог все делает лучше других, его усилия сознательны. В то, что делает, он старается вложить всего себя. Он избегает рутины, автоматизма. Он стремится действовать обдуманно и, так сказать, владеть своими реакциями. Он хочет быть выдержанным я хладнокровным, чтобы как следует выполнить то, что от него/требуется. Привычка портит людей. Их действия несовершенны, поскольку отсутствует одно условие: активное и эффективное присутствие в том, что ты делаешь. Человек не «живет» выполняемой работой, его слова и поступки не диктуются истинным сознанием их значения.
Мы слишком легко позволяем себя отвлечь от дела. Ц итоге задуманное не получается, результат усилий ничтожен.
Чтобы повысить качество своего труда, нам нужно, как говорится, «с головой влезть» в то, что мы делаем. Йог добивается от себя «действенного присутствия». Часто, ли в течение дня мы с головой отдаемся своей деятельности? Иногда нам это удается, и в результате работа бывает выполнена отлично рациональным способом, Но приходится
признать, что из-за диктуемого современной техникой стремительного темпа жизни мы не успеваем сознательно сосредоточиться на своем труде, да и самими собой бываем не долее мгновения. •.
Чтобы пояснить это утверждение» позвольте мне рассказать о типичном дне из жизни одного хорошо известного мне человека (моего брата, инженера из Парижа). Обычно он вставал •—• а вернее, спрыгивал — с постели приблизительно в двадцать минут шестого и стремглав бежал в ванную комнату. Через десять минут, он бывал уже готов к выходу. Не задерживаясь, чтобы позавтракать (когда время позволяло, он глотал чашку кофе), брат устремлялся к станции (ровно в семи минутах от дома). Дорога была изучена досконально—покинув дом за семь с половиной минут до прибытия поезда, брат не опасался, что опоздает, Полчаса на пригородной электричке, еще одна чашка кофе на Восточном вокзале, метро и контора; затем просмотр почты, деловые беседы, расчеты и так далее... Около десяти он позволял себе короткий перерыв — в четверть часа. Этого хватало, чтобы сбегать в ближайшее кафе и проглотить круассан и очередную чашку .кофе. Второй завтрак он съедал второпях, а потом недолгое время отдыхал в конторе. Затем следовала работа приблизительно до пята часов. Снова нужно было садиться в метро, а после метро - на поезд. В дороге брат читал газеты и болтал с приятелями. От станция до дома — те же семь минут. Обед вечером и передышка в полдень — sot две вещи, которые, вероятно, по-настоящему удавались моему брату: тут он не торопился, получал удовольствие и, судя по всему расслаблялся. Но зазвенит во время перерыва телефон, дети вечером затеют шум, пожалуется на какие-нибудь трудности жена — и все испорчено.
Как часто такой перегруженный День напоминал мне гонку; во всяком случае, он представлялся мне суматошным, пустым, изнурительным и хаотичным. Я уверен, что если бы мой брат познакомился с йогой и постарался бы в течение дня выкроить десять минут или четверть часа для предложенных мною упражнений (например, после возвращения из конторы или перед сном), его жизнь бы переменилась. Да, «потраченные» десять минут научили бы его, к примеру, отводить больше времени для дороги на станцию, превратить эту пробежку в приятную прогулку; по пути смотреть по сторонам; вечером, возвращаясь домой, дать отдых глазам — глазам, телу и уму} наконец, развлечь себя зрелищем великого множества предметов, которые природа и провидение разбросали на нашем пути и которым мы не уделяем внимания.
Известно, что занятия йогой учат смотреть на вещи безмятежно, покоить, а не утомлять глаза, отдаваться освежающему и утешительному очарованию окружающих) мира. Чтобы смотреть или, скорее, чтобы видеть, нужно расслабиться и освободить свой ум; тело должно быть раскрепощено и «прет доставлено самому себе». Йога открывает путь к этому освобождению и раскрепощению всего нашего существа.
Разумеется, это происходит, если адепт действует в точности, как предписано; правильно выполняет упражнения, тщательно контролирует дыхание, а также если он проделывает особые упражнения на концентрацию или, проще говоря, на внимание.
ПРАКТИКА
УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ
Вы уже умеете сосредоточиваться. В те пятнадцать или двадцать минут, которые вы посвящаете йоговским упражнениям, в особенности позам, ваши душа и тело тесно связаны и действуют совместно. Вы заставляете себя полностью сконцентрироваться на своих телодвижениях, чтобы не проделывать их автоматически. Вы остаетесь собой. Рутины таким образом удается избежать. "Как только вы освоите те позы, которые я уже описал, я расскажу вам, как их усложнить, так что каждое движение будет требовать полной концентрация.
Равным образом и контроль дыхания требует полного сосредоточения. Научитесь сознательно следить за своим дыханием; сопровождать воздух, который вы вдохнули, когда он проникав! в дальние уголки легких, обогащает, очищает и фильтрует вашу кровь. «Я дышу: ж получаю питание, я вдыхаю силу, я вдыхаю жизнь! Я дышу: я открываю рот, я дышу Твоим дыханием, 0 Господи (сказано одном из псалмов), а потом я спокойно «хладнокровно изгоняю из своего тела всякую нечистоту». Превосходное упражнение на внимание, на действенную концентрацию!
Но теперь перейдем к следующим упражнениям.
Упражнение 30. «Остановка» глаз
Выберите привычное и удобное место, где вы будете в одиночестве: тенистый уголок, но не слишком темный. Вначале проделайте следующее упражнение для глаз.
Отведите взгляд как можно дальше влево, потом — вправо:
Поднимая глаза, переведите их из В в А, потом снова вернитесь в точку В (верхним путем). Из В переведите взгляд в точку С, затем в точку D. Вернитесь в А, затем в В, в D, в А и в С. Вернувшись в точку В, начните сначала.
Выполняйте последовательно: A-B-C-D-A, потом A-C-Of потом D-B-C и, наконец, C-B-A-D. Не утомляйте себя. Когда закончите, закройте глаза.
А теперь откройте глаза и попробуйте их «остановить», уставив взгляд куда-нибудь на лужайку перед собой, на ствол дерева, на растущие группой цветы. Пусть ваши глаза там отдыхают, пусть на них воздействует вид травяного покрова, обильной листвы или пестрых цветов, так чтобы эти образы запечатлелись в вашем мозгу, как на светочувствительной пленке.
Вскоре вы поймете, что это, казалось бы, простое упражнение на самом Деле очень нелегко выполнить. Мы слишком привыкли видеть, как у нас перед глазами мелькает, как в кинематографе, одна картинка за другой, и не уделяем тому, что видим, почти никакого внимания. На нас производят впечатление только движущиеся объекты, и то лишь потому, что они перемещаются; таким образом, мы редко занимаемся сознательным наблюдением. Бывает, нам бросится в глаза смазанный контур автомобиля на перекрестке. Он возник лишь на мгновение и почти в тот же миг исчез. И все, что появляется, а затем исчезает из нашего поля зрения за день, похоже на этот, автомобиль. Такова наша повседневная жизнь... ее можно сравнить с кино.
Вам нужно заново научиться смотреть, чтобы на протяжении дня разглядеть как следует, спокойно и хладнокровно, хотя бы несколько предметов. Дайте себе время чтобы хоть что-нибудь понаблюдать сознательно. Я не предлагаю вам смотреть пристально или анализировать увиденное. Позднее* при необходимости, вы научитесь фиксировать внимание на предмете, рассматривать его аналитически. Сейчас же вы просто приучаетесь наслаждаться природой и наполнять подсознание ее прекрасными образами. Не старайтесь удержать эти впечатления в памяти. Позвольте взгляду блуждать, где угодно. Достаточно, если у вас есть хотя бы минимальное желание не только смотреть, а и замечать. После нескольких недель такого переобучения вы с удивлением установите, что видите очень многое и видите ясно. Вы обнаружите, что, позволяя своим глазам покоиться на предметах, вы отдыхаете.
Упражнение 31. Вслушивание
Спокойно смотреть—это искусство. Слушать —» тоже искусство. Причем искусство, многими забытое. Кинематограф вредит глазам, радио и городские шумы губительны для слуха. Восстановить слух труднее, чем зрение. Тишина, на фоне которой можно что-нибудь услышать, это такая редкость. Одна!» бывают минуты, когда кажется, что все вокруг замирает. Воспользуемся таким интервалом, чтобы прислушаться к звукам, менее шумным, чем те, что обычно нас окружают.
Например, если у вас есть сад, вы можете воспользоваться им как местом воспоминаний и покоя. Попробуйте расслышать какой-нибудь знакомый звук: щебет птиц поблизости, журчание ручейка или даже шумы соседнего города—беспорядочный гам, но в кем можно различить кое-какие определенные звуки. Прислушаемся, раскроем уши, чтобы звук проник в них, нашел там убежище, отпечатался у нас в мозгу. Не нужно напрягать слух, будто пытаясь уловить слова лектора в дальнем конце зала. В любом случае избегайте напряжения, сохраняйте пассивность, тогда вы будете слышать яснее.
Мой вам совет — не нужно анализировать. Если вы проигрываете граммофонную пластинку, не старайтесь определить, каков темп и ритм записанной сонаты. В этот урок во* шли упражнения на «намеренную пассивность» (которую можно сравнить с сознательным и намеренным расслаблением в «Позе релаксации» — принцип тот же). Музыка, песни птиц, бормотание ручья, городские шумы должны просто вливаться в ваши уши. Будьте внимательны, но полностью расслаблены. Такое упражнение слуха дарует нам самый настоящий отдых, а кроме того, позволяет вернуть способность слышать более ясно и с большей пользой.
Упражнение 32. Тактильные и прочие ощущения
Речь идет о развитии чувств, так чтобы познавать окружающий Мир без помощи мысли. Нам: нужно настроить себя на сознательное восприятие, на то, чтобы получать сигналы только извне, не отвлекаясь на идущие изнутри.
Вытяните руку, коснитесь стола, стула, куска ткани и заметьте первое ощущение, которое при этом возникнет. Не думайте о чем, кроме того, что ощущают ваши пальцы. Сторожко положите руку на окно и небрежно проведите вверх-вниз. Зато* потрогайте свою одежду, стол, обивку мебели. Мимоходом обратите внимание на холод стекла, мягкое тепло одежда!, выпуклость края стола.
Тренируйте таким же образом и другие чувства: нюхайте (дым, цветы). Научитесь хотя бы мимолетно наслаждаться всеми чувствами сразу. Обращайте внимание на свои ощущения, будьте к ним чутки.
Упражнение 33. Ходьба
Нет ничего обычнее ходьбы. За день мы проходим пешком не одну милю. Выделим некоторое время — например, пять минут—на сознательную ходьбу. Встаньте прямо, плечи отведите назад (но не сильно), руки должны свисать свободно, ладонями вперед. Идите равномерно, в такт дыханию — например, за время вдоха делайте четыре шага, выдоха — пять или шесть шагов. Велите себе совершать движения сознательно; уделять, к примеру, внимание контакту ступни с землей—тому, насколько он жесткий; чувствуйте, как сгибаются колени; прислушивайтесь к звуку своих шагов. Каждый шаг проделывайте вдумчиво, взгляд фиксируйте на пейзаже перед собой. Скоро вы почувствуете, как ваши члены раскрепощаются, исчезает тяжесть. Тело становится послушным, прогулка превращается в отдых.
Мои советы могут показаться тривиальными и ребяческими. Но попытайтесь. Если вы будете во время прогулки» как сказано выше, уделять внимание своим движениям, пешие походы станут для вас отдыхом и в конце долгого пути вы не слишком утомитесь. Вы также будете приучать себя к самоконтролю и в дальнейшем станете полным властелиномсвоих действий.
Упражнение 34. Чтение вслух
Точнее, речь вдет о том, чтобы быть внимательным во время чтения, прислушиваться к его звучанию, независимо от того, вслух вы читаете или про себя. Возьмите какой-нибудь текст, простой или сложный — не имеет значения, и читайте его громко или шепотом, не особенно стараясь понять смысл. В этом упражнении важно слушать свое чтение, воспринимать звучание букв, слогов и слов, сознавать, какой интонации требуют общее содержание текста и синтаксис. Короче, слушайте себя, как слушаете обычно кого-нибудь другого.
Вы обнаружите, что понимание сложного текста значительно облегчается, если в первый раз прочесть его таким образом вслух.
Бели читая текст про себя, вы мысленно слышите, как он звучит, то текст при этом отпечатывается в вашем подсознании. Если вы отложите книгу на сутки, а затем прочтете, на этот раз вдумываясь в содержание, то окажется, что вы стали быстрее улавливать смысл трудных отрывков.
ПОЗЫ
Владение столь распространенными на Востоке «сидячими» позами является большим преимуществом, и вы в этом убедитесь. Таких поз существует несколько, но все это, по существу, варианты одной и той же исходной позы. Я уже рассказал вам о превосходном подготовительном упражнении для «Совершенной позы» (упражнение 13, стр. 38-39). Это упражнение также хорошо подготовит вас и ко всем остальным позам, которые нам предстоит освоить. Не сомневаюсь, что вы уже попрактиковались в этом упражнении.
Упражнение 35. Совершенная поза
Подготовка и вариант первый
В дополнение к коврику или мату, на котором вы обычно занимаетесь, вам понадобится (вначале) довольно большая, подушка и свернутый коврик.
Сядьте в центр подушки, подложите под седалище ввернутый коврик. Бедра широко разведите.
Рис. 33. «Совершенная поза» (подготовка)
Согните левое колено и положите левую голень прямо перед собой, так чтобы пятка оказалась посередине туловища, под половыми органами, а лодыжка частью перед ними, а частью под ними. Если вы практиковались в позе упражнения 13 на стр. 39 (показанной здесь на рис. 33), то вам придется слегка ее изменить: бедра держать шире, а пятку правее — держите ее точно по центру, слегка подведя под промежность.
Затем согните правое колено и поместите правую стопу на левую, скрещивая лодыжки. Правая пятка также окажется: в центре (или чуть левее; она частично закрывает половые органы). Носок правой йога покоится на левой голени или между голенью и бедром. Пальцы левой ноги могут выглядывать спереди из-под правой голени (рис. 34).
Насколько я понимаю, единственная трудность заключается в том, чтобы как можно шире развести бедра (из-за этого впоследствии может возникать боль в области половых органов, но она прейдет, как и все другие - неприятные ощущения). Руки нужно держать так, как показано на иллюстрации.
Рис. 34. «Совершенная поза (вариант первый)
Рис. 35. «Совершенная поза» (вариант второй)
Корпус предельно выпрямить. Если это вам поможет, обоприте спину о какой-нибудь предмет мебели.
Смотрите неподвижно прямо перед собой, стараясь поменьше моргать. Можно также склонить голову и зафиксировать взгляд на пятке, или даже на пупке. Чрезвычайно важно сохранять полную неподвижность.
Упражнение 36. Совершенная поза Вариант второй
Некоторым этот вариант выполнить легче, чем первый. Правую ступню (или левую) расположите вдоль левой (или правой) голени, пятку поместите в паховую складку (половые органы окажутся между голенью и бедром, за пяткой). Наклонитесь, возьмите рукой левую {правую) стопу и уложите ее на правую (левую) голень, подошвой вверх. Выпрямитесь (рис. 35).
Трудность здесь в том, чтобы не отрывать колен от земли Это вполне доступно. Вам будет легче, если вы сядете на подушку или подложите под седалище свернутый коврик.
А теперь правильный вариант «Совершенной розы»: Вам нужно положить левую пятку под промежность или даже под анальное отверстие; подошва повернута вверх, и правая ягодица и бедро опираются на нее.
Затем, как в предыдущем упражнении, возьмите правую стопу рукой и поместите на левую голень, или» .точнее, между голенью и левым бедром, прижимая пальцы ноги к икре (рис.36).
Бели вы подложите под седалище свернутый коврик, это поможет вам не отклоняться от вертикали и сидеть на пятке без. особых усилий.
Разрешите сказать вам без обиняков, что каждый успех в атом упражнении является победой, а за победы нужно платить. Одним эта поза дается с большим трудом, другим - намного легче. Очевидно, это связано с некоторыми анатомическими особенностями: длиной и объемом бедер, упитанностью человека и т.д. Но еще более важную роль играют воля и воображение. Ночью, перед сном, воспроизведите в уме различные позы и способы их выполнения.
Рис. 36. «Совершенная лоза»
Рис 37. Поза героя